ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
22 сентября 2022 года | г. Вологда | Дело № А52-4761/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .
В полном объёме постановление изготовлено сентября 2022 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 21 июня 2022 года по делу № А52-4761/2021,
у с т а н о в и л:
муниципальное предприятие Псковского района «Коммунальные услуги» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 180552, <...>; далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 180017, <...>; далее – управление) о признании незаконными решения от 06.08.2021 и предписания от 06.08.2021 по делу № 060/01/10-113/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено частное лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий «Череха» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 180560, <...>; далее – учреждение).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 21 июня 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Считает, что факт нарушения действиями предприятия по начислению платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов без отбора проб сточных вод пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) материалами дела доказан.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, на основании заявления учреждения от 16.12.2020 № 348 приказом управления от 11.03.2021 № 14 в отношении предприятия возбуждено дело № 060/01/10-113/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоотведению на территории Псковского района в порядке, предусмотренном ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 1.3. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Приказ № 220), по результатам которого было установлено, что предприятие является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке водоотведения в границах Псковского района в пределах расположения технологической инфраструктуры(сетей).
Учреждение на основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления от 17.07.2001 владеет имуществом, расположенным по адресу: Псковский район, д. Череха.
Антимонопольным органом установлено, что учреждением (абонент) и обществом заключен договор водоотведения от 29.12.2018 № 8, согласно которому общество обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в размере установленного лимита, который составляет 29 200 м3 на 2019 год с равномерным распределением по месяцам, в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Абонент обязуется соблюдать в соответствии с настоящим договором режим водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а также обеспечивать безопасность, эксплуатации находящихся в его ведении канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4.1 договора предприятие обязано осуществлять производственный контроль состава и свойств сточных вод. Согласно пункту 4.2 договора предприятие вправе в том числе: иметь беспрепятственный доступ к канализационным сетям, местам отбора проб сточных вод, приборам учета сточных вод в порядке, предусмотренном разделом «б» настоящего договора; взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно подпункту «з» пункта 4.3 договора абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Исходя из пункта 7 договора контроль состава и свойств сточных вод, отбор проб сточных вод. анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах Абонента и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525. Сведения о местах отбора проб сточных вод приведены в Приложении № 4.
Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по канализационным сетям (Приложение № 1 к договору) установлено, что границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности является канализационный колодец № 1, расположенный между жилыми домами ДОС № 138 и ДОС № 150.
Управлением установлено, что предприятием начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов учреждению и ряду иных абонентов производится на основании пунктов 123(4) и 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644) без отбора проб сточных вод.
По результатам рассмотрения материалов дела управлением вынесено решение от 06.08.2021 № 060/01/10-113/2021 о признании в действиях заявителя нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в нарушении установленными нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем начисления абонентам платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов без проведения контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения, и в отсутствии подтверждения факта превышения установленных показателей.
Предписанием управления от 06.08.2021 по делу № 060/01/10-721/2020 заявителю вменена обязанность прекратить названное нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ путем начисления абонентам указанной платы на основании документального подтверждения факта соблюдения либо нарушения абонентом нормативов состава сточных вод, требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на централизованной системы водоотведения и документального подтверждения факта нарушения абонентом требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения (канализации) веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу, установленных Правилами № 728, в срок не позднее 11.06.2021.
Не согласившись с данными решением и предписанием, предприятие обратилось в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Квалифицирующими признаками нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции являются доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке и злоупотребление таким положением, то есть совершение этим субъектом действий (бездействия), негативно влияющих (способных повлиять) на определенную конкурентную среду и (или) законные интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление № 2) нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.
В связи с этим при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, судам наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.
В силу части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем относятся к сфере естественной монополии.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) предприятие осуществляет основной вид деятельности с кодом ОКВЭД 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха», а также дополнительные «код 37.00 - Сбор и обработка сточных вод».
По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоотведению на территории Псковского района управлением установлено и предприятием не отрицается тот факт, что заявитель занимает доминирующее положение в границах расположения технологической инфраструктуры (сетей).
Суд первой инстанции, исследовав данный анализ, пришел к верному выводу о том, что анализ проведен в соответствии с порядком, предусмотренным частью 5.1 статьи 45 Закона № 135-ФЗ и пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом № 220.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 – 11 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.
Исходя из содержания оспариваемого решения, основанием для признания предприятия злоупотребившим доминирующим положением на товарном рынке послужили действия, выразившиеся в нарушении установленными нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем начисления предприятием абонентам платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сверх установленных нормативов без проведения контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения, и в отсутствии подтверждения факта превышения установленных показателей.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), а также Правилами № 644.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Пунктом 1 статьи 30.1 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации)), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
В пункте 1 статьи 30.2 Закона № 416-ФЗ определено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта «ж» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
Согласно подпункту «г» пункта 36 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы, абонент вносит плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (пункт 194 Правил № 644).
Правилами № 644 установлены два вида самостоятельных платежей, которые взимаются ресурсоснабжающей организацией независимо от оплаты абонентом услуг холодного водоснабжения и водоотведения: 1) плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пункт 118); 2) плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (пункт 194).
Порядок расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения закреплен пунктом 119 Правил № 644, согласно которому расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130-130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
По сведениям ЕГРЮЛ учреждение осуществляет основной вид деятельности с кодом ОКВЭД 86.90.4 «Деятельность санаторно-курортных организаций», а также дополнительные в том числе «код 55.1 - Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания», «код 55.90 - Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания», «код 56.29 – Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания».
Учреждением не оспаривается факт осуществления такого вида деятельности, как «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания», однако ссылается на крайне низкий процент такой деятельности в общем объеме оказываемых услуг.
На основании пункта 203 Правил № 644 заявитель произвел расчет среднесуточного объема сбрасываемых сточных вод абонентом с учетом пункта 124 Правил. Согласно справке об объемах водопотребления от учреждения объем водопотребления за период с 01.07.2019 по 30.06.2020 составил 10 913 м3. Объем водопотребления в сутки определен заявителем – 29,90 м3, то есть менее 30 м3.
Предприятием осуществлялся расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении абонентов, по жалобам которых проводилась проверка, без отбора проб сточных вод в соответствии с пунктом 123(4) Правил № 644.
В соответствии с данным пунктом для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (т.е. менее 30 куб. м в сутки);
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента,
В соответствии с пунктом 195 Правил № 644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях предусмотренных пунктами 130 - 130 (3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Формула для расчета в вышеуказанных случаях закреплена п. 197 Правил № 644.
При этом в силу пункта 203 Правил № 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1, где
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qnpl - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента.
Как следует из вышеуказанной нормы, для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по формуле, установленной п. 203 Правил № 644, сведения о превышении концентраций загрязняющих веществ, не требуются.
Из содержания пункта 203 Правил № 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод для обозначенных в данном пункте абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно влияющей на окружающую среду (водные объекты).
Таким образом, как справедливо отметил суд первой инстанции, в пунктах 123(4) и 203 Правил № 644 усматривается, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов для четко определенной категории абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
При этом для расчета платы по пунктам 123(4) и 203 Правил № 644 необходимы лишь сведения об объеме сброшенных сточных вод и действующем тарифе. Проведение контроля состава и свойств сточных вод в случае, если абоненты отвечают хотя бы одному из условий, предусмотренных данными пунктами, не требуется. Обязанность ресурсоснабжающей организации осуществлять отбор проб сточных вод у ряда категорий абонентов, объекты которых отвечают условиям, предусмотренным пунктами 123(4) и 203 Правил № 644, нормативно не предусмотрена.
Суд первой инстанции правомерно сослался на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, отраженную в решении от 16 декабря 2020 года по делу № АКПИ20-722, оставленному без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2021 года № АПЛ21-41, согласно которой изменения, внесенные в Правила № 644, определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод. Положения Правил № 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие в соответствии с пунктом 123(4) этих Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
На основании изложенного апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у предприятия имелись законные основания осуществлять начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по формулам, закрепленным Правилами № 644, без отбора проб сточных вод.
При этом при наличии у абонентов, являющихся владельцами объектов, указанных в пунктах 123(4) и 203 Правил № 644, мест отбора проб сточных вод, у абонентов имеется право на подачу декларации.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 07.04.2021 № МШ/27138/21 также разъяснено, что само по себе начисление организацией водопроводно-канализационного хозяйства абоненту платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в строгом соответствии с положениями Правил № 644 (в том числе по пункту 123(4) Правил № 644), не является нарушением антимонопольного законодательства.
В данном случае доказательств, свидетельствующих о направленности поведения предприятия на сохранение либо укрепление своего положения на рынке оказания услуг по водоснабжения и водоотведению с использованием запрещенных методов, негативно воздействующих на конкурентную среду и наносящих ущерб контрагентам, материалы дела не содержат.
В соответствии со статьей 22 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, поддержанной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2016 № 301-КГ16-1511, от 01.03.2018 № 306-КГ17-17056, от 29.01.2021 № 307-ЭС20-12944, полномочия антимонопольного органа при применении статьи 10 Закона № 135-ФЗ состоят в пресечении монополистической деятельности – выявлении нарушений, обусловленных использованием экономического положения лицом, доминирующим на рынке, а не в осуществлении контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм гражданского законодательства, и не в разрешении гражданских споров в административном порядке.
В данном случае, как верно установлено судом, разногласия сторон обусловлены различным подходом к порядку начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом положений пунктов 123 и 123(4) Правил № 644 и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
Оценив действия сторон в сложившихся отношениях, суд пришел к обоснованному выводу о том, что взаимоотношения сторон по договорам водоснабжения и водоотведения, в том числе по исполнению сторонами обязательств в соответствии с его условиями в части порядка расчетов, выполнения обязанности по отбору проб сточных вод относятся к гражданско-правовой сфере, в связи с чем не могут быть предметом рассмотрения антимонопольного дела и для применения мер антимонопольного реагирования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно заключил о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Псковской области от 21 июня 2022 года по делу № А52-4761/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Е.Н. Болдырева |
Судьи | Н.В. Мурахина Ю.В. Селиванова |