ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
12 сентября 2023 года
Дело №А56-124696/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Пивцаева Е.И., Ракчеевой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ворониной Е.Ю.,
при участии:
от заявителя: генеральный директор ФИО1 по паспорту;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21917/2023) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2023 по делу № А56-124696/2022 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Альянс»
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченного органа,
о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Альянс (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету имущественный отношений Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Комитет):
- о признании незаконным решения Комитета от 20.10.2022 № 05-26-89138/22-0-6 об отказе в выкупе земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава, Киевская ул., земельный участок 32б, площадью 9 909 кв.м, кадастровый номер 78:14:0007521:4214;
- об обязании Комитета в срок не позднее 10 (десяти) дней с момента принятия судебного акта по настоящему делу принять решение о выкупе земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава, Киевская ул., земельный участок 32б, площадью 9.909 кв.м, кадастровый номер 78:14:0007521:4214 и заключении договора купли-продажи земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава, Киевская ул., земельный участок 32б, площадью 9.909 кв.м, кадастровый номер 78:14:0007521:4214.
Впоследствии Общество уточнило заявление, просило:
- признать незаконным решение Комитета от 20.10.2022 № 05-26-89138/22-0-6 об отказе в выкупе земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава, Киевская ул., земельный участок 32б, площадью 9.909 кв.м, кадастровый номер 78:14:0007521:4214,
- обязать Комитет совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации, а именно: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007521:4214 площадью 9.909 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава, Киевская ул., земельный участок 32б, в трех экземплярах и их подписание, а также направить подписанные проекты договора купли-продажи для подписания в Общество в срок не позднее 10 (десяти) дней с момента принятия судебного акта по настоящему делу.
Уточнения заявленных требований приняты судом в порядке, предусмотренном статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением суда от 03.05.2023 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы Комитет ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения на момент его принятия Комитетом и недоказанности Комитетом факта того, что участок располагался в границах территории для размещения линейного объекта регионального значения, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права. Как указывает Комитет, то обстоятельство, что распоряжение КГА от 26.04.2021 № 1-11-155 в дальнейшем было отменено КГА распоряжением от 23.01.2023 № 1-19-3, не может являться основанием для признания незаконным решения Комитета, принятого 20.10.2022. Также, по мнению Комитета, отсутствует в спорной ситуации и нарушение оспариваемым решением Комитета от 20.10.2022 прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которое в связи с отменой 23.01.2023 распоряжения КГА от 26.04.2021 № 1-11-155 вправе было обратиться в Комитет с соответствующим заявлением.
От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный к материалам дела, согласно которому заявитель просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании заявитель поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды земельного участка от 07.08.2003 №12/ЗД-01607, заключенного между Комитетом по управлению городским имуществом (арендодатель) и открытым акционерным обществом «Ленэнерго» (арендатор) последнему во временное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 78:14:0007521:22 общей площадью 24.961 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Киевская ул., д. 32, лит Б.
Договор аренды заключен на срок до 04.08.2048.
В дальнейшем, с учетом дополнительного соглашения от 07.08.2003 (номер государственной регистрации 78-78-01/0136/2008-089 от 07.08.2003), заявления о государственной регистрации переуступки права аренды на недвижимое имущество от 13.11.2019 №78/061/038/2019-243, права и обязанности арендатора земельного участка перешли к Обществу.
На основании распоряжения Комитета от 13.05.2022 №1027-РЗК путем раздела земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007521:22 образован испрашиваемый Обществом участок.
На участке расположен объект недвижимого имущества — нежилое здание с кадастровым номером 78:14:0007521:4209 общей площадью 8.915,7 кв.м, этажность: 4, входящее в состав Единого недвижимого комплекса - производственного предприятия по проведению испытаний опытных промышленных образцов электроремонтного оборудования, кадастровый номер 78:14:0007521:4201, назначение: нежилое, по адресу: Санкт-Петербург, Киевская ул., д. 32, принадлежащего на праве собственности Обществу (запись регистрации права от 03.03.2021г. № 78:14:0007521:420178/011/2021-1).
В свою очередь, Единый недвижимый комплекс располагается на трех земельных участках (78:14:0007521:4214, 78:14:0007521:4215, 78:14:0007521:4213), образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007521:22.
Общество 16.09.2022 обратилось в Комитет с заявлением (вх. КИО от 16.09.2022 № 05-26-89138/22-0-0) с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007521:4214 общей площадью 9.909 кв.м.
Комитет письмом от 20.10.2022 № 05-26-89138/22-0-6 отказал в выкупе участка, указав, что участок частично расположен в границах территории, в отношении которой на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 26.04.2021 №1-11-155 Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга осуществляет подготовку документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения «Транспортная развязка на пересечении Лиговского пр. и Воздухоплавательной ул. с подключением к существующей улично-дорожной сети».
Полагая, что решение Комитета об отказе в выкупе участка не основано на нормах законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, удовлетворил заявление.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, по общему правилу, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрены случаи продажи земельных участков без проведения торгов. В таком порядке, в частности, осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ при рассмотрении заявления о предоставлении участка уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие предусмотренных статьей 39.16 того же Кодекса оснований для отказа в предоставлении земельного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Пунктом 2.9.2 Административного регламента Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по принятию решений о предоставлении в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, и на которых расположены здания, сооружения, правообладателям (собственникам и владельцам -обладателям права хозяйственного ведения и(или) оперативного управления) таких зданий, сооружений, помещений в них, утвержденному распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 28.02.2018 № 15-р (далее - административный регламент), также определен исчерпывающий перечень случаев, при которых Комитет принимает решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
В силу статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1), если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление собственникам зданий, строений, сооружений исключительного права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Исключительность права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, и никто, кроме собственника объекта, не вправе приобрести соответствующий земельный участок.
Отказывая Обществу в выкупе Участка, Комитет указал на то, что спорный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 26.04.2021г. №1 -11-155 Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга осуществляет подготовку документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения «Транспортная развязка на пересечении Лиговского пр. и Воздухоплавательной ул. с подключением к существующей улично-дорожной сети».
Данное обстоятельство, по мнению Комитета, подтверждается заключениями Комитета по градостроительству и архитектуре от 30.09.2022 №01-39-5-10930/22 и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга от 13.10.2022 № 01-13-14768/22-0-1.
Вместе с тем, на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции документ территориального планирования находился на стадии проектирования, не направлен в уполномоченный орган на проверку в порядке требований Закона Санкт-Петербурга от 22.01.2015 №4-5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или ее отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга», не готов для предоставления на рассмотрение на публичных слушаниях или общественных обсуждениях в порядке, установленном законодательством Санкт-Петербурга.
Кроме того, распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре от 26.04.2021 №1-11-155 «О подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения «Транспортная развязка на пересечении Лиговского пр. и Воздухоплавательной ул. с подключением к существующей улично-дорожной сети», на которое сослался Комитет в обоснование отказа в выкупе участка, отменено распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 23.01.2023 г. № 1-19-3.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости и данным, размещенным в геоинформационной системе Санкт-Петербурга (https://rgis.spb.ru), содержащая информацию об объектах недвижимости и объектах землеустройства на территории Санкт-Петербурга. Доказательств того, что испрашиваемый участок является изъятым или ограниченным в обороте, Комитетом не представлено, из выписки это также не следует. Не подтверждают материалы дела и то обстоятельство, что земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда и не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2023 по делу № А56-124696/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.Б. Слобожанина
Судьи
Е.И. Пивцаев
М.А. Ракчеева