ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-8089/20 от 30.03.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-1978/2021

г. Казань                                                 Дело № А55-8089/2020

06 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Карповой В.А.,

судей: Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафроновой Т.В.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителя:

истца – ФИО1 (доверенность),

в отсутствие:

ответчика – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инициатива»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020

по делу № А55-8089/2020

по исковому заявлению администрации городского округа Тольятти к обществу с ограниченной ответственностью «Инициатива», о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

администрация городского округа Тольятти (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Инициатива» (далее – ООО «Инициатива») о взыскании 4 937 132 руб. 06 коп., в том числе неосновательное обогащение за пользование земельным участком с кадастровым номером 63:09:0101163:1951 за период с 23.08.2018 по 19.09.2019 и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 02.09.2018 по 19.09.2019 в сумме 178 728 руб. 79коп.

До принятия решения истец заявил об уменьшении суммы исковых требований, просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение за период с 23.08.2018 по 19.09.20219 в сумме 4 484 739 руб. 23 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.09.2018 по 31.01.2020 в сумме 277 397 руб. 30 коп., а всего 4 762 136 руб. 53 коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2020 исковые требования удовлетворены, с ООО «Инициатива» в пользу администрации взыскано 4 762 136 руб. 53 коп., в том числе неосновательное обогащение в сумме 4 484 739 руб. 23 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 277 397 руб. 30 коп.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2020 изменено. С ООО «Инициатива» в пользу администрации взыскано 852 424 руб. 26 коп., в том числе 802 952 руб. 45 коп. неосновательного обогащения и 49 471 руб. 81 коп. процентов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В кассационной жалобе ООО «Инициатива» просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, удовлетворить исковые требования администрации в размере 836 руб. 17 коп. неосновательного обогащения и 31 руб. 57 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства, был установлен факт занятия ответчиком земельного участка площадью 9158 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101163:15, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Свердлова, квартал 1, дом 39, путем размещения объектов капитального строительства административного здания площадью 2228,8 кв. м и овощехранилища площадью 38 кв. м, собственником которых является ООО «Инициатива».

По результатам проверки ответчик был привлечен к административной ответственности.

Поскольку плату за пользование земельным участком ответчик не производил, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в настоящем деле иском о взыскании неосновательного обогащения за период с 23.08.2018 по 19.09.2019, а также процентов, начисленных за период с 01.09.2018 по 31.01.2020.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

В статьях 1 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) закреплен один из основополагающих принципов земельного законодательства – принцип платности землепользования, который обуславливает возникновение у лица, пользующегося земельным участком, обязанности по уплате земельного налога (собственники, землепользователи, землевладельцы) либо арендной платы (арендаторы). Наличие указанного принципа исключает возможность безвозмездного пользования земельным участком, поэтому лицо, являющееся владельцем объекта недвижимости, расположенного на земельном участке обязано возмещать стоимость такого пользования. Отсутствие документа о праве пользования землей (неоформление договорных отношений) не может служить основанием для освобождения таких лиц от внесения платы за землепользование.

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (пункт 1 статьи 1102 ГК РФ).

В случае отсутствия договорных отношений правовым основанием для взыскания с фактических пользователей земельных участков неосновательно сбереженных ими денежных средств являются статья 1102 ГК РФ и нормы ЗК РФ (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 № 241/10, от 15.11.2011 № 8251/11 и от 17.12.2013 № 12790/13).

На основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ, пункта 3 статьи 65 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) и статьи 39.7 ЗК РФ (в действующей редакции) плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.

Таким образом, установив факт пользования ответчиком спорным земельным участком с момента приобретения объектов недвижимости в собственность, отсутствие доказательств оформления договора аренды или купли-продажи и внесения платы за пользование земельным участком, суды пришли к обоснованному выводу, что ответчик, не являющийся плательщиком земельного налога, обязан вносить платежи за пользование земельным участком в размере арендной платы.

Расчет платы за пользование земельным участком произведен истцом в соответствии с «Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области», утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 №308, решением Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов», постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области».

Согласно пункту 1 Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством (приложение № 1 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов, утвержденном постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308), размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, рассчитывается по формуле; Ап = Скад x Кв x Ки, где

Ап – размер арендной платы за земельный участок в год; Скад – кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января расчетного года согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости. В случае если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости позднее 1 января расчетного года, значение коэффициента на расчетный год определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в рублях за один квадратный метр земли, соответствующего категории земель, к которой относится земельный участок, виду разрешенного использования земельного участка и кадастровому кварталу, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в рублях за один квадратный метр земли, соответствующее категории земель, виду разрешенного использования земельного участка и кадастровому кварталу, в котором расположен земельный участок, устанавливается согласно нормативным правовым актам, утверждающим результаты государственной кадастровой оценки земель соответствующей категории и применяемым в расчетном году;

Кв – коэффициент вида использования земельного участка, определяемый исходя из вида разрешенного использования земельного участка и утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением с учетом основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации;

Ки – коэффициент инфляции расчетного года, определяемый исходя из максимального уровня инфляции (потребительских цен), устанавливаемого в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области.

При расчете размера заявленных требований истец исходил из кадастровой стоимости земельного участка в размере 49 716 309,34 руб.

Истцом также определен коэффициент вида использования земельного участка – 0,0626 на основании пункта 16.9 – «земельные участки под административными зданиями, под объектами страхования», коэффициент инфляции расчетного периода на 2018 год в размере 1,355 и коэффициент инфляции расчетного периода на 2019 год в размере 1,33 (том 1, л.д. 68-70).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка (том 1, л.д. 31, 77) вид разрешенного использования земельного участка – «для дальнейшей эксплуатации детского сада № 58 (зона Ж-4)».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении принадлежащих ответчику объектов недвижимости (том 1, л.д. 29, 81, 83) ответчику принадлежит на праве собственности административное здание площадью 2228,8 кв. м и здание овощехранилища площадью 38 кв. м.

Решением Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 № 979 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов» (далее – решение Думы г.о. Тольятти от 01.10.2008 №979), утверждены коэффициенты вида использования земельного участка, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для целей, не связанных со строительством.

Истцом применен коэффициент 16.9 «Земельные участки под административными зданиями, под объектами страхования» в размере 0,0626.

Принимая во внимание, что расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости не используются ответчиком в качестве детского сада, довод ответчика о применении коэффициента 0,000011, предусмотренного пунктом 16.11.1 «земельные участки детских дошкольных учреждений» приложения № 1 к решению Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 № 972 является необоснованным.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 ЗК РФ целевое и разрешенное использование земельного участка являются одними из существенных условий эксплуатации земельного участка, при этом дополнительным элементом специфики правового режима для исчисления регулируемой платы выступает разрешенное использование в соответствии с зонированием территории.

Согласно пункту 2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 (далее – Методические указания), действующих до 01.03.2019, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка; следовательно, поправочный коэффициент при расчете размера арендной платы за земельный участок с несколькими видами разрешенного использования выбирается по принципу его наибольшего значения.

Согласно пункту 2 Методики, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308, в случае, если используется земельный участок с двумя и более видами разрешенного использования, значение коэффициента вида использования земельного участка устанавливается по наибольшему значению.

Учитывая правовую технику, сформулированную в методических указаниях, поправочные коэффициенты при расчете размера арендной платы за земельный участок с несколькими видами разрешенного использования стали также выбираться не по принципу основного или вспомогательного вида разрешенного использования, а по принципу его наибольшего значения, а также с учетом фактического использования под иными видами, которыми и устанавливался наибольшим по значению коэффициент.

Вместе с пунктом 7.1 приложения № 1 к решению Думы городского округа от 01.10.2008 № 972 был установлен коэффициент 0,05 для земельных участков, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Пунктом 16.9 приложения № 1 к решению Думы городского округа от 01.10.2008 № 972 был установлен коэффициент 0,0626 «Земельные участки под административными зданиями, под объектами страхования».

Решением Самарского областного суда от 27.01.2020, апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28.04.2020 признан недействующим с 28.04.2020 подпункт 7.1 пункта 7 Приложения № 1 к решению Думы городского округа от 01.10.2008 № 972 об установлении коэффициента вида использования земельных участков офисов, издательств, предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования.

Решением Самарского областного суда от 27.02.2020, апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 09.06.2020 признан недействующими с 09.06.2020 подпункт 16.9 пункта 16 Приложения № 1 к решению Думы городского округа от 01.10.2008 № 972, устанавливающий коэффициент вида использования земельных участков под административными зданиями.

Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 08.07.2020 № 649 в приложение № 1 к решению Думы городского округа от 01.10.2008 № 972 внесены соответствующие изменения о признании утратившим силу подпункта 7.1 пункта 7 и об исключении слов «под административными зданиями» из подпункта 16.9 пункта 16.

Учитывая, что решениями Самарского областного суда от 27.01.2020, от 28.04.2020 признаны экономически необоснованными коэффициенты вида использования земельных участков офисов, издательств, предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, а также коэффициенты вида использования земельных участков под административными зданиями, применение таких коэффициентов, установленных в предыдущих редакциях Приложения № 1 к решению Думы городского округа от 01.10.2008 № 972 является необоснованным.

Следовательно, вышеуказанный коэффициент вида разрешенного использования Кв не может быть применен при расчете размера арендной платы и в период до признания его недействительным.

В Порядке определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308, предусмотрено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков арендная плата за земельный участок устанавливается в размере земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка (пункт 4 приложения № 1).

На территории городского округа Тольятти исчисление земельного налога осуществляется на основании постановления Тольяттинской городской Думы от 19.10.2005 № 257 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа Тольятти». В соответствии с подпунктом 9 статьи 1 указанного положения налоговая ставка в год за спорный земельный участок установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости.

Поскольку сам нормативный акт, которым утверждена Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков в спорный период, недействительным и недействующим не признан, при отсутствии утвержденных в установленном порядке коэффициентов видов использования земельного участка, размер задолженности ответчика по арендным платежам следует рассчитывать в размере земельного налога.

Аналогичные правовые подходы изложены в постановлениях  Арбитражного суда Поволжского округа по делам № А55-32017/2015, № А55-17722/2016, № А55-14219/2018.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101163: – 49 716 309,34 руб. (том 1, л.д. 76).

Вместе с тем, решением Самарского областного суда по делу № 3а-784/2020 от 10.08.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101163:15 установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 12 326 628руб. Также в решении указано, что датой подачи ООО «Инициатива» заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать – 15.01.2020, в суд – 29.01.2020.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ) были внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности») и в Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке»).

Частью третьей в прежней редакции статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части пятой в прежней редакции статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В новой редакции части четвертой статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» общее правило о дате, с которой применяется кадастровая стоимость объектов недвижимости, изложено аналогично правилу, ранее содержавшемуся в части 3 прежней редакции статьи 24.20, а именно: кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Согласно новой редакции части пятой статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие:

исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения;

внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;

установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», (введена Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ) кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (пункт 15 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).

В силу пункта 6 статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.07.2020), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

При этом пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ предусмотрено, что до 01.01.2023 устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

В силу пункта 3 статьи 6 Федерального законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Поскольку на момент обращения ООО «Инициатива» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка решение Правительства Самарской области о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости принято не было, новая кадастровая стоимость для целей расчета размера арендной платы за период с 23.08.2018 по 19.09.2019 применению не подлежит.

Довод кассатора о неверном расчете земельного налога со ссылкой на статью 391 Налогового кодекса Российской Федерации отклоняется.

Как разъяснено в абзаце втором пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности».

Ответчик в ходе рассмотрения дела, не оспаривая обязанность оплачивать пользование земельным участком, заявил также возражения относительно площади, необходимой для использования объекта недвижимости.

20 февраля 2018 года ООО «Инициатива» приобрело в собственность нежилые здания площадью 2228,8 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101163:810, площадью 38 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101163:810, расположенные по адресу <...>, на земельном участке площадью 9158 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101163:15.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ, пунктом 2 статьи 271, пунктом 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

По смыслу статей 1, 39.1, 39.3, 39.16, 39.20 ЗК РФ размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимого имущества, поставлен в зависимость не только от площади таких объектов недвижимости, но и от их назначения, а также целей использования.

Таким образом, при определении размера неосновательного обогащения за пользование земельным участком, на котором расположен объект недвижимости, необходимо исходить не только из площади земельного участка, занятой недвижимостью, а также из площади земельного участка, которая необходима для эксплуатации такого объекта недвижимости с учетом его функционального назначения, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.

Заключение кадастрового инженера от 08.10.2020 (том 1, л.д. 35) о том, что застроенная площадь составляет 1368,7 кв. м, о запущенном виде прилегающего к зданию земельного участка, об отсутствии какой-либо деятельности на прилегающем к зданиям земельном участке, не может служить основанием для вывода об иной площади используемого ответчиком земельного участка.

Вопреки доводам подателя жалобы, для возмещения неосновательного обогащения не имеет значения, на какой части занятого ответчиком земельного участка было расположено имущество, принцип платности землепользования применительно к рассматриваемой ситуации обеспечивается путем взыскания платы за использование всей площади земельного участка, вне зависимости осуществления на нем какой-либо деятельности.

Иные возражения заявителя жалобы о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы, положенные в основу обжалуемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.

Суд округа не находит оснований для переоценки выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебных актов, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу № А55-8089/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   В.А. Карпова

Судьи                                                                          Р.В. Ананьев

                                                                           С.Ю. Муравьев