ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-2440/2023 от 12.02.2024 АС Псковской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 февраля 2024 года

г. Вологда

Дело № А52-2440/2023

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2024 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2024 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Рогатенко Л.Н. и Селивановой Ю.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Псковской области от 14 ноября 2023 года по делу № А52-2440/2023 ,

у с т а н о в и л:

муниципальное предприятие г. Пскова «Горводоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 180004, <...>; далее – Горводоканал) обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 125167, Москва, улица Планетная, дом 3, корпус 2, этаж 1, помещение 3; далее – Росжилкомплекс) о взыскании 235 304,25 руб. долга за холодное водоснабжение и водоотведение на общедомовые нужды за период с ноября 2021 года по февраль 2023 года.

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют акционерное общество «Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации», государственное бюджетное учреждение Псковской области «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Решением Арбитражного суда Псковской области от 14.11.2023 иск удовлетворён.

Росжилкомплекс с этим решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Горводоканал в отзыве просит решение суда оставить без изменений.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, по договору водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 22.10.2021 № 3179 Горводоканал обязался осуществлять поставку питьевой воды до границы эксплуатационной ответственности сторон через присоединённую водопроводную сеть и приём сточных вод от границы эксплуатационной ответственности сторон через присоединённую канализационную сеть в целях обеспечения коммунальными услугами потребителей коммунальных услуг, а Росжилкомплекс обязался своевременно оплачивать эти услуги.

Перечень объектов для целей исполнения данного договора приведён в приложении № 1 к договору.

Горводоканал обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у Росжилкомплекса долга за холодное водоснабжение и водоотведение на общедомовые нужды за период с ноября 2021 года по февраль 2023 года.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 309, 310, 539–548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон «О водоснабжении»), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644) и Правилами организации коммерческого учёта воды и сточных вод, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее – Правила учёта воды № 776), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124).

Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учёта, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объём коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счёт собственных средств.

С 01.01.2017 вступили в силу поправки, внесённые в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ, в части включения стоимости коммунальных услуг на ОДН в состав платы за содержание жилья. Кроме того, с 01.01.2017 вступили в силу соответствующие поправки в ряд постановлений Правительства Российской Федерации, внесённые постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498.

Согласно данным поправкам с 01.01.2017 в состав содержания жилья включено, в числе прочего, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества и установлен порядок расчёта объёма и стоимости этого отведения сточных вод, подлежащей оплате лицом, управляющим многоквартирным домом (МКД).

Таким образом, с 2017 года исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в ресурсоснабжающую организацию оплату за отведение сточных вод в объёме, равном сумме поступающих в МКД объёмов холодного водоснабжения и горячей воды.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В рассматриваемом случае определение объёма холодного водоснабжения на ОДН осуществляется на основании показаний общедомовых приборов учёта, а в их отсутствие – по нормативу. Этот способ определения объёма оказанных услуг соответствует Правилам № 124 и Правилам № 354.

Согласно абзацу 2 пункта 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (ОДН), не может превышать объём, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД о распределении сверхнормативного объёма между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.

Данный закреплённый пунктом 44 Правил № 354 порядок фактически сводится к тому, что полностью распределить между собственниками помещений объём потребления коммунальной услуги на ОДН, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учёта, при его превышении над нормативом можно только по решению собственников помещений в доме. Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом и оказывающего коммунальные услуги, этого превышения объёма коммунальной услуги на ОДН, над нормативом коммунальной услуги на ОДН в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижению целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг, путём наиболее грамотного управления жилым фондом, что является основой хозяйственной деятельности таких организаций.

Согласно пункту 45 Правил № 354, если объём коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определённая в соответствии с пунктом 44 Правил № 354, потребителям не начисляется.

Таким образом, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения (эта позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 № 308-ЭС18-3279).

На основании вышеизложенного, размер превышения объёма коммунальной услуги, предоставленный на ОДН, определённый исходя из показаний общедомового прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, оплачивает управляющая организация, если собственники помещений МКД на общем собрании не приняли иное решение.

В рассматриваемом случае факт оказания истцом ответчику в рассматриваемом периоде (с ноября 2021 года по февраль 2023 года) услуг холодного водоснабжения и водоотведения на ОДН, их объём и стоимость в общей сумме 452 205,25 руб., а также задолженность по их оплате в заявленном истцом размере подтверждены материалами дела. Данные обстоятельства ответчиком надлежаще не опровергнуты.

В апелляционной жалобе ответчик (Росжилкомплекс) ссылается на неверный расчёт истцом объёма услуг в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, так как истцом было неверно определена площадь общего имущества дома.

Так, ответчик ссылается на то, что площадь общего имущества данного дома составляет 931,9 кв.м, так как этот дом является общежитием блочного типа, в котором жилые комнаты расположены блоками по две или три комнаты. В каждом таком блоке комнат имеются санузел, вспомогательные помещения (кладовые), которые являются отдельными для каждого блока и предназначены для обслуживания каждого отдельного блока (то есть только для одного жилого помещения – для одного блока).

Данные доводы являются необоснованными.

Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 № 29433-ВК/19 значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.

Технические паспорта на рассматриваемый дом от 1983 года и 2021 года имеют расхождения в части суммарной площади дома.

Согласно пояснениям Государственного бюджетного учреждения Псковской области «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» в 1983 году при подготовке технических паспортов жилых зданий использовались Строительные нормы и правила, утверждённые Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 04.03.1971 (СНиП П-Л.1-71 «Жилые здания»), а также форма технического паспорта, согласованная с ЦСУ РСФСР от 03.04.1968 № 5-15 и утверждённая приказом министра коммунального хозяйства РСФСР от 06.05 1968 № 167. В настоящее время данные нормативные документы не действуют.

Согласно данным, полученным при проведении технической инвентаризации, рассматриваемый дом имеет статус «общежитие» и состоит из двух зданий, которым при техническом учёте в БТИ присвоены литеры – лит. А и лит. Б. При этом здание под лит. А имеет нумерацию № 21/1, а здание под лит. Б имеет нумерацию № 21/2.

В техническом паспорте от 1983 года на эти здания имеются отдельные планы и экспликации.

В материалах дела имеется технический паспорт на объект, расположенный по адресу <...>, изготовленный акционерным обществом «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 03.12.2021 года (далее – Технический паспорт от 2021 года).

В этом Техническом паспорте от 2021 года нет разделения объекта на отдельные литеры. Раздел объекта произведён на помещения, которым присвоены номера № 2001 и 2002. В Техническом паспорте от 2021 года нумерация помещений указана на поэтажных планах 1-го этажа.

Согласно сведениям, указанным в экспликации к поэтажным планам в Техническом паспорте от 2021 года, площадь помещений № 2001 и 2002 составляет: помещение № 2001 – общая площадь 2 987,6 кв.м, в том числе места общего пользования; помещение № 2002 – общая площадь 3 045.8 кв.м, в том числе места общего пользования. Суммарная площадь этих помещений № 2001 и 2002 составляет 6 033,4 кв.м.

Согласно пояснениям органа БТИ разница площади помещений в технических паспортах от 1983 и 2021 годов в размере 11,1 кв.м (6044,5 ‑ 6033,4 = 11,1) обусловлена тем, что в период с 1983 года по 2021 год в зданиях могли быть проведены перепланировки либо переоборудования отдельных помещений, которые повлияли на изменение площади. Кроме того, при подготовке технических паспортов в 1983 году и 2021 годах использованы разные методики, что незначительно повлияло на конечный результат.

С учётом представленных в материалы дела сведений и документов, а также пояснений Бюро технической инвентаризации актуальное состояние объекта отражает технический паспорт от 2021 года, который подготовлен уже в соответствии с действующими нормативными документами, поэтому он обоснованно признан судом первой инстанции надлежащим.

Истцом взыскивается задолженность в отношении здания под лит. Б (№ 21/2), что в Техническом паспорте от 2021 года соответствует помещению № 2002 общей площадью 3 045,8 кв.м. Согласно экспликации к поэтажному плану этого помещения его вспомогательная площадь составляет 1 370,8 кв.м.

Согласно экспликации эта вспомогательная площадь в размере 1 370,8 кв.м. определяется как суммарная площадь следующих помещений: тамбуры, коридоры, кладовые, туалеты, душевые, лестничные клетки, кухни, подсобные помещения. Истцом произведён расчёт исходя из этой площади общего имуществу дома в размере 1 370,8 кв.м.

Данный расчёт является верным.

Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Кроме того, к общему имуществу согласно пункту 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ относятся помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

Согласно пункту 2 Правил № 491 в состав общего имущества включены, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры и т.д.

Согласно части 6 статьи 15 ЖК РФ многоквартирным домом признаётся здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого МКД.

В свою очередь, квартира – это структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признаётся часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 ЖК РФ).

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» первоначальное предназначение помещения является основным критерием отнесения помещения к общему имуществу.

Из технического паспорта рассматриваемого дома и его поэтажных планов следует, что этот дом является пятиэтажным, имеет блочную систему и состоит из жилых комнат. На каждом из пяти этажей дома имеются места общего пользования: коридоры, туалеты, душевые, кухни и подсобные помещения. Жилые комнаты принадлежат жильцам дома на праве собственности; в свою очередь, коридоры, туалеты, душевые, кухни и подсобные помещения используются собственниками комнат на данном этаже совместно.

Таким образом, жилые комнаты спорного дома не отвечают требованиям, предъявляемым к квартирам, установленным статьёй 16 ЖК РФ, поскольку состоят лишь из жилого помещения, не являются структурно обособленными помещениями и не имеют помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Расположенные в рассматриваемом доме кухни, душевые и туалеты обслуживают более одного помещения (более одной жилой комнаты) в доме.

Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.11.2020 по делу № А05-15532/2019.

Кроме того, из письма Минфина России от 05.05.2009 № 03-11-06/3/125 также следует, что к площади помещений общего пользования объектов гостиничного типа, в том числе общежитий, отнесены холлы, коридоры, вестибюли на этажах, общие санузлы, сауны, душевые комнаты и т.д.

На основании изложенного выполненный истцом расчёт платы за услуги на основании данных об общей площади, содержащихся в техническом паспорте от 03.12.2021 (1 370,8 кв.м) является верным. Задолженность ответчика за рассматриваемый период (с ноября 2021 года по февраль 2023 года) составляет 235 304,25 руб.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 14 ноября 2023 года по делу № А52-2440/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.А. Холминов

Судьи

Л.Н. Рогатенко

Ю.В. Селиванова