ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-19949/19 от 11.02.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решенияарбитражного суда

18 февраля 2020 года Дело № А55-19949/2019 г. Самара

Резолютивная часть постановления оглашена 11 февраля 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2020 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,

судей Николаевой С.Ю., Романенко С.Ш.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2019 по делу № А55-19949/2019 (судья Веремей Л.Н.),

принятое по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области

к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об обязании Департамента управления имуществом городского округа Самара передать в федеральную собственность в месячный срок, с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу, объект недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0110002:1811, площадью 311,5 кв.м, расположенное по адресу: <...>,

третьи лица: ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, Администрация г.о. Самара,

при участии представителей:

от истца - не явились, извещены надлежащим образом,

от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом,

от третьих лиц ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области и УФСИН России по Самарской области - представитель ФИО1 по доверенностям от 09.01.2020 и от 09.08.2018,

от третьего лица Администрации г.о. Самара - не явились, извещены надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об обязании Департамента управления имуществом городского округа Самара передать в федеральную собственность в месячный срок, с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу, объект недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0110002:1811, площадью 311,5 кв.м, расположенное по адресу: <...>.

Определениями суда первой инстанции от 19.07.2019, от 01.11.2019 к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечены ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области и на стороне ответчика - Администрация г.о. Самара.

Решением Арбитражный суд Самарской области от 04.12.2019 обязал Департамент управления имуществом городского округа Самара передать в федеральную собственность в месячный срок, с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу, объект недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0110002:1811 площадью 311,5 кв.м, расположенное по адресу: <...>.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2019, отказать в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы и просил оставить в силе оспариваемое решение, как законное и обоснованное.

ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области и УФСИН России по Самарской области в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой.

Истец, ответчик и Администрация г.о. Самара, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.

Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.

Согласно п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющую государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Согласно п. 4 вышеизложенного положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что основанием обращения истца в Арбитражный суд Самарской области является: Определение Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2012 по делу № А55- 13161/2010г.

Указанный довод отклоняется судебной коллегией, поскольку основанием для обращения истца в Арбитражный суд Самарской области является нарушение интересов Российской Федерации (в лице ТУ Росимущества по Самарской области (п.11.ст.154 ФЗ - 122)) выразившееся в неправомерном отказе ответчика, в закреплении права собственности РФ на нежилой объект (при направленном в адрес ТУ Росимущества по Самарской области волеизъявления Департамента управления имуществом, о передаче нежилого помещения расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Гагарина,9., в собственность Российской Федерации).

Определением Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2012 по делу № А55-13161/2010 установлено обоюдное намерение ГУФСИН России по Самарской области и Департамента управления имущества городского округа Самара, оформить договоры безвозмездного пользования и в дальнейшем передать в федеральную собственность спорные нежилые помещения по следующим адресам: <...>, нежилое помещение общей площадью 311,5 кв.м (1 этаж); <...>, нежилое помещение общей площадью 144 кв.м

Письмом от 11.07.2012 исх.№ 64/то/86 - 1427, ГУФСИН России по Самарской области на имя Руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара, ФИО2 направлено ходатайство о заключении договоров безвозмездного пользования в рамках определения Арбитражного суда Самарской области.

25 октября 2012 года ГУФСИН России по Самарской области и Департаментом управления имуществом г. о. Самара на основании Распоряжения от 14.08.2012 № 714, заключен договор безвозмездного пользования на спорные помещения, № 000612Л/371-юр.

21 октября 2013 года в адрес ТУ Росимущество по Самарской области поступило предложение (исх № .15-07-06/48079 от 21.10.2013) от Департамента управления имуществом г.о. Самара о принятии в собственность Российской Федерации объекта недвижимости - нежилое помещение, площадью 311,5 кв.м, расположенное по адресу : <...>.

13.01.2016 в адрес Руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара направлен весь пакет документов, необходимый для передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную, а именно: предложение Департамента о принятии в собственность РФ (Исх.№ 48079 от 21.10.2013); письмо Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара; кадастровый паспорт помещения; согласие ФСИН России на прием помещения в федеральную собственность, и иные документы предусмотренные в порядке ч.11.ст.154 ФЗ-122 от 22 августа 2004 года, и перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную установленного п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374.

В соответствии с п.2, раздела 2, приложения № 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, в том числе имущество органов внутренних дел Российской Федерации, отнесены исключительно к федеральной собственности.

В 1991 году уголовно - исполнительная инспекция Железнодорожного района входила в состав Отдела внутренних дел Железнодорожного района г. Самара и располагалась в помещении Городского отдела Милиции № 7, по адресу: <...>.

Федеральным законом № 117 от 21 июля 1998 года и совместным приказом МВД РФ и МЮ РФ № 561/122 от 11 сентября 1998 года «О реорганизации деятельности уголовно - исполнительных инспекций» в связи с реформированием уголовно - исполнительной системы (УИС) уголовно - исполнительные инспекции были переданы в уголовно-исполнительную систему Министерства Юстиции Российской Федерации.

Согласно п.1.5.данного приказа уголовно - исполнительные инспекции размещаются в помещениях горрайорганов внутренних дел, пользуются их имуществом на праве оперативного управления на безвозмездной основе.

01 декабря 2006 года между Департаментом управления имуществом городского округа Самара (Ссудодатель) и Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области (Ссудополучатель) был заключен договор № 000384 Л, в соответствии с которым, на основании Постановления Главы городского округа Самара от 06.10.2006 г № 2382 Ссудодатель передает , а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование объект муниципального фонда, нежилое помещение общей площадью 45,2 кв.м (1 этаж, комнаты № № 1,5,5,28) в здании литера С, расположенном по адресу: ул. Гагарина дом 9, для осуществления деятельности, предусмотренной Положением об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области.

В период с 01 августа 2007 года по 25 августа 2008 года были заключены еще несколько дополнительных соглашений о приеме помещений в безвозмездное пользование, общей площадью 311,5 кв.м, в нежилом объекте, расположенном по адресу: <...>, литера С.

В соответствии с п.11.ст.154 ФЗ-122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, в том числе, в случае если указанное имущество используется органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, спорный объект должен быть передан в федеральную собственность и обязанность по передаче должна быть возложена на ответчика.

Согласно п. 4.1 Положения о Территориальном управлении Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 г. № 278, Территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением Росимущества прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии со ст. 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или ст. 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор, какие нормы права подлежат применению при разрешении дела. Принимая решение, суд в силу ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как установлено в пункте 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-Ф3), органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации до возникновения права собственности на передаваемое имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также находящиеся в их ведении государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 122-ФЗ), а также установлены критерии, определяющие отнесение имущества к соответствующему уровню собственности.

Так, согласно абзацам 13-15 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ муниципальное имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, который в свою очередь принимает решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность.

В силу части 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Из положений Федеральных законов № 131-Ф3 и № 122-ФЗ следует, что обязанность по обеспечению передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную (внесение предложений) лежит на органах местного самоуправления, если имущество отвечает установленным критериям.

При этом срок, установленный пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, не является пресекательным.

Как следует из письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.06.2008 № 8150-АЛ/Д08, могут существовать, в том числе, объективные причины, по которым сроки перераспределения имущества выходят за рамки, определенные законодателем.

Нормы Федеральных законов № 131-Ф3 и № 122-ФЗ устанавливают критерии и способы разграничения публичной собственности исходя из потребностей обеспечения реализации задач и полномочий органов публичной власти.

В основу разграничения публичной собственности (применительно к данному случаю - при передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную) заложен, в том числе принцип использования предлагаемого к передаче имущества федеральными органами государственной власти в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 (ред. от 04.08.2012) "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить, в том числе документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество необходимо для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных служащих, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений (подпункт «м» пункта 2).

Из буквального толкования как положений Федеральных законов 131-ФЗ и № 122- ФЗ, так и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, не следует, что из собственности одного публичного образования в другую может быть передано только имущество, в отношении которого был заключен договор пользования (аренды, ссуды и пр.). Главным критерием для передачи имущества является его назначение, а именно, использование федеральными органами государственной власти в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности.

Фактическое использование здания ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области подтверждается его назначением, сведениями о месте нахождения учреждения и осуществление деятельности последним по данному адресу, уведомлением о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту обособленного подразделения.

Как установлено пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Устава городского округа Самара (принят решением Думы городского округа Самары от 10.07.2006 № 294) Администрация городского округа Самара, возглавляемая Главой г.о. Самара, является исполнительно - распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.

В силу ст. 45 Устава городского округа Самара от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Согласно ч. 2 ст. 27 Устава городского округа Самара Департамент управления имуществом городского округа Самара обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применительно к казенным учреждениям, имеет собственную печать.

Толкование Закона № 122-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 позволяют прийти к выводу о необходимости согласованности действий всех сторон и учета их волеизъявления.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П, при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель правомочен отнести объекты государственной собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к другому; находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом.

В данном Постановлении также указано, что безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, отсутствие волеизъявления (согласия) собственника на передачу имущества в федеральную собственность не может стать единственным непреодолимым препятствием, если необходимость и законность такой передачи в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности подтверждены материалами дела.

В данном случае такая необходимость установлена и следует из использования данного имущества по назначению для нужд ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области, учредителем которого является федеральный орган исполнительной власти в лице ФСИН России.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 10278/13, одно лишь отсутствие волеизъявления органов местного самоуправления на передачу используемого имущества в федеральную собственность не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований.

По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято Определение от 07.02.2012 № 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном случае на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества волеизъявление соответствующего органа, а если орган по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.

При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П).

Ссылка ответчика на спорную ситуацию от 2009 года - не имеет отношения к рассмотрению данного дела, поскольку возникла между ГУФСИН России по Самарской области и Департаментом управления г.о. Самара.

Территориальное управление письмами (№ 3567 от 01.04.2016, № 9169 от 23.08.2017, № 841 от 29.01.2018, № 1586 от 15.02.2018) обращалось в адрес Департамента управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара с вопросом о ускорении передачи вышеуказанного имущества в федеральную собственность.

Спорный объект недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0110002:1811, с 1990 года передан правопредшественнику ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области, муниципальным образованием не используются. Заинтересованность органа местного самоуправления в использовании спорных помещений для решения вопросов местного значения, а также сведений о принятии решения о перепрофилировании имущества либо отчуждению в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ отсутствуют.

В случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых соответствующими субъектами помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой), что следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 № 10278/13 по делу № А50-7933/2012.

Таким образом, объект недвижимости: (Нежилое здание Литера С , ул. Гагарина,9) площадью 311,5 кв.м, занимаемое ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области на основании договора № 000384Л от 01.12.2006, в редакции дополнительных соглашений подлежит передаче из собственности городского округа Самара в собственность Российской Федерации.

Заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности судом первой инстанции отклонено правомерно по следующим обстоятельствам:

- согласно ст.200.ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права;

- в 2016 году истец получил письмо стороны ответчика говорящее о том что спорный вопрос находится на рассмотрении, последний ответ ответчика - говорящий о отказе ответчика датируется 2018 годом( идентичный отказ направлен и третьему лицу ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области 05.04.2019);

- в данном споре срок исполнения обязательства не определен , поскольку отсутствует определение момента его начатия;

- если же срок исполнения обязательства не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента предъявления требования об исполнении обязательства (абз.2п.2 ст.200).

Согласно абз.1 п.2. ст.314 ГК РФ обязательство с неопределенным сроком исполнения должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения.

- Волеизъявление Департамента управления имуществом г.о. Самара направлено в адрес ТУ Росимущество - 21.10.2013;

- 13.01.2016 в адрес ответчика направлен весь пакет документов необходимый для передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную ( тех.документация изготовлена за счет средств ФСИН России);

- 21.01.2016 ответчик уведомил о том что вопрос о переводе находится на рассмотрении;

- истец письмами от 20.06.2017 № 6512; 10.08.2017 № 8704 ходатайствует о ускорении процесса перевода;

- 16.11.2017, истец получает ответ о нецелесообразности перевода;

- 04.10.2018, истец получает повторный отказ.

Таким образом, о нарушении своего права Территориальное управление узнало в 2018 году, в связи с чем срок исковой давности для предъявления иска в суд не был пропущен.

На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2019 по делу № А55-19949/2019оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Л.Л. Ястремский

Судьи С.Ю. Николаева

С.Ш. Романенко