ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-1504/19 от 12.05.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-59490/2020

г. Казань                                                 Дело № А55-1504/2019

18 мая 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2020 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Карповой В.А.,

судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,

в отсутствие:

заявителя – извещен надлежащим образом,

ответчика – извещен надлежащим образом,

третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, администрации муниципального района Красноармейский Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020

по делу № А55-1504/2019

по заявлению администрации муниципального района Красноармейский Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Самарской области, Сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области, Сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области, о признании незаконными решений об отказе,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального района Красноармейский Самарской области (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением, в котором с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), определения об объединении дел, соответственно: №А55-1504/2019 и №А55-55362019, в одно производство, а также принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения требований просит: признать незаконным и отменить решение об отказе в регистрации права и права собственности по уведомлениям № 63/025/300/2018-1335, 336, 1337, 1338, 1339, 133, 1345, 1346, 1347, 1349, 1350, 1353, 1354, 1355, 1356, 1357, 1359, 1361 с даты их вынесения; обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить регистрационные действия по государственной регистрации перехода права и права собственности в отношении квартир расположенных в Красноармейском районе, Самарской области по адресу: пос. Чапаевский, ул. Школьная 2А, кв. 4, 5, 6, 9, 10, 12, пос. Чапаевский, ул. Школьная, д.1А кв. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14 пос. Чапаевский, ул. Школьная д.1 кв. 4, 15;  признать незаконным и отменить решения об отказе в регистрации перехода права и права собственности по уведомлениям № 63/025/300/2018-1391, 1392, 1393 с даты их вынесения;  обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить регистрационные действия по государственной регистрации перехода права и права собственности в отношении квартир, расположенных в Красноармейском районе Самарской области по адресу: пос. Куйбышевский, ул. Заречная, д. 2Б, кв. 1, пос. Куйбышевский, ул. Заречная, д. 2Б, кв. 2, пос. Куйбышевский, ул. Заречная, д. 2Б, кв. 3.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение Арбитражного суда Самарской области и постановление апелляционной инстанции отменить,  удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

В кассационной жалобе администрация просит решение Арбитражного суда Самарской области и постановление апелляционной инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Информация о принятии кассационных жалоб к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 16.04.2020 судебное разбирательство отложено по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на 08 часов 40 минут 12.05.2020 .

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам изложенным в кассационных жалобах.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации программы «Развитие жилищного строительства до 2020 года Самарской области», муниципальным районом Красноармейский Самарской области были приобретены в собственность квартиры, расположенные по адресу: Самарская область, Красноармейский район, пос. Чапаевский, ул. Школьная, д. 2А, кв. 4, 5, 6, 9, 10, 12; Самарская область, Красноармейский район, пос.Чапаевский, ул.Школьная, д.1А кв. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14; Самарская область, Красноармейский район, пос. Чапаевский ул. Школьная д.1 кв. 4, 15; Самарская область, Красноармейский район, пос. Куйбышевский, ул. Заречная, д.2Б, кв.1, 2, 3.

Постановлением администрации муниципального района Красноармейский от 03.08.2018 № 779 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области» переданы жилые помещения муниципального района Красноармейский Самарской области соответствующему сельскому поселению, на территории которого находятся жилые помещения.

Постановлением от 17.08.2018 № 261 помещения приняты в собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области (л.д.14-17 т.1).

Подписан акт приема-передачи вышеуказанных квартир (л.д.18-27 т.1).

Постановление администрации от 03.08.2018 № 776 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области» (л.д.7-9. т.2).

Постановлением от 27.08.2018 № 134 данные помещения были приняты в собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области (л.д.10-11 т.2). Подписан акт приема-передачи вышеуказанных квартир (л.д.12-13 т.2).

29 августа 2018 года администрация обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о переходе права собственности на помещения по адресу: Самарская область, Красноармейский район, пос. Чапаевский, ул. Школьная, д. 2А, кв. 4, 5, 6, 9, 10, 12; Самарская область, Красноармейский район, пос. Чапаевский, ул.Школьная, д.1А кв. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14; Самарская область.

Красноармейский район, пос. Чапаевский ул. Школьная д.1 кв.4, 15; за номерами №63/025/300/2018-1335-1339, 1343, 1345, 1346, 1347, 1349, 1350, 1353-1357, 1359, 1361.

Администрация обращалась в Министерство имущественных отношений Самарской области за предоставлением и подготовкой нормативно-правового акта о разграничении имущества.

Из полученных ответов от 26.05.2018 № 12/6117 (л.д.30-33 т.1), от 07.11.2018 № 12/10524 (л.д.39 т.1) следует, что отсутствуют основания разграничения имущества по пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Уведомлением от 10.12.2018 заявителю отказано в государственной регистрации перехода права собственности со ссылкой на пункт 11,1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, мотивируя, что указанные квартиры передаются в распоряжение сельского поселения в связи с изменениями вопросов местного значении между районом и сельским поселениями, то есть в результате разграничения имущества, и для регистрации права собственности сельского поселения необходимо принятие правового акта субъекта РФ.

Аналогичным образом, 31.08.2018 администрация обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на помещения по адресу: Самарская область Красноармейский район, пос. Куйбышевский, ул. Заречная, д.2Б, кв.1, 2, 3.

12 декабря 2018 года Управлением Росреестра по Самарской области отказано в проведении заявленных регистрационных действий.

Посчитав указанные отказы Управления Росреестра по Самарской области незаконными, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Арбитражные суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, мотивировали тем, что правоустанавливающим документом для регистрации права собственности за сельским поселением Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области и сельским поселением Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области спорных квартир будет являться именно закон Самарской области о разграничении имущества

На государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа регистрации права собственности за сельским поселением Куйбышевский муниципального района Красноармейской Самарской области представлены постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 03.08.2018 № 776 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области» и постановление администрации муниципального района Красноармейский Самарской области от 03.08.2018 № 779 «О передаче квартир из муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области», согласно которым исключены из реестра муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области, из реестра казны муниципального района Красноармейский Самарской области, со счета казны, в том числе спорные объекты недвижимости (то есть имущество передано безвозмездно).

Вывод суда об отказе в удовлетворении данных требований основан на положениях абзаца 12 части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, в соответствии с которыми разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами. городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя обжалованные судебные акты, исходит из  следующего.

В силу статьи 198 АПК РФ и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Согласно частям 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Закон № 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.

В силу пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Как следует из пункта 2 статьи 212 ГК РФ, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 указанного Кодекса (пункт 2 статьи 215 ГК РФ).

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области, из реестра казны муниципального района Красноармейский Самарской области, со счета казны, в том числе спорные объекты недвижимости (то есть имущество передано безвозмездно).

В соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится в следующем порядке.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ определены случаи, когда осуществляется разграничение имущества между муниципальными образованиями.

Так, разграничение имущества осуществляется между:

вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;

вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;

вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;

муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;

муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;

муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения;

городским округом с внутригородским делением и внутригородскими районами в случаях изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением, изменения перечня вопросов местного значения внутригородских районов, разграничения полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов по решению вопросов местного значения внутригородских районов.

В обжалованных судебных актах не указывается, по какому из определенных данной статьей оснований должно произойти разграничение имущества между муниципальным районом и сельским поселением.

При этом в части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗперечисляются, причем закрытым перечнем, случаи, в которых производится разграничение в соответствии с указанным порядком. В частности, там используется понятие «вновь образованные» муниципальные образования, что ставит вопрос о содержании этого понятия и о подпадании под него тех муниципальных образований, которые в результате реформы не претерпели изменений.

Следует исходить из того, что под этот перечень так или иначе подпадают все муниципальные образования, т.к. исходя из системного анализа Закона № 131-ФЗ (напр., часть 3 статьи 84, часть 4 статьи 84, пункт 1 части 1 статьи 85) вновь образованными считаются все муниципальные образования, утвержденные законом субъекта РФ во исполнение статьи 85 Закона № 131-ФЗ, независимо от того, претерпели ли они какие-либо изменения в процессе реформы по сравнению с их статусом, существовавшим до такого закона, или нет. Указанным законом субъекта РФ заново установлены границы всех муниципальных образований.

Основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности является то, «что указанные квартиры передаются в распоряжение сельского поселения в связи с изменениями вопросов местного значения между районом и сельским поселением, то есть в результате разграничения имущества, и для регистрации права собственности сельского поселения необходимо принятие правового акта субъекта РФ».

Однако главным критерием для передачи имущества является его назначение.

Между тем судами не принято во внимание и не дано оценки следующему.

Формирование муниципальной собственности в порядке разграничения полномочий (на основании Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ).

Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал конституционность норм, содержащихся в статье 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ. Ниже представлено обобщенное изложение позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в Определении от 04.12.2007 № 828-О-П.

Исходя из того что право собственности публичных образований, в том числе муниципальных, может быть ограничено федеральным законом только в том случае, если такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и является соразмерным, т.е. его характер соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.11.2000 № 14-П), в качестве общего правила предполагается необходимость учета и согласования интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при передаче имущественных объектов от одного публичного собственника другому. Федеральный законодатель, во всяком случае, не вправе принимать решения, которые ставили бы под сомнение реальную возможность публично-правовых территориальных субъектов самостоятельно решать вопросы, отнесенные к их ведению Конституцией РФ, и которые, таким образом, умаляли бы право населения субъектов РФ и (или) муниципальных образований на стремление к экономическому благополучию и созданию условий достойной жизни .

Законом № 131-ФЗ согласно частям 3,4 статьи 14, статьи 50 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19,21,28,30,33 части 1 статьи 14.

Нормы Федеральных законов № 131-Ф3 и №122-ФЗ устанавливают критерии и способы разграничения публичной собственности исходя из потребностей обеспечения реализации задач и полномочий органов публичной власти.

В основу разграничения публичной собственности заложен, в том числе принцип использования предлагаемого к передаче имущества  в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности.   

Из буквального толкования как положений Федеральных законов № 131-ФЗ и № 122-ФЗ, не следует, что из собственности одного публичного образования в другую может быть передано только имущество, в отношении которого был заключен договор пользования (аренды, ссуды и пр.). Главным критерием для передачи имущества является его назначение, а именно, использование органами государственной власти в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности.

Как установлено пунктом 2 статьи 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Законами субъекта РФ могут закрепляться другие вопросы из числа, предусмотренных частью вопросов местного значения городского поселения. Так законом Самарской области от 03.10.2014 №86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями» статьей 1 закреплены дополнительные вопросы местного значения за номерами 4-8,11-13,13,1, 15,18,19,20 ФЗ 131 за сельскими поселениями Самарской области.

Пункт 6 статьи 14 Закона № 131-ФЗ  к вопросам местного значения сельских поселений Самарской области относится «обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством».

Так Самарской Губернской Думой от 24.02.2009 принят Закон Самарской области от 12.03.2009 №27-ГД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области» (далее – Закон Самарской области от 12.03.2009 №27-ГД).

Настоящий Закон регулирует отдельные вопросы разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районам поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области, в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ и Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Самарской области от 12.03.2009 №27-ГД разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами, расположенными на территории Самарской области, осуществляется на основании законов Самарской области, принимаемых по согласованным предложениям органов местного самоуправления муниципальных образований, между которыми осуществляется разграничение имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Самарской области от 12.03.2009 № 27-ГД законами Самарской области о разграничении имущества утверждаются перечни передаваемого в собственность другого муниципального образования имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иное имущество.

Законы Самарской области о разграничении имущества являются основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество. В данном случае сельские поселения приняли имущество.

При этом в материалы дела представлены акт приема-передачи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области; Постановление администрации сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области от 17.08.2018 № 261 «О приеме в муниципальную собственность сельского поселения Чапаевский муниципального имущества муниципального района Красноармейский» и акт приема-передачи недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района Красноармейский Самарской области в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области; Постановление администрации сельского поселения Куйбышевский муниципального района Красноармейский Самарской области от 27.08.2018 №134 «О приеме в муниципальную собственность сельского поселения Куйбышевский муниципального имущества муниципального района Красноармейский».

По данным Единого государственного реестра недвижимости указанные выше квартиры находятся в собственности муниципального образования муниципального района Красноармейский Самарской области.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Как следует из части 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 Закона № 131-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В части 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).

В силу части 4 статьи 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно части 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ и статьи 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством являются вопросами местного значения сельского поселения.

Закон Самарской области от 03.10.2014 № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» закрепил за сельскими поселениями Самарской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (частично), 20 (частично), 22, 24 - 27, 31, 32, 33.1 - 39 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.

Во исполнение части 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ и Закона Самарской области от 03.10.2014 № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» в уставе сельского поселения муниципального района предусмотрены обязанность поселения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, областное законодательство относит решение вопросов жилищного законодательства к компетенции сельских поселений. Необходимо также учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.

С учетом вышеизложенного суду необходимо было дать оценку по заявленным требованиям с учетом Закона Самарской области от 12.03.2009 №27-ГД о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Однако судами первой и апелляционной инстанций этого сделано не было.

Вышеуказанные обстоятельства не противоречат правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 № 828-О-П, о необходимости учета волеизъявления органов местного самоуправления при передаче имущества в муниципальную собственность и объективной необходимости такой передачи для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий. Обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, вытекает из прямого указания закона.

Суды первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в деле доказательств не установили значимые для дела обстоятельства, в связи с чем обжалованные судебные акты подлежат отмене.

Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 № 274-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.

Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.

Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570 по делу № А63-3604/2015.

Поскольку требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2020 по делу № А55-1504/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья                                   В.А. Карпова

Судьи                                                                          Р.В. Ананьев

                                                                                     С.Ю. Муравьев