ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-12479/19 от 21.12.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-68626/2020

г. Казань                                                 Дело № А55-12479/2019

22 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 21.12.2020.

Полный текст постановления изготовлен – 22.12.2020.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Гарифуллиной Л.Р.

при участии представителей:

Департамента управления имуществом городского округа – ФИО1, доверенность,

муниципального предприятия городского округа Самара «Самарский метрополитен имени А.А. Росовского» – ФИО2, доверенность,

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – ФИО3, доверенность,

в отсутствии:

иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связикассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.05.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020

по делу №А55-12479/2019

по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен имени А.А. Росовского», г. Самара, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Федеральное агентство железнодорожного транспорта в лице департамента транспорта администрации городского округа Самара, г. Самара, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, г. Москва, Министерство транспорта Российской Федерации, г. Москва, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорте, г. Самара, Государственное казенное учреждение Самарской области «Управление капитального строительства», г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - сооружение протяженностью 1444 м, с кадастровым номером 63:01:0000000:29663, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, изложенный в уведомлении от 28.03.2019 № 63/001/300/2019-9783, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем совершения регистрационных действий по заявлению департамента от 20.02.2019 № 63/001/300/2019-9783.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее – теруправление), Министерство имущественных отношений Самарской области (далее – минземимущество), муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен имени А.А. Росовского» (далее – предприятие), Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее – минтранс), Федеральное агентство железнодорожного транспорта в лице департамента транспорта администрации городского округа Самара (далее – департамент транспорта), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее – агентство), Министерство транспорта Российской Федерации (далее – министерство), Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – управление госнадзора), государственное казенное учреждение Самарской области «Управление капитального строительства» (далее – учреждение).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.05.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020, требования удовлетворены, уведомление управления об отказе в государственной регистрации права от 28.03.2019 № 63/001/300/2019-9783 в отношении объекта недвижимости – сооружения протяженностью 1444 м, с кадастровым номером 63:01:0000000:29663, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, признано недействительным. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения соответствующих регистрационных действий по заявлению департамента от 20.02.2019 № 63/001/300/2019-9783.

Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе департаменту в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Департамент, департамент транспорта, предприятие в отзывах просят в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Уведомлением управления от 28.03.2019 № 63/001/300/2019-9783 департаменту отказало в государственной регистрации права на указанное выше сооружение.

Полагая данный отказ нарушающим права и законные интересы, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из наличия оснований для признания действий управления противоречащими закону.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.

В качестве оснований для отказа в государственной регистрации права управлением указано следующее: 1) не представлены документы, свидетельствующие о наличии или возникновении права собственности муниципального образования на сооружение; 2) выписка из реестра муниципального имущества городского округа Самара, подтверждающая учет сооружения, не представлена; 3) акт рабочей комиссии от 25.03.1993 не является актом государственной приемочной комиссии, из него не следует, что муниципальное образование является заказчиком строительства, акт не позволяет сделать вывод об участии муниципального образования городского округа Самара в затратах на строительство.

В обоснование заявленных требований департамент ссылался на то, что муниципальное образование - городской округ Самара является единственным законным собственником сооружения. Названное подземное сооружение находится во владении муниципалитета и длительное время эксплуатируется Самарским метрополитеном.

В пункте 2 распоряжения Совета Министров СССР от 23.05.1980 № 944р указано, что МПС, Минтрансстрою и Куйбышевскому горисполкому при дальнейшем проектировании и строительства первой очереди метрополитена учесть замечания и предложения Госстроя СССР. Из буквального содержания изложенного пункта распоряжения Совета Министров СССР от 23.05.1980 № 944р следует, что заказчиком по строительству выступал, в том числе Куйбышевский горисполком. Строительство метрополитена в г. Куйбышеве (после переименования в г. Самаре по Указу Президиума ВС РСФСР от 26.01.1991) осуществлялось с 1979 и вводилось в эксплуатацию поэтапно. Станции метро «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа» и перегоны между ними были завершены строительством в 1987 году (строительная длина 4,81 км.). Согласно акту от 25.12.1987 объекты, предъявленные органами государственной власти СССР совместно с дирекцией строящегося метрополитена в г. Куйбышеве к приемке, объекты введены в эксплуатацию.

По пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – постановление № 3020-1) к объектам, относящимся к муниципальной собственности согласно Приложению 3 к постановлению № 3020-1, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов. В соответствии с указанным постановлением № 3020-1 станции «Юнгородок», «Кировская». «Безымянка», «Победа» и перегоны между ними были зарегистрированы на праве муниципальной собственности.

Одновременно на основании постановления № 3020-1 Куйбышевский метрополитен, преобразован в предприятие «Самарский метрополитен» со структурными единицами Электродепо «Кировское», Дирекцией строящегося метрополитена, в функции последнего входило продолжение строительства линии метрополитена (пункт 2.2 Устава предприятия). Начатое наряду с вышеуказанными станциями строительство сооружения с кадастровым номером 63:01:0000000:29663 до декабря 1991 года не было окончено строительством. Согласно акту рабочей комиссии сооружение окончено строительством и введено в эксплуатацию лишь 25.03.1993.

Из акта рабочей комиссии от 25.03.1993 следует, что заказчиком выступало муниципальное предприятие.

Таким образом, согласно законодательству, действующему в период начала и окончания строительства, департаментом для совершения государственной регистрации права на сооружение представлены документы, подтверждающие его создание и ввод в эксплуатацию, а именно: распоряжение Совета Министров СССР от 26.06.1980 № 1211р, распоряжение Совета Министров СССР от 23.05.1980 № 944р, акт рабочей комиссии 25.03.1993.

Согласно положениям пункта 1 постановления Совмина СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (далее – постановление № 105) установлено, что приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения (кроме указанных в подпункте «а» данного пункта) сметной стоимость 4 млн. руб. и выше, а также экспериментальных объектов, независимо от их сметной стоимости, производится государственными приемочными комиссиями, назначаемыми министерства и ведомствами СССР - по объектам, входящим в их систему, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись этим министерствам и ведомствам СССР.

Аналогичное правило содержится в СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», утвержденном постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84. В результате прекращения существования СССР, ликвидации министерств СССР, данное правило пункта 1 постановления № 105 утратило силу.

Департамент считает, что акт рабочей комиссии от 25.03.1993, утвержденный администрацией города, является одновременно актом государственной приемочной комиссии. Законом РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» в полномочия городской администрации входило полномочие - назначать государственные приемочные комиссии, утверждать акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения, а также принимать участие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории города.

Судами принят довод департамента о том, что акт рабочей комиссии от 25.03.1993 утвержден Главой администрации города, соответственно он одновременно является актом государственной приемочной комиссии.

К вопросу местного значения городского округа Самара согласно действующему в настоящее время Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон № 131-ФЗ) относится вопрос создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения. В целях использования сооружения для удовлетворения нужд населения по перевозке сооружение закреплено за муниципальным предприятием городского округа Самара «Самарский метрополитен» в хозяйственное ведение, что подтверждается извещением от 10.10.1994 № 26 приказами департамента от 10.08.2009 № 2439, от 15.03.2010 № 863.

С 1993 года сооружение находится в эксплуатации, как составная часть линии метрополитена, внеуличной транспортной перевозки.

Таким образом, сооружение создавалось с участием администрации г. Самара, Дирекции строящегося метрополитена для решения вопросов местного значения г. Самара и в соответствии с Законом РСФСР «О собственности в РСФСР», Законом РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», статьей 3 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик», утвержденных ВС СССР от 31.05.1991 № 2211-1 является муниципальной собственностью.

Согласно пунктам 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя в том числе объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 № 1636 утвержден перечень объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры (далее – Перечень).

Согласно утвержденному перечню к объектам метрополитена относятся тоннели, включающие в себя участки главных путей линии между смежными станциями, в том числе примыкающие соединительные пути с электродепо и (или) другой линией, перегонные и примыкающие соединительные тоннели и (или) открытые участки, притониельные сооружения, зоны коллективной защиты пассажиров, а также другие сооружения, оборудование и устройства, обеспечивающие функционирование метрополитена.

Частью 1 статьи 6 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС), ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (пункт 4 статьи 6). Полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с пунктом 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 397, возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Так, 10.04.2018 Федеральным агентством железнодорожного транспорта принято решение о том, что субъектом (владельцем) сооружения является муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен», который в силу статьи 8 Закона о транспортной безопасности обязан исполнять Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2017 № 410 (Приложение № 1 к отзыву на исковое заявление).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ), унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Исходя из вышеуказанного следует, что орган федеральной, государственной исполнительной власти (Федеральное агентство железнодорожного транспорта, подведомственное Минтрансу РФ) определил субъекта транспортной инфраструктуры (владельца на вещном праве) сооружения - третьего лица, что в свою очередь подтверждает статус законного владельца (собственника) муниципальное образование городского округа Самара. Вместе с тем согласно уведомлению Федерального агентства железнодорожного транспорта от 10.04.2018 № УТБ-6/Д/117-ис, ранее субъектом (владельцем) сооружения являлся департамент управления имуществом городского округа Самара, то есть публично правовое образование городской округ Самара.

Судами учтено, что при отказе в государственной регистрации права за муниципальным образованием городского округа Самара в отношении сооружения возникает ситуация, согласно которой отсутствует субъект транспортной инфраструктуры, обязанным по исполнению соблюдения законодательства в области транспортной безопасности и Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2017 № 410 ,в отношении данного объекта недвижимого имущества.

Следовательно, при отсутствии государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении указанного выше сооружения и невозможности в последствии осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения за третьим лицом, орган федеральной орган государственной исполнительной власти (Федеральное агентство железнодорожного транспорта) в соответствии с Порядком ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 29.01.2010 № 22 будет вынужден исключить из реестра ОТИ сведения о субъекте, а управление госнадзора, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Ространснадзора от 11.08.2014 № АК-804фс, будет обязано в силу подпункта «п» пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций» выдать предписание о запрете эксплуатации ОТИ до момента включения сведений о субъекте в реестре ОТИ, что может отразиться на перевозке пассажиров на территории городского округа Самара и в деятельности муниципального перевозчика.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса  Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу статьи 27 Устава городского округа Самара департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

По статье 47 Устава городского округа Самара департамент представляет городской округ Самара в процессе государственной регистрации и перехода прав городского округа Самара на недвижимое имущество, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.

По пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – постановление № 3020-1) к объектам, относящимся к муниципальной собственности согласно Приложению 3 к постановлению № 3020-1, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.97 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», объекты, указанные в приложении № 3 к указанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. С государственной регистрацией Закон № 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество. Обязательными этапами проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В данном случае спорный объект недвижимости - сооружения протяженностью 1444 м, с кадастровым номером 63:01:0000000:29663, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район 21.08.2015 поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается Кадастровым паспортом сооружения.

Наличие у заявителя акта рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченных строительством станции Спортивная и тоннелей на перегоне ст. Спортивная - ст. Советская второго пускового участка первой очереди метрополитена в г. Самаре от 25.03.1993 не явилось препятствием для постановки спорного объекта на государственный кадастровый учет. Право собственности за муниципальным образованием на сооружение возникло до 30.01.1998, то есть до вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость, и не было зарегистрировано в реестре.

Заказчиком-застройщиком выступало предприятие (МП г.о. Самара «Самарский метрополитен»), возведенный объект с даты ввода в эксплуатацию находится на его балансе.

В целях использования сооружения для удовлетворения нужд населения по перевозке сооружение закреплено за муниципальным предприятием городского округа Самара «Самарский метрополитен» в хозяйственное ведение, что подтверждается извещением от 10.10.1994 № 26 приказами департамента от 10.08.2009 № 2439, от 15.03.2010 № 863.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.

В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 части 1 приложения № 3 к постановлению № 3020-1 объекты городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), относятся к муниципальной собственности.

В связи с чем спорное имущество подлежит отнесению к объектам муниципальной собственности как объект пассажирского транспорта.

Согласно абзацу 4 пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» включение недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности само по себе не является доказательством права собственности или законного владения.

Таким образом, выписка из реестра муниципальной собственности на спорный объект не является документом, устанавливающим право собственности, поскольку право муниципальной собственности в данном случае на спорный объект возникло у городского округа Самара в силу закона.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В ходе рассмотрения настоящего дела теруправление, минимущество, агентство и министранс не оспаривали принадлежность спорного объекта муниципальному образованию - городскому округу Самара.

При таких обстоятельствах уведомление управления об отказе в государственной регистрации прав от 28.03.2019 № 63/001/300/2019-9783 в отношении объекта недвижимости - сооружения протяженностью 1444 м, с кадастровым номером 63:01:0000000:29663, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район суды первой и апелляционной инстанций признали незаконными и удовлетворили заявленные департаментом требования.

К установленным обстоятельствам нормы права применены правильно.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию управления в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29.05.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по делу № А55-12479/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   С.Ю. Муравьев

Судьи                                                                          В.А. Карпова

                                                                                    А.Ф. Фатхутдинова