ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
25 октября 2023 года
Дело №А56-108733/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 18.10.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28318/2023) Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2023 по делу № А56-108733/2022(судья Балакир М.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Росс»
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу;
3-е лицо: закрытое акционерное общество «Племенной завод Приневское»
о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Росс» (далее – ООО «Фирма «Росс», Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее – Управление, Заинтересованное лицо) о признании недействительным уведомления от 02.11.2022 № КУВД-001/2022-30473136/5 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на сооружение хозяйственно-питьевой водопровод со зданием водомерного узла по адресу: <...> и обязании заинтересованное лицо осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию прав на вышеуказанный объект.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Племенной завод Приневское» и Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2023 по делу №А56-108733/2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорный объект ранее учет не проходил, права на него не регистрировались, что исключает признание его ранее возникшим и требует подготовки технического плана с декларацией.
Кроме того, податель жалобы указывает, что водопровод, права на который заявлены к регистрации, построен до принятия Постановления Правительства РФ от 07.03.2017 №269 «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство», и как следствие, на его строительство в качестве капитального объекта требовалось получение соответствующих разрешений.
16.08.2023 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов апелляционной жалобы.
18.10.2023 в судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.07.2022 Обществом в Управление представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении линейного сооружения хозяйственно-питьевого водопровода со зданием водомерного узла, расположенного по адресу: <...> А.
16.08.2022 государственным регистратором ФИО2 был приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на водопровод со зданием водомерного узла в связи с ошибками в техническом плане, а также отсутствием согласия Комитета имущественных отношений.
Общество указывает на то, что основанием для регистрации права является договор №9 от 28.06.1994 купли-продажи зданий, сетей, сооружений и оборудования КОС в границах г. Санкт-Петербурга (далее - договор), заключенный между АОЗТ «Племзавод Приневское» и ИЧП «Фирма «РОСС», прошедший государственную регистрацию в отделе регистрации гражданско-правовых актов г. Санкт-Петербурга (отметка на договоре: «Регистрационный № 000842/ 05.08.94»).
20.03.2008 в связи с реорганизацией в форме преобразования ИЧП «Фирма «РОСС» в ООО «Фирма «РОСС», в соответствии с передаточным актом от 29.12.1998, а также изменением наименования АОЗТ «Племзавод Приневское» на ЗАО «Племенной завод «Приневское» заключено дополнительное соглашение к данному договору, согласно которому часть его пунктов, а также приложение № 1 «Перечень имущества», изложены в новой редакции, а именно в дополнительном соглашении к договору в перечне имущества (пункт 5) указан хозяйственно-питьевой водопровод со зданием водомерного узла, расположенного по адресу: 193149, Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 118, корпус 1 А.
30.04.2008 Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области зарегистрировано право собственности Общества на большую часть объектов по договору № 9, о чем имеется отметка на договоре.
Кроме того, 31.03.2016 по этому же договору был зарегистрирован самотечный коллектор между КНС 1 и КНС 2 (запись о регистрации 78-78/040-78/078/006/2016- 68/2), расположенный по адресу: <...> сооружение 1 литера А. При регистрации самотечного коллектора, также расположенного на земельных участках, находящихся в государственной собственности, согласие Комитета имущественных отношений не требовалось.
Как следует из технического плана, водопровод со зданием водомерного узла расположен на земельном участке с кадастровым номером 78:12:0006356:1, линейно-протяженный объект (трубопровод) которого отходит от здания с кадастровым номером 78:12:0006356:2005. Указанный объект недвижимости передан по договору аренды 01.06.2022 Обществу для надлежащего водоснабжения с использованием хозяйственно-питьевого водопровода со зданием водомерного узла.
Для устранения причин приостановления Обществом 11.10.2022 были предоставлены дополнительные документы, в частности исправленный технический план, копия договора аренды и пояснительная записка.
Однако, Управление своим уведомлением о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 21.10.2022 № КУВД-001/2022-30473136/3 осуществление действий приостановило до 02.11.2022 по следующим основаниям:
Данное сооружение частично расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 78:12:0006356:2, 78:12:0006356:2095, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, необходимо предоставить согласие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на регистрацию права собственности Общества.
Впоследствии, уведомлением от 21.10.2022 № КУВД-001/2022-30473136/3 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее – Управление) отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на сооружение хозяйственно-питьевой водопровод со зданием водомерного узла по адресу: <...>.
Полагая, что действия регистрирующего органа противоречат закону, поскольку для регистрации ранее возникшего права на линейное сооружение согласие Комитета имущественных отношений не требуется, согласно действующему законодательству, нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций, Общество обратилось в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, а также проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 6 статьи 131 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ).
Частью 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ).
Статьей 27 Федерального закона № 218-ФЗ установлены основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения отнесены к линейным объектам. Водопровод относится к числу подземных трубопроводов и является линейным объектом, следовательно, оформление прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации спорного трубопровода, в силу положений земельного законодательства не требуется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», орган, осуществляющий государственную регистрацию, не вправе истребовать у заявителя документы, необходимые для государственной регистрации, если такие документы (сведения, содержащихся в них), находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Так, в соответствии с пунктами 2, 7.3, 8 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Вместе с тем положения пункта 1 статьи 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» о том, что право регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций, после строительства которых у собственников линейных сооружений права на земельные участки не возникают.
Согласно части 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон № 518-ФЗ конкретизирует, что закон применяется к объектам, на которые документы были оформлены до дня вступления в силу 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права не зарегистрированы в ЕГРП (пункт 3 статьи 5 ФЗ № 518-ФЗ).
Закон о регистрации в статье 69 и Федеральный закон № 518-ФЗ не содержат ограничений по видам объектов недвижимости, в связи с чем, к ранее учтенным объектам недвижимости могут относиться все виды объектов недвижимости, в том числе любые сооружения.
Поскольку Общество регистрирует ранее возникшее право на водопровод со зданием водомерного узла, который является линейно-протяженным объектом, истребование дополнительных документов в виде согласия Комитета имущественных отношений, является недопустимым
Фактическое исполнение обязательств по договору №9 от 28.06.1994 купли-продажи зданий, сетей, сооружений и оборудования КОС в границах г. Санкт-Петербурга (далее - договор) подтверждено продавцом имущества - закрытым акционерным обществом «Племенной завод Приневское» в отзыве на иск (правопредшественник АОЗТ «Племзавод Приневское»).
Согласно письму ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.07.2017 № 10-1604-КЛ «Для сведения и учета в работе» в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе «Заключение кадастрового инженера», а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Закона о недвижимости, пункте 20 Требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана (указанная позиция изложена также в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 № Д23и-2432. На основании вышеизложенных требований действующего законодательства с целью госрегистрации прав и кадастрового учета заявителем предоставлены необходимые документы.
Из технического плана, дополнительно представленного в Управление, усматривается, что в разделе «Заключение кадастрового инженера» содержится дополнительное обоснование выполнения кадастровых работ: «Объект, представленный в данном техническом плане, является объектом капитального строительства, то есть имеет неразрывную связь с землей и его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Данный объект представляет собой хозяйственно-питьевой водопровод -труба (подземный линейный контур) и здание водомерного узла - кирпичное капитальное строение (наземный контур)».
Таким образом, включив в состав технического плана документы, выданные уполномоченными органами, об отсутствии наличия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и технического паспорта сооружения, а также представив дополнительные документы, подтверждающие расположение водопровода на арендованном земельном участке, Заявитель устранил причины, являющиеся основанием для приостановки регистрации Сооружения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2014 года № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в пункте 2 которого указан такой вид объекта, как водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
При этом суд апелляционной инстанции отклонил довод апелляционной жалобы о том, что водопровод построен до принятия постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816, которым утвержден перечень линейных объектов, не требующих разрешение на строительство. Данный довод опровергается договором купли-продажи № 9 от 28.06.1994 и соглашением от 20.03.2008. Согласно схеме, утвержденной по книге № 76 от 19.04.1993, водопровод со зданием водомерного узла располагался в границах заявленной территории, как доказательство существования указанного объекта до 1997 года.
Принимая во внимание, что заявителем в Управление были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности спорного объекта, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что имеется совокупность оснований для признания оспариваемого решения Управления недействительным и удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы арбитражного суда, в связи с чем признаются судом несостоятельными.
По существу доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2023 по делу №А56-108733/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С. Полубехина
Судьи
В.Б. Слобожанина
В.В. Черемошкина