Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-3852/2016 |
01 сентября 2016 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2016 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края,
апелляционное производство № 05АП-5529/2016
на решение от 30.05.2016
судьи В.В. Краснова
по делу № А51-3852/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.09.2011)
к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.01.2007)
об оспаривании решения, оформленного уведомлением от 24.11.2015 № 25-02/19-4075 об отказе в принятии пакета документов,
при участии:
от Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края: представитель ФИО1 по доверенности №25-06/02-4246 от 04.12.2015 сроком на 1 год, паспорт;
от ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ»: представитель ФИО2 по доверенности от 12.01.2016 сроком на 1 год, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (далее по тексту – Департамент), оформленного уведомлением от 24.11.2015 №25-02/19-4075, об отказе в принятии пакета документов на оформление причитающейся субсидии на техническое переоснащение сельскохозяйственного производства в части приобретения племенных свиней, а также об обязании Департамента принять пакет документов общества на оформление субсидии.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.05.2016 заявленные требования удовлетворены. В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд обязал Департамент принять пакет документов ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ» на оформление причитающейся субсидии на техническое переоснащение сельскохозяйственного производства в части приобретения племенных свиней.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 30.05.2016. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивая на законности оспариваемого обществом решения, ссылается на отсутствие возможности предоставления субсидии, поскольку ООО «Спасский бекон» племенного статуса не имеет, стадо сельскохозяйственных животных указанного юридического лица не зарегистрировано в государственном племенном регистре, что, по мнению Департамента, свидетельствует о том, что поголовье свиней, приобретенное заявителем у ООО «Спасский бекон» не является племенным. Также заявитель жалобы отмечает, что ООО «Торговое предприятие «СУВАР-2» получило статус племенного репродуктора по разведению свиней породы «Ландрас» только 22.06.2015, то есть после совершения сделки по отчуждению свиней данной породы в адрес ООО «Спасский бекон» и выдачи племенных свидетельств на них, в связи с чем, выдача племенных свидетельств на указанную породу совершена с нарушением действующего законодательства.
В дополнительных пояснениях к жалобе Департамент также указывает на то, что приобретенное у ООО «Спасский бекон» свинопоголовье не может быть принято и расценено как племенное, поскольку оно не прошло при совершении спорной сделки в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 03.08.1995 №123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее по тексту – Закон №123-ФЗ) бонитировку и его племенные свойства подтверждены не были и не могли быть подтверждены в связи с тем, что продавец данных животных – ООО «Спасский бекон» не имеет соответствующего статуса племенного предприятия. По мнению Департамента, свинопоголовье, полученное в результате деятельности племенного предприятия - ООО «Торговое предприятие «СУВАР-2», прошедшее бонитировку с выдачей племенных свидетельств, утратило статус племенного поголовья, поскольку за время, которое прошло с момента выдачи свидетельств и совершения сделки по продаже данных животных, они могли утратить свои племенные качества ввиду того, что действия по подтверждению данных качеств, а именно бонитировка, произведены не были, ранее выданные свидетельства на спорное свинопоголовье обновлены не были и утратили свою силу.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений.
ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ» в письменном отзыве и дополнении к нему, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что Департаментом не доказана утрата племенного статуса приобретенных обществом животных, как обстоятельство, послужившее основанием для принятия оспариваемого решения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
01.10.2015 между ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ» (покупатель) и ООО «Спасский бекон» (продавец) заключен договор №01/10, по условиям которого продавец передает, а покупатель принимает в собственность и оплачивает племенное поголовье свиней.
09.11.2015 общество в адрес Департамента направило пакет документов на причитающуюся субсидию по возмещению затрат, связанных с приобретением племенных свиней.
24.11.2015 Департамент в адрес заявителя направил уведомление №25-02/19-4075 об отказе в принятии пакета документов на оформление причитающейся субсидии на техническое переоснащение сельского производства, в части приобретения племенных свиней по причине несоответствия статье 8 Закона №123-ФЗ.
Считая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в результате отчуждения племенных животных от ООО «Торговое предприятие «СУВАР-2» к ООО «Спасский бекон» и в последующем к ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ», племенные животные не утратили статус племенных, в связи с чем у Департамента отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и пояснений к ней, отзыва на жалобу и дополнений к нему, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам:
По смыслу статьи 13 ГК РФ, статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона Приморского края от 30.05.2007 №78-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Приморском крае» (далее по тексту – Закон №78-КЗ) целью государственной поддержки модернизации сельскохозяйственного производства является техническое переоснащение сельскохозяйственного производства, строительства (реконструкции) объектов сельскохозяйственной деятельности, приобретения племенного скота.
Пунктом 1 части 2 статьи 15 Закона №78-КЗ установлено, что государственная поддержка модернизации сельскохозяйственного производства осуществляется посредством возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на техническое переоснащение сельскохозяйственного производства, строительство (реконструкцию) объектов сельскохозяйственной деятельности, приобретение племенного скота.
Частью 3 этой же статьи определено, что государственная поддержка модернизации сельскохозяйственного производства осуществляется в форме субсидий и грантов, порядок предоставления которых устанавливается Администрацией Приморского края.
В соответствии с указанной нормой Закона №78-КЗ Постановлением Администрации Приморского края от 21.06.2013 №256-па утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, в 2013-2020 годах (далее по тексту - Порядок предоставления субсидий №256-па).
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидий №256-па (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии их включения в перечень получателей субсидий, утверждаемый департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, в целях возмещения следующих затрат за счет средств краевого бюджета, в том числе возмещения затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, оборудования и скота, в том числе на условиях лизинга, включая фактические затраты по приобретению сельскохозяйственной техники, оборудования и племенного скота на условиях финансовой аренды (лизинга) в текущем финансовом году (подпункт «а» пункта 2.1).
Как следует из пункта 3 Порядка предоставления субсидий №256-па, критериями отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей на предоставление субсидий, источником которых являются средства краевого бюджета (за исключением субсидий, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка), являются:
- осуществление деятельности на территории Приморского края;
- наличие обязательства сельскохозяйственного товаропроизводителя по обеспечению роста среднемесячной заработной платы (кроме индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, работающих без привлечения лиц по трудовым договорам) в текущем финансовом году в размере не ниже 10 процентов в год относительно уровня среднемесячной заработной платы, сложившейся в сельскохозяйственной отрасли Приморского края;
- наличие соглашения о комплексном участии в государственной программе Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края» на 2013 - 2020 годы, заключенного между сельскохозяйственным товаропроизводителем и департаментом;
- осуществление производства продукции растениеводства (зерновых и зернобобовых, сои, картофеля и овощебахчевых) или животноводства (мяса, молока, яиц) на территории Приморского края в течение не менее одного года до года обращения за субсидией;
- отсутствие у сельскохозяйственного товаропроизводителя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, подлежащим уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации Приморского края от 21.06.2013 №256-па утверждены сроки предоставления документов для получения субсидии из краевого бюджета сельскохозяйственными товаропроизводителями Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, в 2013 - 2020 годах, пунктом 1.3 которого регламентировано, что перечень документов для получения субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, оборудования (в том числе оборудования для убоя скота, включая оборудование модульного типа), племенного скота, в текущем финансовом году подаются в срок с 10 по 20 сентября текущего года и с 1 по 10 ноября текущего года.
Пунктом 4 Порядка предоставления субсидий №256-па предусмотрено, что для включения в перечень сельскохозяйственные товаропроизводители единовременно в срок до 1 ноября текущего финансового года (с учетом сроков для предоставления документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка) представляют в Департамент:
- заявление на включение в перечень и получение субсидий;
- документы, подтверждающие соответствие установленным пунктом 3 настоящего Порядка критериям отбора;
- сведения об открытых в кредитных организациях счетах сельскохозяйственного товаропроизводителя с указанием реквизитов для перечисления субсидии (или производителя сельскохозяйственной техники, оборудования (его официального дилера (представительства) - при получении субсидии на возмещение затрат по выплате первоначального взноса при приобретении с 1 января 2013 года сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга));
- справку налогового органа об отсутствии у сельскохозяйственного товаропроизводителя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, подлежащим уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, выданную не ранее чем за 30 дней до даты подачи документов, указанных в настоящем пункте.
В соответствии с пунктом 1 Перечня документов, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) для получения субсидий из краевого бюджета на возмещение затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, в 2013 - 2020 годах, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 21.06.2013 №256-па, при предоставлении субсидии на возмещение фактических затрат по приобретению племенного скота, в том числе на условиях финансовой аренды (лизинга) в Департамент предоставляются справка-расчет, копия договора (контракта, соглашения), копия накладной или акта приема-передачи, копия сертификата соответствия племенных характеристик (племенное свидетельство), документы, подтверждающие фактические затраты.
Согласно пункту 5 Порядка предоставления субсидий №256-па Департамент:
в течение трех рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, осуществляет прием и регистрацию документов в порядке их поступления в специальном журнале, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью Департамента;
в течение десяти рабочих дней со дня регистрации документов на основании решения межведомственной экспертной комиссии при департаменте включает или отказывает (в случае несоответствия сельскохозяйственных товаропроизводителей установленным пунктом 3 настоящего Порядка критериям, а также не представления документов в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка) во включении сельскохозяйственных товаропроизводителей в перечень;
в течение десяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляет письменное уведомление о таком решении сельскохозяйственному товаропроизводителю, подавшему документы.
Как следует из материалов дела, 09.11.2015 ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении субсидии по возмещению затрат, связанных с приобретение племенных свиней, представив следующий пакет документов: копии племенных свидетельств, копию акта взаимозачета от 20.10.2015, копию договора купли-продажи №01/10 от 01.10.2015, копию акта приема-передачи товара от 12.10.2015, копии договора аренды недвижимого имущества от 01.10.2015 и акта приема-передачи, копию товарной накладной №21 от 12.10.2015, копию счета-фактуры №163 от 12.10.2015.
Отказывая обществу в предоставлении субсидии, Департамент сослался на несоответствие представленных документов статье 8 Закона №123-ФЗ, в которой устанавливаются требования к оборотоспособности племенной продукции (материала) и участникам такого оборота.
Несогласие с оспариваемым отказом общество мотивирует тем, что в Порядке предоставления субсидий №256-па отсутствуют требования, предъявляемые к продавцу племенного скота, как основание предоставления либо отказа в предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением племенного скота.
Поддерживая данные доводы заявителя, судом первой инстанции не учтено следующее:
Закон №123-ФЗ устанавливает правовую основу деятельности по разведению племенных животных, производству и использованию племенной продукции (материала), определяет полномочия государственной племенной службы по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан и юридических лиц в области племенного животноводства.
В соответствии со статьей 3 названного Закона правовое регулирование в области племенного животноводства осуществляется этим законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона №123-ФЗ определены основные понятия, применяемые в нем. Так, племенным животным является сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке; под племенной продукцией (материалом) понимается племенное животное, его семя и эмбрионы; племенное свидетельство это документ, подтверждающий происхождение, продуктивность и иные качества племенного животного, а также происхождение и качество семени или эмбриона.
Реализация племенной продукции (материала) также проходит в рамках Закона №123-ФЗ.
Согласно статье 8 Закона №123-ФЗ, пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) племенная продукция относится к ограниченно оборотоспособным объектам.
Так, пунктом 2 статьи 129 ГК РФ установлено, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
Статьей 8 Закона №123-ФЗ, предусмотрены следующие ограничения на оборотоспособность племенной продукции:
- племенная продукция (материал) может принадлежать лишь участникам оборота - гражданам и юридическим лицам, осуществляющим разведение и использование племенных животных;
- реализация племенной продукции (материала) возможна только гражданам и юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное производство;
- отчуждение или иной переход прав собственности на племенную продукцию (материал) разрешаются при наличии племенного свидетельства, выдаваемого в соответствии с положениями Закона №123-ФЗ.
В соответствии со статьей 13 Закона №123-ФЗ племенные свидетельства выдаются Государственной племенной службой.
Из взаимосвязи вышеуказанных ограничений следует, что реализация племенной продукцией может осуществляться только организациями (предпринимателями), осуществляющими разведение племенных животных и имеющими право выдавать племенные свидетельства.Виды организаций по племенному животноводству указаны в статье 30 Закона №123-ФЗ.
Соответствующий статус удостоверяет специальный документ, которым является уведомление Минсельхоза России об отнесении к определенному виду организации по племенному животноводству(подпункт 1 пункта 11, пункт 43.5 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по определению видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, утвержденного приказом Минсельхоза России от 17.11.2011 №430 (далее по тексту – Административный регламент №430)).
Согласно статье 18 Закона №123-ФЗ племенные животные и племенные стада относятся к объектам государственной регистрации.
Государственная регистрация племенных животных и племенных стад осуществляется посредством внесения записей соответственно в государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр (приказ Минсельхоза России от 24.10.2011 №377 «Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации племенных стад и ведению государственного племенного регистра (далее по тексту – Административный регламент №377).
В государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр заносятся данные о племенных и продуктивных качествах племенных животных, племенных стадах, а также другие данные, необходимые для идентификации племенных животных, племенных стад, определения их происхождения и хозяйственной ценности. Указанные данные должны быть доступны для заинтересованных лиц. Государственная книга племенных животных и государственный племенной регистр ведутся соответствующими органами государственной племенной службы.
В целях совершенствования племенного дела в свиноводстве, определения правил ведения учета данных в племенном свиноводстве в соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 №450 (далее по тексту – Положение №450), Министерство сельского хозяйства Российской Федерациина основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает правила и нормы в области племенного животноводства.
Правилами ведения учета данных в племенном свиноводстве, утвержденными Приказом Минсельхоза РФ от 20.02.2012 №122 (далее по тексту – Правила ведения учета №122), устанавливается порядок учета данных при разведении племенных животных, который является обязательным для всех организаций в Российской Федерации, имеющих племенную продукцию (пункт 1.1 Правил ведения учета).
Учет данных осуществляется с помощью форм первичного учета (событий) и форм отчетности (сводные данные) (пункт 1.2 Правил ведения учета №122).
Ведение учета данных в организации, осуществляющей разведение нескольких видов (пород) племенных свиней, должно осуществляться отдельно по каждому виду (породе) племенных животных (пункт 1.7 Правил ведения учета №122).
Также Правилами ведения учета утверждены формы «Племенного свидетельства свиньи (форма №8-св)».
Кроме того, животные признаются племенными, только если
организация, осуществляющая их разведение, зарегистрирована в
государственном племенном регистре в установленном порядке, а стадо
племенных животныхпродавцаООО «Спасский бекон» в Государственном
племенном регистре (размещенном в публичном доступе на официальном
сайтеМинсельхозаРоссиипоадресу: http://www.mcx.ru/documents/ section/v7_show/22110.85.htm)не зарегистрировано, соответственно признать животных, приобретенных ООО«ЕВГЕНЬЕВСКОЕ», племенными, не представляется возможным.
Согласно подпунктам 5.5.11, 5.5.12 и 5.5.13 Положения №450, Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом в области племенного животноводства, осуществляющим:
- регистрацию племенных животных и племенных стад соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре;
- выдачу сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию (материал);
- определение видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства.
Пунктом 2 Административного регламента №430определен исчерпывающий круг заявителейпри предоставлении Минсельхозом России государственной услуги по государственной регистрации племенных стад и ведению государственного племенного регистра,в том числе юридические лица,осуществляющие разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях, а также оказание услуг в области племенного животноводства, являющиеся организациями, осуществляющими деятельность в области племенного животноводства, которым принадлежат племенные стада.
В соответствии с пунктом 21 Административного регламента №430 одним из оснований для отказав предоставлении государственной услуги является представление заявителем документов, в соответствии с которыми заявитель не является организацией, осуществляющей деятельность в области племенного животноводства:племенным заводом, племенным репродуктором, генофондным хозяйством, организацией по искусственному осеменению или другой организацией, осуществляющей деятельность в области племенного животноводства.
В связи с тем, что Законом №123-ФЗ предусматривается обязательная регистрация племенных животных (статьи 2, 18 Закона) и заявителем для регистрации могут быть организации, осуществляющими деятельность в области племенного животноводства, которым принадлежат племенные стада (пункт 2 Административного регламента), статус «племенной» продукции при оборотеможет сохраняться при условии ее перемещения междуорганизациями, осуществляющими деятельность в области племенного животноводства.
Между тем, судом первой инстанции также не принято во внимание представленное Департаментом экспертное заключение Департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.04.2016 №24/458, в котором по вопросу признания племенной ценности сельскохозяйственных животных указано, чтореализация племенных животных была произведена с нарушением требований Федерального закона,а именно: отчуждение или иной переход прав собственности на племенную продукцию (материал) разрешаются при наличии племенного свидетельства.
Так, из материалов дела усматривается, что на момент перехода права собственности на племенных животных к ООО «Спасский бекон» в 2014 году, ООО «Торговое предприятие «СУВАР-2» имело статус племенного репродуктора по разведению свинейпороды «Йоркшир» с 26.06.2013и породы «Дюрок» с 01.10.2014.
При этом, статус племенного репродуктора по разведению свиней породы «Ландрас» ООО «Торговое предприятие «СУВАР-2» получило 22.06.2015,соответственно на момент совершения сделки между ООО «Спасский бекон» и ООО«Торговое предприятие «СУВАР-2» в октябре 2014 года, выдача племенных свидетельств на вышеуказанную породу совершена с нарушением действующего законодательства.
В свою очередь, позиция Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России в заключении от 26.04.2016 №24/458 по вопросу признания племенной ценности сельскохозяйственных животных однозначна- ООО «Спасский бекон» племенного статуса не имеет, стадо сельскохозяйственных животных ООО «Спасский бекон» не зарегистрировано в установленном порядке в Государственном племенном регистре в соответствии с Административным регламентом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, следовательно, поголовье свиней приобретенное ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ» у ООО «Спасский бекон» не является племенным.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 25 Закона №123-ФЗ бонитировка племенной продукции (материала) проводится ежегодно во всех организациях, имеющих указанную продукцию (материал).
Согласно статье 2 Закона №123-ФЗ бонитировка представляет собой оценку племенных и продуктивных качеств племенного животного,а также качеств иной племенной продукции (материала) в целях их дальнейшего использования.
Порядок и условия проведения бонитировки племенной продукции (материала) устанавливает специально уполномоченный Правительством Российской Федерации государственный орган по управлению племенным животноводством.
Приказом Минсельхоза России от 07.05.2009 №179 утвержден Порядок и условия проведения бонитировки племенных свиней (далее по тексту - Порядок и условия №179).
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка и условий целью бонитировки свиней является комплексная оценка племенных и продуктивных качеств свиней,определение на ее основе классности животных,их производственного назначения и при необходимости внесение соответствующих корректив в систему селекционно-племенной работы со стадом.
Согласно разделу VI Порядка и условий №179 по показателям оценки развития и экстерьера ремонтного молодняка (раздел II настоящего Порядка и условий), продуктивности проверяемых и основных свиноматок (раздел III настоящего Порядка и условий), проверяемых и основных хряков (раздел IV настоящего Порядка и условий) устанавливается значение среднего балла согласно приложению №5 к настоящему Порядку и условиям, на основе которого определяется суммарный класс свиней:элита и I (первый) класс. Животные ниже первого класса подлежат выбраковке.
Проведенный анализ племенных свидетельств, представленных в Департамент показал, что в свидетельствах отсутствует обязательно условие для признания племенной ценности животного - указание класса приобретенных животных.
Отсутствие класса в свидетельствах, а также отсутствие регистрации животных в государственной книге племенных животных свидетельствует о том, что бонитировка указанных животных не была проведена, племенная ценность не подтверждена, возможная причина не регистрации указанного свинопоголовья в несоответствии племенных характеристик и в том, что животные подлежали выбраковке.
Таким образом, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае представленные обществом племенные свидетельства без указания класса животного удостоверяют лишь наличие чистопородных предков.
Виды организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, утверждены Приказом Минсельхоза России от 17.11.2011 №431, согласно которым Региональный информационно-селекционный центр (далее по тексту - РИСЦ)- вид организации по племенному животноводству, осуществляющей деятельность по научно-методическому, технологическому, сервисному и информационному обеспечению селекционно-племенной работы в животноводстве на территории(ях) субъекта(ов) Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 26.03.2013 №153, на территории Приморского края данную деятельность осуществляет ООО «Племпредприятие «Приморское».
Согласно данным РИСЦ, представленным в письме от 22.08.2016 №303, ООО «Спасский бекон» и ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ» за последние пять лет сводную ведомость к порядку и условиям проведения бонитировки племенных свиней в Региональный информационно селекционный центр не представляли.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ» фактически согласилось с тем, что ООО«Торговое предприятие «СУВАР-2» на момент совершения сделки с ООО «Спасский бекон», статуса племенного репродуктора по разведению племенных свиней породы «Ландрас» не имело, и племенные свидетельства вышеуказанную породу оформлены с нарушением норм действующего законодательства, и подтвердило право Департамента на отказ во включении заявителя в перечень получателей субсидий, делая оговорку в части тех животных, свидетельства на которые были выданы неправомерно.
В свою очередь коллегия считает нужным отметить тот факт, что Постановлением Администрации Приморского края от
21.06.2013 №256-па утвержден исчерпывающий перечень документов, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) для получения субсидий из краевого бюджета на возмещение затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, в 2013-2020 годах.
Как уже отмечалось ранее, при предоставлении субсидии на возмещение фактических затрат по приобретению племенного скота, в том числе на условиях финансовой аренды (лизинга) в Департамент предоставляются: справка-расчет, копия договора (контракта, соглашения), копия накладной или акта приема-передачи, копия сертификата соответствия племенных характеристик (племенное свидетельство), документы, подтверждающие фактические затраты.
Справка-расчет, утвержденная Приказом Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края от 26.06.2013 №63 «Об утверждении форм перечня получателей субсидий и справок - расчетов предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, в 2013-2020 годах» заполняется получателем субсидии самостоятельно и подается в Департамент с указанием сумм причитающейся субсидии.
Сумма причитающейся субсидии, указанная ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ», рассчитана исходя из фактических затрат на все поголовье свиней, в свою очередь, Департамент не вправе вносить коррективы в справку-расчет.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела и учитывая отсутствие определения классности по итогам бонитировки в племенных свидетельствах, выданных ООО«Торговое предприятие «СУВАР-2» в адрес ООО «Спасский бекон», не проведение ежегодной обязательной бонитировки в период владения ООО «Спасский бекон» указанного свинопоголовья, отсутствие регистрации сведений о приобретенных животных ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ» у ООО «Спасский бекон» и при приобретении данного поголовья ООО «Спасский бекон» у ООО«Торговое предприятие «СУВАР-2» в государственной книге племенных животных, наличие разъяснений единственного уполномоченного органа Минсельхоза России о невозможности признания поголовья племенным, а также отсутствие у ООО«Торговое предприятие «СУВАР-2» статуса племенного репродуктора по разведению свиней породы «Ландрас» на момент заключения сделки с ООО «Спасский бекон» в 2014 году, коллегия соглашается с выводами Департамента о том, что поголовье, представленное на субсидирование, признать племенным не представляется возможным, и следовательно, сделка между ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ» и ООО «Спасский бекон» не может быть признана сделкой по приобретения племенногоскота.
С учетом изложенного решение Департамента об отказе в принятии пакета документов на оформление причитающейся субсидии на техническое переоснащение сельскохозяйственного производства в части приобретения племенных свиней, оформленное уведомлением от 24.11.2015 №25-02/19-4075, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем у суда первой инстанции в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Иные доводы, приведенные в ходе рассмотрения дела, с учетом установленных по делу обстоятельств, коллегией не оцениваются, как не имеющие правового значения для целей разрешения настоящего спора.
Исходя из изложенного, требования ООО «ЕВГЕНЬЕВСКОЕ» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Учитывая несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 2 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Кроме того, учитывая, что 01.06.2016 во исполнение судебного акта от 30.05.2016 арбитражным судом был выдан исполнительный лист серии ФС 006586742, апелляционная коллегия на основании части 1 статьи 326 АПК РФ разрешает вопрос о повороте исполнения отмененного судебного акта.
Согласно части 2 статьи 325 АПК РФ, если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, либо производство по делу прекращено, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.
Исходя из смысла указанной нормы, поворот исполнения судебного акта осуществляется судом при наличии совокупности условий: отмены ранее вынесенного и исполненного судебного акта и вступления в законную силу нового судебного акта (решения о полном либо частичном отказе в иске, определения об оставлении иска без рассмотрения либо прекращении производства по делу).
Процессуальный институт поворота исполнения ориентирован на восстановление прав и охраняемых законом интересов ответчика, нарушенных исполнением судебного акта, в последующем отмененного.
Статья 325 АПК РФ не содержит запрета на ее применение к нематериальным требованиям.
Учитывая, что судебный акт, во исполнение которого выдан указанный исполнительный лист, отменен, коллегия приходит к выводу о необходимости произвести поворот исполнения решения арбитражного суда от 30.05.2016 по делу №А51-3852/2016, прекратив исполнение указанного решения на основании исполнительного листа серии ФС 006586742 от 01.06.2016.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на Департамент судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.05.2016 по делу №А51-3852/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Произвести поворот исполнения судебного акта.
Прекратить исполнение по исполнительному листу серии ФС № 006586742, выданного 01.06.2016 на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 30.05.2016 по делу №А51-3852/2016.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | С.В. Гуцалюк |
Судьи | О.Ю. Еремеева И.С. Чижиков |