ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-16990/2019
30 октября 2019 года 15АП-16451/2019
15АП-17044/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Манасян Л.В.
при участии:
от Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону: представитель по доверенности от 28.0.82019 № 136/14 ФИО1, удостоверение;
от ИП ФИО2: представитель по доверенности от 17.05.2019
ФИО3, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, индивидуального предпринимателя ФИО2
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 06.08.2019 по делу № А53-16990/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2
к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
при участии третьего лица: Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону
о признании незаконным решения в предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта; об обязании с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – ИП ФИО2, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее – департамент) в предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта - киоска по предоставлению услуг быстрого питания на земельном участке площадью 10 кв.м по адресу: <...> без проведения конкурса, изложенное в письме от 10.04.2019 года № 59-30-7923/14, как несоответствующее Постановлению Правительства Ростовской области от 18.09.2015 № 583; об обязании с момента вступления решения суда в законную силу заключить с индивидуальным предпринимателем ФИО2 договор о размещении нестационарного торгового объекта - киоска по предоставлению услуг быстрого питания на земельном участке площадью 10 кв.м по адресу: <...>, земельный участок п. 1 сроком на 5 (пять) лет. Иные условия договора установить в соответствии с нормами Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 30.12.2015 №1351 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону». С момента заключения договора прекратить действие договора аренды земельного участка от 08.02.2013 №30.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.08.2019 суд обязал Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону заключить с ИП ФИО2 договор на размещение нестационарного торгового объекта – киоска "услуги быстрого обслуживания" площадью 10 кв.м, с адресными ориентирами: <...> земельный участок, п. 1 на следующих условиях: Срок договора до 31.12.2021.
Размер платы определить по формуле Sр = С x Т x Сп x S x Мр x Ки, где Sр - стартовый размер финансового предложения за право заключения договора о размещении мелкорозничного и иного несезонного нестационарного торгового объекта в месяц (единица измерения - рубль); С - базовый размер финансового предложения за 1 кв. м нестационарного торгового объекта, равный 1000 рублям; Ки - коэффициент уровня инфляции; Т - коэффициент, учитывающий тип нестационарного торгового объекта; Сп - коэффициент, учитывающий специализацию нестационарного торгового объекта, S - площадь нестационарного торгового объекта; Мр - коэффициент, учитывающий место размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ростова-на-Дону (постановление Администрации города Ростова-на-Дону "Об утверждении Перечня центральных улиц города Ростова-на-Дону от 01.10.2012 N 840") для объектов, находящихся на центральной улице, равный 1, для нецентральных улиц - 0,5.
Иные условия договора установлены в соответствии с нормами постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.12.2015 № 1379 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону".
С момента заключения договора прекратить действие договора аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта от 08.02.2013 № 30.
С Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в пользу ИП ФИО2 взысканы 300 рублей расходы по уплате государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что доказательств того, что размещение НТО на спорном земельном участке может повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение или иные нарушения положений нормативных правовых актов ответчиком не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону и Индивидуальный предприниматель ФИО2 обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ИП ФИО2 В апелляционной жалобе департамент не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что на момент заключения договора аренды земельного участка № 30 от 08.02.2013 (в Схеме размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 19.11.2012 № 999 (далее - схемы
№ 999)) нестационарные торговые объекты разделялись на общие направления торговли: продовольственные и непродовольственные. Апелляционная жалоба департамента также мотивирована тем, что предприниматель, действуя как недобросовестный участник правоотношений по своему усмотрению, в нарушение условий договора аренды земельного участка и схемы размещения НТО разместил киоск услуги общественного питания, вместо автоприцепа продовольственные товары.
ИП ФИО2 в своей апелляционной жалобе просит решение суда в части срока договора на размещение нестационарного торгового объекта изменить и установить условие о сроке договора - 5 лет, ссылаясь на то, что Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 26.12.2017 № 1366 внесены изменения в Постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 № 1379 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону".
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону на решение суда отказать.
В судебном заседании представитель Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ИП ФИО2 Представитель ИП ФИО2, поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону.
В судебном заседании 23.10.2019 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 23.10.2019 до 16 час.30 мин.
В силу п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 "О процессуальных сроках" если перерыв объявляется на непродолжительный срок и после окончания перерыва судебное заседание продолжается в тот же день, арбитражный суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение суда надлежит изменить, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону отказать, в остальной части решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Протокола (итогов аукциона) от 10.12.2012 № 3/316-14 между Администрацией Октябрьского района г. Ростова-на-Дону и ИП ФИО2 заключен договор аренды № 30 от 08.02.2013 земельного участка с кадастровым номером 61:44:0081502:3625 площадью 10 кв.м по адресу: <...> в целях размещения временного нестационарного торгового объекта (автоприцеп по реализации продовольственных товаров) сроком до 31.12.2015.
На момент заключения данного договора размещение НТО, являвшегося предметом договора, предусмотрено Схемой размещения НТО на территории г. Ростова-на-Дону (Октябрьский район, п. 75), утвержденной Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 19.11.2012 № 999, со следующими характеристиками: место размещения – ул. Ленина, 83, площадь земельного участка, торгового объекта – 10 кв. м, количество размещенных НТО – 1, срок деятельности – до 31.12.2015, специализация – реализация продовольственных товаров, иная информация – автоприцеп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ арендатор продолжал пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, вследствие чего договор был возобновлен на неопределенный срок.
13.03.2019 предприниматель обратилась через МФЦ с заявлением о предоставлении муниципальной услуги СТ-331-20-Т-3.3 Предоставление права размещения НТО без проведения конкурса, что подтверждается Выпиской из информационной системы (Регистрационный № 91-58670).
Письмом от 10.04.2019 № 59-30-7923/14 департамент со ссылкой на
п. 2.9.2.2.2. Административного регламента № АР-331-20-Т муниципальной услуги «Размещение нестационарного торгового объекта, летнего кафе при стационарном предприятии общественного питания», утвержденного Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 10.08.2017 № 730 (далее – Регламент), отказал в предоставлении испрошенной услуги, указав в качестве оснований для отказа о том, что в действующей схеме размещения НТО (строка 1496) по адресу: <...> предусмотрено размещение киоска со специализацией услуги быстрого питания площадью 10 кв. м, а размещение НТО объекта площадью 10 кв. м по адресу: <...> со специализацией продовольственные товары указанной схемой не предусмотрено; через земельный участок проходят инженерные коммуникации – теплосеть (2Т). Расположение НТО на подземных коммуникациях (тепловых сетях) исключает возможность обеспечения беспрепятственного доступа к нему.
Полагая, что Департамент имущественно-земельных отношений необоснованно отказывается от заключения договора, предприниматель заявила требования о понуждении ответчика к заключению договора.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В силу пункта 1 статьи 133, пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 № 8467/10.
Суд первой инстанции установил, что исходя из очевидности материально-правового интереса истца – заключение договора на размещение НТО, посчитал необходимым квалифицировать требования истца и рассмотреть дело по существу как спор о понуждении к заключению договора, а не в порядке главы 24 АПК РФ как заявлено предпринимателем в иске.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение НТО на земельных участках находящихся в государственной и муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Ростовской области от 18.09.2015 № 583 «О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» (далее – постановление № 583) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта.
В данном случае департамент обязан обеспечить размещение нестационарного торгового объекта, следовательно, он может быть понужден к заключению такого договора.
По правилам статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден, поскольку направленная им оферта содержала существенные условия договора – предмет договора, а именно – размещение нестационарного торгового объекта - киоска площадью 10 кв. м с адресными ориентирами: <...>, что соответствует норме статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Все прочие условия договора прямо урегулированы в нормативном порядке Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.12.2015 № 1351 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону" (далее – постановление № 1351).
В соответствии с пунктом 2.1 постановления № 583 размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта.
Во исполнение названного постановления № 583 Администрацией города Ростова-на-Дону принято постановление № 1351, регулирующее порядок заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов (далее – НТО) в городе Ростове-на-Дону.
Постановление № 1351 определяет порядок размещения нестационарных торговых объектов, представляющих собой объекты торгового назначения, бытового обслуживания, общественного питания, расположенных во временных сооружениях или временных конструкциях, не связанных прочно с землей, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижных сооружениях на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, или государственная собственность на которые не разграничена, площадью, не превышающей 99 кв. м включительно, на основании договоров о размещении НТО сроком до 5 лет в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги при предоставлении права на размещение НТО, ранее размещенного на том же месте, определен в пункте 2.9.2.2.2 административного регламента № АР-331-20-Т муниципальной услуги «Размещение нестационарного торгового объекта, летнего кафе при стационарном предприятии общественного питания», утверждённого Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 10.08.2017 №730:
отсутствие у представителя заявителя соответствующих полномочий на получение муниципальной услуги;
наличие у заявителя неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 2.6.2.2 раздела 2 административного регламента;
наличие в представленных документах противоречащих сведений об объектах и (или) субъектах (заявителях) правоотношений;
адрес, указанный в заявлении, отсутствует в Схеме размещения;
ненадлежащее исполнение условий договора о размещении НТО либо договора аренды земельного участка.
В силу п. 2.2 постановления № 583 договор о размещении НТО без проведения торгов заключается в случае размещения на новый срок НТО, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения НТО, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом, исполнявшим свои обязательства по договору аренды земельного участка заключенного до 01.03.2015.
Индивидуальный предприниматель ФИО2 надлежащим образом исполняла обязанности по договору аренды. Доказательств нарушения заявителем условий договора аренды № 30 от 08.02.2013, включая обязанность по внесению арендных платежей, ответчиком не представлено.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденной постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 № 1379, предусмотрено размещение НТО (пункт 1496) по адресу: <...>, площадью 10 кв. м.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии препятствий для обязания ответчика заключить с истцом договор.
Доводы департамента о нарушении предпринимателем условий договора аренды земельного участка в части его целевого использования и об отсутствии в Схеме размещения НТО объекта со специализацией торгового объекта «киоск по продаже продовольственных товаров» обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку на момент заключения договора аренды земельного участка № 30 от 08.02.2013 (в Схеме размещения НТО, утв. постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 19.11.2012 года № 999, действовавшей до принятия постановления 30.12.2015 № 1351 и постановления от 31.12.2015
№ 1379) нестационарные торговые объекты в схеме не имели такой узкой специализации как услуги быстрого обслуживания и разделялись на общие направления торговли: продовольственные и непродовольственные товары.
После принятия постановления № 1351 в Схеме размещения НТО, утвержденной постановлением от 31.12.2015 № 1379, осуществлено приведение назначения НТО в соответствие с более узкой специализацией из числа установленных постановлением № 1351, по которой НТО предпринимателя фактически использовался. Тем самым, уполномоченный орган местного самоуправления согласился с уточнением специализации НТО по фактически используемому виду.
Следовательно, основания к отказу в заключении договора, приведенные департаментом в части не соблюдения предпринимателем специализации НТО, не находят своего подтверждения.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в судебных актах по делу № А53-11696/2018 между теми же лицами по делу с аналогичными фактическими обстоятельствами.
Довод ответчика о невозможности обеспечения безопасного размещения спорного НТО в охранной зоне подземных инженерных коммуникаций (тепловых сетей) правомерно не принят судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии п. 1.6.1. Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденном постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 30.12.2015 № 1351, Администрации районов города Ростова-на-Дону в части формирования объекта (НТО) в геоинформационной системе обеспечения деятельности в сфере имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону НТО и предоставления в Управление торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону (далее - Управление торговли) схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на бумажном носителе с подписью и печатью архитектора района города, с соблюдением минимального расстояния от земельного участка, планируемого под размещение НТО, до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, согласно СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 № 820 "Об утверждении свода правил "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", и возможностью безопасного размещения НТО в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения (Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей", Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", Приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей").
Таким образом, самим фактом нахождения земельного участка для размещения НТО в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону (Октябрьский район, п. 1496), утвержденной постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 № 1379, подтверждается, что месторасположение земельного участка полностью соответствует всем перечисленным нормам и правилам, не влечет нарушений в нормальной работе тепловых сетей.
Доказательств того, что размещение НТО на спорном земельном участке может повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение или иные нарушения положений нормативных правовых актов департаментом не представлено.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что данный довод не может служить законным основанием для отказа в заключении договора на размещение НТО без проведения конкурса.
Постановлением Администрации г. Ростова н/Д от 30.12.2015 № 1351 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону" утверждено соответствующее Положение.
Положение определяет порядок размещения нестационарных торговых объектов, представляющих собой объекты торгового назначения, бытового обслуживания, общественного питания, расположенных во временных сооружениях или временных конструкциях, не связанных прочно с землей, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижных сооружениях (далее - НТО) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, или государственная собственность на которые не разграничена, площадью, не превышающей 99 квадратных метров включительно, на основании договоров о размещении НТО сроком до 5 лет в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема).
Пунктом 2.2. Положения определено, что договоры о размещении заключаются по итогам проведения торгов. Без проведения торгов договоры о размещении заключаются в случаях размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по ранее заключенному договору о размещении (подпункт 2.2.1).
Согласно пункту 3.1 Положения цена по договору, заключенному в порядке размещения нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, арендаторов, надлежащим образом исполнившим свои обязательства по договору аренды земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года, соответствует стартовому размеру финансового предложения за право заключения договора о размещении НТО согласно приложению № 2 к постановлению.
Названным приложением установлено, что цена для мелкорозничных и иных несезонных нестационарных торговых объектов (включая летние кафе) определяется по формуле: Sр = С x Т x Сп x S x Мр x Ки,
где Sр - стартовый размер финансового предложения за право заключения договора о размещении мелкорозничного и иного несезонного нестационарного торгового объекта в месяц (единица измерения - рубль);
С - базовый размер финансового предложения за 1 кв. м нестационарного торгового объекта, равный 1000 рублям;
Ки - коэффициент уровня инфляции;
Т - коэффициент, учитывающий тип нестационарного торгового объекта (согласно таблице 3);
Сп - коэффициент, учитывающий специализацию нестационарного торгового объекта (согласно таблице 4);
S - площадь нестационарного торгового объекта;
Мр - коэффициент, учитывающий место размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ростова-на-Дону (постановление Администрации города Ростова-на-Дону "Об утверждении Перечня центральных улиц города Ростова-на-Дону от 01.10.2012 № 840") для объектов, находящихся на центральной улице, равный 1, для нецентральных улиц - 0,5.
Вместе с тем, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда в части установления срока договора до 31.12.2021 надлежит изменить по следующим основаниям.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 26.12.2017 № 1366 внесены изменения в Постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 № 1379 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону", в соответствии с которыми содержание столбца "Срок осуществления торговой деятельности в месте размещения нестационарных торговых объектов" во всех строках (пунктах) указанной схемы, за исключением строк (пунктов) схемы, в которых предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в период праздничных, фестивальных мероприятий, имеющих краткосрочный характер (до 10 дней), изложено в следующей редакции: "договор о размещении НТО заключается сроком до пяти лет".
С учетом указанных изменений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что условие договора, к заключению которого решением суда понужден Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону о сроке подлежит установлению в следующей редакции: «Срок договора - 5 лет».
Довод департамента о том, что ввиду различной правовой природы договора аренды земельного участка и договора о размещении НТО, заключение договора на размещение НТО без проведения торгов не представляется возможным, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в силу подп. 2.2.1.1. Постановления Правительства РО от 18.09.2015 № 583 «О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» и п. 1.1. Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденного Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 30.12.2015 № 1351 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону», согласно которым без проведения торгов договоры на размещение НТО заключаются в случаях размещения нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства по договору аренды земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года.
В качестве довода для отказа в заключении договора департамент также указывает на невозможность обеспечения безопасного размещения спорного НТО в охранной зоне инженерных коммуникаций, данный довод не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 19.07.2012 года № 663, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по поселениям, входящим в его состав, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных Правительством Ростовской области, в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.
П. 1.6.1. Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденного постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 30.12.2015 № 1351, установлено, что Администрации районов города Ростова-на-Дону в части формирования объекта (НТО) в геоинформационной системе обеспечения деятельности в сфере имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону НТО и предоставления в Управление торговли и бытового обслуживания города Ростова-ва-Дону (далее - Управление торговли) схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на бумажном носителе с подписью и печатью архитектора района города, с соблюдением минимального расстояния от земельного участка, планируемого под размещение НТО, до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, согласно СНиП 2.07.01-89*"Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 № 820 "Об утверждении свода правил "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", и возможностью безопасного размещения НТО в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения (Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей", Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", Приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей").
Таким образом, самим фактом включения земельного участка для размещения НТО в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону (Октябрьский район, п. 1496), утвержденную постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 № 1379, органом местного самоуправления презюмируется, что месторасположение земельного участка полностью соответствует всем перечисленным нормам и правилам, не влечет нарушений в нормальной работе тепловых сетей и имеются все необходимые согласования предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети.
Согласно п.п. 5, 6 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 года № 197, на которые ссылается Департамент, в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, а также без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы, производить работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий, сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.
Исходя из самого понятия нестационарного торгового объекта, следует, что НТО не является объектом капитального строительства, который возможен к строительству, капитальному ремонту, реконструкции или сносу, а размещение НТО не отнесено указанным правовым актом к запрещенным действиям.
Следовательно, данный довод не может служить законным основанием для отказа в заключении договора на размещение НТО без проведения конкурса.
В апелляционной жалобе департамент полагает поведение предпринимателя недобросовестным и нарушение им условий договора аренды земельного участка использованием участка не по целевому назначению: вместо НТО по реализации продовольственных товаров размещен НТО по реализации блинной продукции, данный довод отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку на момент заключения договора аренды земельного участка № 30 от 08.02.2013 (в Схеме размещения НТО, утв. постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 19.11.2012 № 999, действовавшей до принятия постановления 30.12.2015 № 1351 и постановления от 31.12.2015 № 1379) нестационарные торговые объекты в схеме не имели узкой специализации, разделялись на общие направления торговли: продовольственными и непродовольственными товарами, специализация «общественное питание» ни разу не упоминается по тексту указанных нормативных правовых актов.
При внесении изменений в первоначальную редакцию Схемы размещения НТО, утв. постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 19.11.2012 года № 999, постановлением от 30.12.2013 № 1500, то есть после заключения договора аренды с предпринимателем, в некоторые упомянутые Департаментом в жалобе пункте было добавлено упоминание о конкретной продукции (например, кондитерские изделия), но только в скобках после указания основной специализации - «продовольственные товары».
Узкая специализация НТО введена постановлениями от 30.12.2015 № 1351 и 31.12.2015 № 1379, которыми установлена методика определения платы за размещения НТО с использованием нескольких коэффициентов, в том числе связанных с видом реализуемой в НТО продукции.
Учитывая, что блинная продукция явно является продовольственным товаром, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств предъявления к предпринимателю в течение более 6-ти лет размещения НТО каких-либо претензий, связанных со специализацией НТО и включение в актуальную Схему размещения НТО более узкой специализации, прямо совпадающей с фактической специализацией НТО Предпринимателя, суд апелляционной инстанции отклоняет довод департамента о недобросовестности предпринимателя и нецелевом использовании земельного участка необоснованным.
Указанная позиция согласуется с правовая позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 308-ЭС19-9044 по делу № А53-11696/2018.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда надлежит изменить в части срока договора на размещение нестационарного торгового объекта изменить и установить условие о сроке договора - 5 лет, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 удовлетворить, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону суд апелляционной инстанции не усматривает.
В остальной части фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.08.2019 по делу
№ А53-16990/2019 изменить. Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: срок договора – до пяти лет.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 удовлетворить.
В удовлетворении апелляционной жалобы Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.С. Филимонова