ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-3212/2021 от 11.01.2022 АС Псковской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 января 2022 года

г. Вологда

Дело № А52-3212/2021

Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года .

В полном объеме постановление изготовлено января 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «АРК» представителя ФИО1 по доверенности от 05.07.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференций апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АРК» на решение Арбитражного суда Псковской области от 05 октября 2021 года по делу № А52-3212/2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «АРК»(180019, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области  с требованием к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области (адрес: 180017, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не устранении реестровой ошибки и возложении на него обязанности ее устранить.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО2; ФИО3, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Псковской области (далее – Кадастровая палата).

Решением судаот 05.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд не принял во внимание сведения о местоположении здания, кадастровым номером 60:27:0060322:09:46, на местности, содержащиеся в техническом плане; неправильно применил нормы Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), Порядок изменения в едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015   № 943 (далее – Порядок № 943), не учел, что Управление, направив Кадастровой палате поручения от 24.09.2020, 30.11.2020, признало наличие реестровой ошибки, приступило к процедуре ее устранения, отказалось ее устранять после получения заключения.

Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.

Управление в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровым номером 60:27:060322:11, и расположенное на нем одноэтажное кирпичное нежилое здание, площадью 627,4 кв.м, кадастровым номером 60:27:0060322:09:46, находящиеся по адресу: <...>.

Земельный участок, кадастровым номером 60:27:060322:11, с восточной стороны граничит с земельным участком, кадастровым номером 60:27:0060322:18, расположенным по адресу: <...>, принадлежащим ФИО2 и ФИО3

До покупки Общество пользовалось земельным участком на основании договора аренды от 15.11.2002 № 510, заключенного с администрацией города Пскова. Договор заключен сроком на 5 лет, 30.11.2017 заключен новый договор аренды № 362, срок действия которого определен до 01.11.2022.

Границы земельного участка, кадастровым номером 60:27:060322:11, в 2002 году установлены в местной системе координат межевым делом, изготовленным федеральным государственным унитарным предприятием «Псковское землеустроительное предприятие» (далее – Предприятие), уточненная площадь земельного участка составила 1 029,2 кв.м.

План земельного участка, содержащийся в материалах межевого дела, содержит информацию о том, что границы земельного участка с северной, западной и восточной стороны проходят по границе здания. При этом здание полностью расположено в границах сформированного земельного участка.

Технический паспорт здания, выполненный государственным предприятием Псковской области «Бюро технической инвентаризации» по состоянию на 10.01.2014 содержит информацию о том, что здание возведено в 1954 году, при этом его местоположение, площадь и конфигурация не менялась на протяжении всего времени с момента его постройки, что подтверждают материалы инвентаризации, выполненные на 19.02.1954, 28.12.2001, 14.01.2014.

В настоящее время сведения о границах земельного участка, кадастровым номером 60:27:060322:11, внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) в действующей системе координат МСК-60.

Общество 20.12.2019 обратилось в Управление с заявлением об устранении реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка, кадастровым номером 60:27:060322:11, указало, что принадлежащее заявителю здание пересекает границы сформированного для его обслуживания земельного участка.

Управление 15.01.2020 сообщило Обществу, что, поскольку у здания отсутствует описание местоположения его границ, возможности корректного анализа на геометрические пересечения здания, кадастровым номером 60:27:0060322:09:46, с границами земельных участков с кадастровыми номерами 60:27:060322:11 и 60:27:060322:18 не имеется.

Общество 17.08.2020 обратилось в Управление с заявлением об устранении реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка, кадастровым номером 60:27:060322:11. В обоснование заявления указало, что при уточнении границ земельного участка, кадастровым номером 60:27:060322:11, допущены нарушения, в результате этого возникло наложение здания, кадастровым номером 60:27:0060322:09:46, на земельный участок, кадастровым номером 60:27:060322:18, то есть здание пересекает границу земельного участка, кадастровым номером 60:27:060322:11. В обоснование поданного заявления представлен технический план здания и информационное письмо, выполненное Кадастровой палатой, в котором разъяснено, что уточнение местоположения здания на основании технического плана возможно только после устранения реестровой ошибки в сведениях    о    местоположении    земельных    участков, кадастровыми номерами 60:27:060322:11, 60:27:060322:18.

В ответ на заявление Управление 24.09.2020 сообщило, что по результатам проведенного анализа материалов, содержащих описание местоположения земельных участков, кадастровыми номерами 60:27:060322:11, 60:27:060322:18, выявив признаки реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении указанных земельных участков, 24.09.2020 направило Кадастровой палате письмо-поручение с целью определения координат характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами для обеспечения исправления реестровых ошибок.

Управление 24.03.2021 сообщило Обществу, что, поскольку, согласно заключению Кадастровой палаты, определения характерных    точек    границ земельных участков,  кадастровыми номерами 60:27:060322:11, 60:27:060322:18, невозможно, у Управления отсутствует возможность исправить реестровую ошибку.

Как указано в заявлении Общества при обращении в арбитражный суд, в настоящее время ЕГРН содержит ошибочные сведения о местоположении принадлежащего заявителю земельного участка, кадастровым номером 60:27:060322:11, заявитель при сложившихся обстоятельствах лишен возможности по беспрепятственному владению, пользованию и обслуживанию находящегося на его балансе объекта недвижимости. Указанные ошибочные сведения препятствуют проведению процедуры уточнения местоположения здания, кадастровым номером 60:27:0060322:09:46, это подтверждается заключением кадастрового инженера, изложенным в техническом плане здания от 06.07.2020, и информационным письмом, подготовленным Кадастровой палатой. Межевой спор между Обществом и собственником смежного земельного участка отсутствует. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии реестровой ошибки.

Считая незаконными бездействия Управления в части не проведения процедуры по устранению реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка, кадастровым номером 60:27:060322:11, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в удовлетворении заявления.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как правомерно указал суд первой инстанции, в силу статей 198, 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), части 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ, земельный участок - это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции, действовавшей до 01.01.2017 (далее - Закон № 221-ФЗ), части 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В статье 11.2 ЗК РФ предусмотрено, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.

Согласно статьям 1, 38 Закона № 221-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, кадастровым учетом признавалось внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным законом сведений о недвижимом имуществе. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Аналогичные положения содержатся в части 7 статьи 1, частях 8, 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Таким образом, суд вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

Устранение реестровой ошибки на основании решения суда требуется, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН; площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ недвижимости, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН, не более чем на пять процентов.

Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся правообладателю и существует на местности. Правовые последствия исправления реестровой ошибки в равной степени важны как для правообладателей, так и для органа кадастрового учета и оказывают значительное влияние на вещные права правообладателя.

То есть для признания ошибки реестровой она должна быть воспроизведена в ЕГРН из документа, на основании которого такие сведения внесены.

В соответствии с частью 6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение о необходимости устранения такой ошибки в случае ее обнаружения. В решении, помимо даты ее выявления, указывается ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Из материалов дела видно, что на территории Псковской области до            2011 года для целей государственного кадастрового учета использовались условная, местная система координат и СК-63. С 2011 года используется местная система координат МСК-60 с определенными для нее параметрами перехода к единой государственной системе координат (часть 4 статьи 6 Закона № 218-ФЗ). Информация о координатах границ земельных участков, внесенная в ранее действовавших системах координат, пересчитана в МСК-60.

Характерные точки границ, длины линий, дирекционные углы земельных участков, расположенных в пределах кадастрового квартала 60:27:0060322, определенные на основании землеустроительных дел на момент их установления, соответствуют сведениям об их координатах, содержащимся в ЕГРН (МСК-60). Пересечений границ объектов недвижимости, земельных участков, а также с границами кадастровых кварталов не выявлено. Иные несоответствия внесенных в ЕГРН сведений сведениям расположения объектов недвижимости на местности могут быть выявлены только при проведении кадастровых работ, полномочиями на осуществление которых Управление не обладает.

В целях подготовки ответа на обращение Общества в соответствии с частью 7.3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, положениями Порядка № 943, действовавшим в период спорных правоотношений, Управление направило Кадастровой палате письмо-поручение от 24.09.2020 № 08052/2020 по определению координат характерных точек границ и площади земельных участков, кадастровым номерами  60:27:0060322:11, 60:27:0060311:18,  с целью обеспечения исправления реестровых ошибок. В последующем 30.11.2020 направило письмо-поручение Кадастровой палате по тому же основанию.

В соответствии с Порядком № 943 при выявлении органом регистрации прав признаков реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является, в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, должностное лицо органа регистрации прав, выявившее такую ошибку, готовит письмо-поручение филиалу об определении местоположения границ земельного участка в целях исправления соответствующей реестровой ошибки.

На основании письма-поручения подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение определяет координаты характерных точек границ и площадь земельных участков, в описании границ которых органом регистрации прав выявлена реестровая ошибка, и в срок не более двух месяцев подготавливает в электронном виде отчет о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, либо заключение о невозможности определения характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в соответствии с решением о необходимости устранения реестровой ошибки с указанием причин.

Регистрирующий орган на основании отчета или межевого плана, в котором содержатся предусмотренные пунктом 69 Требований к подготовке межевого плана, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921, результаты необходимых измерений и вычислений в отношении описания местоположения границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств со значениями координат характерных точек указанных границ вносит в ЕГРН сведения о местоположении границ (частей границ) и площади земельных участков и их частей, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, о местоположении границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, обеспечивающие исправление указанной реестровой ошибки.

Суд первой инстанции установил, что в результате рассмотрения писем-поручений филиалом подготовлены заключения о невозможности определения характерных точек границ земельных участков, кадастровыми номерами 60:27:0060311:11 и 60:27:0060311:18. Заявление и межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением описания местоположения границ и площади земельного участка, в описании которого в результате выполнения кадастровых работ выявлена реестровая ошибка, либо в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, в отношении земельных участков, кадастровыми номерами 60:27:0060322:11, 60:27:0060322:18, в орган регистрации прав в порядке статей 14, 43 Закона № 281-ФЗ не поступали. О невозможности определения координат характерных точек границ и площадей земельных участков от 22.10.2020 и 15.01.2021 указано в окончательном ответе заявителю. Также в ответе отмечена возможность исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН на основании представления заявления и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером, содержащим обоснование исправления реестровой ошибки.

Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку устранение реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка, кадастровым номером 60:27:00600322:11, в рамках части 7 статьи 61 Закона                      № 218-ФЗ органом регистрации прав не представляется возможным, это подтверждается заключениями Кадастровой палаты о невозможности определения характерных точек границ земельных участков, поскольку для ее исправления необходимо проведение кадастровых работ, полномочиями на осуществление которых Управление не обладает, ошибка, воспроизведенная в ЕГРН в отношении земельного участка, кадастровым номером 60:27:0060322:11, квалифицируемая как реестровая, органом регистрации прав не обнаружена, соответственно решение о необходимости устранения реестровой ошибки не принято.

При этом суд указал, что реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении земельного участка, кадастровым номером 60:27:0060322:11, может быть выявлена в случае представления в орган регистрации прав заявления и документов, необходимых для осуществления учетных действий (технического плана, подготовленного в связи с изменением сведений о местоположении здания, кадастровым номером 60:27:0060322:46).

Суд первой инстанции правомерно  указал, что утверждение заявителя о том, что границы здания, кадастровым номером 60:27:0060322:46, выходят за границы земельного участка, кадастровым номером 60:27:0060322:11, и пересекают границы земельного участка, кадастровым номером 60:27:0060322:18, может свидетельствовать о наличии признаков реестровой ошибки. Вместе с тем, она таковой не является.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, кадастровым номером 60:27:0060322:11, образованный в результате раздела земельного участка, кадастровым номером 60:27:0060322:9, поставлен на государственный кадастровый учет 07.10.2004 на основании межевого дела, подготовленного Предприятием в 2002 году. Сведения о здании, кадастровым номером 60:27:0060322:46, внесены в ЕГРН 18.11.2011 в рамках исполнения приказа от 11.01.2011 № 1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости».

Суд пришел к верному выводу о том, что, в связи с тем, что в ЕГРН сведения о координатах характерных точек, описывающих местоположение здания на местности, отсутствуют, определить его расположение в границах земельного участка, кадастровым номером 60:27:0060322:11, не представляется возможным при сложившейся ситуации. В связи с этим квалифицировать сведения ЕГРН об описании местоположения спорного земельного участка как ошибочные невозможно, поскольку, как следует из части 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, сведения, квалифицируемые как ошибочные, должны быть воспроизведены в ЕГРН.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявления Общества у суда первой инстанции не имелось, в удовлетворении требований отказано правомерно.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции  у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 05 октября                   2021 года по делу № А52-3212/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АРК» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

          А.Я. Зайцева

Судьи

          Н.В. Чередина

          А.Н. Шадрина