ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
06 июля 2022 года | г. Вологда | Дело № А52-2466/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .
В полном объёме постановление изготовлено июля 2022 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
при участи от общества с ограниченной ответственностью «Экопром» по доверенности от 21.12.2021, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области ФИО1 по доверенности от 17.06.2022 № 2152/ДТ,
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экопром»на решение Арбитражного суда Псковской области от 03 февраля 2022 годапо делу № А52-2466/2021 ,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Экопром» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 603127, Нижегородская область, Нижний Новгород, улица Федосеенко, дом 51; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 180017, <...>; далее – Управление, УФАС) о признании незаконными решений от 14.05.2021 № 060/10/18.1-191/2021, 060/10/18.1-192/2021, 060/10/18.1-193/2021, 060/10/18.1-195/2021, 060/10/18.1-196/2021, 060/10/18.1-197/2021, 060/10/18.1-198/2021, 060/10/18.1-199/2021, 060/10/18.1-200/2021, 060/10/18.1-201/2021,060/10/18.1-202/2021, 060/10/18.1-204/2021, 060/10/18.1-228/2021, 060/10/18.1-242/2021, от 17.05.2021 060/10/18.1-222/2021, 060/10/18.1-223/2021, 060/10/18.1-224/2021, 060/10/18.1-225/2021, 060/10/18.1-226/2021, 060/10/18.1-227/2021, от 19.05.2021 060/10/18.1-243/2021, 060/10/18.1-244/2021 и их отмене, об отмене предписаний от 14.05.2021 060/10/18.1-191/2021, 060/10/18.1-192/2021, 060/10/18.1-193/2021, 060/10/18.1-195/2021, 060/10/18.1-196/2021, 060/10/18.1-197/2021, 060/10/18.1-198/2021, 060/10/18.1-199/2021, 060/10/18.1-200/2021, 060/10/18.1-201/2021, 060/10/18.1-202/2021, 060/10/18.1-204/2021, 060/10/18.1-228/2021, 060/10/18.1-242/2021, от 17.05.2021 № 060/10/18.1-222/2021, 060/10/18.1-223/2021, 060/10/18.1-224/2021, 060/10/18.1-225/2021, 060/10/18.1-226/2021, 060/10/18.1-227/2021, от 19.05.2021 № 060/10/18.1-243/2021, 060/10/18.1-244/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «АСПО-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 180004, <...>), индивидуальный предприниматель ФИО2 (место жительства: 182500, Псковская область, город Невель), общество с ограниченной ответственностью «САКС» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 182142, <...>), индивидуальный предприниматель ФИО3 (место жительства: 182500, Псковская область, город Невель), акционерное общество «Островспецавтопарк» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 181350, <...>), общество с ограниченной ответственностью «Экоконтинет» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 107140, Москва, улица Краснопрудная, дом 12/1, строение 1, эт/п/к/оф6/38/1/24), муниципальное унитарное предприятие «Райводоканал» Себежского района (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 182250, <...>).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 03 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что при проведении аукционов нарушения законодательства о закупках не допущено. Указало на процедурные нарушения при рассмотрении УФАС жалоб, несоразмерность установленного способа устранения нарушенных прав и интересов выявленным нарушениям.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.04.2021, 09.04.2021, 13.04.2021,14.04.2021 региональным оператором в Единой информационной системе (далее – ЕИС) в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещения об объявлении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) для регионального оператора на территории Псковской области.
В УФАС по Псковской области поступили жалобы ООО «АСПО-Сервис, ИП ФИО2, ООО «САКС» на действия ООО «Экопром» при организации и проведении электронного аукционов на оказание услуг по транспортированию ТКО для регионального оператора на территории Псковской области.
Комиссия УФАС по Псковской области, рассмотрев указанные жалобы, признала их обоснованными и вынесла решение от 14.05.2021 №060/10/18.1-191/2021 (Лот №16 - Усвятский район); №060/10/18.1-192/2021 (Лот №5 - Плюсский район); №060/10/18.1-193/2021 (Лот №15 - Себежский район); №060/10/18.1-195/2021 (Лот №1 - Гдовский район); №060/10/18.1-196/2021 (Лот № 13 - Куньинский район); №060/10/18.1-197/2021 (Лот №14 - Пустошкинский район); №060/10/18.1-198/2021 (Лот №10 - Бежаницкий район); №060/10/18.1-199/2021 (Лот № 2 - Островский район); №060/10/18.1-200/2021 (Лот № 3 - Палкинский район); №060/10/18.1-201/2021 (Лот № 4 - Печерский район); №060/10/18.1-202/2021 (Лот № 8 - Струго-Красненский район); №060/10/18.1-204/2021(Лот № 7 - Пыталовский район); №060/10/18.1-228/2021 (Лот № 18 - Невельский район); №060/10/18.1-242/2021 (Лот № 25 - Дедовический район); от 17.05.2021 №060/10/18.1-222/2021 (Лот № 6 - Псковский район); №060/10/18.1-223/2021 (Лот № 28 - Псков-Центр); №060/10/18.1-224/2021 (Лот № 27 - Псков - Запсковье); №060/10/18.1-225/2021 (Лот № 9 - Псков - Завеличье); №060/10/18.1-226/2021 (Лот № 26 - Порховский район); №060/10/18.1-227/2021 (Лот № 24 - Дновский район); от 19.05.2021 №060/10/18.1-243/2021 (Лот № 12 - Великолукский район); №060/10/18.1-244/2021 (Лот № 11 - г. Великие Луки), согласно которым в действиях ООО «Экопром» установила нарушение пунктов б), з) ст.12 раздела 3, пункта 5 (1) Правил №1133.
Антимонопольным органом выданы предписания от 14.05.2021 №060/10/18.1-191/2021 (Лот №16 - Усвятский район); №060/10/18.1-192/2021 (Лот №5 - Плюсский район); №060/10/18.1-193/2021 (Лот №15 - Себежский район); №060/10/18.1-195/2021 (Лот №1 - Гдовский район); №060/10/18.1-196/2021 (Лот № 13 - Куньинский район); №060/10/18.1-197/2021 (Лот №14 - Пустошкинский район); №060/10/18.1-198/2021 (Лот №10 - Бежаницкий район); №060/10/18.1-199/2021 (Лот № 2 - Островский район); №060/10/18.1-200/2021 (Лот № 3 - Палкинский район); №060/10/18.1-201/2021 (Лот № 4 - Печерский район); №060/10/18.1-202/2021 (Лот № 8 - Струго-Красненский район); №060/10/18.1-204/2021(Лот № 7 - Пыталовский район); №060/10/18.1-228/2021 (Лот № 18 - Невельский район); №060/10/18.1-242/2021 (Лот № 25 - Дедовический район); от 17.05.2021 №060/10/18.1-222/2021 (Лот № 6 - Псковский район); №060/10/18.1-223/2021 (Лот № 28 - Псков-Центр); №060/10/18.1-224/2021 (Лот № 27 - Псков - Запсковье); №060/10/18.1-225/2021 (Лот № 9 - Псков - Завеличье); №060/10/18.1-226/2021 (Лот № 26 - Порховский район); №060/10/18.1-227/2021 (Лот № 24 - Дновский район); от 19.05.2021 №060/10/18.1-243/2021 (Лот № 12 - Великолукский район); №060/10/18.1-244/2021 (Лот № 11 - г. Великие Луки), согласно которым предписывалось аннулировать аукционы в электронном форме и разместить информацию на официальном сайте об отмене данных аукционов (т.1 л.д. 32-38, 68-74, 119-125, т.2 л.д. 36-42,75-81, 111-117, т.3 л.д. 1-7, 50-56, 121-127, т.4 л.д. 15-21, 58-64, 107-113, т.5 л.д. 1-7, л.д.47-53, л.д.83-89, т.6 л.д. 11-17, л.д. 49-55, л.д. 86-92, л.д. 123-129, т.7 л.д. 10-15, л.д. 44-49).
Не согласившись с указанными решениями и предписаниями, ООО «Экопром» обратилось в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В решениях УФАС по результатам рассмотрения поступивших жалоб ООО «АСПО - Сервис», ООО «САКС», ИП ФИО2 в действиях ООО «Экопром» по 22 лотам установлено нарушение пунктов «б», «з» статьи 12 раздела 3, пункта 5 (1) Правил №1133, которые выразились в следующем: в аукционной документации отсутствует разбивка отходов с учетом сезонной составляющей; отсутствуют сведения о прогнозном расстоянии транспортирования ТКО (суммарном расстоянии за весь срок, на который заключается договор) от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, а также между указанными объектами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной в установленном порядке; в перечень отходов необоснованно включены виды отходов, которые не образуются на территории лотов («остатки сортировки ТКО при совместном сборе», «остатки сортировки ТКО при совместном сборе практические неопасные»); неправомерное обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления закреплены в Федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона №89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой обращения с отходами.
По результатам конкурсного отбора, в соответствии со статьей 5 Закона №89-ФЗ 06.06.2018 года Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства с ООО «Экопром» подписаны соглашения «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора № 1» (далее – Соглашение № 1) и «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №2» (далее – Соглашение № 2).
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения №1 и Соглашения № 2 региональный оператор в течение срока действий настоящего Соглашения обязуется обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в соответствии с Территориальной схемой, а также в соответствии с требованиями Закона №89-ФЗ, Правилами обращения с ТКО № 1156, Правилами заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области между уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Администрации Псковской области от 28.04.2018 №130 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Псковской области, обязательными для исполнения.
Пунктом 1.4. региональному оператору предоставлено право осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО с использованием объектов, предусмотренных Территориальной схемой.
Согласно пункту 2.1.3. Соглашений №1 и 2 региональный оператор в зоне своей деятельности обеспечивает транспортирование ТКО с привлечением операторов по обращению с ТКО, цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов (Приложение №4).
Таким образом, в результате конкурсного отбора на территории Псковской области определен региональный оператор - ООО «Экопром», который на основании Соглашений №1 и №2 принял на себя обязательства обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой.
В соответствии с п.3, 10 Правил 1133, с учетом Территориальной схемы и Соглашений № 1 и 2, цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны были формироваться по результатам торгов в форме аукциона в соответствии с Правилами №1133.
Как указано в пункте 4 Правил №1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ, Закон о контрактной системе), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил №1133 установлено, что документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Закона №44-ФЗ, должна содержать следующую информацию: сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей.
Как следует из аукционной документации по 22 лотам часть В раздела III технического задания содержит сведения об общем объеме отходов в пределах каждого лота, а также следующие сведения: код ФККО, класс опасности, наименование отходов.
Вместе с тем, в нарушение пп. «б» п.12 Правил № 1133, аукционная документация по лотам не содержит сведения о количестве ТКО по видам и классам с учетом сезонной составляющей.
Доводы ООО «Экопром» об отсутствии данного нарушения, поскольку сведения указаны в соответствии с Территориальной схемой, которая не предусматривает сезонной составляющей, подлежат отклонению.
Правила № 1133 устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, данные являются обязательными для исполнения. В связи с чем, отсутствие данных сведений о количестве ТКО по видам и классам с учетом сезонной составляющей в Территориальной схеме не исключает обязанность регионального оператора по их указанию в аукционной документации.
Судом первой инстанции на основании представленной отчетности, в частности «Сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» 2-ТП (отходы), утверждённой Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627, установлено, что, являясь региональным оператором, ООО «Экопром» имеет возможность ведения учета количества ТКО с учетом сезонной составляющей.
Отсутствие сведений о сезонной составляющей ТКО приводит к нарушению прав и законных интересов участников торгов, поскольку образование отходов в течении года происходит неравномерно и морфологический состав образующихся отходов может существенно отличаться в соответствии с сезоном, что является одним из критериев при оценке участником закупки возможности исполнения контракта.
Антимонопольным органом в решениях сделан вывод о нарушении пп. «б» п.12 Правил № 1133, которое выразилось во включении в перечень отходов видов отходов, которые не образуются на территории лотов (код ФККО "7 41 119 11 72 4" - остатки сортировки ТКО при совместном сборе, код ФККО "7 41 119 11 72 5" - остатки сортировки ТКО при совместном сборе практические неопасные).
Пунктом 12 Правил №1133 установлено, что документация об аукционе должна содержать информацию, указанную в статье 64 Закона №44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как следует из аукционной документации по всем лотам часть В раздела III технического задания содержит сведения о видах отходов, подлежащих транспортированию с указанием класса опасности, в том числе код ФККО "7 41 119 11 72 4" - остатки сортировки ТКО при совместном сборе класс опасности 4, код ФККО "7 41 119 11 72 5" - остатки сортировки ТКО при совместном сборе практические неопасные, класс опасности 5.
Вместе с тем, данные виды отходов образуются только на территории 4 лотов (лот №28 Псков - Центр), (лот №6 Псковский район), (лот №2 Псков - Запсковье), (лот №9 Псков -Завеличье). На территории остальных лотов данные виды отходов не образуются.
Таким образом, данные сведения, указанные в аукционной документации по 18 лотам, не носят объективный характер и вводят участников торгов в заблуждение относительно условий проведения торгов.
Ссылка заявителя на то, что данные сведения указаны в соответствии с Территориальной схемой и не могли быть изменены, отклоняются судом как основанные на ошибочном толковании действующего законодательства.
Кроме того, включение в аукционную документацию видов отходов, которые не образуются на территории лота, приводят к дополнительным требованиям к участнику аукциона в части лицензионных требований.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях ООО «Экопром» имеются нарушения пп.«б» пункта 12 Правил № 1133.
Решениями антимонопольного органа установлено нарушение пп.«з» п. 12 Правил № 1133, которое выразилось в неуказании сведений о прогнозном расстоянии транспортирования ТКО (суммарном расстоянии за весь срок, на который заключается договор) от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, а также между указанными объектами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной в установленном порядке.
Подпунктом «з» пункта 12 Правил № 1133 предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать сведения о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов (суммарном расстоянии за весь срок, на который заключается договор) от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, а также между указанными объектами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной в установленном порядке.
Подпункт «з» пункта 12 Правил № 1133 введен Постановлением № 414, вступившим в законную силу 31.03.2021.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно пункту 4 Правил № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в соответствии с Законом №44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии со статьей 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно статье 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2); закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (пункт 3).
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, законодатель начало осуществление закупки по Закону о контрактной системе связывает с размещением извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе.
Таким образом, региональный оператор в силу действующего законодательства обязан был руководствоваться нормативным актом, который действовал на момент размещения извещений о проведении спорных аукционов.
Извещения о проведении электронных аукционов размещены в ЕИС в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru 08.04.2021, 09.04.2021, 13.04.2021, 14.04.2021. На момент размещения извещений изменения, внесенные Постановлением № 414, в том числе предусматривающие указание сведений, установленных пп. «з» пункта 2 Правил № 1133, вступили в законную силу и должны быть указаны в обязательном порядке.
На основании изложенного, в действиях ООО «Экопром» имеются нарушения пп.«з» пункта 12 Правил № 1133.
УФАС по Псковской области в решениях указал на нарушение региональным оператором положений пункта 5 (1) Правил №1133 в части неправомерного обоснования цены предмета аукционов не в соответствии с пунктом 90 (1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Основы ценообразования в области обращения ТКО), а с применением метода сопоставления рыночных цен в соответствии с Законом №44-ФЗ.
Как следует из материалов и не оспаривается сторонами, в целях определения и обоснования начальной (максимальной) цены договоров, региональным оператором с февраля 2021 года направлялись запросы ценовых предложений по всем лотам аукционов участникам рынка транспортировании твердых коммунальных отходов на территории Псковской области - возможным участникам торгов. По результатам направленных в адрес регионального оператора ответов на запросы ценовых предложений, ООО «Экопром» сформированы начальные (максимальные) цены договоров в отношении лотов аукционов.
Пунктом 5 (1) Правил № 1133 (в редакции, действующей с 31.03.2021, введен Постановлением № 414) установлено, что определение и обоснование цены предмета аукциона осуществляется в соответствии с пунктом 90(1) Основ ценообразования в области обращения ТКО, и производится с применением экономически и технологически обоснованных объемов потребления сырья, материалов, выполняемых работ (услуг).
Двойной учет расходов на выполнение одних и тех же функций в разных статьях, из которых в соответствии с пунктом 90(1) Основ ценообразования в области обращения ТКО, определяется цена предмета аукциона, не допускается.
Согласно пункту 90(1) Основ ценообразования в области обращения ТКО, расходы на транспортирование ТКО, в том числе цена предмета аукциона, проводимого в соответствии с Правилами № 1133, определяются с учетом расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой, утвержденной в установленном порядке, и планируемого количества транспортируемых твердых коммунальных отходов как сумма планируемых на очередной период регулирования:
а) расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала определяемых в том числе с учетом отраслевых тарифных соглашений и официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских иен;
б) расходов на топливо и горюче-смазочные материалы для транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов;
в) расходов на сырье и материалы для текущего технического обслуживания транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, определяемых как сумма расходов но каждом по каждому виду сырья и материалов, рассчитанных как произведение плановых (расчетных) цен на сырье и материалы и экономически (технологически, технически) обоснованных объемов потребления сырья и материалов;
г) ремонтных расходов и расходов на техническое обслуживание (за исключением расходов, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта) в отношении транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, за исключением расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала;
д) расходов на амортизацию транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, определяемых как сумма отношений стоимости амортизируемых транспортных средств к сроку их полезного использования, соответствующему максимальному сроку полезного использования, установленному Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;
е) расходов на арендную плату и лизинговые платежи в отношении транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, определяемых исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом (экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора (при учете расходов на лизинговые платежи учитывается также доход лизингодателя, начисляемый в течение срока действия договора лизинга исходя из остаточной стоимости объекта и ставки процента, указанной в заключенном договоре. но не превышающей ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, действующую на дату заключения договора лизинга, указанную на 4 процентных пункта);
ж) прочих производственных расходов, размер которых не может превышать 5 процентов суммы расходов, указанных в подпунктах «а» - «е» настоящего пункта;
з) административных расходов (за исключением предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала и расходов, предусмотренных подпунктом «и» настоящего пункта), размер которых не может превышать 10 процентов суммы расходов, указанных в подпункт «а» - «ж» настоящего пункта;
и) расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других платежей (в том числе с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оснащением и обеспечением функционирования аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS);
к) расчетной предпринимательской прибыли организации, осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов, определяемой процентов суммы расходов, указанных в подпунктах «а» - «з» настоящего пункта.
Таким образом, законодатель при определении и обосновании НМЦК по транспортированию ТКО исходит из метода тарифного регулирования цены, включающего в себя сумма планируемых расходов и экономически и технологически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполняемых работ (услуг).
В разделе 5 документации об аукционах размещено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, из которого следует, что региональным оператором применен способ определения метод сопоставимых рыночных цен, который не соответствует пункту 5(1) Правил № 1133.
При анализе запросов о направлении ценовой информации, направленных ООО «Эконром», судом первой инстанции установлено, что указанные запросы содержали в себе не все сведения, предусмотренные пунктом 90(1) Основ ценообразования в области обращения ТКО. В частности, запросы не содержат расстояние транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой, расходов на сырье и материалы для текущего обслуживания, административных расходов, а также расчетной предпринимательской прибыли.
Таким образом, определение НМЦК на основании представленных коммерческих запросов не может свидетельствовать о том, что данная НМЦК установлена в соответствии с пунктом 90(1) Основ ценообразования в области обращения ТКО.
Следовательно, формирование НМЦК произведено ООО «Экопром» в нарушение редакции Правил №1133, действовавшей на момент размещения извещений в единой информационной системе.
Доводы общества о правомерности включения в договор обязанности исполнителя по ликвидации мест несанкционированного складирования ТКО подлежат отклонению, поскольку, как следует из резолютивной части решений УФАС, указанные действия в нарушение обществу не вменены.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку в решениях не имеется вывода о том, какие конкретно нормы действующего законодательства нарушены обществом при изложении условий договора, а в резолютивной части решений не установлено конкретное нарушение, оснований признавать данные обстоятельства нарушением, вмененным ООО «Экопром», не имеется.
Доводы заявителя о необоснованном принятии УФАС к рассмотрению жалоб ООО «АСПО-Сервис», ООО «САКС», ИП ФИО2, поскольку они заявки на участи в торгах не подавали, подлежат отклонению.
Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Закон устанавливает, что лица, не подавшие заявки, имеют право обратиться с жалобой на торги в антимонопольный орган, если их права нарушены действиями (бездействием), которые воспрепятствовали им подать заявку (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). Именно к такому результату приводят нарушения установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Учитывая изложенное, в силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган не только лицами, подавшими заявки на участие в торгах, но также и иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалобы ООО «АСПО-Сервис», ООО «САКС», ИП ФИО2 содержали доводы о нарушении ООО «Экопром» порядка организации и проведения торгов, а также о необходимости внесения изменений в извещение по аукциону и аукционную документацию, в связи с чем данные жалобы подлежали принятию и рассмотрению антимонопольным органом по существу.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В силу подпункта "а" пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом по всем лотам были выданы предписания, согласно которым предписывалось аннулировать аукционы в электронном форме, разместить информацию на официальном сайте об отмене данных аукционов.
Выявленные нарушения при формировании документации (нарушение порядка формирования НМЦК, отсутствие разбивки отходов с учетом сезонной составляющей, включение в аукционную документацию видов отходов, которые не образуются на территории рассматриваемого лота) носят существенный характер, не были устранены организатором торгов до вынесения предписания.
Учитывая, что решениями управления в действиях заказчика установлено нарушение пунктов б), з) статьи 12 раздела 3, пункта 5 (1) Правил №1133, предписываемые действия по аннулированию аукционов в электронном форме и размещению информации на официальном сайте об отмене данных аукционов, являются соразмерными и направлены на устранение выявленных нарушений.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Псковской области от 03 февраля 2022 года по делу № А52-2466/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экопром» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Селиванова |
Судьи | Е.А. Алимова А.Ю. Докшина |