ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-114169/2022 от 08.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 ноября 2023 года

Дело №А56-114169/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Балакир М.В., Нестерова С.А.

при ведении протокола судебного заседания: Зотовой А.И.

при участии: согласно протоколу судебного заседания от 08.11.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19676/2023, 13АП-19678/2023) администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, акционерного общества «Первая Башенная Компания» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2023 по делу № А56-114169/2022 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое

по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»

к 1) публичному акционерному обществу «Мегафон»; 2) акционерному обществу «Первая Башенная Компания».

3-е лицо: администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области

об обязании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (далее – ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Мегафон» (далее – ПАО «Мегафон», Общество, Ответчик) об обязании переместить (вынос или демонтаж) за счет ПАО «Мегафон» объект – вышка оператора мобильной связи, размещенная на земельном участке с кадастровым номером 47:18:0227001:356, расположенная по адресу: Ленинградская область, д.Дуброва, за зону минимальных расстояний магистрального газопровода «Северо-Европейский газаопровод-1» и магистрального газопровода «Северо-Европейский газопровод-2», которая составляет 350 м.

Определением арбитражного суда от 05.04.2023 в качестве соответчика по делу привлечено акционерное общество «Первая Башенная Компания» (далее по тексту - АО «ПБК»).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация).

Решением от 21.04.2023 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области обязал акционерное общество «Первая башенная компания» устранить допущенные нарушения законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов путем перемещения (выноса или демонтажа) объекта: вышка оператора мобильной связи, размещенного на земельном участке c кадастровым номером - 47:18:0227001:356, расположенном по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский муниципальный район, д. Дуброва, за зону минимальных расстояний магистрального газопровода МГ «Северо-Европейский газопровод-1» и МГ «Северо-Европейский газопровод-2», которая составляет 350 м, в течении тридцати дней, за счет ответчика.

Дополнительным решением от 28.04.2023 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал в удовлетворении требования об обязании устранить допущенные нарушения в отношений ПАО «Мегафон».

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, АО «ПБК» и Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов своей апелляционной жалобы АО «ПБК» указывает, что судом первой инстанции не дана оценка того, что вина АО «ПБК» и ПАО «Мегафон» в строительстве антенно-мачтового сооружения на земельном участке с кадастровым номером 47:18:0227001:356 в пределах охранных зон минимальных расстояния до магистральных газопроводов «Северо-Европейский газопровод-1» и «Северо-Европейский газопровод-2» отсутствует.

Кроме того, по мнению АО «ПБК», судом первой инстанции не учтено, что базовая станция является социально-значимым объектом, важной частью инженерной инфраструктуры, обеспечивающей различные сферы жизнедеятельности общества.

В обоснование доводов своей апелляционной жалобы Администрация указывает, что судом первой инстанции неправомерно установлено обстоятельство о том, что ответчик знал или должен был знать о действии ограничений, установленных в связи с расположением принадлежащего ему земельного участка в пределах минимальных расстояний до оси магистрального газопровода, поскольку публичный доступ к сведениям о зонах с особыми условиями использования территории нельзя считать соблюденным.

Кроме того, АО «ПБК» и Администрация в апелляционных жалобах ссылаются на то, что законодателем установлен запрет на снос сооружений, попадающих в зоны с особыми условиями использования территорий, сведения о минимальных расстояний до магистральных газопроводов не были зарегистрированы в Едином государственном реестра недвижимости.

27.07.2023 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от истца поступил отзыв на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов апелляционных жалоб.

03.07.2023 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ПАО «Мегафон» поступил отзыв на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором ПАО «Мегафон» поддержал доводы апелляционных жалоб.

08.11.2023 в судебном заседании представитель АО «ПБК» поддержал доводы, приведенные в своей апелляционной жалобе, представитель истца возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.

Представители ПАО «Мегафон» и Администрации, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

Арбитражный апелляционный суд на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на территории Бокситогорского муниципального района Ленинградской области проходят магистральные трубопроводы высокого давления (далее - МГ), «Северо-Европейский газопровод участок Грязовец-Выборг км386-км436», «Северо-Европейский газопровод-2» и «Грязовец-Ленинград 2 нитка», которые являются опасными производственными объектами стратегического назначения. Магистральные газопроводы в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ) входят в Единую систему газоснабжения (далее - ЕСГ). ЕСГ является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

МГ «Грязовец-Ленинград 2 нитка» км 381-км 433 введен в эксплуатацию на основании Акта государственной приемочной комиссии о приемки в эксплуатацию законченного строительством пускового комплекса газопровода «Грязовец-Ленинград 2 нитка», утвержденный приказом Министерства Газовой промышленности № 193орг/188 от 06.10.1989.

МГ «Северо-Европейский газопровод участок Грязовец-Выборг км386 -км436» введен в эксплуатацию на основании Акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденный распоряжением ОАО «Газпром» № 735 от 29.12.2006.

МГ «Северо-Европейский газопровод-2» км393 - км394 введен в эксплуатацию на основании Акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденный распоряжением ОАО «Газпром» № 830 от 29.12.2012.

Право собственности на МГ «Грязовец-Ленинград 2 нитка» км381 - км433 зарегистрировано за ОАО «Газпром» (свидетельство о госрегистрации права серия 78-АА № 905230 от 09.06.2006).

Право собственности на МГ «Северо-Европейский газопровод участок Грязовец-Выборг км386 - км436» зарегистрировано за ОАО «Газпром» (свидетельство о госрегистрации права серия 47-АБ №383727 от 14.02.2012).

Право собственности на МГ «Северо-Европейский газопровод-2» зарегистрировано за ОАО «Газпром» (свидетельство о госрегистрации права серия 47-АВ № 373329 от 28.03.2014).

17.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись о полном наименовании - Публичное акционерное общество «Газпром», сокращенное наименование ПАО «Газпром».

ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (далее - Истец, Общество) осуществляет эксплуатацию вышеуказанных МГ на основании заключенного с ПАО «Газпром» договора аренды имущества от 29.11.2021 № 01/1600-Д-16/22 (до 19.10.2022)

Истец является газотранспортной организацией согласно Уставным целям и задачам, основной вид деятельности ОКВЭД 49.50.21 «транспортирование по трубопроводам газа». Истец осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на основании лицензии № ВХ-00-014474 от 25.12.2013.

На территории Бокситогоского района Ленинградской области безопасность эксплуатации опасных производственных объектов обеспечивает филиал ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» - Пикалевское линейное производственное управление магистральных газопроводов (далее - Пикалевское ЛПУМГ).

Для эксплуатации линейных объектов заключены долгосрочные договоры аренды земельных (лесных) участков №371 от 14.12.2004, № 799/ДС-2014-12 от 18.12.2014, № 959/ДС-2017-01 от 31.01.2017, №51/17-ЗУ от 05.05.2017, №489-Н от 10.08.2018.

При обследовании участков в зоне минимальных расстояний МГ «Северо-Европейский газопровод участок Грязовец-Выборг км386 - км436», МГ «Северо-Европейский газопровод-2» и МГ «Грязовец-Ленинград 2 нитка км381-км433» на расстоянии 179, 142 и 242 метров от осей газопроводов соответственно, расположена вышка оператора мобильной связи, принадлежащая ПАО «Мегафон».

Указанное строение расположено по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский муниципальный район, д. Дуброва. Вышеуказанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером - 47:18:0227001:356.

По выявленным нарушениям представителями Пикалевского ЛПУМГ составлены Акты осмотра земельных участков, которые были направленны в адрес Главы Администрации Бокситогорского муниципального района с обращением от 29.04.2022 № 12/473.

В полученном ответе Администрации Бокситогорского муниципального района от 25.05.2022 № А-706/2022 указано, что вышка оператора мобильной связи (металлическая мачта сотовой связи) установлена и поставлена на государственный кадастровый учет в 2014 году. Однако, МГ построены и введены в эксплуатацию до момента постановки на кадастровой учет мачты сотовой связи.

В результате реорганизации ПАО «МегаФон» из него было выделено новое юридическое лицо (АО «ПБК»), что подтверждается выпиской из Протокола внеочередного общего собрания акционеров ПАО «МегаФон» от 16.09.2016, листом записи в ЕГРЮЛ от 03.07.2017, ГРН 1177746646197.

В связи с наличием нарушений границ ЗОУИТ на территории д. Дуброва Обществу невозможно обеспечить комплекс мероприятий по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов, а также, реализовать заблаговременно меры предупредительного характера по предотвращению последствий чрезвычайной ситуации техногенного характера, связанных с причинением ущерба третьим лицам, в случае возникновения аварии и (или) инцидента на МГ, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

При реорганизации ПАО «МегаФон» в форме выделения из него АО «ПБК» был составлен передаточный акт от 16.09.2016, согласно которому часть имущества, прав, обязанностей и обязательств в отношении своих кредиторов и должников, включая оспариваемые права и обязательства (в случаях, когда это применимо), которая представляет собой имущество, права, обязанности и обязательства ПАО «МегаФон», возникшие у ПАО «МегаФон» в связи с созданием, владением, пользованием, распоряжением и управлением Объектами инфраструктуры (как этот термин определен ниже и с учетом положений Основных критериев распределения), в том числе, предоставлением прав пользования отдельными Объектами инфраструктуры третьим лицам на возмездной основе, ПАО «МегаФон» передано в АО «ПБК», в том числе и антенно-мачтовое сооружение, размещенное на земельном участке с кадастровым номером: 47:18:0227001:356, расположенном по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский муниципальный район, д. Дуброва.

Согласно пункту 7 Передаточного акта от 16.09.2016 под Объектами Инфраструктуры для целей настоящего Передаточного акта понимаются здания, строения, сооружения, земельные участки, предназначенные для размещения средств, сооружений и линий связи, линии и средства связи, а также иное имущество, включая необходимое для эксплуатации таких объектов, в том числе, но не ограничиваясь, и/или относящееся к следующим подгруппам основных средств по внутреннему классификатору ПАО «МегаФон», с учетом корректировок, которые могут быть внесены на основании Основных критериев распределения: антенно-мачтовые сооружения (в том числе, столбы, мачты, башни, башни на пригрузах, антенные конструкции на кровле), включая оборудование сигнального освещения мачт, ограждения, подъездные пути, дороги.

АО «ПБК» является правообладателем АМС, расположенной по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский муниципальный район, д.Дуброва, с кадастровым номером: 47:18:0227001:356.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.

По территории Бокситогорского муниципального района Ленинградской области проходят магистральные трубопроводы высокого давления (далее - МГ), «Северо-Европейский газопровод участок Грязовец-Выборг км386-км436», «Северо-Европейский газопровод-2» и «Грязовец-Ленинград 2 нитка», которые являются опасными производственными объектами стратегического назначения. Магистральные газопроводы в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ) входят в Единую систему газоснабжения (ЕСГ). ЕСГ является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Одним из основных принципов обеспечения безопасности объектов топливноэнергетического комплекса (далее – ТЭК), закреплённых статьей 4 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон № 256-ФЗ), является взаимодействие субъектов топливноэнергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон №116-ФЗ) в целях нормальной работоспособности опасного производственного объекта, эксплуатирующая организация, в данном случае истец, обязана осуществлять комплекс мер, связанных с ремонтом и обслуживанием газопровода/объекта ЕСГ, кроме того, принимать меры по недопущению, предотвращению возникновений возможных аварий и катастроф.

В зоне минимальных расстояний МГ «Северо-Европейский газопровод участок Грязовец-Выборг км 386 – км 436», МГ «Северо-Европейский газопровод-2» и МГ «Грязовец-Ленинград 2 нитка км 381 - км 433» на расстоянии 179, 142 и 242 метров от осей газопроводов соответственно расположена вышка оператора мобильной связи, принадлежащая ПАО «Мегафон», находящаяся по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский муниципальный район, д.Дуброва. Вышеуказанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером - 47:18:0227001:356.

Абзац второй статьи 1 Закон №116-ФЗ определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов (далее - ОПО), как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий. Согласно пункту 1 статьи 2 Закона №116-ФЗ, а также приложению 1 к данному Закону ОПО являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 06 октября 2015 года №2318-0, регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми, актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.

Довод апелляционных жалоб о том, что законодателем установлен запрет на снос сооружений, попадающих в зоны с особыми условиями использования территорий, сведения о минимальных расстояний до магистральных газопроводов не были зарегистрированы в Едином государственном реестра недвижимости, а также ссылка Администрации на то, что публичный доступ к сведениям о зонах с особыми условиями использования территории нельзя считать соблюденным, отклонены апелляционным судов на основании следующего.

Факт нахождения указанных газопроводов в указанном районе подтверждается двухсторонними актами проверки нанесения трасс газопроводов на районные карты землепользователей, подписанными представителями администрации Бокситогорского муниципального района и ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

Во исполнение пункта 1.4 «Правил охраны магистральных трубопроводов» (далее - Правила) ежеквартально ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» публикует в местных газетах и посредством радиовещания информацию о прохождении магистральных газопроводов, о зонах с особыми условиями использования территории и о запрете проводить определенные действия в данных зонах.

Согласно пункту 3.1 Правил трассы трубопроводов обозначаются на местности опознавательными знаками и оформлены совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователя.

Совместно с администрацией Бокситогорского района были составлены Акты проверки нанесения на карты района трасс газопроводов и других объектов ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» с указанием ограничений в охранных зонах и зонах минимальных расстояний, датированные 2012-2014гг., соответственно, на момент строительства спорной АМС администрация Бокситогорского района имела достоверную информацию о нахождении магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» и зонах с особыми условиями использования территорий.

На основании, вышеизложенного и в соответствии со статьей 37 Закона №342-ФЗ ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» публичный доступ к сведениям о зонах с особыми условиями использования территории и границах таких зон был обеспечен в полном объеме.

Согласно статье 104, пункту 25 статьи 105 Земельного Кодекса Российской Федерации (Глава XIX введена Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ) в целях защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства устанавливается зона с особыми условиями использований территорий (далее – ЗОУИТ), в данном случае, зона минимальных расстояний от магистрального газопровода.

Часть 2 статьи 104 Земельного Кодекса Российской Федерации закрепляет, что в границах ЗОУИТ запрещается размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, а также, запрещается использование земельных участков для осуществления видов деятельности, которые не совместимы с целями установлениями ЗОУИТ.

Как следует из материалов дела, согласно пункту 7.15 СП 36.13330.2012 расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.

Зона минимального расстояния для типа (категории) данных газопроводов, составляет не менее 350 метров от оси газопровода в каждую сторону для МГ «Северо-Европейский газопровод» - 1,2 нитки и не менее 300 метров от оси газопровода в каждую сторону для МГ «Грязовец-Ленинград» - 2 нитка.

Строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, является существенным нарушением строительных норм и правил, а также норм действующего законодательства (ст.ст. 40, 87 ЗК РФ).

В пункте 27 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если здание возведено в границах зоны с особыми условиями использования территории, которая установлена и границы которой установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и размещение или использование (назначение) такого здания не соответствует ограничениям использования земельных участков, установленным в границах указанной зоны в целях охраны жизни граждан или в целях обеспечения безопасной эксплуатации объектов капитального строительства, для охраны которых установлена указанная зона, собственники здания уведомляются в письменной форме о том, что такое здание, подлежит сносу, с указанием оснований для сноса.

Императивное требование о запрете строить здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией закреплено статьей 28 Закона №69-ФЗ.

Согласно пункту 24 статьи 106 Земельного Кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Действующим законодательством предусмотрен переходный период применения указанной нормы, так, в соответствие частью 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» (далее - Закон №342-ФЗ) до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости.

Верховный суд РФ при рассмотрении вопроса о правовом режиме охранных зон и минимальных расстояний до объектов трубопроводного транспорта указал, что вышеуказанные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и в силу действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон (Решение ВС РФ от 18.09.2013 АКПИ 13-851).

Также, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении №2318-О от 06.10.2015 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Осиповой Людмилы Владиславовны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, части шестой статьи 28 и частью четвертой статьи 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации») указанные ограничения являются нормативно (законодательно) обоснованными, действуют непосредственно с момента создания объекта и ввода его в эксплуатацию и являются обязательными для исполнения, что закреплено правовой позицией.

Суд апелляционной инстанции отклонил ссылку Администрации о том, что обслуживание антенно-мачтового сооружения не требует постоянного нахождения людей, ввиду того, что размещение или использование (назначение) такого объекта не обеспечивает его безопасную эксплуатацию.

В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку и снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ). Согласно правовой позиции, изложенной в Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №309-ЭС16-5381, размещение объектов недвижимости вблизи газопровода, который является источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью людей и препятствует эксплуатации опасного объекта.

Таким образом, охранные зоны и зоны минимальных расстояний газопроводов устанавливаются и действуют с момента ввода газопроводов в эксплуатацию, отсутствие информации о внесение в государственную информационную систему сведений о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения является фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления. Минимальное расстояние считается установленным в силу нормы права и независимо от наличия сведений о такой зоне в государственной информационной системе.

До введения Федеральным законом от 03.08.2018 №342-ФЗ в Земельный Кодекс Российской Федерации Главы XIX Зоны с особыми условиями использования территорий, законодательный запрет на размещение объектов, зданий, сооружений в пределах зоны минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения (необходимость получения соответствующего разрешения) был установлен следующими нормативными правовыми актами (далее – НПА):

- Строительными нормами и правилами II-Д.10-62 «Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования. Часть II, раздел Д Глава 10» (таблица 3), (далее – СНиП) утвержденными Государственным комитетом по делам строительства СССР от 12.04.1963 (далее - Госстрой СССР);

- СНиП II-45-75 «Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования» (таблица 5), утвержденными постановлением Госстроя СССР от 29.08.1975 № 142;

- Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 № 341 (пункт 23);

- Положением о землях транспорта, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 № 24 (пункт 11);

- Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 6 статьи 90);

Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику предоставлена возможность устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения. Аналогичным правом обладают также лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом по основанию, предусмотренному договором (статья 305 ГК РФ). Такой иск подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Магистральные газопроводы относятся к объектам повышенного риска. Возможными опасными факторами нарушения режима зон минимальных расстояний ОПО, являются разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта, возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара, взрыв газовоздушной смеси, обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок, пониженная концентрация кислорода, задымление, токсичность продукции.

Поскольку при возведении сооружения не соблюдены требования по безопасной эксплуатации сооружения, в части расположения относительно магистрального газопровода, данное обстоятельство является источником потенциальной угрозы жизни и здоровью людей при последующей эксплуатации объекта.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы арбитражного суда, в связи с чем признаются судом несостоятельными.

По существу доводы заявителей апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2023 по делу №А56-114169/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

М.В. Балакир

С.А. Нестеров