ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-3417/2022 от 15.09.2022 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А51-3417/2022

21 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Понуровской,

судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ка «Скиф»,

апелляционное производство № 05АП-5070/2022

на решение от 22.06.2022

судьи Л.П. Нестеренко

по делу № А51-3417/2022 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ка «Скиф» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании приказа от 03.12.2021 № 1596,

при участии:

от МЛХ и охраны объектов животного мира Приморского края: представитель ФИО1 по доверенности от 30.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 25663), служебное удостоверение.

ООО «Ка «Скиф»: не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ка «Скиф» (далее – заявитель, общество, ООО «Ка «Скиф») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным Приказа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 03.12.2021 № 1596 «Об утверждении заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по лесному участку, расположенному в Голубичном участковом лесничестве Рощинского лесничества, переданному в аренду для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений ООО «КА «СКИФ».

Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Ка «Скиф» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 22.06.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края не вправе произвольно ограничивать субъективные права общества, которое является добросовестным арендатором лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений площадью 47 648 га, местоположение Приморский край, Красноармейский муниципальный район, Рощинское лесничество, Голубичное участковое лесничество в силу действующего договора от 03.09.2018 № 5/34-2018-А. Подготовленный обществом проект освоения лесов на лесном участке соответствует нормам Лесного кодекса Российской Федерации, приказу Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». В свою очередь, отрицательное заключение экспертизы в случае несоответствия проекта освоения лесов, должно содержать указание на  конкретные положения законодательства. В данном случае, министерство, напротив, указало в качестве причины отказа – невозможность ежегодной заготовки пищевых ресурсов в в объемах, указанных в проекте освоения лесов. Кроме того, в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу № А51-15566/2019 было установлено, что сведения, указанные в проекте освоения лесов, утвержденном приказом департамента лесного хозяйства Приморского края № 959 от 25.06.2019, регламент лесничества и акт № 1-06-2018-Ргд от 10.10.2018, подтверждают факт внесения документированной информации в государственный лесной реестр в отношении спорного лесного участка, а, следовательно, и изменение характеристик лесного участка (увеличение объема дикорастущего ореха).  

Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 08.08.2022 и размещено в информационной системе «Картотека арбитражных дел» по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.

Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

В судебном заседании 05.09.2022 представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объёме.

Представитель Министерства на доводы апелляционной жалобы возражала.

В целях дополнительного исследования материалов дела с учетом позиции сторон судебное заседание было отложено до 15.09.2022.

ООО «Ка «Скиф», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, через канцелярию суда направило ходатайство об отложении судебного разбирательства по причине нахождения представителя истца с 15.09.2022 по 16.09.2022 в командировке.

Представитель МЛХ и охраны объектов животного мира Приморского края возражал против удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.

На основании части 5 статьи 158 АПК суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

Данная норма не носит императивного характера. Вопрос об удовлетворении или неудовлетворении ходатайства об отложении слушания дела решается судом с учетом всех обстоятельств дела по своему внутреннему убеждению.

Более того, согласно части 4 статьи 158 АПК РФ ходатайство об отложении судебного разбирательства должно быть обосновано уважительной причиной.

Суд, совещаясь на месте, с учетом мнения представителя министерства, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, определил в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания отказать, поскольку само по себе заявление такого ходатайства по смыслу статьи 158 АПК РФ не влечет за собой безусловную обязанность суда его удовлетворить.

Судебная коллегия не признавала обязательной явку представителя общества, кроме того, общество является юридическим лицом и не лишено возможности направить в судебное заседание иного представителя, ходатайств о необходимости представления дополнительных доказательств по делу общество не заявляло, суд располагает доказательствами, позволяющими рассмотреть спор по существу.

Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие ООО «Ка «Скиф».

В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края возражал относительно доводов апелляционной жалобы общества, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил суд оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.

Из материалов дела коллегией установлено следующее:

03.09.2018 между Департаментом лесного хозяйства Приморского края и ООО «Ка «Скиф» заключен договор № 5/34-2018-А аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений площадью 47.648 га, местоположение Приморский край, Красноармейский муниципальный район, Рощинское лесничество, Голубичное участковое лесничество, кварталы №№ 1-4,9-12,16,17,19-36,39-44,47-53,55-61,63-70, сроком на 49 лет с момента государственной регистрации. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Приморскому краю 12.10.2018 года.

На основании указанного договора аренды ООО «КА «СКИФ» на государственную экспертизу подготовило проект освоения лесов на арендованный лесной участок.

Приказом Департамента лесного хозяйства Приморского края от 25.06.2019 № 959 признано положительным и утверждено заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по лесному участку, расположенному в Голубичном участковом лесничестве Рощинского лесничества, переданному в аренду для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений ООО «КА «Скиф».

В целях выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов была проведена таксация лесов, на основании результатов которой разработан новый проект освоения лесов.

Приказом Департамента лесного хозяйства Приморского края от 30.11.2018 № 1562 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств Приморского края» был утвержден новый Лесохозяйственный регламент Рощинского лесничества.

В связи с принятием нового лесохозяйственного регламента в 2019 году, обществом было разработан новый проект освоения лесов по лесному участку, расположенному в Голубичном участковом лесничестве Рощинского лесничества.

При повторном рассмотрении указанного проекта приказом от 03.12.2021 № 1596 Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края признано отрицательным и утверждено заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по спорному лесному участку; приказ Департамента лесного хозяйства Приморского края от 25.06.2019 № 959 «Об утверждении Заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по лесному участку, расположенному в Голубичном участковом лесничестве Рощинского лесничества, переданному в аренду для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений ООО «Ка «Скиф» отменен.

Посчитав, что приказ министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные ООО «Ка «Скиф», общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом было отказано.

Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя министерства, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене, на основании следующего:

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Соответственно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику, который по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

Как предусмотрено в пункте 3 статьи 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

На основании пункта 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

В силу статей 71 - 73, пункта 2 части 1 статьи 83 Кодекса предоставление в аренду лесных участков осуществляется в соответствии с Лесным кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским Кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.

Частью 1 статьи 88 ЛК РФ на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, возложена обязанность составить проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 89 ЛК РФ).

Порядок проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов установлен Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513 (далее - Приказ № 513).

Согласно пункту 2 Порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.

Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка).

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 10 Приказа № 513).

По правилам пункта 10.1 Порядка, отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Порядок составления проекта освоения лесов регламентируется Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее - Приказ от 29.02.2012 № 69).

Согласно пункту 28 Приказа проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

 В соответствии с пунктом 30 Приказа от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Пунктом 31 Приказа от 29.02.2012 № 69 определено, что при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Из материалов дела судом установлено, что по условиям заключенного между Департаментом (арендодатель) и ООО «КА «Скиф» (арендатор) договора аренды лесного участка от 03.09.2018 № 5/34-2018-А ежегодный объем заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на лесном участке, площадь 47 648 га; местоположение: Приморский край, Красноармейский муниципальный район, Рощинское лесничество, Голубичное участковое лесничество, кварталы № 1-4, 9-12, 16, 17, 19-36, 39-44, 47-53, 55-61, 63-70, номер учетной записи в государственном лесном реестре 26/1105007-2018-05; кадастровый номер лесного участка 25:06:000000:1209/1; категория защитности: защитные и эксплуатационные леса; вид разрешенного использования: заготовка пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, приводится в приложении № 3 к договору, в котором указан, в том числе, расчет арендной платы по дополнительному соглашению к договору аренды лесного участка, заключенному в целях использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, а также ежегодный объем заготовки дикорастущих орехов (24 000 кг).

Вместе с тем, при рассмотрении нового проекта освоения лесов по указанному лесному участку, подготовленному на основании акта от 10.10.2018 № 1-06-2018-Ргд, и в связи с утверждением Приказом Департамента лесного хозяйства Приморского края от 30.11.2018 № 1562 нового Лесохозяйственного регламента Рощинского лесничества, экспертной комиссией признано, что проект освоения лесов не соответствует договору аренды от 03.09.2018 № 5/34-2018-А, а также указано на необходимость отмены приказа Департамента лесного хозяйства Приморского края от 25.06.2019 № 959.

Из заключения экспертной комиссии следует, что основанием для утверждения Министерством отрицательного заключения на основании оспариваемого в рамках настоящего дела приказа от 03.12.2021 № 1596 послужило то обстоятельство, что проектируемый объем заготовки кедрового ореха не соответствует объему, установленному договором аренды от 03.09.2018 № 5/34-2018-А, что противоречит пункту 28 приказу Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Так, согласно пункту 7.3. проекта освоения лесов проектируемый ежегодный объем заготовки кедрового ореха составляет 506 626 кг на площади 36337 га.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках дела № А51-15566/2019 было рассмотрено исковое заявление ООО «КА «Скиф» к Департаменту лесного хозяйства Приморского края о внесении изменений в договор № 5/34-2018-А от 03.09.2018 аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений путем изложения пункта 2.1 договора в редакции согласно уточнениям от 02.12.2019.

Однако, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-15566/2019 было отказано обществу в удовлетворении требований о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 03.09.2018 №5/34 -2018-А, поскольку, исходя из целей проведения аукциона и положений п.п. 2, 3 ст. 74.1 ЛК РФ, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы и объемов заготовки пищевых ресурсов, поскольку обратное приведет к нарушению прав иных возможных участников аукциона, в связи с чем суд не усмотрел оснований для внесения спорных изменений в договор от 03.09.2018.

При этом, также было установлено, что в связи с проведением в 2018 году таксации Департаментом лесного хозяйства Приморского края 10.10.2018 издан приказ №1149 «О введении в действие материалов лесоустройства», изменения количественных и качественных характеристик участка, установленные при производстве работ по таксации, внесены в государственный лесной реестр.

Факт увеличения объема дикорастущего ореха подтвержден судом, в том числе с учетом Лесохозяйственного регламента Рощинского лесничества, действовавшего в период с 2011 по 2018 гг., по которому ежегодный допустимый объем заготовки кедровых орехов был утвержден в размере 425,3 тонны, приказом Департамента лесного хозяйства Приморского края от 30.11.2018 № 1562 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств Приморского края» был утвержден новый Лесохозяйственный регламент Рощинского лесничества, в соответствии с которым объем кедрового ореха составил 3000 тонн.

Исходя из вышеизложенного, учитывая, что количественные и качественные характеристики лесного участка существенного изменились, при этом внесение изменений в части ежегодных объемов заготовки дикорастущих орехов в судебном порядке не произведено, по проекту освоения лесов, получившему ранее положительное заключение экспертной комиссии, проектируемый объем заготовки кедрового ореха не соответствует объему, установленному договором аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений № 5/34-2018 от 03.09.2018, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый приказ от 03.12.2021 № 1596 «Об утверждении заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по лесному участку, расположенному в Голубичном участковом лесничестве Рощинского лесничества, переданному в аренду для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений ООО «Ка «Скиф» принят министерством при наличии к тому правовых и фактических оснований.

Постановлением Губернатора Приморского края от 06.08.2019 года № 52-пг утверждена структура органов исполнительной власти Приморского края, в число которых входит Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира.

Постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2019 № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» Департамент лесного хозяйства Приморского края реорганизован путем слияния с департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира (вступило в силу с 01.01.2020 года).

В соответствии с пунктов 1.2 Положения о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 01.11.2019 № 713-па, министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Исходя из пункта 2.1.17.7. Положения проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов входит в компетенцию Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира.

В данном случае исходя из закрепленных постановлением администрации Приморского края от 01.11.2019 № 713-па «Об утверждении Положения о Министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края» полномочий Министерства, последнее является уполномоченным органом власти в области лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, в связи с чем выступает в отношениях с заявителем стороной договора аренды как гражданско-правовой сделки, а также имеет полномочия по издания приказа об утверждении заключений экспертных комиссий, так и полномочия по отмене приказов об утверждении заключений экспертных комиссий, в случае выявления несоответствия проекта освоения лесов, экспертного заключения требованиям действующего законодательства.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ от 03.12.2021 № 1596 не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем на основании части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.

Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.

Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1.500 рублей.

В связи с чем, излишне уплаченная обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1.500 рублей подлежит возврату плательщику из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

 Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.06.2022 по делу № А51-3417/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Ка «Скиф» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1.500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению №56 от 20.07.2022.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

С.В. Понуровская

Судьи

А.В. Гончарова

О.Ю. Еремеева