ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
23 октября 2017 года | Дело № А56-10464/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Аносовой Н.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца (заявителя): ФИО2 по доверенности от 21.03.2017
от ответчика (должника): ФИО3 по доверенности от 06.03.2017 №10
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-19120/2017 ) Союза организаций строительной отрасли "Строительный ресурс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2017 по делу № А56-10464/2017 (судья Лилль В.А.), принятое
по иску ООО "Уралэнергомонтаж-Пермь"
к Союзу организаций строительной отрасли "Строительный ресурс"
3-е лицо: Саморегулируемая организация союз "Строители Урала"
об обязании
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Уралэнергомонтаж-Пермь» (далее – Истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд горда Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Союзу организаций строительной отрасли «Строительный ресурс» (далее - Союз), в котором просит признать незаконным бездействие Союза, выразившееся в неисключении Общества из данной саморегулируемой организации с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица - саморегулируемой организации Союз "Строители Урала".
Решением суда от 07.06.2017 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, СОСО "Строительный ресурс" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм процессуального и материального права.
Ответчик указывает, что ни Закон № 191-ФЗ, ни Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, регулирующих порядок добровольного прекращения членства в саморегулируемой организации, в связи с чем в данном случае следует руководствоваться общими нормами законодательства о некоммерческих организациях, о саморегулируемых организациях, а также нормами корпоративного законодательства.
Требование закона № 191-ФЗ об уведомлении саморегулируемой организации в срок не позднее 01 декабря 2016 года напрямую связывает гражданско-правовые последствия для саморегулируемой организации с письменным уведомлением (получением) саморегулируемой организацией этого уведомления, а никак не направления.
Истец не мог быть исключен из состава членов Союза на основании уведомления о добровольном прекращении членства в целях последующего перехода в саморегулируемую организацию, зарегистрированную в установленном законом порядке на территории субъекта РФ, на территории которого зарегистрирован истец, поскольку это бы противоречило принятому Положению, утвержденному внеочередным общим собранием членов Союза.
Заслуживает внимание тот факт, что Истец не был лишен права добровольно выйти из саморегулируемой организации при соблюдении процедуры прекращения членства в Союзе, утвержденной саморегулируемой организацией и добровольно принятой на себя Истцом при вступлении в ее члены. Союз не препятствовал Истцу в надлежащим выполнении порядка подачи уведомления о добровольном прекращении членства, не удерживал заявителя в Союзе (Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 27.09.2016 № 305-ЭС16-11630. постановлении 13 ЛАС от 19.04.2017 по делу №А56-88072/20161.
Право на подачу уведомления для ООО наступает с момента принятия решения общего собрания участников (другого органа управления) или единственного участника общества о добровольном прекращении членства.В адрес Союза нотариально заверенное решение единственного участника хозяйственного общества, содержащего волеизъявление о добровольном прекращении членства в Союзе, не поступало, в связи с чем, направленное уведомление Истца не может быть признано соответствующим действующему законодательству, а Истец не мог быть исключен из состава членов Союза.
Также ответчик указывает, что уведомление о добровольном прекращении членства в Союзе поступило в адрес Ответчика 08.12,2016 то, в соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, прекращение членства Истца в Союзе могло быть не раньше даты поступления, в то время как Истец вступил в члены Ассоциации 24.11.2016 (то есть до получения Союзом уведомления о прекращении членства), чем нарушил градостроительное законодательство в части порядка перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации юридического лица.
Кроме того, согласно документу, подтверждающему факт принятия Истца в члены Ассоциации, а именно, выписки из протокола Совета Ассоциации от 24.11.2016 №32/16 о приеме в члены Ассоциации, решение о приеме Истца в члены Ассоциации вступает в силу не ранее уплаты в полном объеме взноса в компенсационный фонд.
До 27.04.2017 отсутствовало вступившее в силу решение Ассоциации, свидетельствующее о приеме Истца в члены Ассоциации, тем самым истцом нарушено градостроительное законодательство в части порядка перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации юридического лица.
Также, по мнению подателя жалобы, судом не дана правовая оценка дате поступления уведомления в адрес Союза 08.12.2016.
При условии строгого соблюдения порядка перехода, у Союза возникает обязанность по перечислению внесенного юридическими лицами взноса в компенсационный Фонд в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридические лица, но никак не денежных средств компенсационного фонда, как это указано в оспариваемом решении, поскольку Градостроительным кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для перечисления денежных средств компенсационного фонда, а оспариваемое требование не входит в предусмотренный законом перечень.
В судебном заседании представитель Союза настаивал на удовлетворении своей апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица, извещенный надлежащим, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
От Саморегулируемой организации союз "Строители Урала" в суд поступил отзыв с ходатайством о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 03.08.2012 принято в члены Союза, что подтверждается свидетельством о допуске к определенному виду работ.
В компенсационный фонд Союза истцом внесен взнос в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями.
ООО «Уралэнергомонтаж-Пермь» 23.11.2016 направлено в адрес Союза уведомление о добровольном прекращении членства в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, СРО Союз организаций строительной отрасли «Строительный ресурс», в связи с переходом в другую саморегулируемую организацию.
Письмом от 20.01.2017 № 458/СР Союз отказал Истцу в исключении из реестра членов саморегулируемой организации, сославшись на то, что обращение поступило после 01.12.2016.
08.12.2016 согласно выписке из протокола от 08.12.2016 заседания Совета Ассоциации Истец был принят в члены саморегулируемой организации Союз "Строители Урала".
До настоящего времени Общество продолжает значиться членом Союза, чем нарушаются права и законные интересы Истца.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3.1 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация в день поступления в нее заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о прекращении членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации и в течение трех дней со дня поступления указанного заявления на бумажном носителе или в этот же день в случае его поступления в форме электронного документа (пакета электронных документов) направляет в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомление об этом.
Согласно части 5 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон №191-ФЗ) в редакции Федерального закона №372-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации, в срок не позднее 1 декабря 2016 года обязаны письменно уведомить такую организацию (далее - Уведомление):
о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;
о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с частью 6 статьи 3.3 Закона №191-ФЗ членство лиц, указанных в пункте 1, прекращается с даты, указанной в таком Уведомлении, но не позднее 01.07.2017.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Закона под саморегулируемой организацией в настоящей статье понимается саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В силу пункта 3 статьи 3.3 Закона №191-ФЗ с 1 октября 2017 года орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в следующих случаях:
некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, не представила в орган надзора за саморегулируемыми организациями документы, подтверждающие соответствие такой некоммерческой организации требованиям, установленным частями 1 - 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением иностранных юридических лиц, а также случая, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует зарегистрированная в установленном законом порядке саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3.3 Закона №191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, не выразившие в установленный частью 5 настоящей статьи срок намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 01 июля 2017 года.
Таким образом, в случае если членом саморегулируемой организации не будет подано уведомление о намерении добровольно прекратить членство, срок подачи которого установлен до 01.12.2016, саморегулируемая организация в силу вышеуказанных положений будет исключать с 01.07.2017 своих членов, не зарегистрированных в том же субъекте, что и саморегулируемая организация.
При этом, для лиц, направивших уведомление о добровольном прекращении членства в целях последующего перехода в саморегулируемую организацию по месту регистрации, частью 13 статьи 3.3 Закона №191-ФЗ в редакции Федерального закона №372-ФЗ предусмотрено право подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено, на перечисление своего взноса в компенсационный фонд в ту саморегулируемую организацию, в которую они переходят.
В таком случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления указанного заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации по месту регистрации.
В соответствии с указанными нормами закона Общество направило в адрес Союза уведомление о добровольном прекращении членства в Союзе с 24.11.2016, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию.
При этом в силу положений статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - саморегулируемая организация), обязана разработать и утвердить:
требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:
стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
Документы саморегулируемой организации не должны:
противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов;
противоречить целям, указанным в части 1 статьи 55.1 настоящего Кодекса;
устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;
привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
Ни положениями статьи 55.5 ГрК РФ, ни какими-то иными нормами данного кодекса на саморегулируемые организации не возложена обязанность по разработке указанного в Федеральном законе №191-ФЗ порядка уведомления саморегулируемой организации о намерении добровольно прекратить членство в связи с вступившими в силу изменениями, внесенными в ГрК РФ.
Данный порядок, исходя из буквального прочтения нормы Закона, носит исключительно уведомительный характер, не предполагающий каких-либо дополнительных проверок.
Требование Союза о представлении документов, определяющих полномочия органа, который вправе принимать решение и подписывать уведомление о выходе из Союза в соответствии с законодательством РФ, является необоснованным.
Уведомление о выходе Общества подписывается органом, имеющим право действовать от имени юридического лица, без доверенности; каких-либо иных специальных положений, устанавливающих особый порядок подписания уведомления о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации, в законодательстве, в том числе в Федеральном законе №191-ФЗ, не содержится.
Саморегулируемая организация, членом которой является лицо, подающее ей соответствующее уведомление, располагает всей информацией об исполнительных органах своих членов. При необходимости и наличии сомнений в актуальности имеющейся у саморегулируемой организации сведений ею могут быть соответствующие сведения проверены по выписке из ЕГРЮЛ, которая свободна к получению любым заинтересованным лицом через сайт ФНС России. Также при необходимости данные сведения могут быть запрошены у организации, представившей уведомление.
Соответственно, требование истца об обязании Союз внести в реестр сведения о прекращении членства Истца в его составе с 24.11.2016 - подлежит признанию обоснованным.
Ответчик указывает, что «уведомление, предусмотренное частью 5 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ, полученное Союзом позднее 01.12.2016, не может рассматриваться как надлежащее исполнение обязанности и соответственно не порождает правовых последствий, предусмотренных частью 6 и частью 13 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ».
Согласно части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
ООО «Уралэнергомонтаж-Пермь» в срок, установленный частью 5 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ, а именно 23.11.2016 года, осуществило действия по направлению уведомления о намерении добровольно прекратить членство в Союзе «Строительный ресурс» с 24.11.2016 года.
Ответчик в соответствии с частью 6 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ, частью 3.1 статьи 55.17 ГрК РФ в день фактического получения уведомления ООО «Уралэнергомонтаж-Пермь» о намерении добровольно прекратить членство в Союзе «Строительный ресурс» обязан был внести в реестр членов саморегулируемой организации сведения о прекращении членства ООО «Уралэнергомонтаж-Пермь».
ООО «УралЭнергоМонтаж-Пермь», направив уведомление о намерении добровольно прекратить членство в Союзе «Строительный ресурс» с 24.11.2016 года, представило документы, необходимые для приема в СРО Союз «Строители Урала». Решение о приеме ООО «УралЭнергоМонтаж-Пермь» в СРО Союз «Строители Урала» оформлено протоколом Совета СРО Союза «Строители Урала» от 08.12.2016 г. № 33/16, выписка из которого была направлена в Союз «Строительный ресурс» вместе с заявлением о перечислении ранее уплаченного взноса в компенсационный фонд исх. № 57 от 09.12.2016 г.
Протокол Совета СРО Союза «Строители Урала» от 08.12.2016 г. № 33/16 был размещен на официальном сайте 08.12.2016 года для ознакомления неограниченному кругу лиц, в том числе Союзу «Строительный ресурс». По результатам заседания Совета СРО Союза «Строители Урала» от 27.04.2017 г. оформлен протокол № 14/17, согласно которому решение о приеме ООО «УралЭнергоМонтаж-Пермь» в члены СРО Союза «Строители Урала» признано вступившим в силу, сведения об ООО «УралЭнергоМонтаж-Пермь» внесены в реестр членов СРО Союза «Строители Урала».
Таким образом, к заявлению о перечислении ранее уплаченного взноса в компенсационный фонд исх. № 57 от 09.12.2016 г., представленному Истцом Ответчику, был приложен документ, подтверждающий факт принятия решения о приеме ООО «УралЭнергоМонтаж-Пермь» в члены СРО Союза «Строители Урала. Иных требований для исполнения саморегулируемой организацией обязанности по перечислению взноса в компенсационный фонд часть 13 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ не устанавливает.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом действующих норм права, регулирующих спорное правоотношение, взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение.
При этом при приеме в члены саморегулируемой организации, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, денежные средства, подлежащие перечислению в соответствии с настоящей частью, учитываются при расчете взноса в компенсационный фонд или компенсационные фонды указанной саморегулируемой организации.
Ответственность по обязательствам таких юридического лица, индивидуального предпринимателя, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несет саморегулируемая организация, в члены которой принято такое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, со дня поступления соответствующего взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе в связи с причинением вреда вследствие недостатков работ, которые осуществлялись до дня поступления соответствующего взноса в компенсационный фонд возмещения вреда новой саморегулируемой организации.
Соответственно, денежные средства, внесенные в компенсационный фонд СРО, членом которого является определенное юридическое лицо и/или индивидуальный предприниматель, должны быть перечислены в СРО, членом которой они стали в связи с изменениями законодательства (пункт 13 статьи 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 №191 ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, законом не предусмотрена возможность СРО устанавливать дополнительные требования к процедуре перехода из одной СРО в другую, соответственно, истец с 24.11.2016 не является членом Ассоциации соответственно, у Ассоциации возникла обязанность по перечислению 300 000 рублей компенсационного фонда в адрес СРО, указанной истцом.
Доказательства перечисления ответчиком третьему лицу взноса в компенсационный фонд размере 300 000 руб. суду не представлены.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Сведений о наличии у ответчика аргументированных возражений в деле не имеется.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2017 по делу № А56-10464/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | В.А. Семиглазов | |
Судьи | Н.В. Аносова О.В. Фуркало |