ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-2929/2021 от 07.12.2021 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 декабря 2021 года

г. Вологда

Дело № А52-2929/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.

В полном объёме постановление изготовлено 08 декабря 2021 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,

при участии от акционерного общества «Псковэнергосбыт» ФИО1 по доверенности от 09.11.2021 № 40, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области ФИО2 по доверенности от 17.06.2021 № 2858/ДТ,

рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Псковэнергосбыт» на решение Арбитражного суда Псковской области от 22 сентября 2021 года по делу № А52-2929/2021,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Псковэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес 180000, <...>; далее – общество, АО «Псковэнергосбыт») обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 180017, <...>; далее – управление, УФАС) о признании незаконным решения от 09.04.2021 по делу №060/01/10-759/2020.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное предприятие «ПлюссаТеплоРесурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 181000, Псковская область, Плюсский район, рабочий <...>; далее – МП «ПлюссаТеплоРесурс»).

Решением Арбитражного суда Псковской области от 22 сентября 2021 года по делу № А52-2929/2021в удовлетворении требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает на наличие предусмотренных законодательством оснований для направления уведомлений о введении ограничений режима потребления электрической энергии.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От заинтересованного лица, отзыв на жалобу не поступил.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Псковэнергосбыт» (с 12.02.2019 – АО «Псковэнергосбыт») (далее – гарантирующий поставщик) в лице ОАО «Псковэнергоагент», действующего в соответствии с агентским договором от 22.12.2004 № 80-ю, и МП «ПлюссаТеплоРесурс» заключен договор энергоснабжения от 11.10.2018 № 05-246, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) в точках поставки (котельных, нежилых помещениях), определенных в приложении к договору, а предприятие обязуется оплачивать поставляемую электроэнергию.

АО «Псковэнергосбыт» в лице АО «Псковэнергоагент» направило в адрес МП «ПлюссаТеплоРесурс» уведомление от 12.08.2020 № 3227 о введении полного ограничения потребления электроэнергии с 12.00 час 24.08.2020 на объектах: котельная № 2 <...>; котельная № 3 <...>; котельная № 1 <...>; нежилое помещение <...>; котельная <...>; котельная № 5 «Полиция», <...>; котельная ДОК <...>; котельная <...>. в случае неоплаты образовавшейся задолженности на 12.08.2020 в размере 2 385 880 руб. 80 коп.

В ответ на уведомление МП «ПлюссаТеплоРесурс» письмом от 18.08.2020 № 509 просило предоставить отсрочку введения ограничения до 18.09.2020 и обратило внимание, что в отношении объекта «Нежилое помещение» электрическую энергию получают субабоненты: Отдел № 24 Управления Федерального казначейства по Плюсскому району и Единая дежурно-диспетчерская служба (система 112), которая является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации. В отношении Котельных №№ 2, 3, 1 - при посредстве этих объектов использование электроэнергии осуществляется в пользу третьих лиц, в том числе физических лиц, для обеспечения их горячим водоснабжением.

В ответ на письмо предприятия от 18.08.2020 АО «Псковэнергоагент» 02.09.2020 сообщило, что введение ограничения потребления электроэнергии котельных № 1, № 2 и № 3 временно приостановлено.

Общество 24.08.2020-25.08.2020 ввело полное ограничение потребления электрической энергии в отношении объектов: котельная № 12 <...>, котельная № 5 «Полиция», <...>; котельная ДОК <...>; котельная <...> (заявка от 20.08.2020 № 2010, заявка от 20.08.2020 № 2011, акт от 25.08.2020 № 8, 12 час 01 мин, акт от 25.08.2020 №9, 10 час 38 мин, акт от 25.08.2020 № 10, 11 час 20 мин).

Подача электроэнергии была возобновлена 28.08.2020 на котельную № 5 «Полиция» (заявка от 28.08.2020 № 2066) и 21.09.2020 на котельную <...>, котельную ДОК п. Плюсса, котельную д. Андромер (заявка от 21.09.2020 № 2384, акт от 21.09.2020 № 1, 14 час 00 мин, акт от 21.09.2020 № 2, 14 час 30 мин, акт от 21.09.2020 № 3,15 час 00 мин).

АО «Псковэнергосбыт» в лице АО «Псковэнергоагент» 10.11.2020 направило в адрес МП «ПлюссаТеплоРесурс» уведомление № 2614 о введении полного ограничения потребления электроэнергии с 12 час 00 мин 23.11.2020 на объект: нежилое помещение, <...> в случае неоплаты образовавшейся задолженности на 10.11.2020 в размере 3 314 155 руб. 54 коп. Фактически введение ограничения 23.11.2020 не производилось.

В ответ на данное уведомление предприятие направило письмо № 751 от 18.11.2020, в котором сообщило, что электрическую энергию по указанному адресу в качестве субабонента использует также Отдел № 24 Управления Федерального казначейства по Плюсскому району и Единая дежурно-диспетчерская служба (система 112), которая является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации. Также в данном нежилом помещении располагается котельная, которая обеспечивает тепловой энергией расположенное в здании отделение ПАО Сбербанка России, которое не сможет функционировать без теплоснабжения.

Муниципальное предприятие «ПлюссаТеплоРесурс» 18.11.2020 обратилось в УФАС по Псковской области с заявлением о нарушении АО «Псковэнергосбыт» антимонопольного законодательства путем неправомерного направления уведомлений от 12.08.2020 №3227 и от 10.11.2020 № 2614 о введении полного ограничения потребления электрической энергии на объектах заявителя.

На основании данного заявления управлением в соответствии с приказом от 16.12.2020 № 86 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 060/01/10-759/2020 в отношении АО «Псковэнергосбыт».

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоотведению на территории Псковской области в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) и пунктом 1.3. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Приказ № 220), по результатам которого было установлено, что в границах присоединенных электрических сетей, расположенных на территории Плюсского района Псковской области за период январь - декабрь 2020 года, доля АО «Псковэнергосбыт» на товарном рынке поставки электроэнергии в географических границах Плюсского района Псковской области составляла 96 процентов, соответственно АО «Псковэнергосбыт» занимает доминирующее положение на товарном рынке поставки электроэнергии в границах Плюсского района Псковской области.

В рамках рассмотрения антимонопольного дела № 060/01/10-759/2020 управление пришло к выводу о том, что АО «Псковэнергосбыт» неправомерно направило в адрес МП «ПлюссаТеплоРесурс» уведомления от 12.08.2020 № 3227, от 10.11.2020 № 2614 о введении ограничения потребления электрической энергии на объектах - котельных и ввело фактически ограничение в период с 24.08.2020 до 21.09.2020, а также, что данные действия могли привести к угрозе ущемления прав и интересов добросовестных абонентов (в том числе учреждений социального обеспечения, здравоохранения, образования и граждан - потребителей) на получение коммунальной услуги, к ущемлению интересов в предпринимательской деятельности предприятия, создали препятствие для выполнения работ по подготовке к отопительному сезону.

По результатам рассмотрения материалов дела УФАС по Псковской области вынесено решение от 09.04.2021 № 060/01/10-759/2020 о признании в действиях заявителя нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неправомерном направлении в адрес МП «ПлюссаТеплоРесурс» уведомлений о введении ограничения потребления электрической энергии от 12.08.2020 и от 10.11.2020 и фактическом ограничении потребления электрической энергии с 24.08.2020 до 21.09.2020 на объектах МП «ПлюссаТеплоРесурс» (котельных).

В связи с отменой введения ограничения потребления электрической энергии с 21.09.2020 предписание антимонопольным органом не выдавалось.

Заявитель, полагая, что решение УФАС по Псковской области не соответствует закону, обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения УФАС, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Согласно статьям 1 и 3 Закона № 135-ФЗ целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Квалифицирующими признаками нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции являются доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке и злоупотребление таким положением, то есть совершение этим субъектом действий (бездействия), негативно влияющих (способных повлиять) на определенную конкурентную среду и (или) законные интересы других лиц.

Согласно части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам от 01.02.2007 №1 «О гарантирующем поставщике электрической энергии на территории Псковской области» и приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 18.01.2017 № 4 «Об измененных границах зоны деятельности гарантирующего поставщика» АО «Псковэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком и географическими границами деятельности энергосбытовой организации АО «Псковэнергосбыт» являются административные границы Псковской области.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц АО «Псковэнергосбыт» осуществляет основной вид деятельности с кодом ОКВЭД 35.14 «Торговля электроэнергией». Согласно Уставу от 29.01.2019 общество осуществляет, в том числе следующий виды деятельности: реализацию (продажа) электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) потребителям.

По результатам проведенного анализа установлено, что в границах присоединенных электрических сетей, расположенных на территории Плюсского района Псковской области за период январь - декабрь 2020 года, доля АО «Псковэнергосбыт» на товарном рынке поставки электроэнергии в географических границах Плюсского района Псковской области составляла 96 процентов, что свидетельствует о том, что АО «Псковэнергосбыт» занимает доминирующее положение на данном товарном рынке. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Следовательно, на общество распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 указанного Закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает, в том числе запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения № 442) и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила № 442).

В соответствии с подпунктом б пункта 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 3 Правил № 442 ограничение режима потребления, за исключением вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации или иного лица, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики этого потребителя.

Как правильно указал суд первой инстанции введение ограничения режима потребления электрической энергии является допускаемой законом мерой оперативного воздействия гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) на потребителя, не исполняющего свои обязательства по оплате потребленной электроэнергии. Вместе с тем ограничение режима потребления должно осуществляться в соответствии с установленным нормативно-правовыми актами порядком, обеспечивающим баланс интересов инициатора ограничения и потребителя, а также соблюдение прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации, интересов неопределенного круга лица и публичных интересов.

Применяя такую меру воздействия как ограничение поставки электроэнергии, необходимо исключить нарушение прав добросовестных плательщиков.

Материалами дела подтверждается, что на момент направления уведомления от 10.11.2020 у предприятия имелась задолженность в размере 3 314 155 руб. 54 коп.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц МП «ПлюссаТеплоРесурс» осуществляет следующие виды деятельности с кодами ОКВЭД 35.30.1 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными», 35.30.2 «Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)».

Также МП «ПлюссаТеплоресурс» осуществляет свою уставную деятельность на территории Плюсского района в соответствии с распоряжением Администрации городского поселения «Плюсса» Плюсского района от 09.01.2020 № 1, согласно которому является единой теплоснабжающей организацией в границах городского поселения «Плюсса», в соответствии с постановлением Администрации городского поселения «Заплюсье» от 09.01.2020 № 2-П является единой теплоснабжающей организацией в границах городского поселения «Заплюсье» (т.3, л.д. 30-31).

МП «ПлюссаТеплоРесурс» оказывает услуги потребителям на основании заключенных договоров теплоснабжения и договоров на поставку горячей воды и тепловой энергии: публичный договор теплоснабжения бытовых потребителей от 01.10.2018 (население); договор теплоснабжения № 17-Т-2019/2 с МБУ «Районный Дом культуры» (<...>); государственный контракт № 11-Т/2020 на поставку тепловой энергии от 30.07.2019 с Межмуниципальным отделом МВД РФ «Струго-Красненский» (<...>); договор теплоснабжения № 4-Т-2020/1 от 10.01.2020 с МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» (<...>; <...>); муниципальный контракт № 29-Т-2020/1 на поставку тепловой энергии от 16.01.2020 с Администрацией городского поселения «Заплюсье» (<...>); государственный контракт теплоснабжения № 23-Т/2020 от 04.02.2020 с ГАУ СО ПО «Плюсский психоневрологический интернат» (<...> и д. 12); государственный контракт № 7-Т-2020/1 от 25.02.2020 на выполнение заказа на поставку продукции (тепловой энергии) (<...>; <...>; д. Андромер (ФАП); ФАП Нежадово; ОФИС Ляды; договор теплоснабжения № 36-Т-2020 от 02.03.2020 с МП «Аптека № 35» (<...>); договор теплоснабжения № 24-Т-2020/243 от 03.03.2020 с АО «Почта России» (<...>, ОПС Заплюсье); договор теплоснабжения № 6-Т-2020/1 от 14.04.2020 с МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» (<...>; д. Нежадово; <...>); договор теплоснабжения № 32-Т-2020 от 12.03.2020 с ПАО «Сбербанк России» (<...>); договор возмещения затрат на теплоснабжение № 44-7/2020 от 13.03.2020 с ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (т.2 л.д. 41-92 т.3 л.д. 123-142).

В соответствии с представленными в материалы дела схемами (письмо МП «ПлюссаТеплоРесурс» № 900 от 30.12.2020) к котельным подключены многоквартирные жилые дома, учреждения образования и здравоохранения, государственные учреждения, учреждения социального и бытового обслуживания (т.2 л.д. 102-117).

В материалы дела представлена ведомость оплаты за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения по физическим и юридическим лицам за июль - ноябрь 2020 г., которая свидетельствует о поступлении денежных средств от всех потребителей, как физических, так юридических лиц, за оказываемые услуги (т.1 л.д. 117-136).

Судом установлено, что 10.11.2020 АО «Псковэнергосбыт» в лице АО «Псковэнергоагент» направило в адрес МП «ПлюссаТеплоРесурс» уведомление № 2614 о введении полного ограничения потребления электроэнергии с 12.00 час. 23.11.2020 на объект: нежилое помещение, <...> в случае неоплаты образовавшейся задолженности на 10.11.2020 в размере 3 314 155 руб. 54 коп.

В соответствии с дополнительным соглашением №1-2020 от 12.02.2020 к договору энергоснабжения №05-246 от 11.10.2018 точкой поставки электрической энергии является нежилое помещение по адресу: <...>. Данное помещение передано в хозяйственное ведение МП «ПлюссаТеплоРесурс» на основании распоряжения Администрации Плюсского района от 09.09.2019 № 217-р.

В ходе рассмотрения дела установлено и материалами дела подтверждается, что в указанном помещении находится отдел № 24 Управления Федерального казначейства по Плюсскому району и Единая дежурно-диспетчерская служба (система 112), которая является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации. Оплату электрической энергии по данной точке (<...>.) производит предприятие, а располагающийся в помещении отдел № 24 Управления Федерального казначейства по Псковской области возмещает расходы на основании Государственного контракта на возмещение расходов за пользование электроэнергией №35-7/2020 от 21.02.2020.

В указанном нежилом помещении располагается котельная МП «ПлюссаТеплоРесурс» в соответствии с Распоряжением Администрации Плюсского района от 03.08.2020 № 153-р «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МП «ПлюссаТеплоРесурс», которая обеспечивает тепловой энергией расположенное в здании отделение ПАО Сбербанка России, которое не сможет функционировать без теплоснабжения (т.3 л.д. 105-106). Данная котельная обеспечивает теплом расположенные в здании по адресу: <...> отдел № 24 Управления Федерального казначейства по Псковской области, Единую дежурно-диспетчерскую службу МО Плюсский район, отделение ПАО «Сбербанк России» в соответствии с заключенными договорами теплоснабжения.

В силу пункта 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее-Правила № 354) ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 122 Правил № 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, МП «ПлюссаТеплоРесурс» оказывает коммунальные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов, учреждениям образования и здравоохранения, государственным учреждениям, учреждениям социального и бытового обслуживания Плюсского района в соответствии с заключенными договорами и имеет статус единой теплоснабжающей организации.

Потребители коммунальной услуги добросовестно оплачивают их и их права на получение коммунальной услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения защищены законом.

Предприятие, имея статус единой теплоснабжающей организации, является единственной организацией в Плюсском районе, оказывающей коммунальные услуги в сфере теплоснабжения. От котельных, которые были отключены или планировалось отключить электроэнергию, получают коммунальную услугу 94 потребителя, включая многоквартирные дома. У потребителей отсутствует техническая возможность получения коммунальной услуги теплоснабжения, кроме котельных МП «ПлюссаТеплоРесурс», подключенных сетями к объектам потребителей.

Электрическая энергия на котельных используется для следующих нужд обеспечения бесперебойного технологического процесса: обеспечение питания двигателей насосного оборудования, необходимого для транспортировки теплоносителя; удаление продуктов горения топлива из теплогенерирующих установок (котлов) посредством электрооборудования (поддувов, дымососов, систем вентиляции); обеспечение прочих вспомогательных процессов - загрузка топлива посредством электроэлеватора (котельная в пос. Заплюсье), освещение, функционирование контрольно-измерительных приборов и автоматики. Согласно представленным паспортам котельных в составе котельных имеется оборудование (сетевые насосы, рециркуляционные насосы, дымососы, вентиляторы), мощность которых указана в киловаттах, что свидетельствует об отнесении данных видов оборудования к электрическому оборудованию (т.3 л.д. 61-104).

Вопреки доводам жалобы полное ограничение использования электроэнергии могло привести к остановке технологического процесса и, как следствие, к полному прекращению теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей.

Кроме того, в период, когда в адрес МП «ПлюссаТеплоРесурс» было направлено уведомление от 12.08.2020 о введении ограничения потребления электроэнергии на котельных и введено фактическое ограничение с 24.08.2020 до 21.09.2020, осуществлялись работы по подготовке котельных к отопительному сезону.

В соответствии с Распоряжением Администрации Плюсского района от 09.09.2020 № 197-р «О начале отопительного сезона 2020-2021 гг. в муниципальном образовании «Плюсский район» установлена дата готовности к подаче теплоносителя и включения систем теплоснабжения - 21.09.2020 (т.1 л.д. 43-44).

Согласно пояснениям МП «ПлюссаТеплоРесурс» (письмо № 130 от 09.02.2021) в период с 12.08.2020 до 24.08.2020 на всех котельных осуществлялись работы по подготовке к отопительному сезону в полном соответствии с графиком и планом мероприятий (т.3 л.д.35-104).

Как следует из представленных материалов, в связи с отсутствием электроэнергии не все работы были выполнены. Предприятие пояснило, что в период отсутствия электроэнергии с 24.08.2020 выполнение работ на котельных было невозможно или затруднено, а именно следующих работ: поверка и установка электроконтактных манометров, ревизия контрольно-измерительных приборов и автоматики (котельные №5, №7, №8, №12), косметический ремонт помещения котельной (котельная № 5, №8), ревизия и ремонт запорной арматуры котельной и теплотрассы (котельная №7), техническое обслуживание и ремонт электрооборудования, ремонт и техническое обслуживание вспомогательных механизмов котельной (котельная №12). Кроме того, в связи с особенностями технологии на котельной №12 для запуска сетевых насосов, посредством которых заполняется система, требуется значительное время, в связи с чем отопительный сезон на котельной №12 в п. Заплюсье начался с опозданием. При проведении работ по подготовке котельных к отопительному сезону в отсутствие электроэнергии приходилось использовать электроинструмент с автономными электробатареями, фонари, фонарики.

Начало запуска теплоносителя в систему теплоснабжения произведено на котельных в период с 21.09.2020 до 01.10.2020, что подтверждается журналами оперативного контроля параметров отпускаемого теплоносителя (письмо МП № 240 от 09.03.2021).

Таким образом, действия АО «Псковэнергосбыт», выразившиеся в направлении уведомлений о введении ограничений потребления электрической энергии от 12.08.2020 и от 10.11.2020 и фактическом ограничении потребления электрической энергии с 24.08.2020 до 21.09.2020 на объектах МП «ПлюссаТеплоРесурс» (котельных) могли привести к угрозе ущемления прав и интересов добросовестных абонентов (в том числе учреждений социального обеспечения, здравоохранения, образования и граждан - потребителей) на получение коммунальной услуги, к ущемлению интересов в предпринимательской деятельности предприятия, создали препятствие для выполнения работ по подготовке к отопительному сезону.

В соответствии с пунктом 2 Приложения к Правилам № 442 организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения отнесены к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении» водоснабжение включает в себя, в том числе приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В соответствии с договором водоснабжения № 49-В-2019, заключенном между МП «ПлюссаТеплоРесурс» и МУП «Сервис», предприятие обеспечивает эксплуатацию систем водоснабжения.

Согласно представленным пояснениям (письмо МП «ПлюссаТеплоРесурс» № 900 от 30.12.2020) технологический процесс на котельных циклический и непрерывный. Котельные подключены к системе централизованного водоснабжения. При сжигании топлива в котлах происходит нагрев теплоносителя (воды), при помощи электронасосов вода направляется по трубам к потребителям, где распределяется по системам отопления объектов, отдает тепло приборамотопления, собирается в обратные трубопроводы и следует обратно в котельные, где опять подвергается нагреву в котлах и снова отправляется к потребителю.

При таких обстоятельствах антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что предприятие относится к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Согласно пункту 10(1) Правил №442 введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается.

Таким образом, в отношении предприятия АО «Псковэнергосбыт» должно было соблюдать специальный порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, не допускающий полного ограничения такого режима до получения уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления электроэнергии, в связи с чем у общества отсутствовали основания для направления уведомления о введении полного ограничения и фактического ограничения трех объектов (котельных) предприятия.

Довод заявителя о том, что действия общества не привели к возникновения каких - либо негативных последствий, поскольку ограничение были введены только в отношении 3 объектов и в тот период, когда не осуществлялась поставка тепловой энергии конечным потребителям является несостоятельным, поскольку создание угрозы наступления негативных последствий для добросовестных потребителей коммунальных ресурсов достаточно для квалификации действий АО «Псковэнергосбыт» как нарушающих запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, у антимонопольного органа имелись законные основания для вынесения решения о признании в действиях заявителя нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.

Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 22 сентября 2021 года по делу №А52-2929/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Псковэнергосбыт» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Селиванова

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина