ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-9398/2021 от 01.02.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-13707/2021

г. Казань Дело № А55-9398/2021

03 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2022 года.

Судья Арбитражного суда Поволжского округа Мухаметшин Р.Р.,

рассмотрел без вызова сторон кассационную жалобу акционерного общества «Арконик СМЗ»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021, принятые в порядке упрощенного производства,

по делу № А55-9398/2021

по заявлению акционерного общества «Арконик СМЗ» к Самарской таможне о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по делу № 10412000-210/2021 от 18.03.2021,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Арконик СМЗ» (далее – АО «Арконик СМЗ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Самарской таможни (далее - административный орган, таможня) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 18.03.2021 № 10412000-210/2021.

Дело рассмотрено судами в порядке упрощенного производства.

АО «Арконик СМЗ» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление Самарской таможни о назначении административного наказания.

В отзыве на кассационную жалобу таможня просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» судьей единолично без вызова сторон.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 24.01.2021 в 09 час. 50 мин. на Самарском таможенном посту Самарской таможни была завершена процедура таможенного транзита по TIR ХЕ82866253, SMR B/N от 15.01.2021, транспортное средство гос/номер LBI10875/LBI92269.

Заявление о размещении товаров на временное хранение от общества поступило на электронную почту Самарского таможенного поста (SMR-SMR@ptu.customs.ru) 25.01.2021 в 11 час. 02 мин.

В соответствии с отчетом о принятии товаров на хранение (форма ДО-1) № 0000016 от 25.01.2021 товары, прибывшие на транспортном средстве с гос/номером LBI10875/LBI92269, были помещены на временное хранение на СВХ АО «Арконик СМЗ» 25.01.2021, о чем свидетельствует выписка из базы данных КПС «Учет и контроль товаров на ВХ».

Административный орган пришел к выводу, что общество не выполнило установленные подпунктом 1 пункта 1 статьи 152 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) обязанности по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение, в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.

Указанные обстоятельства послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и составления в отношении АО «Арконик СМЗ» протокола об административном правонарушении от 03.02.2021 № 10412000-210/2021.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Самарской таможней вынесено постановление от 18.03.2021 по делу об административном правонарушении № 10412000-210/2021, которым общество привлечено к ответственности по статье 16.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом суды исходили из следующего.

Статьей 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 98 ТК ЕАЭС под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 1 статьи 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.

Товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, если иное не установлено ТК ЕАЭС (пункт 3 статьи 100 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 119 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) после регистрации таможенным органом назначения подачи документов, указанных в части 1 статьи 118 настоящего Федерального закона, лица, указанные в подпункте 1 - 3 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием: в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - непозднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.

Частью 4 статьи 119 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что срок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, исчисляется с момента завершения таможенного транзита.

Судами установлено и следует из материалов дела, что административным органом 27.01.2021 от общества было получено письмо № 750/02-27, согласно которому заявление о помещении товаров на временное хранение № 750/02-020 от 24.01.2021 было отправлено им в выходной день 24.01.2021 с личной электронной почты. В тот же день автомобиль в соответствии с распоряжением таможенного органа прибыл на разгрузку на СВХ АО «Арконик СМЗ». Заявление было продублировано 25.01.2021.

В ходе производства по делу об административном правонарушении № 10412000- 210/2021 в качестве свидетеля была опрошена старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 (г. Самара) Самарского таможенного поста Самарской таможни ФИО1, которая пояснила, что 24.01.2021 в 09 час. 50 мин. была завершена процедура таможенного транзита по TIR ХЕ82866253, SMR B/N от 15.01.2021 а/м LBI10875/LBI92269. Срок представления документов либо заявления о размещении на временное хранение истекал до 17 час. 50 мин. 24.01.2021.

Вместе с тем, в установленный подпунктом 1 пункта 1 статьи 152 ТК ЕАЭС срок заявление о размещении товаров на СВХ от общества в таможенный орган не поступило.

ФИО1 25.01.2021 осуществлен телефонный звонок АО «Арконик СМЗ» с целью установления причин отсутствия заявления о размещении груза на СВХ.

Представитель общества сообщил, что заявление №750/02-020 от 24.01.2021 отправлено 24.01.2021 на электронную почту ООО «КРИТ-1».

Заявление о размещении товара на временное хранение от заявителя поступило на Самарский таможенный пост только 25.01.2021 в 11 час. 02 мин, по электронной почте. Товары были помещены на временное хранение на СВХ АО «Арконик СМЗ» 25.01.2021 в 13 час. 22 мин. по отчету № 0000016 от 25.01.2021 о принятии товаров на хранение.

В соответствии пунктом 5 Приложения № 1 Приказа ФТС России от 18.03.2019 № 444 фактическое размещение товаров на СВХ производиться после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, а также получения владельце СВХ информации о факте регистрации данных документов.

Заявление общества о направлении 24.01.2021 на электронную почту ООО «КРИТ- 1» не может являться уведомлением таможенного органа, так как ООО «КРИТ-1» не является таможенным органом.

Обязанность в представлении заявления/уведомления о размещении товаров на СВХ установлена п. 4 Приложения №1 Приказа ФТС России от 18.03.2019 № 444.

Кроме того, в ходе производства по делу об административном правонарушении № 10412000-210/2021 в качестве свидетеля был опрошен начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Самарской таможни ФИО2, который пояснил, что обязанностью декларанта после завершения процедуры таможенного транзита является уведомление таможенного органа о намерениях в отношении товаров. В частности для помещения товара на СВХ, декларант обязан предоставить таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и таможенные документы, содержащие сведения о товарах (ст. 100 ТК ЕАЭС).

В соответствии с Приложением № 1 к приказу ФТС России от 18.03.2019 № 444, если документы (транспортные (перевозочные), коммерческие и таможенные документы, содержащие сведения о товарах, представлены таможенному посту при прибытии товаров (при завершении таможенной процедуры таможенного транзита), такие документы декларантом таможенному посту не представляются. В этом случае декларант в целях получения подтверждения о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, представляет таможенному посту уведомление, содержащее реквизиты документов, представленных таможенному посту при прибытии товаров (при завершении таможенной процедуры таможенного транзита). После представления в таможенный орган (таможенный пост) указанных документов таможенный орган (таможенный пост) регистрирует эти документы Регистрация документов, осуществляется таможенным постом не позднее 1 часа с момента их представления таможенному посту. После представления данных документов декларанту направляется подтверждение об их регистрации. Фактическое размещение товаров на СВХ (в ином месте временного хранения) производится после получения декларантом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, а также получения владельцем СВХ информации о Акте регистрации данных документов.

В ходе производства по делу об административном правонарушении № 10412000- 210/2021 получено письмо № 12 от 15.03.2021 подписанное директором ООО «КРИТ-1» ФИО3, который пояснил, что между СВХ АО «Арконик СМЗ» и СВХ ООО «КРИТ-1» ни каких договорных отношений нет.

Также ФИО3 подтвердил, что 24.01.2021 на электронную почту ООО «КРИТ-1» поступало письмо общества (№ 750/02- 020 от 24.01.2021) адресованное на Самарский таможенный пост, данное письмо сотрудниками ООО «КРИТ-1» ни 24.01.2021, ни 25.01.2021 на Самарский таможенный пост Самарской таможни не передавалось.

Судами отмечено, что заявление о размещении на временное хранение товаров, в отношении которых процедура таможенного транзита завершена 24.01.2021 в 09 час. 50 мин, а, следовательно, срок подачи заявления о размещении товаров на временное хранение истекал до 17 час. 50 мин. 24.01.2021, поступило от общества на Самарский таможенный пост Самарской таможни по электронной почте только 25.01.2021 в 11 час. 02 мин., после чего, в соответствии с отчетом о принятии товаров на хранение (форма ДО-1) № 0000016 от 25.01.2021, товары, прибывшие на транспортном средстве с гос/номером LBI10875/LBI92269, были помещены на временное хранение 25.01.2021 в 13 час. 22 мин.

Суды проанализировали указанные нормы права и обстоятельства дела, и пришли к верному выводу о наличии состава административного правонарушения.

Судами установлено, что процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований.

В кассационной жалобе общество оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты и, приняв новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.

Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили мотивированную оценку в обжалуемых судебных актах.

В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

Доводы кассационной жалобы общества не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов.

Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу по настоящему делу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренным положениями части 4 статьи 288, части 3 статьи 288.2 АПК РФ.

При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289, частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021 по делу № А55-9398/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.

Судья Р.Р. Мухаметшин