181/2022-22651(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе судьи Филимоновой Е.П.
рассмотрев (в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый Двор Купеческий»
на решение от 15.03.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022
по делу № А51-360/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый Двор Купеческий» (ОГРН 1112508000076, ИНН 2508096585, адрес: 692905, Приморский край, г. Находка, ул. Сидоренко, 1, 6, 2)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Приморскому краю (ОГРН 1042501619522, ИНН 2508000438, адрес: 692904, Приморский Край, г. Находка, Находкинский пр-кт, 9)
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Торговый Двор Купеческий» (далее – ООО «ТД Купеческий», общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Приморскому краю (далее - инспекция, административный орган) от 23.12.2021 № 25082133000296400004 о назначении
[A1] административного наказания по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 1 848 руб.
Дело рассмотрено Арбитражным судом Приморского края в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 15.03.202, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО «ТД Купеческий» просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, как незаконные. Полагает, что судами сделаны неверные выводы об отсутствии оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ, а также для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ. Приводит доводы о нарушении инспекцией порядка проведения проверки.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу против доводов общества возражает, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ и разъяснений, данных в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
Как установлено судами, на основании поручения от 24.11.2021
№ 250820210226003 инспекцией проведена документарная проверка соблюдения обществом требований валютного законодательства Российской Федерации за период с 01.01.2020 по 31.03.2020, о чем составлен акт
[A2] проверки соблюдения валютного законодательства от 10.12.2021
№ 250820210226571.
В ходе контрольных мероприятий административный орган установил, что обществом к трудовой деятельности привлечен иностранный работник - гражданка Азербайджана Асадова Таджы Забит кызы, с которой заключен трудовой договор от 02.10.2019 № 4/2019 (далее – трудовой договор), срок действия с 02.10.2019 по 24.02.2022.
Пунктом 3.1 трудового договора предусмотрено, что работнику устанавливается повременная система оплаты труда. Размер должностного оклада работника составляет 11 300 рублей в месяц. На должностной оклад начисляется районный коэффициент в размере 20% и дальневосточная надбавка в размере 30%. Оплата производится за фактически отработанное время.
Пунктом 3.3 трудового договора установлено, что заработная плата работнику выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка работодателя, трудовым договором, а именно 30-го числа отчетного месяца аванс и окончательный расчет 15-го числа следующего месяца через кассу предприятия.
Как следует из ответа Управления по вопросам миграции УМВД России по Приморскому краю от 16.03.2021 № 23/4-1543 на запрос инспекции от 01.03.2021 № 13-25/04676, на основании решения от 24.04.2019
№ 576/2019/25 указанной иностранной гражданке разрешено временное проживание на территории РФ.
С учетом изложенного, налоговым органом сделан вывод о том, что вышеуказанный иностранный гражданин на основании подпунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валютном регулировании) для целей валютного законодательства являются нерезидентом.
При этом 26.02.2020 общество произвело выплату заработной платы названному иностранному гражданину в наличной форме за период с 01.02.2020 по 29.02.2020 в сумме 2 464 руб. согласно платежной ведомости от 26.02.2020 № 6 и расходному кассовому ордеру от 26.02.2020 № 14.
По результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление № 25082133000296400004 о назначении
[A3] административного наказания от 23.12.2021, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 1 848 руб. (2 464 рубля * 75%).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая в том числе, осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона о валютном регулировании, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании.
При этом часть 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании не допускает возможности осуществления юридическим лицом - резидентом расчетов с физическими лицами - нерезидентами по выплате заработной платы наличными денежными средствами.
[A4] Согласно статье 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество, являясь резидентом, осуществило операцию по выплате заработной платы работнику, который является нерезидентом для целей валютного законодательства, из своей кассы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченном банке, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Проверяя по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, суды установили, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований валютного законодательства и не проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения, объективных причин, препятствовавших соблюдению вышеназванных норм и правил, не выявлено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с главой 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции установили наличие в действиях ООО «ТД Купеческий» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Доводы общества о несоблюдении административным органом порядка проведения проверки и о том, что документы, на которые ссылается инспекция, являются недопустимыми доказательствами были предметом надлежащей оценки судов, которые правильно применив положения статей 26.2, 26.7 КоАП РФ, части 1 статьи 23 Закона о валютном регулировании, Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2007 № 98, пунктов 18-23, 26, 28, 54, 59 Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418@, обоснованно отклонили их. Как верно указано судами, запрос инспекций
[A5] информации и документов до начала проверки соблюдения валютного законодательства не противоречит закону.
Оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ судебными инстанциями не установлено.
Суд округа поддерживает выводы судов о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Между тем, на момент рассмотрения кассационной жалобы Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 70-ФЗ) статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5 предусматривающей, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В пунктах 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» разъяснено, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его
[A6] недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
ООО «ТД Купеческий» является субъектом малого и среднего предпринимательства (микропредприятие).
Обществом допущены иные нарушения требований валютного законодательства (постановления инспекции от 23.12.2021
№№ 5082133000315500004, 25082133000271000004, 25082133000286200004, 25082133000307600004, 25082133000262800004).
Данные постановления о назначении административного наказания вынесены административным органом в один день, в рамках одного проверочного мероприятия. Доказательства исполнения оспариваемого в рамках настоящего дела постановления в материалах дела отсутствуют.
С учетом установленного, а также положений Федерального закона
№ 70-ФЗ общество в данном случае подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения.
Из системного толкования части 2 статьи 1.7, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 КоАП РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и пунктах 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», следует, что после принятия закона, исключающего административную ответственность за содеянное правонарушение, иным образом улучшающее положение лица, привлеченного к административной ответственности, неисполненное (полностью или в части) к моменту вступления в силу такого закона постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит.
Таким образом, на основании вышеизложенного постановление инспекции от 23.12.2022 № 25082133000296400004 о назначении административного наказания при его неисполнении к 26.09.2022 следует признать не подлежащими исполнению.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
[A7] ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.03.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу № А51-360/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения.
Постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Приморскому краю от 23.12.2021 № 25082133000296400004 о назначении административного наказания признать не подлежащими исполнению в части уплаты административного штрафа в случае его неисполнения по состоянию на 26.09.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья Е.П. Филимонова
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 27.02.2022 22:45:00
Кому выдана Филимонова Елена Петровна