АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-69276/2020
г. Казань Дело № А55-12342/2019
10 февраля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашиной Ж.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 16.12.2020),
ответчика – ФИО2 (доверенность от 30.12.2021),
третьего лица (МП городского округа Самара «Самарский метрополитен имени А.А. Росовского») – ФИО3, доверенность от 11.01.2021),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020
по делу № А55-12342/2019
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара, с участием третьих лиц: территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, город Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара, муниципального предприятия городского округа Самара «Самарский метрополитен имени А.А. Росовского», город Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, город Самара, Федерального агентства железнодорожного транспорта в лице Департамента транспорта Администрации городского округа Самара, город Самара, Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, город Москва, Министерства транспорта Российской Федерации, город Москва, Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорте, город Самара, государственного казенного учреждения Самарской области «Управление капитального строительства», город Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра, ответчик, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - сооружение протяженностью 1233 м, с кадастровым номером 63:01:0000000:29666, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, изложенного в уведомлении от 02.04.2019 № 63/999/001/2019-112265, и обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на сооружение протяженностью 1233 м, с кадастровым номером 63:01:0000000:29666, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район;
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - сооружение площадью 8252 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:30039, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный и Октябрьский районы, изложенного в уведомлении от 28.03.2019 № 63/001/300/2019-9759, и обязании Управление Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем осуществления государственной регистрации права собственности на сооружение площадью 8252 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:30039, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный и Октябрьский районы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее‑АПК РФ), привлечены: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее – ТУ Росимущества); Министерство имущественных отношений Самарской области (далее – Минимущества); муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен имени А.А. Росовского», Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее – Минтранспорта), город Самара; Федеральное агентство железнодорожного транспорта в лице Департамента транспорта Администрации городского округа Самара; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, город Москва; Министерство транспорта Российской Федерации, город Москва; Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорте, город Самара; государственное казенное учреждение Самарской области «Управление капитального строительства», город Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель заявителя и третьего лица, считая доводы жалобы несостоятельными, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.02.2019 муниципальное образование городской округ Самара обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости - сооружение площадью 8252 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0000000:30039, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный и Октябрьский районы.
В качестве основания для осуществления заявленного регистрационного действия заявителем были представлены, в том числе: копия Акта рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством третьего этапа второго пускового участка первой линии Самарского метрополитена от ПК95+90 до ПК79+00 со станцией Гагаринская от 30.12.1993; копия Акта рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченных строительством технологических, служебных зданий и сооружений по вестибюлю № 1 станции метрополитена «Гагаринская» от декабря 2003 года.
Уведомлением от 28.03.2019 № 63/001/300/2019-9759 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации прав на сооружение вследствие неустранения причин приостановления государственной регистрации, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218) (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), так как представленные на государственную регистрацию документы не подтверждали наличие оснований для возникновения права муниципальной собственности на указанное сооружение. Выписка из реестра муниципального имущества городского округа Самара, подтверждающая учет указанного сооружения не представлена; акты рабочей комиссии от 30.12.1993 и от декабря 2003 года не являются актами государственной приемочной комиссии, так как из указанных актов не следует, что муниципальное образование является заказчиком строительства, и не позволяют сделать вывод об участии муниципального образования городского округа Самара в затратах на строительство.
19.03.2019 муниципальное образование городской округ Самара обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости - сооружение протяженностью 1233 м, с кадастровым номером 63:01:0000000:29666, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район.
В качестве основания для осуществления заявленного регистрационного действия заявителем были представлены копия Акта рабочей комиссии первого этапа второго пускового участка первой очереди метрополитена в г. Самаре от ст. Победа до ст. Советская от 30.12.1992.
Уведомлением от 02.04.2019 № 63/999/001/2019-112265 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации прав на сооружение вследствие неустранения причин приостановления государственной регистрации, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона № 218 (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), так как представленные на государственную регистрацию документы не подтверждали наличие оснований для возникновения права муниципальной собственности на указанное сооружение. Выписка из реестра муниципального имущества городского округа Самара, подтверждающая учет указанного сооружения не представлена; акт рабочей комиссии от 30.12.1992 не является актом государственной приемочной комиссии, так как из указанного акта не следует, что муниципальное образование является заказчиком строительства, и не позволяет сделать вывод об участии муниципального образования городского округа Самара в затратах на строительство.
Полагая данные отказы нарушающими права и законные интересы, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшего с 31.01.1998 по 01.01.2020), пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2018 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу статьи 27 Устава городского округа Самара департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
По статье 47 Устава городского округа Самара департамент представляет городской округ Самара в процессе государственной регистрации и перехода прав городского округа Самара на недвижимое имущество, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в пункте 2 распоряжения Совета Министров СССР от 23.05.1980 № 944р указано, что МПС, Минтрансстрою и Куйбышевскому горисполкому при дальнейшем проектировании и строительства первой очереди метрополитена учесть замечания и предложения Госстроя СССР.
Из буквального содержания изложенного пункта распоряжения Совета Министров СССР от 23.05.1980 № 944р следует, что заказчиком по строительству выступал, в том числе Куйбышевский горисполком.
Строительство метрополитена в г. Куйбышеве (после переименования в г. Самаре по Указу Президиума ВС РСФСР от 26.01.1991) осуществлялось с 1979 и вводилось в эксплуатацию поэтапно.
Станции метро «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа» и перегоны между ними были завершены строительством в 1987 году (строительная длина 4,81 км).
Согласно акту от 25.12.1987 объекты, предъявленные органами государственной власти СССР совместно с дирекцией строящегося метрополитена в г. Куйбышеве к приемке, объекты введены в эксплуатацию.
В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление № 3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
В качестве объектов муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», объекты, указанные в приложении № 3 к указанному постановлению № 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В соответствии с указанным постановлением № 3020-1 на станции «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа» и перегоны между ними было зарегистрировано право муниципальной собственности.
Одновременно на основании постановления № 3020-1 Куйбышевский метрополитен преобразован в предприятие «Самарский метрополитен» со структурными единицами Электродепо «Кировское», Дирекцией строящегося метрополитена, в функции последнего входило продолжение строительства линии метрополитена (пункт 2.2 Устава предприятия).
Начатое наряду с вышеуказанными станциями строительство спорных сооружений до декабря 1991 года не было окончено строительством.
Законченный строительством объект недвижимости - сооружение (перегон ст. Победа - ст. Советская) протяженностью 1233 м, кадастровый номер 63:01:0000000:29666, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район был принят в эксплуатацию актом рабочей комиссии 31.12.1992.
Акт рабочей комиссии от 31.12.1992 был утвержден главой администрации города Самары.
Законченный строительством объект недвижимости - сооружение площадью 8252 кв.м с кадастровым номером 63:01:0000000:30039, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный и Октябрьский районы, принят в эксплуатацию актом рабочей комиссии от 30.12.1993.
По акту рабочей комиссии сооружение окончено строительством и введено в эксплуатацию, в том числе: вестибюль № 2, платформенная часть, сходы № 1, 2 помещения вестибюля № 1 (на отметках 1.100 и 4.68) лишь 30.12.1993.
Из акта рабочей комиссии от 30.12.1993 (стр. 2 акта перечень должностных лиц Дирекции строящегося метрополитена) следует, что заказчиком-застройщиком выступало муниципальное предприятие.
Согласно акту рабочей комиссии от декабря 2003 г., утвержденному руководителем Департамента строительства и архитектуры администрации города Самары, приняты помещения вестибюля № 1 на отметке 8,450, 12,500, то есть, приняты результаты работ по устранению недоделок, оставшихся от приемки по акту от 30.12.1993 по причине отсутствия бюджетного финансирования в полном объеме в 1993 году.
С 1993 года спорный объект недвижимости - сооружение (перегон ст. Победа - ст. Советская) находится в эксплуатации, как составная часть линии метрополитена, внеуличной транспортной перевозки, при этом в целях использования сооружения для удовлетворения нужд населения по перевозке объект недвижимости - сооружение (перегон ст. Победа - ст. Советская) закреплен за муниципальным предприятием городского округа Самара «Самарский метрополитен» в хозяйственное ведение, что подтверждается извещением № 26 от 10.10.1994, приказами Департамента № 2439 от 10.08.2009, № 863 от 15.03.2010.
С 1994 года сооружение площадью 8252 кв.м с кадастровым номером 63:01:0000000:30039, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный и Октябрьский районы, находится в эксплуатации, как составная часть линии метрополитена, внеуличной транспортной перевозки. В целях использования сооружения для удовлетворения нужд населения по перевозке данное сооружение закреплено за муниципальным предприятием городского округа Самара «Самарский метрополитен» в хозяйственное ведение, что также подтверждается извещением № 26 от 10.10.1994, приказами Департамента № 2439 от 10.08.2009, № 863 от 15.03.2010.
Спорные объекты недвижимости – сооружение (перегон ст. Победа - ст. Советская) протяженностью 1233 м, кадастровый номер 63:01:0000000:29666, сооружение площадью 8252 кв.м с кадастровым номером 63:01:0000000:30039, поставлены на государственный кадастровый учет.
Таким образом, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установив, что спорные сооружения создавались с участием администрации г. Самара, дирекции строящегося метрополитена для решения вопросов местного значения г. Самара, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что право собственности за муниципальным образованием на спорные сооружения возникло в соответствии с Законом РСФСР «О собственности в РСФСР», Законом РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», статьей 3 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик», утвержденных ВС СССР от 31.05.1991 № 2211-1, до 30.01.1998, то есть до вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость, при этом предоставление документов, подтверждающих их создание и ввод в эксплуатацию, а именно: распоряжения Совета Министров СССР от 26.06.1980 № 1211р, распоряжения Совета Министров СССР от 23.05.1980 № 944р, актов рабочей комиссии от 31.12.1992, 30.12.1993 и от декабря 2003г., является достаточным для государственной регистрации ранее возникшего права.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод заявителя жалобы о том, что поименованные акты рабочей комиссии, утвержденные администрацией города, не являются актами государственной приемочной комиссии, был предметом исследования судов, ему дана надлежащая правовая оценка.
Согласно положениям пункта 2 постановления Совмина СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (далее - постановление № 105) установлено, что приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения (кроме указанных в подпункте «а» данного пункта) сметной стоимость 4 млн. руб. и выше, а также экспериментальных объектов, независимо от их сметной стоимости, производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми министерства и ведомствами СССР - по объектам, входящим в их систему, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись этим министерствам и ведомствам СССР.
Аналогичное правило содержится в СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», утвержденном постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84.
В результате прекращения существования СССР, ликвидации министерств СССР, данное правило пункта 1 постановления № 105 утратило силу.
Законом РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» в полномочия городской администрации входило полномочие - назначать государственные приемочные комиссии, утверждать акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения, а также принимать участие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории города.
К вопросу местного значения городского округа Самара согласно действующему в настоящее время Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон № 131-ФЗ) относится вопрос создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения
Согласно пунктам 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя в том числе объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 № 1636 утвержден перечень объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры (далее - Перечень).
Согласно утвержденному перечню к объектам метрополитена относятся тоннели, включающие в себя участки главных путей линии между смежными станциями, в том числе примыкающие соединительные пути с электродепо и (или) другой линией, перегонные и примыкающие соединительные тоннели и (или) открытые участки, притоннельные сооружения, зоны коллективной защиты пассажиров, а также другие сооружения, оборудование и устройства, обеспечивающие функционирование метрополитена.
Частью 1 статьи 6 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС), ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (пункт 4 статьи 6). Полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с пунктом 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 397, возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Так, 10.04.2018 Федеральным агентством железнодорожного транспорта принято решение о том, что субъектом (владельцем) сооружения является муниципальное предприятие городского округа Самара "Самарский метрополитен", который в силу статьи 8 Закона о транспортной безопасности обязан исполнять Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2017 № 410 (Приложение № 1 к отзыву на исковое заявление).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161‑ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ), унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Исходя из вышеуказанного следует, что орган федеральной, государственной исполнительной власти (Федеральное агентство железнодорожного транспорта, подведомственное Минтрансу РФ) определил субъекта транспортной инфраструктуры (владельца на вещном праве) сооружения - третьего лица, что в свою очередь подтверждает статус законного владельца (собственника) муниципального образования городского округа Самара. Вместе с тем согласно уведомлению Федерального агентства железнодорожного транспорта от 10.04.2018 № УТБ-6/Д/117-ис, ранее субъектом (владельцем) сооружения являлся департамент управления имуществом городского округа Самара, то есть публично правовое образование городской округ Самара.
Судами учтено, что при отказе в государственной регистрации права за муниципальным образованием городского округа Самара в отношении сооружения возникает ситуация, согласно которой отсутствует субъект транспортной инфраструктуры, обязанным по исполнению соблюдения законодательства в области транспортной безопасности и Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2017 № 410, в отношении данного объекта недвижимого имущества.
Следовательно, при отсутствии государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении указанных выше сооружений сооружения и невозможности впоследствии осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения за третьим лицом, орган федеральной орган государственной исполнительной власти (Федеральное агентство железнодорожного транспорта) в соответствии с Порядком ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 29.01.2010 № 22 будет вынужден исключить из реестра ОТИ сведения о субъекте, а управление госнадзора, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Ространснадзора от 11.08.2014 № АК-804фс, будет обязано в силу подпункта «п» пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций» выдать предписание о запрете эксплуатации ОТИ до момента включения сведений о субъекте в реестре ОТИ, что может отразиться на перевозке пассажиров на территории городского округа Самара и в деятельности муниципального перевозчика.
В ходе рассмотрения настоящего дела ТУ Росимущества, Минимущества, Агентство и Минтранспорта не оспаривали принадлежность спорного объекта муниципальному образованию - городскому округу Самара.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2020 по делу № А55-12479/2019.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, аналогичны ранее заявленным доводам в судах первой и апелляционной инстанции, и направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений статьи 286 АПК РФ
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления Росреестра не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 по делу № А55-12342/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Ф. Фатхутдинова
Судьи В.А. Карпова
Р.В. Ананьев