Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-21882/2019 |
13 августа 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено августа 2020 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владивостока,
апелляционное производство № 05АП-1454/2020
на решение от 29.01.2020
судьи Л.П. Нестеренко
по делу № А51-21882/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр юридической защиты» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 13.06.1997, дата присвоения ОГРН 17.10.2002)
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.12.2004),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 22.08.1991, дата присвоения ОГРН 12.12.2002),
об оспаривании решений,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Центр юридической защиты»: ФИО1 по доверенности от 26.08.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 20242), паспорт;
от администрации города Владивостока: ФИО2 по доверенности от 13.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 856), служебное удостоверение;
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: до перерыва - не явились, извещены; после перерыва - ФИО3по доверенности от 03.02.2020 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 4212), служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Центр юридической защиты» (далее – заявитель, общество, ООО «Центр юридической защиты») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – управление, регистрирующий орган, Росреестр), выраженного в уведомлении от 01.10.2019 №25/19-32532, об отказе в осуществлении кадастрового учета сооружения - тепловая сеть протяженностью 114 м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Пушкинская, 107, и решения от 01.10.2019 №25/001/007/2019-2326 об отказе в государственной регистрации права собственности ООО «Центр юридической защиты» на сооружение - тепловая сеть протяженностью 114 м, расположенное по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Пушкинская, 107, и об обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на сооружение - тепловая сеть протяженностью 114 м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Пушкинская, 107 (с учетом принятых судом уточнений).
Определением суда от 11.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Владивостока (далее – администрация, орган местного самоуправления).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.01.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, третье лицо - администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что спорное сооружение – тепловая сеть протяженностью 114 м, расположенное по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Пушкинская, 107, в реестре муниципального имущества Владивостокского городского округа не значится, муниципальной собственностью не является. Обращает внимание на то, что решение о выдаче разрешения на размещение данного объекта на муниципальных земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:000000:731 и 25:28:000000:5889, а также решение об установлении публичных сервитутов в целях прокладки инженерной сети в интересах общества уполномоченным органом не принимались.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Г.Н. Палагеша в отпуске на основании определения суда от 03.08.2020 произведена ее замена на судью О.Ю. Еремееву, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произведено сначала.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание 03.08.2020 не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие его представителя по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
ООО «Центр юридической защиты» в представленном в материалы дела письменном отзыве с учетом дополнений к нему, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
В судебном заседании 03.08.2020 апелляционной коллегией в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 06.08.2020, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После окончания перерыва присутствовавший в судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержал доводы апелляционной жалобы администрации, обжалуемое решение суда просил отменить.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
02.12.2002 на основании постановления от 25.11.2002 №2324 между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) были заключены договоры аренды земельных участков №3971, №3972, №3973, по условиям пунктов 1.1 которых арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010019:0057 площадью 969 кв. м, 25:28:010019:0058 площадью 1877 кв. м и 25:28:010019:0059 площадью 253 кв. м из земель поселений, находящихся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Пушкинской, 107, для использования в целях строительства и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса, в границах, указанных на кадастровой карте (плане) участках.
Срок аренды участков с 25.11.2002 по 24.11.2017 (пункты 2.1 договоров).
Земельные участки переданы арендатору по актам приема-передачи от 25.11.2002. Право аренды зарегистрировано 03.06.2003, о чем управлением сделаны записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сокращенно - ЕГРП) №25-1/00-42/2003-253, №25-1/00-42/2003-252, №25-1/00-42/2003-254.
В период с 18.11.2003 по 16.01.2008 на указанных земельных участках общество на основании разрешения на строительство от 18.11.2003 №136/03 в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО Проектная фирма «АРКС» в 2002 году и скорректированной в 2007 году, осуществляло строительство объекта капитального строительства – здания торгового комплекса.
По завершении строительства торгового комплекса общей площадью 4603,9 кв. м, этажность – 5, расположенного по адресу: <...>, заявителю выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.07.2008 №RU25304000-11/2008.
На основании проведенной Отделением №1 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю технической инвентаризации объекту присвоен инвентарный номер №05:401:002:000243990 и 02.02.2011 выдан технический паспорт на здание административно-торгового комплекса, расположенное по адресу: <...>.
07.04.2011 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 25.07.2008 №RU25304000-11/2008 в ЕГРП внесены записи №25-25-01/036/2011-351, №25-25-01/036/2011-352, №25-25-01/036/2011-353 о государственной регистрации права собственности общества на нежилые помещения в здании (лит. А), назначение: нежилое, общая площадь 391,2 кв. м, этаж цокольный, номера на поэтажном плане 3, 5, 6, 12, 15, 30-50 (III); общая площадь 1057,1 кв. м, этаж цокольный, 1 этаж, междуэтажное помещение, 2 этаж, 3 этаж, мансарда, номера на поэтажном плане цокольный этаж (№1, 2, 4, 7-10, 13, 14, 16), 1 этаж (№1, 3-9, 13-18, 29), междуэтажное помещение (№1, 2), 2 этаж (№1-10), 3 этаж (№1, 8-12, 14, 22-24, 43), мансарда (№1, 4-7, 10, 11, 16); общая площадь 3103,7 кв. м, этаж цокольный, 1 этаж, 2 этаж, 3 этаж, мансарда, номера на поэтажном плане цокольный этаж (№11, 17-29), 1 этаж (№2, 10-12, 19-28, 30-32), 2 этаж (№11-35), 3 этаж (№2-7, 13, 15-21, 25-42), мансарда (№2, 3, 8, 9, 12-15), адрес объекта: <...>, о чем управлением выданы свидетельства о государственной регистрации права 25-АБ №553131, 25-АБ №553132, 25-АБ №553133.
25.06.2012 нежилое здание торгового комплекса площадью 4552 кв. м, расположенное по адресу: <...>, поставлено на кадастровый учет с присвоением объекту недвижимости кадастрового номера 25:28:010019:590.
При этом для целей нормального функционирования здания торгового комплекса заявителем на земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:000000:731, 25:28:000000:5889, 25:28:010019:1420 в районе ул. Пушкинская, 107 в соответствии с проектом ЭСКО.ТУ.221-ТС, КЖ «Торговый цент в районе ул. Пушкинской, 107 в г. Владивостоке. Теплосеть», подготовленным ЗАО «Энергосберегающая компания» в 2005 году на основании технических условий, выданных ТС ОАО «Дальэнерго» от 18.05.2005 №8-14-634-2, построен объект вспомогательного назначения – тепловая сеть протяженностью 114 м.
11.12.2006 по результатам проверки технической документации и осмотра технического состояния теплопотребляющих установок и тепловых сетей государственным инспектором Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю выдан акт допуска их в эксплуатацию №64.
18.02.2019 общество обратилось в Росреестр с заявлениями о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права собственности на сооружение - тепловая сеть протяженностью 114 м, расположенное по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Пушкинская, 107, с приложением технического плана сооружения от 23.01.2019.
04.03.2019 регистрирующий орган принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права, оформленное в виде уведомления №25/19-7082, по причине непредставления заявителем документов, свидетельствующих о предоставлении обществу земельных участков, в границах которых расположено спорное сооружение.
06.05.2019 по результатам обжалования названного выше решения апелляционной комиссией было принято решение №25/19-36 об отклонении заявления от 04.04.2019 №25/19-36 об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 04.03.2019 №25/19-7082.
01.10.2019 управлением в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации в отношении вышеуказанного сооружения, были приняты решение в виде уведомления об отказе в государственной регистрации №25/001/007/2019-2326 и решение об отказе в осуществлении кадастрового учета №25/19-32532.
ООО «Центр юридической защиты», не согласившись с указанными решениями регистрирующего органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие документов, свидетельствующих о предоставлении обществу земельных участков, в границах которых расположено спорное сооружение, не могло послужить основанием для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, поскольку в отношении подземного линейного объекта не требуется предоставление правоустанавливающих документов на земельные участки, в границах которых расположен данный объект.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ), в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (сокращенно – ЕГРН) (часть 4 статьи 1 Закона №218-ФЗ).
В свою очередь, государственный кадастровый учет недвижимого имущества силу положений части 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
По правилам пункта 1 части 3 статьи 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Частью 4 статьи 18 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В частности, по правилам части 10 статьи 40 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона №218-ФЗ).
Из приведенных выше положений части 10 статьи 40 Закона №218-ФЗ следует, что по общему правилу государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданный объект недвижимости осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами не требуется получение разрешения на строительство конкретного объекта.
Как следует из пояснений общества, тепловая сеть протяженностью 114 м является вспомогательным сооружением, предназначенным для обеспечения функционирования главного, основного объекта – здания торгового комплекса, расположенного по адресу: <...>.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
К линейным объектам в силу пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
По правилам пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
При этом ГрК РФ не дает определение понятию «объект вспомогательного использования», не устанавливает критерии отнесения тех или иных строений и сооружений к числу вспомогательных, а также не относит к числу объектов вспомогательного использования здания, ограничиваясь только строениями и сооружениями.
Между тем, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в письме от 13.04.2020 №3215-АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования» выразила позицию о том, что к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства.
Пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон №384-ФЗ) установлено, что под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
По смыслу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
При этом тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям.
Таким образом, совокупный анализ вышеизложенных положений позволяет заключить, что под объектом вспомогательного использования следует понимать, в том числе сооружения, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществления строительства объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Как уже отмечалось ранее, на основании разрешения на строительство от 18.11.2003 №136/03 и в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО Проектная фирма «АРКС», обществом, как застройщиком, в период с 18.11.2003 по 16.01.2008 осуществлено строительство объекта капитального строительства – здания торгового комплекса по адресу: <...>.
Из материалов дела также усматривается, что на подключение данного здания к теплоисточникам ОАО «Дальэнерго» обществу были выданы технические условия от 18.05.2005 №8-14-634-2, на основании которых в соответствии с проектом теплоснабжения торгового центра в районе ул. Пушкинской, 107 заявителем в 2006 году осуществлено строительство и монтаж тепловой сети протяженностью 114 м от теплового пункта здания до места присоединения к тепловым сетям УТ-1052.
При таких обстоятельствах следует признать, что спорный объект (тепловая сеть) является сооружением вспомогательного использования по отношению к зданию торгового комплекса, поскольку создано с единственной целью - обеспечение теплоснабжения данного здания, фактически предназначено исключительно для его обслуживания и нормального функционирования и самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению отдельно от основного объекта не может.
Учитывая, что в отношении объектов вспомогательного назначения выдача разрешения на строительство и, как следствие, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, а ГрК РФ не содержит норм, запрещающих относить линейные объекты, в том числе тепловую сеть к объектам вспомогательного использования, общество при обращении в управление с заявлениями о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права собственности на спорное сооружение, следуя положениям части 10 статьи 40 Закона №218-ФЗ, представило технический план сооружения от 23.01.2019.
В обоснование приостановления, а в последующем и в отказе в осуществлении заявленных регистрационных действий, управление сослалось на непредставление заявителем документов, свидетельствующих о предоставлении обществу земельных участков, в границах которых расположена спорная тепловая сеть.
Оценив оспариваемые решения от 01.10.2019 №25/001/007/2019-2326 и №25/19-32532 в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам:
Из материалов дела, в том числе сведений технического плана сооружения от 23.01.2019 следует, что спорная тепловая сеть протяженностью 114 м проложена подземным способом в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:000000:731, 25:28:000000:5889, 25:28:010019:1420.
При этом из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН от 19.11.2019 №25/011/007/2019-1 и №25/011/007/2019-2 усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:000000:731, 25:28:000000:5889 находятся в муниципальной собственности города Владивостока.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в редакции, действовавшей в период возведения спорного сооружения, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
По правилам части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществлялось исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществлялось в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (часть 3 статьи 30 ЗК РФ).
Вместе с тем, линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности размещаются на значительном количестве земельных участков (в том числе под их поверхностью), которые принадлежат различным лицам, относятся к различным категориям и имеют различные виды разрешенного использования.
В силу части 8 статьи 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Вышеизложенное в совокупности с положениями части 2 статьи 6 ЗК РФ, согласно которой земельный участок как объект земельных отношений является частью поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, указывает на то, что прохождение линейного сооружения под поверхностью нескольких земельных участков исключало реализацию владельцем сооружения приобретения права на данные участки в порядке статьи 30 ЗК РФ.
Делая данный вывод, судебная коллегия принимает во внимание позицию Министерства экономического развития Российской Федерации, отраженную в письме от 04.03.2016 №6013-ПК/Д23и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения», согласно которой образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными, тогда как необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
Как следствие, прохождение линейного сооружения под поверхностью нескольких земельных участков не порождало каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у владельца сооружения, а лишь налагало на данные участки определенный специальный режим пользования.
В частности, владелец инженерных коммуникаций имел право требовать ограничение прав собственников (владельцев) земельных участков, под которыми расположены данные инженерные коммуникации, в связи с установлением охранных зон таких объектов, а также в случаях, предусмотренных законом, для эксплуатации таких объектов установления сервитута на земельных участках в соответствии с положениями статьи 274 ГК РФ и статьи 23 ЗК РФ.
Одновременно с этим следует отметить, что по правилам действующего законодательства (часть 3 статьи 39.36 ЗК РФ, пункт 7 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300) пользование вышеуказанными земельными участками в целях размещения тепловых сетей всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, с 01.03.2015 возможно без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В этой связи указание администрации на то, что решение об установлении публичных сервитутов в целях прокладки инженерной сети в интересах общества уполномоченным органом не принималось, судебной коллегией не принимается, как не имеющее значение для рассмотрения настоящего дела.
Кроме того, учитывая момент создания спорного сооружения (2006 год), ссылка заявителя жалобы на отсутствие у заявителя разрешения на использование муниципальных земельных участков для размещения тепловой сети, полученное в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 09.09.2015 №336-па «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Приморского края», признается судом необоснованной.
Более того, данное разрешение не является правоустанавливающим документом на земельный участок, таковыми признаются документы, подтверждающие вещное право землепользователя.
В свою очередь, принимая во внимание правила статьи 40 Закона №218-ФЗ и статьи 90 ЗК РФ, суд апелляционной инстанции отмечает, что право использования земельного участка без его предоставления при сооружении линейного подземного объекта не тождественно и не аналогично тому правовому титулу, для подтверждения которого оформляются и представляются правоустанавливающие документы.
Соответственно, учитывая, что спорная тепловая сеть является подземным линейным объектом, прокладка и допуск к эксплуатации которой были согласованы заявителем в установленном порядке, оформление прав на земельные участка, необходимые для эксплуатации теплосети, не требовалось.
В связи с этим ссылка регистрирующего органа на отсутствие документов, свидетельствующих о предоставлении обществу земельных участков, в границах которых расположено спорное сооружение, признается судебной коллегией необоснованной, однако данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемых отказов, учитывая, что при рассмотрении заявленных требований с учетом испрашиваемого способа восстановления нарушенного права подлежит исследованию вопрос о принципиальной возможности осуществления заявленных регистрационных действий в отношении спорного сооружения.
В частности, при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью в каждом конкретном случае следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Понятие недвижимого объекта раскрывается в статье 130 ГК РФ, в пункте 1 которой содержится указание на то, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
В силу названной нормы понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 №11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 ГК РФ.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости. Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Таким образом, поскольку в соответствии со статьей 1 Закона №218-ФЗ государственной регистрации подлежат права на объекты недвижимости, обстоятельства наличия или отсутствия у спорного объекта необходимых признаков, позволяющих отнести его к недвижимому имуществу, имеют значение для разрешения настоящего спора.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Закона №384-ФЗ здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
В силу пунктов 20 и 21 части 2 статьи 2 Закона №384-ФЗ сеть инженерно-технического обеспечения определяется как совокупность трубопроводов коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, а система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
По правилам пунктов 9, 15 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87, проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, в том числе Раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений».
Из проектной документации в отношении объекта «Торговый комплекс в районе ул. Пушкинская, 107 в г. Владивостоке» (2002 г.) следует, что в Разделе V «Инженерные решения. Книга 1. Инженерные сети. Чертежи марки НВК, ТС, ЭС, СС» в составе сети инженерно-технического обеспечения здания предусмотрено строительство водопровода, канализации, кабельных линий, а также теплосети.
Данный документ содержит расчетные параметры тепловых потоков, сведения об источнике теплоснабжения, точке присоединения к тепловой сети и т.д., а в графической части – генплан с теплосетью, из которого видно, что тепловая сеть примыкает к зданию торгового комплекса и выходит за пределы земельных участков, отведенных под строительство данного объекта.
В пояснительной записке к рабочему проекту «Торговый комплекс в районе ул. Пушкинская, 107 в г. Владивостоке (корректировка, 2007 г.) указано, что объект торговый комплекс находится в стадии строительства с большой степенью готовности. Выполнена строительная часть здания (80%), наружные инженерные сети ЛК, НВК, ТС, ЭС, подпорные стенки, внутреннее инженерное оборудование.
Согласно правовому подходу, сформулированному в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 №1160/13 по делу №А76-1598/2012, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2015 №306-КГ15-6732 по делу №А65-27590/2013, объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком; право собственности на такие объекты не подлежит регистрации независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с соответствующим земельным участком.
Так как спорное сооружение - тепловая сеть протяженностью 114 м, расположенное по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Пушкинская, 107, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к торговому комплексу, расположенному по адресу: <...>, то оно не может быть признано объектом недвижимости.
Делая данный вывод, коллегия учитывает позицию Минрегионразвития России, изложенную в письме от 19.02.2010 №6180-ИП/08, согласно которой сети инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, проектируемые в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не являются самостоятельным объектом. Сети инженерно-технического обеспечения в этом случае, хотя и имеют по своим техническим свойствам признаки линейного объекта, не являются отдельным объектом капитального строительства, а являются частью объекта, на который разработана проектная документация.
Соответственно, такой объект не подлежит кадастровому учету, а право на него не подлежит государственной регистрации.
При этом то обстоятельство, что в техническом плане от 23.01.2019 спорное сооружение охарактеризовано кадастровым инженером в качестве объекта недвижимости, на вышеуказанный вывод суда не влияет, поскольку отнесение того или иного имущества к отдельному объекту гражданского оборота является правовой оценкой и относится к прерогативе суда.
Одновременно с этим следует отметить, что в отношении линейных объектов, выступающих самостоятельными объектами недвижимости, градостроительное законодательство устанавливает необходимость получения разрешения на строительство (статья 51 ГрК РФ) и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК РФ).
Поскольку спорная тепловая сеть входит в состав проектной документации объекта капитального строительства «Торговый комплекс в районе ул. Пушкинская, 107 в г. Владивостоке» и самостоятельного разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не имеет, такой объект является объектом вспомогательного назначения и не является отдельным объектом гражданского оборота, в связи с чем поставить на учет и зарегистрировать право в отношении такого объекта невозможно.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные правовые акты, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Соответственно апелляционная жалоба администрации подлежит удовлетворению.
Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 6000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя. При этом, несмотря удовлетворение апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не относит на общество судебные расходы по государственной пошлине за ее подачу администрацией, поскольку последняя на основании статьи 333.37 НК РФ освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.01.2020 по делу №А51-21882/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | С.В. Понуровская |
Судьи | А.В. Гончарова О.Ю. Еремеева |