ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-862/08 от 04.08.2009 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А55-862/08

10 августа 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,

судей Минеевой А.А., Сабирова М.М.,

при участии представителей:

истца – Жильцова А.С. (доверенность от 03.03.2009),

ответчика – Коневской А.Ю. (доверенность от 21.01.2009 № МФ-13-07/99),

в отсутствие:

третьих лиц – извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества «РегионАвтоТранс-Тольятти», г. Тольятти,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи Каплин С.Ю., Лукьянова Т.А.)

и Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2009 (судья Хмелев С.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 (председательствующий судья Серова Е.А., судьи Каплин С.Ю., Лукьянова Т.А.)

по делу № А55-862/08

по исковому заявлению открытого акционерного общества «РегионАвтоТранс-Тольятти», г. Тольятти, к Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара, о взыскании 5 710 400 руб., с участием третьих лиц: Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Самарской области, мэрии городского округа Тольятти, Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «РегионАвтоТранс-Тольятти» (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании (с учетом принятого судом уточнения) с субъекта Российской Федерации Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области 5 710 400 руб. ущерба, вызванного перевозкой льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан».

Решением суда от 05.06.2008 в иске отказано.

Постановлением кассационной инстанции от 08.10.2008 решение от 05.06.2008 Арбитражного суда Самарской области отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2009 с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны Самарской области в пользу общества 5 710 400 руб. убытков.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2009 изменено. С Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны Самарской области в пользу общества взыскано 3 456 270 руб. убытков. В остальной части в удовлетворении исковых требований общества отказано.

В кассационной жалобе Министерство управления финансами Самарской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судом нарушены нормы процессуального и материального права. По мнению заявителя жалобы, Министерство не является надлежащим ответчиком, надлежащий – Министерство транспорта, связи автомобильных дорог Самарской области.

В кассационной жалобе общество просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции для их удовлетворения оснований не находит.

Как усматривается из материалов дела, общество осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования троллейбусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.

Согласно постановлению правительства Самарской области от 02.02.2005 № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. для:

лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;

лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 110 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

лиц, указанных в статьях 2-7, 12 Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

лиц, указанных в абзацах 1-3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;

лиц, указанных в пунктах 1-2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»;

лиц, награжденных знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР» в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»;

лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;

родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;

лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.

Также с 01 марта 2005 года стоимость единого социального проездного билета в размере 150 руб. установлена для следующих категорий граждан:

военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

С 01 августа 2007 года стоимость единого социального проездного билета для лиц, указанных выше, установлена в размере 250 руб.

В соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от 25.12.2006 № 11931-1/п «Об утверждении стоимости проезда пассажиров на всех видах муниципального транспорта в городском сообщении на 2007 год» стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2007 г. для граждан установлена в размере 680 руб.

Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и единого социального проездного билета (далее ЕСПБ) составляла 470 руб. (680 руб. и 210 руб.) и 530 руб. (680 руб. и 150 руб.), а с августа 2007 года 430 руб. (680 руб. и 250 руб.), истцу возмещалась лишь частично (как органами (как органами Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и мэрией г. Тольятти в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).

В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам, в размере 5 710 400 руб. за период с 01.01.2007 по 01.01.2008 с казны публично-правового образования в лице Министерства финансов области (как главного распорядителя бюджетных средств).

Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 № 23 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункты 1, 19).

В соответствии с пунктом 7 статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 21 к настоящему Федеральному закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:

гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;

транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;

транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.

До принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан».

Так, Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».

Следовательно, данные меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации.

Согласно части 4, 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга.

В Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан» определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.

Согласно представленным расчетам сумма неполученной платы общество по региональной ведомости от реализации в 2007 году ЕСПБ составила 3 456 270 руб.

Таким образом, арбитражным судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод о том, что убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте региональным льготникам, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов субъекта в сумме 3 456 270 руб.

Довод Министерства управления финансами Самарской области о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство транспорта, связи автомобильных дорог Самарской области, подлежит отклонению, поскольку, учитывая положения статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», надлежащим ответчиком по данному спору является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, то есть субъект Российской Федерации в лице Министерства финансов субъекта.

Правовых оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу № А55-862/08 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья И.Р. Нагимуллин

Судьи А.А. Минеева

М.М. Сабиров