ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-22176/20 от 01.03.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-13982/2021

г. Казань Дело № А55-22176/2020

01 марта 2022 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,

при участии представителей:

истца – Дудко И.А., доверенность от 18.02.2022 № 22-14, Хритоненкова М.Н., доверенность от 02.02.2022 № 22-45, ,

ответчика – Леньшина М.М., доверенность от 01.01.2022 № 17, Петренко Е.Г., доверенность от 01.01.2022 № 21,

третьего лица (ОАО «Самарагаз») – Леньшина М.М., доверенность от 01.01.2022 № 1/41-ю, Петренко Е.Г., доверенность от 01.01.2022 № 1/43?ю,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021

по делу № А55-22176/2020

по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара», г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания», г. Самара, об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по транспортировке газа населению, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Самарагаз», г. Самара, общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Самара», г. Жигулевск, общества с ограниченной ответственностью «Самараоблгаз-сервис», г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Самара» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Самара», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Средневолжская газовая компания» (далее – ООО «СВГК», ответчик) об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по транспортировке газа населению, изложив спорные пункты 2.4, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 5.2, 5.3, 5.7, 5.8, 6.2, 7.2, 8.2 Приложения № 1, 4 в предложенной истцом редакции.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2021 все условия договора на оказание услуг по транспортировке газа от 10.06.2020 № 45-3-0004/20 между истцом и ответчиком, по которым у сторон имеются разногласия, определены в редакции ответчика.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2021 изменено: пункт 5.3 принят в редакции истца: «5.3 Оплата за услуги по транспортировке газа производится поставщиком на основании выставленного ГРО счета-фактуры ежемесячно до 18-го числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет ГРО, указанный в разделе 9 договора. В платежных поручения поставщик указывает номер и дату договора, сумму платежа, налоги и наименование месяца, за который производится оплата»; пункты 5.7, 5.8, 6.2, 7.2 исключены из договора.

В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «Газпром межрегионгаз Самара» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит урегулировать разногласия, возникшие между ООО «Газпром межрегионгаз Самара» и ООО «СВГК» по договору на оказание услуг по транспортировке газа населению, приняв пункты 2.4, 3.1-3.4, 5.2, 8.2 договора в редакции истца, пункт 3.5 исключить из договора.

Указывает, что при расчете объема транспортированного газа населению по «остаточному принципу», на котором настаивает ГРО, определяемый объем транспортированного газа населению не является объективным и достоверным, поскольку напрямую зависит от объемов реализации газа по иным статьям расхода. Способ расчета объема транспортированного населению газа населению по «остаточному принципу», предлагаемый ГРО, не предусмотрен нормами действующего законодательства.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ООО «Газпром межрегионгаз Самара» (поставщик) и ООО «СВГК» (газораспределительная организация, ГРО) при заключении договора от 10.06.2020 № 45-3-0004/20 (далее – договор) возник спор об урегулировании разногласий, подлежащий разрешению в судебном порядке.

На основании пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Порядок и условия заключения и исполнения договоров поставки и (или) транспортировки газа определены в Правилах поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа).

В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Преддоговорный спор возник между сторонами по договору транспортировки газа, который относится к договорам энергоснабжения.

В силу пункта 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

При заключении договора ответчик предложил следующую редакцию пункта 2.4 договора: «Транспортировка газа осуществляется по эксплуатируемым ГРО газораспределительным сетям, технологически связанным с ГРС Трансгаза, указанным в приложении № 4 к договору».

Истец не согласился с данной редакции и предложил иную редакцию: «Транспортировка газа осуществляется по эксплуатируемым ГРО газораспределительным сетям».

В пункте 8.2.4 договора и приложении № 4 к договору в редакции ответчика изложен Перечень ГРС Трансгаза, технологически связанных с газораспределительными сетями ГРО, по которым осуществляется транспортировка газа населению.

Истец предложил изложить в пункте 8.2.4 и приложении № 4 форму акта сдачи-приемки расчета объема оказанных услуг по транспортировке газа населению.

Разногласия по договору в части пунктов 2.4, 8.2.4 и приложения № 4 касаются вопроса отражения в договоре того обстоятельства, что газораспределительные сети ГРО имеют технологическую связь с объектами магистрального газопроводного транспорта (газораспределительные станции) газотранспортной организации – ООО «Газпром трансгаз Самара». При этом стороны согласны с тем, что транспортировка газа осуществляется по эксплуатируемым ГРО газораспределительным сетям.

По мнению ответчика, в договоре необходимо определить перечень газораспределительных станций (ГРС), с которых производится передача газа в сети ГРО для дальнейшей транспортировки, то есть места входа газа в газораспределительную сеть ГРО принадлежащего поставщику газа и место начала оказания услуг по его транспортировке, в целях конкретизации предмета договора и обязательств сторон по транспортировке газа и учета объема оказанных услуг.

Согласно позиции истца указанная информация не имеет отношения к договорным обязательствам, кроме того, он не располагает соответствующей информацией,

В соответствии с пунктом 3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1370 (далее – Положение № 1370), транспортировка газа выражена в перемещении газа по местной газораспределительной сети (система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования). Аналогичное определение дано в пункте 3 Правил поставки газа: транспортировка газа – это перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ), система газоснабжения – имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система – имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Согласно пункту 3 Правил поставки газа ГРО – это специализированные организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям; газотранспортная организация – это обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях. При этом под газотранспортной системой понимается система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях.

Таким образом, технологический процесс транспортировки газа представляет собой перемещение газа по газораспределительным сетям ГРО (газопроводы высокого, среднего и низкого давления) от точки подключения к объектам магистрального газопроводного транспорта – ГРС, эксплуатируемым газотранспортной организацией ООО «Газпром трансгаз Самара» (Трансгаз), до точек подключения сетей газопотребления потребителей. Соответственно, газ, поставляемый поставщиком населению, поступает в сети газораспределения ГРО с ГРС, а, следовательно, началом транспортировки газа является точка подключения (место присоединения) сетей ГРО к ГРС.

Определить предмет договора и содержание обязательств ГРО по транспортировке газа возможно при условии отражения в договоре перечня ГРС, к которым подключены сети газораспределения ГРО и от которых ГРО начинает транспортировать газ поставщика по своим сетям. В противном случае невозможно определить предмет обязательств ГРО по транспортировке газа (место начало оказания услуг) и их объем (количество поступившего в сети газа).

Суд первой инстанции правомерно признал необоснованными доводы истца о том, что ему не известны конкретные ГРС, с которых осуществляется подача газа в сети ответчика для дальнейшей транспортировки. Истец осведомлен о перечне указанных ГРС и обладает необходимыми сведениями, что подтверждается оформляемыми сторонами отчетными документами по договорам на транспортировку газа населению за предыдущие периоды, а именно: в актах об общем количестве поставленного-принятого газа, переданного с ГРС Трансгаза в газораспределительные сети ГРО, и в актах о количестве транспортированного газа населению, подписанных обеими сторонами отражены перечни конкретных ГРС. Кроме того, при подаче заявки на заключение аналогичного договора в следующий период – 2021 год, истец указал перечень ГРС, с которых осуществляется подача в газораспределительные сети ГРО. При этом распределение объемов поданного в сети ГРО и оттранспортированного по таким сетям газа в разрезе ГРС необходимо в целях надлежащего учета объема и стоимости услуг по транспортировке газа, а также объема и стоимости услуг по транспортировке газа в транзитном потоке, оказываемых смежными с ответчиком ГРО.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости урегулирования пунктов 2.4, 8.2.4 договора и приложения № 4 в редакции ответчика (ГРО).

При заключении договора ответчик предложил следующую редакцию пункта 3.1: «Стороной, ведущей учет количества транспортированного газа населению (абонентам) по настоящему договору, является ГРО. Учет количества газа, транспортируемого ГРО за сутки, производится за период с 10-00 предыдущих суток до 10-00 текущих суток (московского времени)».

Истец предложил изложить пункт 3.1 в иной редакции: «Стороной, ведущей учет количества транспортированного газа населению (абонентам) по настоящему договору, является поставщик».

Как следует из условий договора, по которым у сторон отсутствуют разногласия, ответчик является ГРО, то есть лицом, оказывающим услуги по транспортировке газа и осуществляющим эксплуатацию сетей газораспределения, по которым производится транспортировка газа. ГРО является исполнителем услуг по транспортировке газа населению и именно на ней, как стороне договора, лежит обязанность транспортировать газ от магистральных сетей (или технологически связанных сетей смежных ГРО) до сетей газопотребления абонентов – граждан.

В свою очередь, истец (поставщик) является заказчиком услуг по транспортировке газа и не несет соответствующих обязанностей ГРО. В том числе, у поставщика отсутствуют полномочия по эксплуатации сетей газораспределения и их использования в целях транспортировки по ним газа потребителям категории «население».

Как следует из статьи 2 Закона № 69-ФЗ, деятельность по транспортировке газа относится к деятельности по газоснабжению (одна из форм энергоснабжения); в свою очередь, транспортировка и подача газа осуществляется посредством газораспределительной системы.

Согласно пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, эксплуатационная организация – это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и сети газопотребления и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях; эксплуатация сети газораспределения – это использование сети газораспределения по назначению, определенному в проектной документации.

С учетом данных определений деятельность по транспортировке газа относится к эксплуатации сетей газораспределения, осуществляемой ГРО. При этом учет транспортируемого по сетям газораспределения газа является составной частью транспортировки.

Так, пункт 39 Правил поставки газа прямо обязывает ГРО представлять по запросу поставщика оперативную информацию о режиме газопотребления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

С учетом изложенного именно на ГРО, как исполнителя, возложены обязанности по осуществлению всех мероприятий (технических, технологических и пр.) по транспортировке газа. Поставщик не осуществляет эксплуатацию сетей газораспределения и подачу по ним газа потребителям, а следовательно, у него нет полномочий по учету газа, который передается и расходуется из сетей ГРО.

Таким образом, в рамках договора лицом, осуществляющим учет транспортированного газа, также является ГРО, а не поставщик. ГРО, как исполнитель, должна определять количество газа, которое было оттранспортировано по эксплуатируемым ей сетям газораспределения.

Довод истца об отсутствии у ответчика технической возможности осуществлять учет газа обоснованно отклонен, поскольку именно ГРО имеет возможность определить все исходные данные, участвующие в расчете объемов транспортируемого газа, включая объемы транспортировки газа всем потребителям (за исключением населения), объемы расхода газа на собственные и технологические нужды ГРО, объемы потерь газа в сетях газораспределения.

С учетом изложенного пункт 3.1 договора обоснованно принят судом в редакции ответчика.

При заключении договора ответчик предложил следующую редакцию пунктов 3.2-3.5 договора:

«3.2. В целях определения объемов транспортированного газа населению (абонентам) по настоящему договору, поставщик обязан ежемесячно, в срок не позднее 2-го числа месяца, следующего за расчетным, направлять в адрес ГРО в письменной форме информацию об общем объеме газа поставщика, поданного в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки. По запросу ГРО поставщик обязан в течение 5 рабочих дней предоставить документы, подтверждающие указанную информацию.

3.3. ГРО ежемесячно, в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, составляет в двух экземплярах, подписывает, скрепляет печатью и направляет в адрес поставщика для оформления следующие документы: акт об общем количестве газа, поступившего с ГРС Трансгаза в газораспределительные сети ГРО по форме согласно приложению № 1 к договору; акт о количестве транспортированного газа населению по форме согласно приложению № 2 к договору; акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению по форме согласно приложению № 3 к договору; акт о количестве транспортированного газа населению и акт сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению являются основанием для расчетов поставщика с ГРО за оказанные услуги.

3.4. Поставщик обязуется в течение 5-ти рабочих дней с момента получения актов, указанных в пункте 3.3 договора, рассмотреть их, подписать со своей стороны, скрепить печатью и один экземпляр вернуть в адрес ГРО. При несогласии поставщика с данными, отраженными в акте(ах) ГРО, поставщик должен подписать полученный(ые) им акт(ы) с отражением особого мнения. В этом случае разногласия разрешаются сторонами в порядке, предусмотренном пунктами 7.3, 7.4 договора. До момента урегулирования возникших разногласий либо вступления в законную силу решения суда по спору между сторонами объем и стоимость оказанных услуг по транспортировке газа принимаются по данным ГРО, отраженным в акте о количестве транспортированного газа населению и акте сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению.

3.5. Количество газа, транспортированного ГРО по договору за расчетный период, определяется как разница между общим объемом газа поставщика, поданного в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки, и объемами газа: транспортированного ГРО промышленным, коммунально-бытовым и иным потребителям поставщика (кроме населения) и на собственные нужды поставщика; поставленного ГРО поставщиком и израсходованного ГРО на собственные нужды, технологические нужды и восполнение технологических потерь в газораспределительной сети ГРО при транспортировке (при наличии).

При этом определение объема газа, израсходованного на технологические нужды ГРО и восполнение технологических потерь в газораспределительной сети ГРО, при транспортировке производится расчетным путем в соответствии с утвержденными методиками расчета».

Также ответчик предложил принять пункт 5.2 договора в следующей редакции: «В случае изменения тарифов, утвержденных для ГРО, стоимость услуг по транспортировке газа населению (абонентам) подлежит соответствующему изменению в одностороннем порядке с даты утверждения нового тарифа. Измененная стоимость услуг по транспортировке газа населению (абонентам) отражается ГРО в акте сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению и счете-фактуре, оформленных ГРО».

Кроме того, ответчик предложил в пункте 8.2 договора определить перечень приложений к договору и изложить их формы в соответствии с приложениями № 1-4:

«8.2. К договору прилагаются и являются неотъемлемой его частью:

8.2.1. Форма акта об общем количестве газа, поступившего с ГРС Трансгаза в газораспределительные сети ГРО (приложение № 1); 8.2.2. Форма акта о количестве транспортированного газа населению (приложение № 2); 8.2.3. Форма акта сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению (приложение № 3); 8.2.4. Перечень ГРС Трансгаза, технологически связанных с газораспределительными сетями ГРО, по которым осуществляется транспортировка газа населению (приложение № 4)».

Истец предложил изложить указанные пункты 3.2-3.4, 5.2, 8.2 договора и приложения № 1, 4 в иной редакции, а пункт 3.5 исключить:

«3.2. Количество газа, транспортированного ГРО по договору за расчетный период, определяется поставщиком на основании данных абонентского учета, как сумма объемов газа, рассчитанных по показаниям приборов учета расхода газа, установленных у населения, и объемов газа, рассчитанных по установленным нормативам и нормам потребления газа населением при отсутствии или неисправности приборов (узлов) учета расхода газа. Если абоненты не предоставили поставщику сведения о показаниях приборов учета газа за расчетный период, то поставщик осуществляет учет газа в соответствии с действующим законодательством.

3.3. По окончании каждого месяца, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным, поставщик составляет расчет объема оказанных услуг по транспортировке газа населению (по форме приложения № 1) и направляет с электронного адреса поставщика srg@samgas.ru на электронный адрес ГРО svgc@svgc.ru. В тот же срок поставщик направляет ГРО для подписания в двух экземплярах оригинал акта о количестве транспортированного газа населению (приложение № 2), акта сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению (по форме приложения № 3) и оригинал акта сдачи-приемки расчета объема оказанных услуг по транспортировке газа населению в двух экземплярах (по форме приложения 4).

3.4. В случае если поставщику стало известно о возникновении у покупателей (абонентов) обстоятельств, влияющих на порядок определения объема потребленного газа (как то: изменение количеств лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, изменение размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений, изменение в составе газоиспользующего оборудования и т.п.), поставщик производит перерасчеты платы за потребленный покупателем (абонентом) газ. При определении объема оказанных ГРО услуг по транспортировке газа в текущем расчетном периоде, осуществляется с учетом перерасчета объема газа, потребленного покупателями. В случае если об обстоятельствах, влияющих на порядок определения объема потребленного газа, стало известно ГРО, то ГРО вправе письменно уведомить поставщика о выявленных фактах. В уведомлении указывается адрес проживания покупателя (абонента), его фамилия, имя, отчество, характер выявленных ГРО обстоятельств, влияющих на порядок определения потребленного газа, а также иные сведения, которые ГРО считает необходимым сообщить поставщику. Уведомление подписывается уполномоченным представителем ГРО и может быть направлено в адрес поставщика по факсу (8-846-310-33-25) или на электронный адрес: srg@samgas.ru, с обязательным направлением оригинала уведомления нарочно или почтой.

При поступлении в адрес поставщика уведомления поставщик проводит в отношение покупателя(ей) (абонента(ов)) проверку в порядке, установленном действующим законодательством. Если в ходе проверки покупателя(ей) (абонента(ов)) обстоятельства, указанные в уведомлении ГРО, подтвердятся, а также в случае, если поставщик установит иные обстоятельства, влияющие на порядок определения объема потребленного газа, поставщик определяет объем транспортированного газа с соблюдением требований действующего законодательства. В этом случае определение объема оказанных ГРО услуг по транспортировке газа производится поставщиком в текущем расчетном периоде с учетом произведенного перерасчета объема потребленного газа.

5.2. В случае изменения тарифов, утвержденных для ГРО, стоимость услуг по транспортировке газа населению (абонентам) подлежит соответствующему изменению в одностороннем порядке с даты утверждения нового тарифа. Измененная стоимость услуг по транспортировке газа населению (абонентам) отражается поставщиком в акте сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению и счете-фактуре, оформленных поставщиком.

8.2. К договору прилагаются и являются неотъемлемой его частью:

8.2.1. Форма расчета объема оказанных услуг по транспортировке газа населению (приложение № 1); 8.2.2. Форма акта о количестве транспортированного газа населению (приложение № 2); 8.2.3. Форма акта сдачи-приемки оказанных услуг по транспортировке газа населению (приложение № 3); 8.2.4. Форма акта сдачи-приемки расчета объема оказанных услуг по транспортировке газа населению (приложение № 4)».

Разногласия сторон в части пунктов 3.2-3.5, 8.2 договора и приложения № 1 касаются порядка определения объема (количества) транспортированного газа по договору и оформления отчетных документов (актов).

Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В соответствии со статьей 542 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правилами поставки газа предусмотрено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются (пункт 21). Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 22).

Согласно пункту 28 Правил поставки газа сторона, ведущая учет газа в соответствии с порядком, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации, ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа. При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.

В соответствии с пунктом 26 Правил поставки газа каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.

На основании пункта 13 Положения № 1370 поставщики и покупатели газа, использующие местные газораспределительные сети (или газотранспортные организации по их поручению), обязаны, в том числе, представлять в ГРО в установленные договором сроки оперативную информацию о технологических режимах работы подводящего газопровода или системы подводящих газопроводов.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013 № 961, при проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением. Последовательно выполняемые действия по сбору, накоплению и составлению информации об учете газа и ее отражению в первичных учетных документах должны предусматривать совокупность операций, выполняемых для определения количественных значений объемов газа и (или) их количественных и качественных показателей, регистрацию, а при необходимости расчет его количественных и (или) количественных и качественных показателей.

Согласно разъяснениям ФСТ России, содержащимся в информационном письме от 28.06.2005 № СН-3923/9, на финансовый результат поставщика газа должны относиться убытки (прибыль), полученные вследствие отклонения фактического потребления газа населением на бытовые нужды от нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке, ввиду того что возникающие в результате этого потери газа не являются потерями при транспортировке газа; вследствие отклонения объемов газа из-за погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС, у промышленных потребителей и населения, то есть «мнимые» потери.

Как следует из пункта 56 ГОСТ Р 53865-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения, утвержденного приказом Госстандарта от 20.12.2019 № 1428-ст, количество газа, полученное и полезно используемое потребителем, но неучтенное (и поэтому неоплаченное) вследствие несовершенства методов контроля и учета расхода газа, является «мнимыми» потерями.

Таким образом, часть объема газа, фактически оттранспортированная (доставленная) до абонентов и полезно использованная, объективно не учитывается поставщиком при начислениях и расчетах с населением за поставку газа. Однако, поскольку этот объем газа был фактически транспортирован ГРО потребителям категории «население» по своим сетям газораспределения, он должен быть учтен и оплачен поставщиком в адрес ГРО.

В отсутствие объективной возможности определить количество газа и, соответственно, объем оказанных услуг по его транспортировке с использованием средств измерений допускается использование расчетного способа.

Предложенный ГРО способ определения объема транспортированного газа населению (по разнице между объемом газа, вошедшим в сеть, и объемами, оттранспортированными по этой сети прочим потребителям (кроме населения) и потребленными самой ГРО) является расчетным.

При этом, поскольку все показатели в предлагаемой формуле расчета (общий объем газа, вошедшего в сеть ГРО; объемы газа, оттранспортированного прочим потребителям (кроме населения) и потребленного ГРО на собственные, технологические нужды и потери) могут быть достоверно определены в установленном порядке (общий объем переданного газа в сети ГРО подлежит учету средствами измерений, установленными на входе в газораспределительную сеть; объемы газа, транспортированного прочим потребителям кроме населения (включая поставщика и ГРО на собственные нужды) подлежит учету средствами измерений, установленными на границе сети газораспределения и сетей газопотребления таких потребителей либо на входе на газопотребляющий объект, или определению по проектной мощности газоиспользующего оборудования; объем газа, израсходованного ГРО на технологические нужды и на восполнение технологических потерь в сети газораспределения подлежит определению расчетным способом по установленной методике), оставшийся объем газа (разность) объективно является транспортированным населению и подлежит оплате ГРО поставщиком.

Суд правомерно посчитал, что в свою очередь, является обоснованным возложение на поставщика обязанности по предоставлению информации об общем объеме газа, поданного в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки. Указанные действия со стороны поставщика необходимы для определения объема транспортированного газа, а в отсутствие такой информации ГРО лишено возможности определить, в каком объеме (от общего объема газа) газ был транспортирован населению.

ГРО не является лицом, эксплуатирующим магистральные газопроводы (в том числе ГРС), с которых производится подача газа поставщика в сети газораспределения, а также не имеет узлов учета газа в местах присоединения газораспределительной сети к ГРС (такие узлы учета принадлежат и эксплуатируются поставщиком). Учитывая, что поставщик является собственником газа и обеспечивает его транспортировку по сетям ГРО от ГРС, возложение на него обязанности по предоставлению информации о количестве газа в месте его передачи в газораспределительную сеть ГРО для транспортировки является обоснованным.

Суд обоснованно пришел к выводу, что предложенный истцом способ учета объема услуг по транспортировке газа является необоснованным, не обеспечивает баланс интересов сторон по договору и не подлежит применению во взаимоотношениях ГРО и поставщика.

Предусмотренные Правилами поставки газа расчетные способы учета (среднемесячные показания счетчиков, нормативы потребления) направлены на определенность при расчетах населения за коммунальную услугу по газоснабжению (поставку газа), но при этом не являются достоверными и не отражают фактический объем оттранспортированного населению газа, поскольку не учитывают «мнимые» потери (полученное и полезно использованное населением, но не учтенное вследствие несовершенства методов учета количество газа). Используемые приборы учета газа (бытовые счетчики) имеют существенную погрешность измерений, поскольку в большинстве своем не оснащены приборами для приведения измеренных объемов газа к нормальным условиям (корректорами), что также ведет к недостоверности учета (невозможность учета «мнимых» потерь). При ведении абонентского учета не учитываются объемы газа, потребленные населением (транспортированные по сетям ГРО) в результате самовольного подключения к сетям газопотребления дополнительного газоиспользующего оборудования либо вследствие вмешательства в работу газового счетчика. Абонентский учет поставленного (начисленного) населению газа ведется поставщиком самостоятельно, без участия ГРО, в рамках договорных отношений с населением (абонентами) по поставке газа.

Довод истца о том, что объемы поставки (начислений) поставщиком газа абонентам и объемы транспортировки газа по договору должны быть идентичными, суд счел необоснованным.

Методы, используемые для учета транспортировки газа (по средствам измерений на сетях, расчетными способами и др.), могут отличаться от используемых для учета поставки (по средствам измерений у абонентов, по среднемесячным показаниям, по нормативам и др.), Объемы поставленного населению газа учитываются в рабочих условиях, без приведения их к стандартным условиям, что является недопустимым при учете транспортировки газа в силу пункта 28 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7.

Пункт 17 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2, регламентирующий порядок определения розничной цены на газ, разделяет понятия транспортировки и реализации газа населению и учитывает данные составляющие по отдельности.

Дополнительно предусмотрена формула (2.1) конкретно для случаев, если общий объем реализации газа населению не совпадает с суммарным объемом транспортировки газа населению через газораспределительные сети всех ГРО. В пункте 18 данных Методических указаний также разделены понятия транспортировки и поставки газа, данные о которых используются в целях расчета розничных цен на газ.

С учетом этого суд первой инстанции верно указал, что предлагаемый истцом способ определения объема транспортировки газа является необоснованным и не применим во взаимоотношениях между ГРО и поставщиком, поскольку не позволяет определить фактический объем оказанных ГРО поставщику услуг по транспортировке газа, в том числе доставленного по газораспределительным сетям до потребителей категории «население» (абонентов), но не учтенного в рамках договорных отношений по поставке газа между поставщиком и абонентами.

Фактически применение указанного способа позволит поставщику в одностороннем порядке и произвольно определять объем и стоимость услуг по транспортировке газа, производя либо снимая начисления объемов поставленного газа населению (абонентам) по своему усмотрению, при этом ГРО объективно не может контролировать этот процесс, проверяя правильность начислений, поскольку не является участником правоотношений по поставке газа, возникающих между поставщиком и абонентами.

Кроме того, ответчиком представлены сведения и доказательства, подтверждающие факты ведения поставщиком недостоверного учета газа при начислениях населению (абонентам - гражданам): решение Комиссии Управления ФАС России по Самарской области от 12.03.2021 по делу № 063/01/10-892/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, экспертным заключением д.э.н., профессора Князевой И.В., пояснения ответчика с конкретным примерами недостоверных начислений, производимых поставщиком.

Как правильно отмечено судами, предлагаемый ответчиком способ учета объема оказываемых услуг будет отражать реальный объем газа, транспортированного по сетям ГРО потребителям категории «население», то есть учитывать в том числе объемы газа, фактически транспортированные абонентам, но не учтенные в рамках договорных отношений по поставке газа.

Также, что предлагаемая ответчиком редакция пункта 3.3 договора, регулирующего порядок оформления отчетных актов, является обоснованной и соответствует положениям действующего законодательства.

Согласно пункту 28 Правил поставки газа сторона, ведущая учет газа в соответствии с порядком, утвержденным Министерством энергетики РФ, ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В данном случае таким документом определен акт сдачи-приемки услуг.

При этом оформление отчетных документов именно ГРО, как исполнителем, а не поставщиком, как заказчиком, является обоснованным и следует из общих положений ГК РФ.

Так, согласно статье 720 ГК РФ именно подрядчик сдает работу, а заказчик обязан ее принять в порядке, предусмотренном договором. Статьей 753 ГК РФ предусмотрен такой порядок, при котором подрядчик уведомляет заказчика о сдаче работ, а заказчик обязан приступить к его приемке; а сама сдача и приемка оформляются актом.

Таким образом, сдачу результата работ (услуг) обязан организовать именно подрядчик (исполнитель), а заказчик осуществляет его приемку. Следовательно, именно ГРО, как исполнитель услуг по транспортировке, должна оформлять отчетные документы, свидетельствующие о сдаче услуг (акты), а поставщик, как заказчик, должен их подписать, засвидетельствовав приемку услуг, либо выразить несогласие (оформить акты с особым мнением).

Также суд правомерно пришел к выводу, что предлагаемая ответчиком редакция пункта 3.4 договора, регулирующего порядок принятия и оформления поставщиком отчетных актов, является обоснованной и соответствует положениям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа при несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.

Исходя из общих положений ГК РФ (статья 753), при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что предлагаемое ГРО регулирование не противоречит установленному законом порядку и подлежит применению во взаимоотношениях сторон.

В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость принятия пунктов 3.2-3.5, 5.2 8.2 договора и приложения № 1 в редакции, предложенной ответчиком.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.

В остальной части, касающейся порядка расчетов за услуги по транспортировке газа, порядка продления договора, применения мер ответственности к истцу (поставщику) за просрочку исполнения обязательств по оплате услуг по договору, суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции ошибочными, приняв спорный пункт 5.3 договора в редакции истца, а пункты 5.7, 5.8, 6.2, 7.2. исключив из договора.

В этой части постановление суда апелляционной инстанции сторонами не оспаривается.

Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.

Поскольку судом апелляционной инстанции частично изменено решение суда первой инстанции, оставлению без изменения подлежит постановление суда апелляционной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 по делу № А55-22176/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи Г.Н. Махмутова

С.А. Филимонов