ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-6050/2023 от 01.02.2024 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-6050/2023

01 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Довбня В.А.., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от истца– общества
с ограниченной ответственностью «Донская строительная компания» (ИНН 6163099660, ОГРН 1096195005015) – Маханькова И.А. (доверенность от 01.08.2023), от ответчика ? администрации Мясниковского района (ИНН 6122003673, ОГРН 1026101312852) – Лариной К.В. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие третьего лица – министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Мясниковского района на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 по делу № А53-6050/2023, установил следующее.

ООО «Донская строительная компания» (далее – общество) обратилось
в арбитражный суд с иском к администрации Мясниковского района
(далее – администрация) о взыскании 31 925 242 рублей задолженности.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство
жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее – министерство).

Решением суда от 24.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.10.2023, с администрации в пользу общества взыскано
31 925 242 рубля задолженности и 182 626 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований
в полном объеме. Податель жалобы указывает, что стороны согласовали изменение цены контракта в связи с существенным удорожанием строительных ресурсов в 2021 году
с 26.11.2021 на 100 503 770 рублей от изначальной цены контракта. Иную стоимость стороны не согласовывали. Принятие постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление № 1315) дает право заказчику изменять цену заключенного контракта, положения названного постановления не носят императивный характер. С учетом рекомендаций государственных органов исполнительной власти администрация приняла постановление от 09.12.2021 № 1127
«О некоторых мерах, направленных на обеспечение муниципальных нужд Мясниковского района». Названное постановление является основанием внесения изменений в условия контракта. Акты формы № КС-2 и справка формы № КС-3 от 30.06.2021 подписаны сторонами, общество не заявляло об удорожании материалов на дату подписания документов. Общество могло обратиться до окончания срока действия контракта к администрации с предложением об увеличении цены контракта на сумму 31 925 242 рубля или в суд с исковыми требованиями о возложении обязанности заключить соответствующее дополнительное соглашение к контракту. Общество не приостановило выполнение работ. Апелляционный суд необоснованно приобщил к материал дела дополнительные доказательства (документы, подтверждающие несение расходов). Работы не исполнены обществом в полном объеме до сегодняшнего дня.

25 января 2024 года в судебном заседании объявлялся перерыв до
09 часов 30 минут 01.02.2024, после перерыва судебное заседание продолжено.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва,выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.

Из материалов дела видно и судами установлено, что 10.07.2020 администрация (заказчик) и общество (подрядчик) заключили муниципальный контракта
№ 01583000584200000110001, по условиям которого подрядчик в установленные контрактом сроки обязан выполнить все предусмотренные проектной документацией
и иные предусмотренные контрактом мероприятия по реконструкции объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2 контракта, а заказчик – оплатить работу по объекту в размере, предусмотренном контрактом.

Согласно пункту 1.2 контракта наименование объекта: реконструкция водоочистных сооружений в х. Хапры Мясниковского района Ростовской области.

Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 01.10.2021 (пункт 2.1).

В соответствии с пунктом 3.1 цена контракта составляет 810 374 860 рублей.

Приложением № 1 к контракту согласован сводный сметный расчет стоимости
на сумму 810 374,85 тыс. рублей.

Согласно пункту 3.3 цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта и изменению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12.2 раздела 12 контракта.

В силу пункта 12.2 контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон
в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Стороны согласовали условия о том, что подрядчик не вправе требовать увеличения цены контракта, установленной пунктом 3.1 контракта, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения контракта исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов, за исключением следующих случаев: наступления обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых исполнение контракта без изменения его цены невозможно в случае, если возможность изменения данного условия предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (пункт 3.3.1); уменьшения ранее доведенных заказчику лимитов бюджетных обязательств на период реконструкции объекта, которые влекут уменьшение цены контракта. В этом случае уменьшение цены контракта осуществляется по соглашению сторон (пункт 3.3.2); внесения заказчиком изменений в проектную документацию, касающихся увеличения или уменьшения объема работ, которые соответственно влекут увеличение или уменьшение цены контракта, указанной в пункте 3.1, до 10% цены контракта. В этом случае изменение цены контракта осуществляется по соглашению сторон (пункт 3.3.3).

В соответствии с пунктом 3.8 контракта заказчик производит оплату выполненных работ согласно графику оплаты выполненных работ (приложение № 3) на основании выставленного счета и (или) счета-фактуры (при наличии) в течение 30 дней с даты подписания заказчиком актов о приемке выполненных работ формы № КС-2 и справок
о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3.

Дополнительными соглашениями от 18.12.2020 № 1 и от 08.06.2022 № 3 внесены изменения в контракт в части срока выполнения работ (продлен срок выполнения работ
до 01.12.2022).

Дополнительными соглашениями от 15.07.2021 № 2 и от 23.06.2022 № 5 внесены изменения в контракт в части реквизитов и наименования сторон.

Дополнительным соглашением от 10.06.2022 № 4 внесены изменения в контракт
в части размера финансирования работ на соответствующий финансовый год.

Письмом от 26.11.2021 № ВСХ-1/117 общество сообщило администрации
о существенном увеличении цен на строительные ресурсы в 2021 году; представило расчет новой цены контракта, произведенный в соответствии с положениями Приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.07.2021 № 500/пр, с учетом которого просило внести изменения в условия контракта
о цене и увеличить цену контракта на 172 540 521 рубль 13 копеек. Новая сметная стоимость работ (с учетом удорожания) прошла проверку государственной экспертизы.

Письмом от 17.03.2022 № ВСХ-1/19 общество направило в адрес администрации положительное заключение государственной экспертизы от 24.02.2022
№ 61-1-1-2-010202-2022, полученное им в отношении расчета новой цены контракта, указало, что увеличение стоимости работ по смете в результате существенного возрастания суммарной стоимости строительства в связи с ростом строительных ресурсов не приведет к увеличению цены контракта более, чем на 30%, повторно просило внести изменения в условия контракта о цене и увеличить ее до 942 803 872 рублей, то есть
на 132 429 012 рублей.

В письме от 18.05.2022 № ВСХ-1/37 со ссылкой на удорожание стоимости работ
на 132 429 012 рублей общество повторно предлагало администрации заключить дополнительное соглашение к контракту.

В письме от 18.07.2022 № ВСХ-1/62 общество просило администрацию заключить дополнительное соглашение к контракту об увеличении цены работ на
132 429 012 рублей, применить в расчете стоимости удорожания работ с 01.01.2021.

Дополнительным соглашением от 21.10.2022 № 6 согласована новая цена контракта в размере 910 878 630 рублей, то есть стоимость работ увеличена на сумму
100 503 770 рублей от изначальной цены (810 374 860 рублей).

Администрация представила в материалы дела «Расчет новой цены контракта, необходимость которой вызвана существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов по объекту: реконструкция водоочистных сооружений в х. Хапры Мясниковского района Ростовской области», который представлен при направлении запроса в уполномоченные органы о выделении дополнительного финансирования (доведения лимитов). Расчет новой цены контракта с применением корректировочного коэффициента 1,23125 произведен администрацией в отношении работ, выполнявшихся обществом (подрядчиком) с 26.11.2021, к работам выполненным до 26.11.2021 администрация не посчитала необходимым применять корректировочный коэффициент со ссылкой на то, что запрос о необходимости пересмотра цены контракта получен от общества в ноябре 2021 года.

Расчет новой цены контракта произведен администрацией следующим образом:
434 610,88 тыс. рублей (стоимость невыполненных работ на 26.11.2021 * 1,23125 (корректировочный коэффициент)) + 375 763,98 тыс. рублей (стоимость выполненных работ на 26.11.2021) = 910 878,63 тыс. рублей.

Согласно расчету администрации увеличение цены контакта следует производить
на 100503,77 тыс. рублей: 910 878,63 тыс. рублей (цена контракта с учетом удорожания) – 810 374,86 тыс. рублей (изначальная цена контракта).

В письме от 29.11.2022 № ВСХ-1/91/1 общество повторно просило администрацию увеличить стоимость работ на 132 429 012 рублей и заключить дополнительное соглашение к договору на сумму 31 925 242 рубля (с учетом заключенного сторонами дополнительного соглашения от 21.10.2022 № 6 об увеличении цены контракта на 100 503 770 рублей).

Общество повторно просило администрацию рассчитать период удорожания
с 01.01.2021, а не с 26.11.2021, как это произведено администрацией.

Общество ссылалось на то, что администрация согласилась изменить цену контракта только на 100 503 770 рублей, после чего между сторонами подписано дополнительное соглашение от 21.10.2022 № 6, однако данная сумма не компенсирует полностью дополнительные расходы общества, возникшие ввиду повышения цен на строительные ресурсы в 2021 году.

В связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен
на строительные ресурсы Правительство Российской Федерации приняло постановление
№ 1315, в соответствии с которым допускается увеличение цены контракта в связи
с увеличением цен на строительные ресурсы, в том числе и в отношении тех работ, которые уже приняты по актам и оплачены.

В рамках рассматриваемого спора общество обратилось в суд о возмещении ему расходов, возникших в связи с увеличением стоимости строительных ресурсов в 2021 году в отношении работ, принятых по актам формы № КС-2 от 30.06.2021 № 22 – 49.

По расчету истца им до 26.11.2021 фактически выполнены и сданы, а заказчиком приняты без замечаний работы на общую сумму 138 055,80 тыс. рублей,
что подтверждается подписанными актами формы № КС-2 от 30.06.2021 № 22 – 49.

Дополнительные расходы (убытки) общества, обусловленные возрастанием стоимости строительных ресурсов в 2021 году, составили 31 925 242 рубля.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд
с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 328, 450, 451, 702, 708, 709, 720, 746 Гражданского кодекса, положениями Закона № 44-ФЗ, постановления № 1315. Суды установили, что контракт заключен до 01.12.2022, обязательства по нему на дату рассмотрения дела не исполнены; цена контракта превышает 100 млн рублей, следовательно, размер изменения (увеличения) цены контракта определяется по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства. Положительным заключением повторной государственной экспертизы объекта признана достоверной сметная стоимость строительства, представленная подрядчиком на экспертизу в текущем уровне цен на
4 квартал 2021 года, определенная в соответствии с приказом Минстроя России от 21.07.2021 № 500/пр без понижающего коэффициента приведения к предполагаемой предельной стоимости (с НДС) в размере 1 207 918,94 тыс. рублей (в том числе НДС). Суды признали, что испрашиваемое обществом изменение цены контракта на
132 429 012 рублей (с применением при расчете корректировочного коэффициента на весь 2021 год) не влечет изменение цены контракта более, чем на 30%. Суды указали, что в рассматриваемом случае совокупность условий для увеличения цены контракта в порядке, предусмотренном постановлением № 1315, соблюдена. Правовая возможность возместить понесенные расходы на исполнение государственных (муниципальных) контрактов в связи с существенным удорожанием стоимости строительных ресурсов появилась у подрядчиков по государственным (муниципальным) контрактам только с принятием постановления № 1315, то есть появлением соответствующего правового регулирования. До принятия указанного постановления такая возможность у подрядчиков по государственным (муниципальным) контрактам отсутствовала. Суды отметили, что в данной ситуации суть выполненного обществом расчета сводится к вычислению размера коэффициента, который в последствии применяется к фактически выполненным работам путем умножения полученной суммы на исчисленный единожды коэффициент. Расчет применительно к удорожанию цены контракта на 100 503 770 рублей и удорожанию на 132 429 012 рублей не отличается, разница только в том, к каким актам формы № КС-2 применять коэффициент удорожания – к тем, что предъявлялись после выполнения расчета или к тем, что уже подписаны на дату выполнения расчета. Суды отклонили позицию администрации о том, что работы, выполненные по актам формы № КС-2
от 30.06.2021, выполнены из материалов, приобретенных до их удорожания.

Между тем суды не учли следующие обстоятельства.

В силу пункта 1 статьи 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные
для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ
для государственных или муниципальных нужд.

В пункте 2 статьи 763 Гражданского кодекса установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом
или договором строительного подряда (пункт 1 статьи 746 Гражданского кодекса).

На основании части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 названного Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения
по соглашению сторон в том числе в случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.

В связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы Правительством Российской Федерации принято постановление № 1315.

Пунктом 2 постановления № 1315 установлено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ
по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии
с Законом № 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд, допускается в соответствии
с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный
в приложении к постановлению № 1315, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:

– изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит
к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на
30 процентов;

– предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;

– размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет
или превышает 100 млн. рублей, – по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

– изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;

– контракт заключен до 31.12.2022 и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.

Внесение изменений в контракт, заключенный в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, возможно только при совокупности условий, определенных в
подпункте «а» пункта 2 постановления № 1315.

Абзацем 5 подпункта «а» пункта 2 постановления № 1315 предусмотрено,
что изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение.

Суды установили, что стороны заключили дополнительное соглашение
от 21.10.2022 № 6 об увеличении цены контракта на 100 503 770 рублей.

Из преамбулы названного дополнительного соглашения следует, что оно заключено в соответствии с пунктом 65.1 статьи 112, пунктом 8 статьи 95
Закона № 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2022
№ 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия», принятом во исполнение постановления № 1315, постановлением администрации Мясниковского района от 25.07.2022 № 687, в связи с возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения на имеющихся условиях, в том числе в связи с недостатками в проектной документации
и необходимостью внесения изменений в проектную документацию, существенным удорожанием стоимости строительных ресурсов в 2021 году, подтверждающимся выполненным расчетом, прошедшим повторную государственную экспертизу проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства и получившим положительное заключение от 24.02.2022
№ 61-1-1-2-010202-2022, а также невозможностью приобретения строительных материалов и оборудования в связи с недружественными действиями со стороны иностранных государств и иностранных коммерческих организаций.

Указанным дополнительным соглашением внесены изменения в пункт 3.1 контракта: цена контракта составляет 910 878 630 рублей.

Таким образом, стороны пришли к соглашению относительно изменения цены контракта во исполнение постановления № 1315 и сметной стоимости строительства, получившей положительное заключение от 24.02.2022 № 61-1-1-2-010202-2022.

В рассматриваемом случае обстоятельства, на которые ссылается общество об оплате задолженности, не изменились с заключения сторонами дополнительного соглашения от 21.10.2022 № 6.

Общество, считая неправомерным дополнительное соглашение, которым устанавливалось изменение цены контракта на 100 503 770 рублей, имело возможность обратиться в суд с иском о необходимости заключения соглашения об увеличении цены
согласно сметной стоимости строительства на 132 429 012 рублей.

Обращаясь с соответствующим иском, общество ссылалось на удорожание стоимости материалов по работам, сданным по актам формы № КС-2 от 30.06.2021.

Между тем суды не исследовали следующие существенные обстоятельства, при выполнении соответствующих работ, сданных по актам формы № КС-2 от 30.06.2021, подрядчик заявлял о препятствиях в выполнении работ и увеличении стоимости материалов, приостанавливал выполнение работ на основании статей 716 и 719 Гражданского кодекса.

Общество является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, которая согласно статье 2 Гражданского кодекса носит рисковый характер.
Само по себе изменение цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при выполнении контракта, не относится к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могут исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки.

Исходя из положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Кодекса).

В соответствии с частью 4 статьи 15 Кодекса, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными
и мотивированными. Данная норма во взаимосвязи с упомянутыми положениями
статей 65 и 71 указанного Кодекса означает, что судом должно быть исследовано, поименовано в судебном акте и мотивированно принято или отклонено каждое доказательство, после чего по результатам оценки их совокупности во взаимной связи сделан обобщающий вывод об их достаточности для подтверждения или опровержения указываемых стороной обстоятельств полностью или в части.

Поскольку обжалуемые судебные акты не могут быть признаны судом кассационной инстанции законными и обоснованными, то они подлежат отмене
с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1
статьи 287 Кодекса).

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть указания суда кассационной инстанции, устранить все нарушения, установить и исследовать имеющие значение
для дела обстоятельства с учетом требований и возражений сторон, исследовать представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Определением кассационного суда от 09.11.2023 по ходатайству администрации исполнение обжалуемых судебных актов приостановлено на срок до окончания рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку кассационная жалоба рассмотрена, приостановление исполнения указанного судебного акта, произведенное названным определением, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 по делу № А53-6050/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.

Отменить приостановление исполнения судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2023.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

В.В. Аваряскин

Судьи

Е.Л. Коржинек

А.В. Садовников