ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-805/18 от 13.02.2019 АС Псковской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 февраля 2019 года

г. Вологда

Дело № А52-805/2018

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.,  

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «СпецПроектЖилСтрой» Певгонен В.В. по доверенности от 25.01.2019, Петрович Ж.В. по доверенности от 25.01.2019, от Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области Секушина А.А. по доверенности от 23.08.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СпецПроектЖилСтрой» на решение Арбитражного суда Псковской области от 18 октября 2018 года по делу № А52-805/2018 (судья Судакова Н.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «СпецПроектЖилСтрой» (место нахождения: 180004, город Псков, Октябрьский проспект, дом 54; ОГРН 1026000975076, ИНН 6027053667, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям (место нахождения: 180007, город Псков, улица Пароменская, дом 21/33; ОГРН 1026000971831, ИНН 6027007117, далее - Комитет) о признании недействительными:

приказа от 07.09.2017 № 4095 «О признании утратившим силу приказа от 03.02.2017 № 408 «Об изъятии участка для государственных нужд Псковской области»;

приказа от 11.09.2017 № 4152 «О прекращении договора аренды земельным участком в Псковском районе» (с учетом уточнения требований).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Псковской области по транспорту, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Псковской области, акционерное общество «Дом.РФ».

Решением суда от 18 октября 2018 года в удовлетворении требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Издание оспариваемых приказов повлекло прекращение процедуры изъятия земельного участка, невозможность подписания соглашения об изъятии и выплаты соответствующей компенсации. На момент передачи земельного участка из федеральной собственности в собственность субъекта договор аренды по соглашению сторон не прекращался, с иском о его расторжении никто не обращался. В собственность субъекта Российской Федерации был передан земельный участок, обремененный арендой.    

В судебном заседании представители апеллянта поддержали изложенные в жалобе доводы.

Государственный комитет Псковской области по транспорту в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.  

Представитель Комитета в судебном заседании заявил об изменении наименования Комитета на Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области.  Просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что право аренды на земельный участок заявителя прекращено на основании статьи 16.3 Федерального закона от 24.07.2008 №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее - Федеральный закон №161-ФЗ).

Уточнение наименования ответчика, в порядке, предусмотренном статей 124 АПК РФ, апелляционным судом принято.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -                 АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция установила следующее.

Как следует из материалов дела, 30.12.2011 уполномоченным собственником - Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (арендодатель) (правопредшественник акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (далее - АО «АИЖК») и, в последующем,  акционерного общества «Дом.РФ») и Обществом (арендатор) заключен договор № ДЗ-270 аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование, а арендатор обязуется принять земельный участок (60:18:0060601:167) общей площадью 1 520 001 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенный по адресу: Псковская область, Псковский район, Завеличенская волость, д. Борисовичи, принадлежащий арендодателю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.11.2011 60АЖ740468, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области.

Дополнительным соглашением от 11.06.2014 № 2 (в связи с образованием земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 60:18:0060601:167) пункт 1.1 договора изложен в новой редакции, а именно «арендодатель обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование, а арендатор обязуется принять земельные участки общей площадью 1 229 934 кв. м, образованные в соответствии с документацией по проекту планировки территории жилой застройки в деревне Борисовичи на земельном участке с кадастровым номером  60:18:0060601:167, расположенном по адресу: Псковская область, Псковский район, Завеличенская волость, д. Борисовичи, согласно перечню, в том числе земельный участок площадью 175374 кв. м (кадастровый номер 60:18:0060601:614), местоположение: Псковская область, Псковский район, СП «Завеличенская волость», д. Борисовичи, категория земель: земли населенных пунктов (Образованный участок - 313).

Данный участок предоставляется для строительства объектов инженерно - транспортной инфраструктуры. Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию 16.08.2014.

Постановлением Администрации области от 15.07.2016 № 233 утвержден проект  планировки территории, содержащего проект межевания территории, для размещения объекта регионального значения «Автомобильная дорога общего пользования «Северный обход г. Пскова (2-й пусковой комплекс): автомобильная дорога, соединяющая автомобильную дорогу Псков - Гдов - Сланцы - Кингисепп - Куземкино - Краколье и автомобильную дорогу А-212 Псков - Изборск до границы с Эстонской Республикой (на Ригу) с мостом через р. Великая в Псковской области». 

03.02.2017 Комитетом издан приказ № 408 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Псковской области», в соответствии с которым  находящийся в аренде у Общества земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 60:18:0060601:614 площадью 175374 кв. м, с видом разрешенного использования «жилищное строительство», местоположением: Псковская область, Псковский район, СП «Завеличнская волость», д. Борисовичи, изымался для государственных нужд Псковской области в целях строительства объекта регионального значения «Автомобильная дорога общего пользования «Северный обход г. Пскова               (2-ой пусковой комплекс): автомобильная дорога, соединяющая автомобильную дорогу Псков-Гдов-Сланцы-Кингисепп-Куземкино-Краколье и автомобильную дорогу А-212 Псков-Изборск до границы с Эстонской Республикой (на Ригу) с мостом через р. Великая в Псковской области».

28.02.2017 в адрес заявителя поступило письмо № 288 от Государственного комитета Псковской области по транспорту с просьбой представить расчет убытков, причиненных изъятием земельного участка, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем участка обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенной выгоды для определения рыночной стоимости прекращения права аренды в связи с изъятием земельного участка (прекращением аренды) на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. 

Письмом от 20.03.2017 № 45 в адрес Государственного комитета Псковской области по транспорту заявитель предоставил расчет фактически понесенных затрат в размере 34 064 610 руб. 80 коп. 

Государственный комитет Псковской области по транспорту повторно направил в адрес Общества письмо от 24.03.2017 № 422 с требованием о предоставлении подробного расчета с приложением документации, подтверждающей фактически понесенные затраты.

Письмом от 18.04.2017 № 578 Государственный комитет Псковской области по транспорту ввиду непредставления заявителем документации в подтверждение фактически понесенных затрат уведомил о заключении 04.04.2017 государственного контракта № ОРС/1/2017 на оказание услуг по определению рыночной стоимости подлежащих прекращению прав аренды и постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, изымаемые для государственных нужд Псковской области, убытков, причиненных изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенной выгоды, а также убытков, причиненных временным занятием частей земельных участков, в том числе упущенной выгоды.

Письмом Губернатора Псковской области от 16 марта 2017 года                             № АТ-45-1091 АО «АИЖК» уведомлено о необходимости передачи в собственность Псковской области земельных участков для строительства автомобильной дороги, в том числе земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 60:18:0060601:614 площадью 175 374 кв. м, расположенный по адресу: Псковская область, Псковский район, СП «Завеличнская волость», д. Борисовичи и предоставляемый по договору аренды строительства от 30.12.2011 № ДЗ-270 (в редакциях дополнительного соглашения от 16.04.2013 № 1, от 11.06.2014 № 2).

22.05.2017 в соответствии с ходатайством Губернатора Псковской области от 16.03.2017 № АТ-45-1091 и протоколом заседания Правления                АО «АИЖК», в собственность Псковской области безвозмездно передан земельный участок площадью 175 374 кв. м с кадастровым номером 60:18:0060601:614, расположенный по адресу: Псковская область, Псковский район, СП «Завеличнская волость», д. Борисовичи для размещения объекта капитального строительства регионального значения (объекта транспортной инфраструктуры) - автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Северный обход г. Пскова (2-й пусковой комплекс)» (протокол заседания Правления АО «АИЖК» от 27.04.2017 № 6/13 (том 2, листы 47-54). 

Письмом от 18.05.2017 № 5995-ДФ АО «АИЖК» уведомило Общество о решении безвозмездно передать в собственность Псковской области (уполномоченный собственник - Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям),  спорный земельный участок, что подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 22.05.2017               (том 1, лист 79).

09.06.2017 осуществлена государственная регистрация права собственности Псковской области на земельный участок с кадастровым номером 60:18:0060601:614 за № 60:18:0060601:614-60/001/2017-4 с ограничением № 60-60-01/009/2012-043 от 18.07.2014.

10.08.2017 заявителем был получен запрос Государственного комитета Псковской области по транспорту (исх. №1277) о предоставлении документов, подтверждающих полномочия руководителя заявителя, данных о платежных реквизитах для подготовки соглашения об изъятии земельного участка. Документы были предоставлены вместе с сопроводительным письмом                   (исх. №б/н от 10.08.2017).

Согласно проекту Соглашения об изъятии, составленному Государственным комитетом Псковской области по транспорту, выплате заявителю подлежали денежные средства в размере 15 142 600 руб.

Письмами от 11.08.2017, от 16.08.2017 № 149 заявитель направил возражения на проект Соглашения, собственная редакция Соглашения об изъятии земельного участка вручена Государственному комитету Псковской области по транспорту вместе с возражениями.

15.08.2017 Государственный комитет Псковской области по транспорту  письмом №1310 проинформировал заявителя об учете в проекте соглашения об изъятии его предложений в части прекращения права аренды и обращения в регистрирующие органы за прекращением права аренды.

Письмом от 08.09.2017 № 1456 Государственный комитет Псковской области по транспорту уведомил Общество о возвращении Комитетом  проекта соглашения с отчетом об оценке, подготовленного с учетом замечаний заявителя, ввиду допущенных нарушений при определении размера возмещения за прекращение права аренды на земельный участок и о необходимости внесения изменений как в отчет об оценке, так и в проект соглашения.

Приказом Комитета от 07.09.2017 № 4095 приказ Комитета № 408 «Об изъятии участка для государственных нужд Псковской области» признан утратившим силу.

Приказом Комитета от 11.09.2017 № 4152 «О прекращении договора аренды» прекращена аренда земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 60:18:0060601:614 площадью 175 374 кв. м.

На основании приказа Комитета № 4152 в Едином государственном реестре недвижимости запись об аренде Обществом земельного участка была прекращена.

Земельный участок с кадастровым номером 60:18:0060601:614, на основании Приказа Комитета от 19.09.2017 № 4275 передан на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному комитету Псковской области по транспорту (том 2, листы  51-52.). 

Общество 20.10.2017 обратилось к Комитету и к Государственному комитету Псковской области по транспорту с заявлением (исх. № 193 от 20.10.2017) о предоставлении документов-оснований, послуживших основанием для погашения записи №60-60-01/009/2012-043 от 18.07.2014 (аренда) как обременения земельного участка с кадастровым номером 60:18:0060601:614.

Письмом от 17.11.2017 № 1969 Государственный комитет Псковской области по транспорту сообщил о нахождении земельного участка с кадастровым номером 60:18:0060601:614 площадью 175 374 кв. м, обремененного арендой Общества, до 2017 года в федеральной собственности, и о том, что в соответствии с приказом Комитета № 408 от 03.02.2017 он подлежал изъятию для государственных нужд.

Комитет также указал, что поскольку АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», осуществляющее полномочия по распоряжению указанным земельным участком в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», актом приема-передачи от 22.05.2017 передало земельный участок в собственность Псковской области на основании части 5 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 16.3 указанного Федерального закона, указанный спорный земельный участок, как переданный в собственность субъекта, не подлежал сдаче в аренду Обществу, в связи с чем, приказом Комитета от 07.09.2017                 № 4095 приказ Комитета № 408 отменен и принят приказ от 19.09.2017 № 4275, и зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок  с ним (том 2, лист 53).

Общество, не согласившись с оспариваемыми приказами, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201             АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в частности: отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3                  ЗК РФ).

Статьей 281 ГК РФ установлено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (пункт 1).

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 4 вышеприведенной нормы).

Пунктом 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных ли муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, разъяснено, что в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у лица, которое владеет земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на законном основании (право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, право, основанное на договорах аренды или безвозмездного пользования) такому лицу также предоставляется соответствующее возмещение (статья 281 ГК РФ).

Применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, распространяется и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду.

Положения статьи 56.11 ЗК РФ определяют правовые последствия заключения соглашения об изъятии недвижимости или вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Такими последствиями являются переход права собственности на изъятые земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, а также прекращение иных вещных прав прежних правообладателей такой недвижимости, досрочное расторжение договоров, заключенных в отношении такой недвижимости.

Аналогичные нормы содержатся в статье 279 ГК РФ.

Пункт 2 статьи 56.11 ЗК РФ предусматривает наступление правовых последствий изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд с предоставлением возмещения, предусмотренного соглашением об изъятии или решением суда, в денежной форме.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

Согласно пункту 2 статьи 8.1, пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

Лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению (статья 280 ГК РФ).

Таким образом, с учетом приведенных норм для досрочного прекращения права необходима выплата денежного возмещения и государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые для государственных (муниципальных) нужд объекты.

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия в соответствии с пунктом 13 статьи 56.6 ЗК РФ.

В рассматриваемом случае приказом № 4095 приказ Комитета № 408 «Об изъятии участка для государственных нужд Псковской области» признан утратившим силу.

Указанный приказ издан в соответствии с полномочиями Комитета, в отсутствие нарушений действующего законодательства. Законодательство не содержит нормы, запрещающей соответствующему органу отменить решение об изъятии земельного участка.

Понуждение органа власти к изъятию земельного участка при отсутствии на то его воли не допускается.

С данным выводом суда первой инстанции апелляционная коллегия согласна.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласен с выводом суда о правомерности издания Комитетом приказа от 11.09.2017 № 4152 «О прекращении договора аренды», которым прекращен действующий с 2011 года договор аренды земельного участка с кадастровым номером 60:18:0060601:614 площадью 175 374 кв. м.; в едином государственном реестре недвижимости погашена запись об аренде Обществом данного земельного участка и право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок передано Государственному комитету Псковской области по транспорту.

В обоснование правомерности издания оспариваемого приказа Комитет сослался  на положения статьи 16.3 Федерального закона от 24.07.2008 №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее - Федеральный закон №161-ФЗ).

Согласно указанной норме права подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность земельные участки единого института развития (в том числе одновременно с расположенными на них объектами недвижимого имущества):

1) занятые объектами регионального или местного значения, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, либо предназначенные в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории для размещения таких объектов;

2) расположенные в границах планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, а также занятые находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности объектами обустройства территорий общего пользования;

3) занятые находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и необходимыми для обеспечения образовательной деятельности в государственных или муниципальных образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях общежитиями либо предназначенные в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории для размещения таких общежитий.

Арендаторы земельных участков единого института развития, предоставленных для комплексного освоения территории в соответствии с настоящим Федеральным законом, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков единого института развития, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования и образуемых из ранее предоставленного земельного участка единого института развития, приобретают такие земельные участки в собственность или аренду, за исключением случаев передачи таких земельных участков в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

Из анализа указанной статьи не усматривается право арендодателя на прекращение в одностороннем порядке действующего договора аренды. 

Суд первой инстанции указал, что спорный земельный участок фактически выбыл из владения Общества, владение и пользование (аренду) им заявитель в настоящее время не осуществляет, какие - либо работы не проводит, в силу чего арендные отношения прекращены в силу части 1 статьи 407 ГК РФ.

Данный вывод суд также полагает ошибочным.

Как уже указывалось ранее, спорный договор № ДЗ-270 аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства уполномоченным собственником - Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (арендодатель) (правопредшественник акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (далее - АО «АИЖК») и, в последующем,  акционерного общества «Дом.РФ») и Обществом (арендатор) заключен 30.12.2011.

Дополнительным соглашением от 11.06.2014 № 2 (в связи с образованием земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 60:18:0060601:167) пункт 1.1 договора изложен в новой редакции, а именно «арендодатель обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование, а арендатор обязуется принять земельные участки общей площадью 1 229 934 кв. м, образованные в соответствии с документацией по проекту планировки территории жилой застройки в деревне Борисовичи на земельном участке с кадастровым номером  60:18:0060601:167, расположенном по адресу: Псковская область, Псковский район, Завеличенская волость, д. Борисовичи, согласно перечню, в том числе земельный участок площадью 175374 кв. м (кадастровый номер 60:18:0060601:614), местоположение: Псковская область, Псковский район, СП «Завеличенская волость», д. Борисовичи, категория земель: земли населенных пунктов (Образованный участок - 313).

Данный участок предоставлялся для строительства объектов инженерно - транспортной инфраструктуры.

Договор аренды заключен сторонами на срок 10 лет.

В собственность Псковской области  земельный участок с кадастровым номером 60:18:0060601:614 безвозмездно передан 22.05.2017.

В соответствии с положениями статьи 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

На основании указанной нормы права, Комитет письмом от 05.07.2017 уведомил Общество о  государственной регистрации права собственности Псковской области  на спорный земельный участок, указав новые реквизиты для перечисления арендных платежей. Также Комитет предложил Обществу расторгнуть договор аренды по соглашению сторон (том 3, листы 93-95).

Общество, в свою очередь, письмом от 31.07.2017 отказалось от подписания соглашения о расторжении договора аренды (том 3, листы 96-97).

В соответствии с положениями статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным ( статья 450.1 ГК РФ).

В соответствии  с положениями статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, также может являться основанием для изменения или расторжения договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Как уже указывалось выше, согласно пункту 2.1 договора аренды                         № ДЗ-270 от 30.12.2011 он заключен сторонами на срок 10 лет.

Основания для расторжения договора отражены в пункте 6.3.2 договора; право на односторонний отказ арендодателя от договора последним не предусмотрен.

Доказательств расторжения договора, либо признания его недействительным, в материалах дела не имеется.

Поскольку в результате издания Комитетом приказа от 11.09.2017 № 4152 «О прекращении договора аренды», действующий с 2011 года договор аренды земельного участка с кадастровым номером 60:18:0060601:614 площадью 175 374 кв. м. был прекращен; запись об аренде Обществом данного земельного участка погашена; право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок передано Государственному комитету Псковской области по транспорту; следует признать, что права Общества в данном случае существенно нарушены.

Злоупотребления правом со стороны Общества в рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции не установлено.

Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что решение суда в части отказа в удовлетворении требования Общества о признании недействительным приказа Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 11.09.2017 № 4152 «О прекращении договора аренды земельным участком в Псковском районе» подлежит отмене.

При подаче апелляционной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в сумме 3 000 руб.

Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащий уплате по данной категории дел, составляет 1 500 руб.

Согласно статье 104 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 18 октября                   2018 года по делу № А52-805/2018 отменить в части отказа в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «СпецПроектЖилСтрой» о признании недействительным приказа Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 11.09.2017 № 4152 «О прекращении договора аренды земельным участком в Псковском районе».

Признать недействительным приказ Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 11.09.2017 № 4152 «О прекращении договора аренды земельным участком в Псковском районе».

В остальной части решение Арбитражного суда Псковской области от               18 октября 2018 года по делу № А52-805/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СпецПроектЖилСтрой» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СпецПроектЖилСтрой» (место нахождения: 180004, город Псков, Октябрьский проспект, дом 54; ОГРН 1026000975076, ИНН 6027053667) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.11.2018 № 1323.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

            А.Н. Шадрина                                                                                       

Судьи                                                              

            А.Я. Зайцева

            Ю.В. Зорина