ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-9642/19 от 28.10.2020 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

30 октября 2020 года                                                                       Дело № А55-9642/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2020 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью "БайТекс" – представитель Эйхлер Наталья Валерьевна (доверенность от 15.01.2020г.),

от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – представитель не явился, извещено,

от Федерального агентства лесного хозяйства - представитель не явился, извещено,

от Территориального управления Росимущества в Самарской области - представитель не явился, извещено,

от Управления Росреестра по Самарской области - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2020 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БайТекс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2020 года по делу № А55-9642/2019 (судья Медведев А.А.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БайТекс"

к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

третьи лица:

- Федерального агентства лесного хозяйства

- Территориального управления Росимущества в Самарской области

- Управления Росреестра по Самарской области

о признании,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "БайТекс" обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействительным приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области №861 от 28.12.2018 г. об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 30.06.2017 г. №526 и отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 30.06.2017 г. №526, а также обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения права и законных интересов ООО «БайТекс» путем вынесения положительного заключения в отношении проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка №526 30.06.2017 г.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "БайТекс" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принятым в соответствии с неверным применением норм права, без исследования фактических обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "БайТекс" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились,  явку представителей в суд не обеспечили.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «БайТекс» является недропользователем в Самарской области с 1995 года. В настоящее время компания осуществляет свою деятельность на основании лицензии: серия ОРБ №131173 от 01.06.2005, вид лицензии: НЭ на добычу нефти и газа на Байтуганском месторождении нефти, сроком действия до 2037 года.

30.09.2016 Правительством Самарской области было принято постановление №561 «О реорганизации в форме изменения границ особо охраняемой природной территории регионального значения Осиновый и осиново-липовый древостой» (далее ООПТ).

Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области №122 от 28.02.2017 утверждена проектная документация лесного участка и установлен вид использования образуемого земельного участка: для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Результатом реорганизации ООПТ стала возможность добычи полезных ископаемых, строительства 28 эксплуатационных скважин, и проведение извлечения углеводородов ориентировочным объемом 304 тыс. тонн.

В соответствии со статьей 43 Лесного кодекса РФ, на основании Постановления Правительства Самарской области №561 и приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области №122, ООО «БайТекс» и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области 30.06.2017 заключили договор аренды лесных участков №526, общей площадью 15,776 га, сроком действия до 31.12.2037, вид разрешенного использования: для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, участки в аренде имеющие местоположение: Самарская область, Камышлинский район, Клявлинское лесничество, Камышлинское участковое лесничество, квартал №95 выделы 5, 6, 10, 11, 12, 13, 14, квартал №95 выделы 19, 28, 29, 30, квартал №100 выделы 2, 13, 14, 19, 21, квартал №104 выделы 1, 2, 4, 5, 24, 25, 26, квартал №106 выдел 1, кадастровый номер земельного участка: 63:20:0000000:420 (далее - «Лесной участок» и «Договор аренды»). Арендованные участки находятся в пределах лицензионного участка и горного отвода Байтуганского месторождения нефти.

В 2017 г. проектной компанией ООО «ОренбургНИПИнефть» для ООО «БайТекс» был разработан проект по обустройству Байтуганского нефтяного месторождения IX очередь. Согласно проекту освоения лесов на Лесном участке запланировано строительство скважин (№1056н, 1585, 1718, 1720, 1722, 1013, 1067, 1049) и объекты их обустройства.

Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области был издан №523 от 11.08.2017 об утверждении положительного заключения государственной экспертизы указанного проекта освоения лесов по Договору аренды Лесного участка. Срок действия положительного заключения установлен в соответствии со сроками действия лесохозяйственного регламента Клявлинского лесничества на срок действия проекта освоения лесов - до 31.12.2018.

С сентября по октябрь 2017 на Лесном участке проведена вырубка и раскорчевка леса силами ГБУ СО «Самаралес» на общей площади 5,8187 га, для строительства эксплуатационных скважин №1056н, 1585, 1718, 1720, 1722, 1013, 1067, 1049. За вырубку и раскорчевку леса ООО «БайТекс» оплатило 3 491 220 рублей. За аренду лесных участков с июля 2017 года по 31.03.2019 выплачено 855 073,4 рублей. За выполнение работ по разработке, согласованию и сопровождению материалов, обеспечивающих снятие обременения с лесных участков, связанных с функционированием особо охраняемой природной территории регионального значения в целях предоставления ООО «БайТекс» возможности заключения договоров аренды участков лесного фонда для геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых на Байтуганском месторождении нефти, по договору № 16038 от 01.07.2016 с ООО «Мониторресурсы» выплачено - 5 511 299 рублей. Итого общая сумма затрат составляет - 9 857 592,4 рублей.

В 2018 году после вырубки леса на Лесном участке началось строительство объектов нефтедобычи согласно одобренному проекту освоения лесов. Была построена линия электропередач (ЛЭП) - 6 кВ к скважине № 1067, протяженностью - 840 метров.

28.08.2018а ООО «БайТекс» и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в целях соблюдения требования п.2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 24.05.2017 №219 «Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков леса и установлении их границ на территории Самарской области» заключили дополнительное соглашение к Договору аренды Лесного участка на увеличение арендной платы: с 334 809,6 рублей на 496 999,71 рублей в год. ООО «БайТекс» с 30.06.2017 осуществило перечисление арендных платежей в размере 41 416,64 рублей ежемесячно.

31.12.2018 закончилось действие положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, утверждённого Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области приказом № 523 от 11.08.2017.

30.11.2018 ООО «БайТекс» направило в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на государственную экспертизу новый проект освоения лесов по Договору аренды Лесного участка.

09.01.2019 получен Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № 861 от 28.12.2018 об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по Договору аренды Лесного участка и отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по Договору аренды Лесного участка.

В своем заявлении ООО «БайТекс» ссылалось на то, что Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области №861 от 28.12.2018 и отрицательное заключение государственной экспертизы (приложение к данному приказу) нарушают права и законные интересы ООО «БайТекс» и создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности компании. Оспариваемые ненормативные правовые акты ограничивают право ООО «БайТекс» на использование переданного по Договору аренды участка лесного фонда для строительства объектов нефтедобычи и нарушают права Общества как землепользователя, в частности, нарушают права ООО «БайТекс» по размещению запроектированных объектов: эксплуатационных скважин №1056н, 1585, 1718, 1720, 1722, 1013, 1067, 1049 и объектов их обустройства, препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемых ненормативных правовых актов, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на их принятие, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый ненормативный правовой акт (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ). В свою очередь, заявитель должен доказать, что оспариваемым ненормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 8 пункта 1 статьи 1 Лесного кодекса РФ установлено, что одним из принципов лесного законодательства является принцип использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно пункту 3 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации и пункту 5 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 № 62 (далее - Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности), на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, а также принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Как следует из материалов дела, между министерством и ООО «БайТекс» заключен договор № 526 аренды лесного участка без аукциона от 30.06.2017, площадью 15,776 га, имеющий местоположение: Самарская область, г.о.Самара, Камышлинский район, Клявлинское лесничество, Клявлинское участковое лесничество, квартал № 95 выделы 5,6,10-14, квартал №95 выделы 19,28-30, квартал №100 выделы 2,13,14,19,21, квартал №104 выделы 1,2,4,5,24-26, квартал №106 выдел 1, кадастровый номер 63:20:0000000:420.

Данный участок предоставлен ООО «БайТекс» в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

Согласно п.п. г) п.11 договора № 526 аренды лесного участка без аукциона от 30.06.2017 арендатор обязан в течение 6 месяцев с момента подписания настоящего договора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.

В соответствии с действующим законодательством фактическое использование лесного участка возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (ст.ст. 12, 26, 88, 89 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса.

На основании статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности» проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 ст.89 ЛК РФ.

Полномочия по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) в Самарской области возложены на министерство на основании постановления Правительства Самарской области от 09.10.2013 №528 «Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области».

Пунктом 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок N 496), предусмотрено, что экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 данного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.

Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт  9 Порядка).

По правилам абзаца 2 пункта 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26 сентября 2016 года № 496, отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Требования к составу проекта освоения лесов и порядку его разработки установлены Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

В соответствии с названным Приказом проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешённых видах и проектируемых объёмах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов должен состоять из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов:

- общие сведения: сведения о лесном участке;

- создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством);

- мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;

- мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

Специальная часть проекта освоения лесов - раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Подраздел «Осуществление рекреационной деятельности» включает в себя:

- основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

- функциональное зонирование лесного участка по видам рекреационного использования;

- ландшафтно-рекреационная характеристика лесного участка, повыдельная тематическая лесная карта (указанные сведения приводятся только в случае, если площадь лесного участка равна или более трех гектаров);

- проектируемые мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности;

- характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке;

- влияние рубок лесных насаждений при осуществлении строительства проектируемых объектов на состояние лесного участка;

- размещение проектируемых объектов на лесном участке (тематическая лесная карта).

Согласно пп. «г» п. 3.4 Договора аренды Заявитель в течение 6 месяцев со дня заключения Договора аренды обязан представить Заинтересованному лицу проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.

Как следует из материалов дела, в адрес Министерства поступило заявление ООО «Байтекс» о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов по лесному участку, переданного заявителю в аренду по договору №№ 526 аренды лесного участка без аукциона от 30.06.2017.

Приказом Министерства от 28.12.2018 № 861 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 30.06.2017 № 526 утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка, заключенному с ООО «Байтекс».

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Экспертная комиссия установила, что предусмотренные проектом освоения лесов мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов по объему и содержанию не соответствуют целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Клявлинского лесничества, Лесному плану Самарской области, законодательству Российской Федерации.

В соответствии с приказом Рослесхоза от 24.05.2017 № 219 «Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области» в кв.95 выд.1 выделены особо защитные участки - участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, в кв.95 выд.2- 28, 30-37, кв. №100 выделы 2,14,21, квартал №104 выделы 1,2,4,5,24-26, квартал №106 выдел 1 - особо охранные части государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий, сведения о которых отсутствуют в договоре аренды лесного участка.

В соответствии с пунктом 3 части 2.1 статьи 107 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 2 данной статьи (заповедные лесные участки), запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Однако в нарушение пункта 3 части 2.1 статьи 107 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, переданного в аренду ООО «БайТекс» планируется размещение объектов капитального строительства.

Лесопользователю рекомендовано осуществить доработку проекта освоения лесов с учетом вышеуказанных замечаний и договора аренды лесного участка.

После доработки проекта лесопользователь вправе вновь представить проект освоения лесов на государственную экспертизу, в установленном порядке.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ в арбитражный суд могут быть обжалованы решения государственных органов, органов местного самоуправления, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и при этом:

-  нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

-  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности;

-  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 постановления № 6/8 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ, ч.2 ст.201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании решения государственных органов недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом права и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

В заявлении ООО «БайТекс» и приложенных документах доказательства несоответствия приказа министерства от 28.12.2018 № 861 и заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, закону или иному правовому акту отсутствуют.

Ссылка заявителя на копию приказа Федерального агентства лесного хозяйства №565 от 18.06.2020 судом первой инстанции обоснованно отклонена, поскольку указанный документ не отвечает принципу относимости доказательств, так как на момент вынесения оспариваемого приказа данный документ не существовал.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что  приказ Министерства от 28.12.2018 № 861 и заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ООО «БайТекс», министерством вынесено законно и в пределах своей компетенции.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 02 октября 2020 г. № 825 утверждено прилагаемое положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка без аукциона от 30.06.2017 № 526, заключенному с ООО "БайТекс". Таким образом, в настоящее время оспариваемым по данному делу  ненормативным актом права заявителя нарушены быть не могут.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Поскольку заявителем апелляционной жалобы ошибочно оплачена государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 рублей, она подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 августа 2020 года по делу № А55-9642/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "БайТекс" из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 20 августа  2020 года №1493 в размере 1500 руб.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                      В.А. Корастелев   

                                                                                                                 Е.Г. Попова