ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-65/19 от 16.12.2019 АС Псковской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 декабря 2019 года

г. Вологда

Дело № А52-65/2019

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено декабря 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания                    Бахориковой М.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСВЕТ ПЕЧОРЫ» Гинц Л.В. по доверенности от 10.01.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСВЕТ ПЕЧОРЫ» на решение Арбитражного суда Псковской области от 11 октября 2019 года по делу № А52-65/2019,

                                               у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСВЕТ ПЕЧОРЫ»                   (ОГРН 1156027008378, ИНН 6015007169; адрес: 181500, Псковская область, Печорский район, город Печоры, улица Гагарина, дом 15А, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к муниципальному образованию «Печорский район» в лице исполнительно-распорядительного органа администрации городского поселения «Печоры» (ОГРН 1166027052861, ИНН 60158007271; адрес: 181500, Псковская область, Печорский район, город Печоры, улица Свободы, дом 34, далее - Администрация) о расторжении концессионного соглашения по реконструкции и модернизации общественной бани в г. Печоры от 18.10.2016 и взыскании 6 756 728 руб. 70 коп. задолженности.

Решением суда от 11 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на следующее. В ходе реализации концессионного соглашения было выявлено, что реальная потребность населения в помывках, более чем в два раза ниже, чем следовало из описания объекта концессионного соглашения. Данное обстоятельство делает невыполнимым существенное условие концессионного соглашения по внесению концессионной платы в форме предоставления 5 000 бесплатных помывок в год. Продолжение реализации концессионного соглашения и внесение инвестиций в объект концессионного соглашения на указанных условиях ставит истца в заведомо невыгодное положение. Суд не дал оценку доводу истца о том, что ответчик уклонился от осуществления обязательства по финансированию технологического присоединения бани к сетям газораспределения.    

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, принятие  решения оставляет на усмотрение суда.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -            АПК РФ).

До начала судебного заседания от Общества поступило заявление об отказе от требования о расторжении концессионного соглашения и прекращении производства по делу в указанной части, ввиду того, что соглашение о расторжении концессионного соглашения после принятия судом обжалуемого решения  сторонами подписано. Заявление подписано  представителем Гинц Л.В. на основании доверенности от 10.01.2019.

Оценив материалы дела, заявление о частичном отказе от иска, арбитражный апелляционный суд считает, что заявленный отказ от иска может быть принят арбитражным судом, поскольку не противоречит действующему законодательству и не нарушает интересы сторон.

В силу части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Часть 5 статьи 49 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

Апелляционная инстанция считает, что частичный отказ Общества от заявленного иска не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав других лиц. В связи с этим ходатайство подлежит удовлетворению. 

В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

На основании изложенного, производство по делу в части требования о расторжении концессионного соглашения подлежит прекращению.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, апелляционный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 18.10.2016 муниципальным образованием «Печоры» в лице администрации (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения «Печоры» (концедент) и Обществом (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объекта социального обслуживания населения по реконструкции и эксплуатации здания бани, расположенной на территории МО ГП «Печоры» по адресу: г. Печоры, ул. Свободы, д. 42.

Согласно пункту 1 соглашения, концессионер обязался за счет собственных и привлеченных средств реконструировать и модернизировать объект соглашения, описание которого указано в разделе 11 настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту и осуществлять социально-бытовое обслуживание населения с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом соглашения является здание общественной бани, расположенное по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, Свободы ул., д. 42 (назначение: нежилое здание, с кадастровым (или условным) номером 60:15:1008012:71, 2-этажное. общей площадью 757, 7 кв. м, находящееся в собственности муниципального образования «Печоры», предназначенное для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения, подлежащего реконструкции.

Объект соглашения, подлежащий реконструкции, принадлежит концеденту на основании акта приема-передачи муниципального имущества МО «Печорский район» из казны района в муниципальную собственность муниципального образования «Печоры» от 27.12.2006; распоряжения администрации Печорского района Псковской области от 27.12.2006 № 6; решения Собрания Депутатов Печорского района Псковской области от 26.09.2006 № 6.

Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 марта 2014 года сделана запись регистрации              № 60-60-08/005/2014-119 и 28 марта 2014 года выдано свидетельство о государственной регистрации права 60-ЛЗ № 104089.

Согласно пункту 5 соглашения сведения об описании объекта соглашения, в том числе о Технико-Экономических показателях, техническом состоянии передаваемого объекта соглашения приведены в приложении 1 к соглашению.

Согласно приложению 1 итоговые технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения на момент передачи: год постройки 1937; общее состояние - неудовлетворительное, аварийное; использование - ограниченно используется по назначению; назначение - коммунально-бытовое обслуживание, общественная баня; степень готовности объекта к эксплуатации: требуется капитальный ремонт. Цоколь фундамента расположен ниже дневной поверхности земли. Нижние ряды кирпича стен имеют следы воздействия влаги. На фундаменте по периметру имеются верхние и горизонтальные трещины, следы просадки. Кирпич стен по периметру имеет сколы, трещины из-за длительного (с 1937 года) срока использования. На кровле имеются отдельные сколы, трещины. Полы имеют следы стирания покрытия в основных местах прохода, сколы, трещины, отсутствие отдельных керамических плиток. Оконные рамы и дверные полотна имеют следы разрушений, гнили, отслаивание окрасочного слоя. Во всех помещениях первого и второго этажей на потолке, стенах имеются многочисленные следы поражения плесенью. Система электроснабжения (электропроводка, приборы обеспечения энергобезопасности, выключатели, розетки и т.п.) находится в аварийном состоянии. Имеются следы коррозии на электрических щитках, провисание проводов, следы обгорания контактов на выключателях и розетках. Сантехническое оборудование, система подачи холодной и горячей воды имеют трещины, следы коррозии, отслаивание окрасочного слоя; наличие и виды объекта инфраструктуры: необходима полная замена водопровода, канализации, отопления. Вентиляция и кондиционирование отсутствует. общая площадь здания:757,7 кв. м: площадь застройки 658,8,8 кв. м; объем здания 3390,2 куб. м; износ строения 52,7 %; собственник здания МО ГП «Печоры»; материал фундамента - ЖБ блоки; перекрытия - ЖБ пустотные плиты; материал стен - кирпич; материал кровли - деревянная, стропильная с покрытием из АБЦ листов; материал полов - керамическая плитка, бетон; степень благоустройства территории - требуется проведение полного комплекса работ по благоустройству территории; объем оказываемых услуг в среднем за три года производителю 10 000 помывок (включая баню и душ) в год; отопление - отдельная котельная; водоснабжение централизованное; рыночная стоимость объекта - 5 053 400 руб. в соответствии с Отчетом № 0779/ПС-12/14 от 04.05.2015.

Актом приема-передачи объекта концессионного соглашения в отношении реконструкции и эксплуатации здания бани, расположенной на территории МО ГП «Печоры» от 18.10.2016, концессионер принял во временное владение и пользование здание общественной бани, расположенное по адресу: Псковская область, Печорский район, г. Печоры, ул. Свободы, д. 42, назначение нежилое с кадастровым (или условным) номером 60:15:1008012:71, 2-этажное, общей площадью 757,7 кв. м. Здание 1937 года постройки находится в аварийном состоянии, указанном в приложении 1 к концессионному соглашению, в настоящее время ограниченно используется по назначению.

Приложением 3 стороны соглашения определили виды и сроки работ по реконструкции объекта концессионного соглашения:

1. Разработка проектно-сметной документации на реконструкцию объекта концессионного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в течение 18 месяцев с даты передачи объекта концессионного соглашения;

2. Капитальный ремонт крыши здания в течение двух лет года, с даты передачи объекта концессионного соглашения;

3. Ремонтные работы по оконным и дверным блокам, работы по остеклению оконных блоков в течение двух лет, с даты передачи объекта концессионного соглашения;

4. Ремонтные работы стен, перегородок и полов в течение двух лет с момента заключения концессионного соглашения;

5. Газификация в течение пяти лет, с даты передачи объекта концессионного соглашения (при наличии технической возможности) при условии финансирования технологического присоединения к сетям газораспределения концедентом;

6. Ремонт электрической системы, системы водоснабжения, водоотведения и системы отопления в течение пяти лет, с даты передачи объекта концессионного соглашения;

7 . Переустройство и перепланировка парилок, с обустройством не менее двух отделений для мужчин и женщин в течение двух лет, с даты передачи объекта концессионного соглашения;

8. Ремонт существующих помещений в здании бани в течение четырех лет, с даты передачи объекта концессионного соглашения;

9. Проведение работ по обустройству прачечной и химчистки в течение четырех лет, с даты передачи объекта концессионного соглашения;

10. Работы по фасаду здания бани в течение пяти лет, с даты передачи объекта концессионного соглашения;

11. Благоустройство прилегающей территории в течение четырех лет, с даты передачи объекта концессионного соглашения.

По условиям заключенного концессионного соглашения (пункты 23 и 67) концессионер принял на себя обязательства в течение 5 лет реконструировать и модернизировать здание общественной бани, осуществить инвестиции в реализацию проекта в общем объеме не менее 35 000 000 руб. (в течение срока действия соглашения - 49 лет).

Согласно пункту 73 концессионного соглашения концессионер обязан приступить в полном объеме к социально-бытовому обслуживанию населения после окончания работ по реконструкции объекта концессионного соглашения, но не позднее, чем через 5 лет с момента подписания концессионного соглашения.

В силу пункта 75 концессионного соглашения, концессионная плата вносится концессионером в форме получения концедентом права на долю оказываемых концессионером услуг, а именно в предоставлении концеденту ежегодно права на получение социально-бытовых услуг в размере 4 000 бесплатных помывок в душе и 1 000 помывок в бане, в интересах населения Муниципального образования «Печоры» (всего 5 000 помывок).

Разделом 16 соглашения предусмотрены условия прекращения концессионного соглашения.

Соглашение прекращается: а) по истечении срока действия; б) по соглашению сторон; в) на основании судебного решения о его досрочном расторжении.

Согласно пункту 117 соглашение может быть расторгнуто досрочно на основании решения суда по требованию одной из сторон и в случае существенного нарушения другой стороной условий соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами и настоящим соглашением.

К существенным нарушениям концессионером условий соглашения относятся: нарушение установленных пунктами 68-70 соглашения сроков реконструкции; использование (эксплуатация) объекта соглашения в целях, не установленных соглашением; нарушение порядка использования объекта; прекращение или приостановлении концессионером деятельности, без согласия концедента; неисполнение  или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств, указанных в пунктах 1 и 33соглашения ( пункт 118 соглашения).

К существенным нарушениям концедентом условий соглашения относятся: невыполнение в срок, установленный в пункте 6 соглашения, обязанности по передаче концессионеру объекта соглашения; передача концессионеру объекта соглашения по описанию, технико-экономическим показателям и назначению и в состоянии, несоответствующем установленному приложением 1, в случае, если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами соглашения акта приема-передачи и не могло быть выявлено при передаче объекта соглашения и возникло по вине концедента ( пункт 119 соглашения).

Согласно пункту 120 концессионного соглашения порядок и условия возмещения расходов сторон, связанных с досрочным расторжением настоящего соглашения, приведены в приложении 6 к соглашению (том 1 листы дела 57-58).

Так, сторонами согласовано, что при досрочном расторжении соглашения по соглашению сторон порядок возмещения расходов концессионера определяется соглашением о расторжении соглашения.

В случае существенного нарушения условий концессионного соглашения концессионером, концедент имеет право требовать расторжения концессионного соглашения в суде, при этом концедент возмещает 95 % расходов, понесенных концессионером по концессионному соглашению включая, но не ограничиваясь: расходы по реконструкции объекта концессионного соглашения, расходы на закупку оборудования и другие расходы. Концедент имеет право при расторжении концессионного соглашения по решению суда за существенное нарушение условий соглашения на выплату неустойки в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей.

В обоснование иска Общество указало, что общественная баня передана концессионеру в неработоспособном состоянии с изношенными коммуникациями, в крайне тяжелом техническом состоянии, что в полном объеме было установлено в процессе ее эксплуатации после передачи. По настоянию ответчика оказывалось социально-бытовое обслуживание населения одновременно с проведением работ по реконструкции объекта. Концессионером были проведены срочные работы по технологическому запуску бани, с декабря 2016 года стали оказываться банные и помывочные услуги населению.

Концессионер оказывал помывочные и банные услуги населению до                30 ноября 2017 года; одновременно были произведены демонтажные, ремонтно-отделочные работы, произведены работы по капитальному ремонту помещения топочной, осуществлена замена кровли помещений котельной и топочной, многократно производился локальный ремонт систем отопления, водогрейного котла, систем горячего и холодного водоснабжения, дымоотведения, произведены демонтажные работы во всех помещениях объекта, что подтверждается приложением 1 к акту о результатах контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения от 13.12.2018.

После аварии системы горячего водоснабжения и отопительной банной печи в ноябре 2017 года техническое обследование показало невозможность дальнейшего функционирования общественной бани, без осуществления капитального ремонта, включающего в себя замену банной печи, полную реконструкцию котельной с заменой отопительного котла и системы подогрева воды, прокладку новой сети отопления, водоснабжения и электроснабжения, обеспечивающего качество и безопасность оказываемых банных и помывочных услуг.

Как указал истец, за 12 месяцев действия концессионного соглашения (ноябрь 2016 - ноябрь 2017 г.) для поддержания бани в работоспособном состоянии и приведения ее в минимально допустимые санитарно-гигиенические показатели, концессионер инвестировал в реконструкцию и модернизацию концессионного объекта 6 756 728, 7 руб.

Далее, Концессионер 13.01.2018 направил концеденту письмо, в котором на основании пункта 3.4 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) и пунктов 111-114 концессионного соглашения, для обеспечения возможности реализации концессионного соглашения, предложил внести изменения в концессионное соглашение в части уменьшения концессионной платы согласно реальной потребности льготных категории граждан в помывках, а также совместного финансирования работ по реконструкции бани.

В связи с отсутствием в течение 30 календарных дней ответа от концендента на требование об изменении соглашения, концессионер письмом от 17.05.2018 уведомил концедента о приостановлении исполнения концессионного соглашения до принятия решения, включая расторжение концессионного соглашения с возмещением концессионеру убытков, связанных с реализацией концессионного соглашения.

Концедент отказался от внесения изменений в концессионное соглашение.

Поскольку стороны не смогли урегулировать спор в досудебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения иска.

Апелляционная инстанция полагает, что решение суда подлежит изменению ввиду следующего.

Частью 1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В силу части 2 статьи 3 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее - концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения (часть 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ).

На основании пункта 1 части 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ концессионная плата может быть установлена в форме определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня.

Согласно части 5 статьи 15 указанного Закона в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.

Концессионное соглашение от 18.10.2016 расторгнуто сторонами после принятия оспариваемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 соглашения о расторжении от 26.11.2019 соглашение расторгнуто сторонами ввиду наличия взаимных претензий.

В пункте 3 соглашения о расторжении отражено, что претензии сторон друг другу по исполнению условий концессионного соглашения от 18.10.2016 разрешаются в порядке установленным концессионным соглашением и действующим законодательством.

Порядок возмещения расходов концессионера, в связи с наличием настоящего судебного спора, соглашением о расторжении соглашения не определен.

Как уже указывалось ранее, условия возмещения расходов сторон, связанных с досрочным расторжением настоящего соглашения, приведены в приложении 6 к соглашению. Сторонами согласовано, что при досрочном расторжении соглашения по соглашению сторон порядок возмещения расходов концессионера определяется соглашением о расторжении соглашения. В случае существенного нарушения условий концессионного соглашения концессионером, концедент имеет право требовать расторжения концессионного соглашения в суде, при этом концедент возмещает 95 % расходов, понесенных концессионером по концессионному соглашению включая, но не ограничиваясь: расходы по реконструкции объекта концессионного соглашения, расходы на закупку оборудования и другие расходы.

При рассмотрении дела судом первой инстанции верно установлено, что  концессионер был изначально ознакомлен с техническим состоянием объекта, в том числе с условием о необходимости инвестиций в объеме 35 000 000 руб. на реконструкцию, капитальные ремонт, чистовую отделку объекта, благоустройство земельного участка, приобретение оборудования, мебели, инвентаря; газификация объекта предполагалась только при наличии технической возможности; виновных действий в неисполнении соглашения со стороны ответчика не имеется.

По сути, истец, как в иске, так и в апелляционной жалобе указывал, что продолжение реализации концессионного соглашения, в том виде как оно заключено, в том числе внесение дальнейших инвестиций в объект концессионного соглашения, ему заведомо невыгодно.

Тот факт, что после ремонта помещений, использовавшихся для оказания банных и сопутствующих им услуг, истцом была выявлена реальная потребность населения в помывках, которая оказалась ниже, чем следовало из описания объекта концессионного соглашения, нельзя признать существенным изменением обстоятельств, делающим невыполнимым существенное условие концессионного соглашения по внесению концессионной платы в форме предоставления 5 000 бесплатных помывок в год.

При неполучении со стороны ответчика согласия на изменение пункта 75 концессионного соглашения, истец не был лишен возможности разрешить данный спор в судебном порядке.

В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции согласен  с выводом суда первой инстанции о том, что низкая потребность населения в банных и помывочных услугах является предпринимательским риском истца, вследствие чего отсутствовали основания для расторжения концессионного соглашения по мотивам, изложенным Обществом в иске.

Вместе с тем, в настоящий момент концессионное соглашение расторгнуто.

Концессионер просит суд взыскать с ответчика 100 % расходов, связанных с выполнением работ по реконструкции объекта концессионного соглашения, составляющих 6 756 728 руб. 70 коп.

В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту закрытого акционерного общества «НЭК «Мосэкспертиза-Псков» Антону Юрию Григорьевичу.

         На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

         - установить обоснованные и необходимые расходы Общества, понесенные в связи с выполнением соглашения - качественные, соответствующие соглашению, заданию к нему и иным согласованным сторонами при заключении соглашения документам - по реконструкции и модернизации бани в г. Печоры, по социально-бытовому обслуживанию населения с её помощью и др.

         - какова стоимость устранения недостатков уже выполненных ООО «Пересвет Печоры» работ (при наличии)?

         - возможно ли использование объекта по назначению в его текущем состоянии?

- при невозможности использования - определить стоимость работ и материалов по доведении его до состояния, позволяющего эксплуатацию по назначению (предусмотренного приложением № 4 к Соглашению)?

Согласно выводам судебной экспертизы обоснованные и необходимые расходы Общества, понесенные в связи с выполнением соглашения составляют 4 422 084 руб. 08 коп.; все остальные расходы, отраженные в карточках счетов 26 за 2016 и 2017 годы, карточках счета 20 за 2016 и 2017 годы, относятся к общей хозяйственной деятельности Общества. Недостатков в выполненных Обществом работах не обнаружено; использование объекта в его текущем состоянии возможно при организации работы мужского и женского отделений в помещении на первом этаже в разные дни недели.

Согласно дополнительным пояснениям эксперта (том 9, листы 66-68) все расходы, связанные с производством строительно-монтажных работ (расходы на электроэнергию, водоснабжение, охрану) учтены в сумме 4 422 084 руб.              08 коп.

Представленное экспертное заключение по форме и содержанию соответствует требованиям части 1 статьи 86 АПК РФ.

Выводы экспертов понятны, в связи с чем, исследования каких-либо иных обстоятельств, а также дополнительных разъяснений не требуется.

Поскольку процедура назначения и проведения экспертизы полностью соблюдена, а заключение экспертов соответствует предъявляемым законом требованиям и является достаточно ясным и полным, а потому не вызывает сомнений в его обоснованности, суд признает его допустимым доказательством по делу.

С учетом положений части 5 статьи 15 Закона №115-ФЗ, положений приложения 6 к концессионному соглашению, а также, учитывая, что:

по существу инициатором расторжения концессионного соглашения  являлось Общество, приостановившее его реализацию, в том числе внесение дальнейших инвестиций в объект концессионного соглашения, полагая это невыгодным;

виновных действий по неисполнению соглашения со стороны Администрации не установлено;

при подписании соглашения о расторжении стороны исходили из наличия взаимных претензий  друг к другу;

в соглашении о расторжении порядок возмещения расходов Общества, в связи с наличием судебного спора сторонами не разрешен, суд апелляционной инстанции полагает, что с Администрации подлежит взысканию 95 % расходов, понесенных концессионером по концессионному соглашению.

Сумму возмещения суд определяет с учетом выводов судебной экспертизы в размере 4 200 979 руб. 87 коп. (4422084,08 х 95 %).

В остальной части иска надлежит отказать.

Судебные расходы по оплате экспертизы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку дополнительное решение от 14.11.2019 предметом обжалования не является.

Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 49, 110, 150, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

принять отказ общества с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСВЕТ ПЕЧОРЫ» от иска в части требования о расторжении концессионного соглашения от 18.10.2016.

Решение Арбитражного суда Псковской области от 11 октября                  2019 года по делу № А52-65/2019 в указанной части отменить, производство по делу прекратить.

В остальной части решение изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

«Взыскать с муниципального образования «Печорский район» в лице исполнительно-распорядительного органа администрации городского поселения «Печоры» в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСВЕТ ПЕЧОРЫ» 4 200 979 руб. 87 коп. задолженности.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСВЕТ ПЕЧОРЫ» в доход федерального бюджета 15 479 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска».

Взыскать с муниципального образования «Печорский район» в лице исполнительно-распорядительного органа администрации городского поселения «Печоры» в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПЕРЕСВЕТ ПЕЧОРЫ» 1 865 руб. 40 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Н. Шадрина

Судьи

О.Б. Ралько

Н.В. Чередина