ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-2928/16 от 21.12.2020 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А54-2928/2016

(20АП-4583/2020,
20АП-4560/2020,
20АП-4024/2020)

Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2020

Постановление изготовлено в полном объеме 28.12.2020

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Афанасьевой Е.И. и Мосиной Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаевой А.Ю., при участии в судебном заседании: ФИО1 (паспорт) и его представителя ФИО2 (доверенность от 14.01.2020), от финансового управляющего индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО3 – представителя ФИО4 (доверенность от 30.09.2020), в отсутствие иных заинтересованных лиц, участвующих в настоящем обособленном споре, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя ФИО1, министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального Казначейства по Московской области на определение Арбитражного суда Рязанской области от 30.10.2020 по делу № А54-2928/2016 (судья Соловьева С.Е.), принятое по заявлению финансового управляющего индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО3 о принятии обеспечительных мер, в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>),

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 (далее - заявитель, кредитор) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - должник) несостоятельным (банкротом) в связи с наличием непогашенной задолженности в сумме 216 154 879 руб. 09 коп., установленной решением Пресненского районного суда г. Москвы от 29.02.2016 по делу №2-2390/2015.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2016 заявление ФИО5 принято к производству, возбуждено производство по делу с привлечением лиц, участвующих в деле.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 22.08.2016 (резолютивная часть объявлена 15.08.2016) в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов. Финансовым управляющим должника утвержден ФИО3.

Сообщение о введении в отношении ФИО1 процедуры реструктуризации долгов опубликовано в газете "Коммерсантъ" 10.09.2016 № 167.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.01.2017 (резолютивная часть объявлена в судебном заседании 16.01.2017) индивидуальный предприниматель ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства - реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО3.

Сообщение о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 28.01.2017.

29.10.2020 финансовый управляющий индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО3 обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о разрешении разногласий между финансовым управляющим и должником следующим образом: денежные средства в сумме 1 271 327 руб., взысканные постановлением Реутовского городского суда Московской области от 25.09.2020 с Российской Федерации за счет казны РФ в пользу ФИО1, являются имуществом, не подлежащим исключению из конкурсной массы должника, формируемой в рамках дела о банкротстве №А54-2928/2016.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 30.10.2020 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в судебном заседании.?

Одновременно, от финансового управляющего индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО3 поступило заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрета министерству финансов Российской Федерации и Управлению Федерального Казначейства по Московской области производить выплату денежных средств в сумме 1 271 327 руб. по постановлению Реутовского городского суда Московской области от 25.09.2020 и выданному на основании данного судебного акта исполнительному листу по заявлению ФИО1.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 30.10.2020 министерству финансов Российской Федерации и Управлению Федерального Казначейства по Московской области запрещено производить выплату денежных средств в сумме 1 271 327 руб. по постановлению Реутовского городского суда Московской области от 25.09.2020 и выданному на основании данного судебного акта исполнительному листу по заявлению ФИО1.

Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель ФИО1, министерство финансов Российской Федерации и Управление Федерального Казначейства по Московской области обратились с апелляционными жалобами в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

ФИО1 в апелляционной жалобе ссылается на недопустимость приостановления взыскания по исполнительному листу, выданному судом первой инстанции, а также недопустимость вмешательства в деятельность суда уголовной юрисдикции.

Ссылаясь на пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" указывает, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 91 АПК РФ к обеспечительным мерам относится приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Поскольку исполнительный лист, выданный судом, к таким документам не относится, не допускается приостановление взыскания по исполнительному листу в качестве обеспечительной меры.

Считает, что запрещая производить органам Министерства финансов и органам казначейства выплату в пользу реабилитированного лица, Арбитражный суд Рязанской области фактически воспрепятствовал исполнению постановления Реутовского городского суда Московской области от 25.09.2020 о взыскании имущественного вреда с Российской Федерации в пользу ФИО1, что, по мнению апеллянта, противоречит ст. 392 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязательность судебных постановлений, нарушив при этом правила подведомственности дел судам.

По мнению должника, факт обращения с ходатайством о возмещении имущественного вреда, причиненного ФИО1 незаконным и необоснованным уголовным преследованием, путем взыскания с Российской Федерации за счет казны РФ денежных средств, а также факт удовлетворения Реутовским городским судом Московской области данного ходатайства не свидетельствуют о возникновении конфликта между финансовым управляющим и ФИО1 по вопросу исключения взысканных денежных средств из конкурсной массы.

Отметил, что на настоящий момент никаких разногласий между финансовым управляющим ФИО3 и должником ФИО1 не существует.

Обращает внимание на то, что финансовому управляющему ФИО3 на момент обращения в арбитражный суд области с заявлением о применении обеспечительных мер из адресованного ему письма Реутовского городского суда Московской области от 21.10.2020 №4/17-47/2020(1- 1/2020) было известно, что на указанный судебный акт 07.10.2020 поступила апелляционная жалоба от Министерства финансов РФ. Следовательно, постановление от 25.09.2020 не вступило в законную силу, и исполнительный лист не выдан и, по мнению апеллянта, не может быть выдан ни реабилитированному ФИО1, ни его уполномоченному представителю.

Министерство финансов Российской Федерации в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что он было лишено судом первой инстанции права на предоставление возражений, поскольку не было уведомлено надлежащим образом и не знало о поданном заявлении финансового управляющего ИП ФИО1 ФИО3 о принятии обеспечительных мер.

Указывает на нарушения, по его мнению, прав Минфина России на обеспечение равной судебной защиты прав и законных интересов лиц участвующих в деле, равноправие сторон, состязательности.

Отметило, что главой 24.1 БК РФ не предусмотрена возможность установления запрета Минфину России производить выплату денежных средств по исполнительному листу, выданному на основании судебного акта о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации.

Указывает, что наложение данного запрета является не правомерным и не соответствует действующему бюджетному и уголовному законодательству, нарушает права и законные интересы Минфина России как участника бюджетного процесса, поскольку возлагает на него не предусмотренные законодательством обязанности.

Аналогичные доводы изложены в апелляционной жалобе Управления Федерального Казначейства по Московской области.

Финансовый управляющий индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО3 в письменных отзывах на апелляционные жалобыиндивидуального предпринимателя ФИО1, министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального Казначейства по Московской области, считая обжалуемое определение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

До начала судебного разбирательства от министерства финансов Российской Федерации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалобы в отсутствии своего представителя.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель поддерживали доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней, апелляционные жалобы министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального Казначейства по Московской области поддержали, просили их удовлетворить, а обжалуемое определение суда первой инстанции отменить.

Представитель финансового управляющего индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО3 возражал против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзывах.

Иные заинтересованные лица, участвующие в настоящем обособленном споре, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.

Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон), части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального Закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспече­нию заявленных требований кредиторов в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №55 "О применении арбит­ражными судами обеспечительных мер", а также в соответствии с нормами главы 8 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица, может принять обеспечительные меры, то есть срочные временные меры, направленные на обеспечение иска (меры обеспечения иска), обеспечение имущественных интересов за­явителя (предварительные обеспечительные меры) или обеспечение исполнения судебных актов (меры обеспечения исполнения судебных актов).

Согласно части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Фе­дерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер затруднит или сделает невозможным неисполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба.

Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба. В целях предотвращения причинения значительного ущерба за­явителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.

В пунктах 9 и 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъясняется, что арбитражный суд признает заявление стороны о применении обес­печительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного про­цессуального кодекса Российской Федерации. При оценке доводов заявителя в соответ­ствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения за­явителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов и интересов третьих лиц.

Вопрос о принятии обеспечительных мер либо отклонении заявления об обеспечении иска решается судом с учетом доводов заявителя, обосновывающих необходимость принятия обеспечительных мер, а также конкретных обстоятельств дела. При разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных мер суд самостоятельно оценивает фактические обстоятельства дела и доводы, содержащиеся в заявлении об обеспечении иска. В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно пункту 13 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некото­рых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требова­ния конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспе­чительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.

Таким образом, доказывание наличия обстоятельств, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением о принятии обеспечитель­ных мер конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия этих мер, и представить доказательства, подтверждающие его доводы.

При этом оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств дела. При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ следует иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае не­принятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интере­сов, интересов третьих лиц.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Рязанской об­ласти от 23.01.2017 (резолютивная часть объявлена в судебном заседании 16.01.2017) ин­дивидуальный предприниматель ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства - реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО3.

Сообщение о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 28.01.2017.

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, состав­ляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (пункт 5 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоя­тельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве)).

В соответствии с пунктом 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично; должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства.

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 213.25 Закона о банкротстве все имущество граж­данина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании граждани­на банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобре­тенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за ис­ключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи. Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

В соответствии со статьей 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание на имущество, принадлежащее гражданину - должнику на праве собственности - продукты питания и деньги на общую сумму не менее установ­ленной величины прожиточного минимума самого гражданина - должника и лиц, находя­щихся на его иждивении, а также на пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюдже­тов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Как следует из пункта 8 статьи 213.25 Закона о банкротстве кредитные организации могут быть привлечены к ответственности за совершение операций по распоряжению гражданина, в отношении которого введена процедура реализации имущества, либо по выданной им лично доверенности по договору банковского вклада и (или) договору бан­ковского счета, в том числе с банковской картой, только в случае, если они были надле­жащим образом уведомлены о введении в отношении гражданина процедуры реализации имущества с учетом пункта 3 статьи 213.7 и абзаца восьмого пункта 8 статьи 213.9 насто­ящего Федерального закона.

Данные меры направлены на сохранение положения, существовавшего на момент обращения заявителя в арбитражный суд, и не нарушает баланса интересов сторон.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, в целях сохранения существующего состояния отношений (status quo), судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости принятия истребуемых заявителем обеспечительных мер.

Довод ФИО1 о нарушении его прав на судебную защиту подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм права.

В силу п.7 ст.213.25 Закона о банкротстве исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично.

В соответствии с ч.5 ст.213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

По мнению финансового управляющего ФИО1 присужденные последнему денежные средства в размере 1 271 327 рублей входят в состав конкурсной массы ФИО1, в связи с чем
29.10.2020 финансовый управляющий индивидуального должника обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о разрешении разногласий между финансовым управляющим и должником в отношении признания денежных средств в сумме 1 271 327 руб., взысканных постановлением Реутовского городского суда Московской области от 25.09.2020 с Российской Федерации за счет казны РФ в пользу ФИО1, имуществом, не подлежащим исключению из конкурсной массы должника.

С учетом изложенного заявленные обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом рассматриваемого судом первой инстанции обособленного спора по имеющимся у должника и его финансового управляющего разногласиям.

Удовлетворяя заявленные обеспечительные меры, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что согласно п. 5.1 ст. 213.11 Закона о банкротстве гражданину предоставляется право открыть специальный банковский счет и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего. Однако сумма совершенных гражданином операций по распоряжению такими денежными средствами не может превышать пятьдесят тысяч рублей в месяц. По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе увеличить максимальный размер денежных средств, размещенных на специальном банковском счете должника, которыми гражданин вправе ежемесячно распоряжаться.

Однако, как следует из материалов дела, с таким заявлением Должник к финансовому управляющему не обращался.

Сумма, взысканная постановлением Реутовского городского суда Московской области от 25.09.2020, многократно превышает указанный в п. 5.1 ст. 213.11 Закона о банкротстве размер. В случае непринятия обеспечительных мер могут быть нарушены положения п. 5.1 ст. 213.11 Закона о банкротстве, что приведет к нарушению прав и законных интересов ФИО1

Непринятие обеспечительных мер может повлечь невозможность исполнения судебного акта, который будет принят по результатам рассмотрения заявления финансового управляющего ФИО3 о разрешении разногласий.

Кроме того, согласно пояснениям финансового управляющего ФИО1, должник не поставил в известность финансового управляющего о постановлении Реутовского городского суда Московской области от 25.09.2020.

Не сообщение должником финансовому управляющему сведений о взыскании в его пользу спорных денежных средств в размере 1 271 327 рублей может свидетельствовать о намерении ФИО1 скрыть факт получения указанных денежных средств с целью недопущения распределения их между кредиторами в рамках дела о банкротстве.

Сумма денежных средств в размере 1 271 327 рублей, которая может поступить в распоряжение должника, существенна для кредиторов, требования которых могут остаться неудовлетворенными по вине ФИО1 в случае не принятия обеспечительных мер.

Отсутствие обеспечительных мер в таком случае ставит должника в преимущественное перед кредиторами должника положение, которое не соответствует принципу законности и справедливости.

В соответствии с пунктом 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).

Исходя из положений ст. 2, 131 Закона о банкротстве, целью проведения процедуры банкротства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника за счет конкурсной массы, сформированной из выявленных активов должника.

Процедура реализации имущества гражданина является реабилитационной процедурой, применяемой в деле о банкротстве в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. При этом статус банкрота подразумевает весьма существенные ограничения гражданина-должника в правах, как личных, так и имущественных.

Механизм банкротства граждан является правовой основой для чрезвычайного способа освобождения должника от требований кредиторов. При этом должник, действующий добросовестно, должен претерпеть неблагоприятные для себя последствия признания банкротом, выражающиеся в передаче в конкурсную массу максимально возможного по объему имущества и имущественных прав в целях погашения требований кредиторов. Применяемые в деле о банкротстве процедуры направлены на удовлетворение требований кредиторов должника и не могут быть использованы в ущерб их интересам.

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.06.2010 №3342/10, недопустимо приостанавливать действие актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что это может нарушить баланс интересов заявителя и третьих лиц, публичных интересов. Также приостановление невозможно, если оно может повлечь за собой утрату возможности исполнить оспариваемый акт (решение) при отказе в удовлетворении требования заявителя.

В настоящем случае, напротив, принятие обеспечительных мер направлено на соблюдение прав третьих лиц — кредиторов ФИО1

Довод ФИО1 о том, что постановление Реутовского городского суда Московской области от 25.09.2020 не вступило в законную силу в связи с его обжалованием в вышестоящую судебную инстанцию, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку обеспечительные меры в данном случае направлены на обеспечение имущественных интересов кредиторов, соблюдения требований п. 5.1 ст. 213.11 Закона о банкротстве.

Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы апелляционных жалоб министерства финансов РФ и УФК по Московской области как основанные на неверном толковании норм права.

В соответствии с положениями ст. 93 АПК РФ рассмотрение заявления об обеспечении иска осуществляется арбитражным судом, в производстве которого находится дело либо жалоба на определение об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска.

Рассмотрение заявления об обеспечении иска арбитражным судом, в производстве которого находится дело, осуществляется судьей единолично не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд без извещения сторон.

Таким образом, суд не извещает стороны о рассмотрении заявления о принятии обеспечительных мер, которое производится судом единолично.

Учитывая изложенное довод апелляционных жалоб министерства финансов РФ и УФК по Московской области о рассмотрении заявления о принятии обеспечительных мер в их отсутствие является несостоятельным и не соответствующим нормам материального права.

Министерство финансов РФ и Управление федерального казначейства РФ не являются лицами, участвующими в деле, права и законные интересы указанных лиц не затрагиваются при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) ФИО1

Указанные лица, обладающие публичными полномочиями, фигурируют лишь в определении о принятии обеспечительных мер.

Также следует отметить, что обжалуемым определением установлен запрет не на выплату денежных средств по исполнительному листу, выданному на основании постановления Реутовского городского суда Московской области от 25.09.2020, а на выплату денежных средств по данному исполнительному документу непосредственно ФИО1, о чем прямо указано в резолютивной части обжалуемого определения.

Взысканные денежные средства могут быть направлены в конкурсную массу должника, распорядителем которой в силу ч.8 ст.213.9 Закона о банкротстве является финансовый управляющий.

Таким образом, запрет касается выплаты денежных средств непосредственно должнику, но не касается поступления данного имущества в конкурсную массу и самого факта выплаты данных денежных средств, т.е. исполнения самого судебного акта.

Кроме того, из материалов дела суд апелляционной инстанции усматривает, что финансовым управляющим ФИО1 ФИО3 в адрес министерства финансов РФ и УФК по Московской области были направлены заявления о том, что денежные средства в размере 1 271 327 рублей по исполнительному листу, выданному во исполнение постановления Реутовского городского суда Московской области от 25.09.2020 о взыскании с Российской Федерации за счет казны РФ в пользу оправданного ФИО1, должны быть перечислены по реквизитам банковского счета, которым распоряжается финансовый управляющий ФИО3, а также с просьбой не производить выплату непосредственно ФИО1 по реквизитам счета, отличным от вышеуказанных реквизитов.

Данное обстоятельство опровергает доводы министерства финансов РФ и УФК по Московской области о том, что принятием обеспечительных мер суд первой инстанции фактически приостановил взыскание по исполнительному листу.

С учетом установленных по делу обстоятельств, апелляционный суд считает, что оспариваемые обеспечительные меры в виде запретаУправлению Федерального Казначейства по Московской области производить выплату денежных средств в сумме 1 271 327 руб. по постановлению Реутовского городского суда Московской области от 25.09.2020 и выданному на основании данного судебного акта исполнительному листу по заявлению ФИО1 соответствуют действующему законодательству и приняты в пределах компетенции Управления и не нарушают его права и законные интересы.

Вопреки доводам заявителей жалоб, нарушений принципа равенства сторон, закрепленного статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принципа состязательности сторон, установленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, меры, указанные в определении об обеспечении иска, не нарушают интересов заинтересованных лиц, соразмерны заявленным требованиям и обеспечивают фактическую реализацию целей обеспечительных мер - возможность исполнения судебного акта и защиту законных интересов кредиторов ФИО1

Иные доводы заявителей, содержащиеся в жалобах, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб индивидуального предпринимателя ФИО1, министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального Казначейства по Московской области и отмены вынесенного определения.

Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Рязанской области от 30.10.2020 по делу № А54-2928/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Ю.А. Волкова

Е.И. Афанасьева

Е.В. Мосина