ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
14 декабря 2021 года | г. Вологда | Дело № А52-2440/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено декабря 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 по доверенности от 23.12.2020 № 01-04/2-4/242,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспортана решение Арбитражного суда Псковскойобласти от 14 июля 2021 года по делу № А52-2440/2021 ,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (адрес: 247023, Республика Беларусь, город Гомель) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Псковской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес: 180007, <...>; далее – отдел) об отмене постановления от 16.05.2021 № 60207026468, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Псковскойобласти от 14 июля 2021 года по делу № А52-2440/2021 заявленные требования удовлетворены.
Отдел с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд пришел неверному выводу об отсутствии события административного правонарушения, поскольку отправителем груза является фирма, зарегистрированная в Германии, специальное разрешение ограничивает на перевозку груза в/из Германии.
Предприниматель в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, одновременно просил рассмотреть дело без своего участия.
Предприниматель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя отдела, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы , проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель ФИО2 зарегистрирован в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь 12.02.2020 в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением регистрационного номера 490886039.
Предприниматель осуществляет международные автомобильные перевозки, в своей деятельности использует транспортное средство тягач, государственный регистрационный знак AI9626-3 с полуприцепом-прицепом государственный регистрационный знак А2821В-3. Имеет водительское удостоверение, выданное 12.04.2013 ГАИ Гомельского облисполкома (лист дела 38).
Предпринимаем получено специальное разовое разрешение Министерства транспорта Российской Федерации № 009077 на осуществление по территории Российской Федерации международной автомобильной перевозки груза с территории или на территорию третьего государства сроком на 2021 год (далее – разрешение).
Разрешение выдано на транспортное средство, зарегистрированное в Беларуси, - тягач, государственный регистрационный знак AI9626-3, полуприцеп-прицеп государственный регистрационный знак А2821В-3, что отражено в пункте 5 разрешения.
При проведении транспортного контроля 16.05.2021 на 282 километре автодороги Р23 «Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель граница с Республикой Беларусь» государственный инспектор Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Псковской области Северо-Восточному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 установил, что ФИО2 на транспортном средстве, зарегистрированном в Беларуси, с государственными регистрационными знаками AI9626-3/А2821В-3, осуществил международную автомобильную перевозку груза без специального разрешения, позволяющего ввезти груз на территорию Российской Федерации из Германии, чем нарушил требования пунктов 2, 5, 9 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществление международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее – Закон № 127-ФЗ).
Усмотрев в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, государственный инспектор ФИО3 16.05.2021, в присутствии Дрожжи В.В. составил протокол по делу об административно правонарушении № 60207026468.
В этот же день, 16.05.2021, тем же должностным лицом вынесено постановление № 60207026468 по делу об административным правонарушением, которым ФИО2 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Предприниматель не согласился с вышеуказанным постановлением и обратился в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Доводам отдела о том, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
В силу части 2 статьи 11.29 КоАП РФ осуществление международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации с незаполненным разрешением или разрешением, заполненным с нарушением установленных правил, либо без разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно оспариваемому постановлению от 16.05.2021 ФИО2 привлечен к административной ответственности в связи с нарушением требований пунктов 2 5, 9 статьи 2 и статьи 5 Закона № 127-ФЗ при осуществлении им международной автомобильной перевозки груза.
В пункте 2 статьи 2 Закон № 127-ФЗ закреплено, что международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями, со специальными разрешениями и с многосторонними разрешениями.
В пункте 3 статьи 2 Закона № 127-ФЗ предусмотрено, что в российских разрешениях и специальных разовых разрешениях на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства указываются виды международных автомобильных перевозок, на осуществление которых такие разрешения дают право иностранным перевозчикам, и условия использования таких разрешений. Правила заполнения российских разрешений и специальных разрешений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Согласно пункту 5 статьи 2 упомянутого Закона особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, включающие необходимость представления перевозчиком документов, подтверждающих загрузку транспортного средства в государстве, в котором оно зарегистрировано: международной товарно-транспортной накладной, счета-фактуры (инвойса), сертификата (сертификатов) происхождения товара (товаров), ветеринарного сертификата (сертификатов), фитосанитарного сертификата (сертификатов), документа (документов), подтверждающего безопасность продукции (товаров) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, а также представления поручения отправителя или получателя груза перевозчику на перевозку груза, и иные особенности определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Указанные особенности доводятся до компетентных органов иностранных государств.
На основании пункта 9 той же статьи разрешения, международные товарно-транспортные накладные и другие документы, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения и законодательством Российской Федерации требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны быть заполнены иностранным перевозчиком до въезда транспортного средства на территорию Российской Федерации, находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов.
Согласно статье 5 Закона № 127-ФЗ международные автомобильные перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, грузов или пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации осуществляются в соответствии со специальными разовыми разрешениями на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства. Выдача указанных специальных разрешений осуществляется в порядке, установленном пунктом 6 статьи 2 настоящего Закона.
Порядок выдачи российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства иностранным перевозчикам, а также иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам определяется Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения (пункт 6 статьи 2 Закона № 127-ФЗ).
Министерством транспорта Российской Федерации 28.07.2020 издан приказ № 261 «Об утверждении порядка подачи и формы заявления для получения иностранных и многосторонних разрешений, форм заявки для определения общей годовой потребности в иностранных разрешениях и в многосторонних разрешениях, формы бланков российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства, а также правил заполнения российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства». Приложением 5 к приказу утверждена форма специального разового разрешения, а Приложением 8 - правила заполнения специальных разовых разрешений.
Перечень документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляются в соответствующих случаях для проверки, утвержден Минтрансом России 27.10.1998 (далее – Перечень).
В силу пункта 6 Перечня при перевозке грузов должна предъявляться товарно-транспортная накладная (CMR) в соответствии с требованиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) и отгрузочные спецификации по каждому наименованию груза. К товарно-транспортной документации относятся (CMR) и все прилагаемые к ней документы: отгрузочная спецификация, фактура-спецификация, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты или свидетельства. Эти документы составляются на русском языке и на одном из иностранных языков. Бланки всех товарно-транспортных документов должны быть изготовлены в типографии и заполняться на пишущей машинке. Они передаются перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной.
В соответствии с положениями статьи 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ), заключенной в Женеве 19.05.1956, договор перевозки устанавливается накладной (CMR).
Согласно статье 5 КДПГ накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.
Накладная должна содержать место и дату ее составления; имя и адрес отправителя; имя и адрес транспортного агента; место и дату принятия груза к перевозке и место его доставки; перечень документов, переданных перевозчику (статья 6 КДПГ).
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается событие административного правонарушения.
Согласно протоколу от 16.05.2021 № 60207026468 предпринимателю вменяется нарушением требований пунктов 2 5, 9 статьи 2 № 127-ФЗ при осуществлении им международной автомобильной перевозки груза, указано, что представленное водителем специальное разрешение используется с нарушением установленных правил.
В силу пункта 4 Критериев и порядка определения вида выполняемой международной автомобильной перевозки груза, утвержденных приказом Минтранса России от 28.07.2020 N 258, указанных в протоколе, к перевозкам с территории или на территорию третьего государства относятся перевозки, которые соответствуют следующему критерию - перевозка грузов третьих государств, если такая перевозка в соответствии с особенностями выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, установленными в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона № 127-ФЗ, выполняется на основании специального разового разрешения на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннего разрешения, действительного для осуществления перевозки по территории Российской Федерации.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиком, постановлением от 16.05.2021 № 60207026468 предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 руб. по части 2 статьи 11.29 КоАП РФ за осуществление международной автомобильной перевозки без разрешения. К такому выводу административный орган пришел, установив, что во всех CMR от 14.05.2021 отправителем груза указана фирма «GREYBUSTERS INTERNATIONAL GMBH», зарегистрированная в Германии, г. Берлин, в связи с чем посчитал, что рассматриваемую перевозку следует квалифицировать, как перевозку не из Литвы, а из Германии.
Таким образом, ФИО2 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, выразившегося в отсутствии специального разрешения на осуществление перевозки из Германии в Российскую Федерацию.
Кроме того, административный орган посчитал, что в представленном специальном разрешении содержится запрет на перевозку груза из Германии.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, для квалификации факта наличия административного правонарушения важен не производитель товаров, а факт перевозки, то есть для квалификации деяния по части 2 статьи 11.29 КоАП РФ юридическое значение имеет не принадлежность груза тому или иному иностранному лицу, как ошибочно полагает отдел, а факт международной автомобильной перевозки, маршрут движения соответствующих конкретных транспортных средств, которые осуществляют международную автомобильную перевозку груза.
Из материалов дела следует, что предприниматель на транспортном средстве «тягач», государственный регистрационный знак AI 9626-3, полуприцеп-прицеп, государственный регистрационный знак А2821В-3 (место регистрации транспортного средства - Республика Беларусь) осуществлял перевозку груза по маршруту Литва - Россия.
Согласно международным товарно-транспортным накладным от 14.05.2021 № 210514/YU, № 210514/TG, № 210514/TSK, № 210514/MFT1 (CMR), транзитной декларации № 11216401/150521/0129940 на территорию Российской Федерации 15.05.2021 на транспортном средстве с государственными регистрационными знаками AI9626-3/А2821В-3 ввезен груз: жидкость для ухода за кожей (страна происхождения Германия) весом 18,20 кг, краска для нанесения татуировок (страна происхождения Италия) весом 84 кг, Отправитель груза - GREYBUSTERS INTERNATIONAL GMBH FROM TERMINAL DIDNERIALI LTD, Германия, Берлин; получатель груза - ООО «ЮЮГ», Россия, Санкт-Петербург. Страна отправления – Литва, страна назначения – Россия, пункт погрузки - Vilnius, адрес поставки: Saint-Petersburg. Принципал – ИП ФИО2 (Беларусь, Гомель).
В счете (invoice) от 25.01.2021 № 191231 на товар «жидкость для ухода за кожей Premier Products, страна происхождения Германия» указаны: поставщик - GREYBUSTERS INTERNATIONAL GMBH FROM TERMINAL DIDNERIALI LTD, Germany, Berlin, Nonnendammalee, 6, и получатель – ООО «ЮЮГ», Россия, Санкт-Петербург; условия поставки – FCA Vilnius, адрес поставки: Saint-Petersburg, Russia.
В счете (invoice) от 10.03.2021 № 275 на товар «тату пигмент (краска для нанесения татуировок), страна происхождения Италия» указаны: поставщик –GREYBUSTERS INTERNATIONAL GMBH FROM TERMINAL DIDNERIALI LTD, Germany, Berlin, Nonnendammalee, 6, и получатель – ООО «ЮЮГ», Россия, Санкт-Петербург; условия поставки – FCA Vilnius, адрес поставки: Saint-Petersburg, Russia.
Из представленных документов следует, что товар загружен в автомобиль, принадлежащий предпринимателю, на территории Литвы, в г. Вильнюс, что подтверждается сведениями указанных выше CMR – «place of loading – Vilnus», а также графой 15 транзитной декларации, где страной отправления указана Литва. Это обстоятельство ответчик не оспаривает.
У заявителя – иностранного перевозчика имелось выданное в установленном порядке специальное разовое разрешение № 0090777 с территории или на территорию третьего государства на осуществление международной автомобильной перевозки груза, с разрешенным пунктом погрузки товара – Литва, г.Вильнюс, пунктом разгрузки – Россия, Санкт Петербург.
Международная автомобильная перевозка груза осуществлена предпринимателем с территории Литвы на территорию Российской Федерации, что соответствует графе 12 выданного специального разового разрешения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, в действиях заявителя отсутствует.
Доводы апеллянта о том, что в связи с отражением в особых отметках специального разрешения сведений «кроме перевозок в/из Австрии, Бельгии, Германи, Италии, Франции, Польши, ФИО4 и Чехии» свидетельствует о запрете ввоза товара из Германии, коллегией судей признаются ошибочными, поскольку разрешение выдано в отношении маршрута перевозки, а не страны происхождения перевозимого груза.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал, что в данном конкретном случае административный орган не представил безусловных доказательств совершения предпринимателем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, и пришел к выводу об отсутствии события вменяемого административного правонарушения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что влечет признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Псковскойобласти от 14 июля 2021 года по делу № А52-2440/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта– без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.А. Алимова |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.В. Мурахина |