ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-130293/2022 от 26.09.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 сентября 2023 года

Дело №

А56-130293/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,

при участии от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Симакова П.В. (доверенность от 14.04.2023), от федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Дзюбенко Т.И. (доверенность от 02.08.2023), от Министерства обороны Российской Федерации Дербиняна А.К. (доверенность от 20.01.2023),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу № А56-130293/2022,

у с т а н о в и л:

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее – Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее – Учреждение), об обязании в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке обеспечить установку информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия регионального значения ансамбль «Комплекс зданий Петербургского Николаевского военного госпиталя», расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 63, лит. З, Л, Р, А, У; установлении размера денежных средств, подлежащих взысканию с Учреждения в случае неисполнения решения суда в установленный решением срок, равного 100 000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее – Министерство).

Решением от 27.03.2023 на Учреждение возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке обеспечить установку на объекте культурного наследия регионального значения информационных надписей и обозначений; установлена судебная неустойка в размере 1000 руб. в месяц; с Учреждения в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. государственной пошлины по иску.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 данное решение изменено в части распределения обязанностей по уплате государственной пошлины по иску; из резолютивной части решения исключен абзац третий, согласно которому с Учреждения в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. государственной пошлины по иску; в остальной части решение оставлено без изменения.

Учреждение в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права. По мнению подателя жалобы, на Учреждение не может быть возложена обязанность провести соответствующие работы в отношении объекта культурного наследия, поскольку в соответствии с уставом Учреждения оно не уполномочено осуществлять подобную деятельность, не имеет для этого необходимых финансовых и кадровых ресурсов.

Министерство в кассационной жалобе просит отменить те же судебные акты, также полагая, что Учреждение не наделено полномочиями по проведению необходимых работ на объекте культурного наследия, при рассмотрении дела суды не учли организационную структуру Министерства и наделение специальными полномочиями его структурных подразделений.

Комитет в отзыве на кассационные жалобы просит оставить их без удовлетворения, считая выводы судов по существу спора правильными.

В судебном заседании представители Учреждения и Министерства поддержали кассационные жалобы, подтвердив приведенные в жалобах доводы. Представитель Комитета против удовлетворения жалоб возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Комитета от 13.11.2015 № 10-527 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения включен ансамбль «Комплекс зданий Петербургского Николаевского военного госпиталя», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 63, лит. З, Л, Р, А, У, в состав которого входят, в том числе, следующие объекты культурного наследия регионального значения:

– «Сушильный корпус», 1837-1840 гг., лит. А, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0111901:1029;

– «Аптечный флигель», 1838-1840 гг., лит. Л, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0111901:1033;

– «Сад в курдонере Главного корпуса», конец 1830-х гг., лит. З, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0111901:6;

– «Ограда курдонера Главного корпуса», 1836 г., лит. З, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0111901:6;

– «Сад перед северным фасадом Аптечного флигеля», 1870-е гг., лит. Л, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0111901:6;

– «Прачечный корпус», 1837-1840 гг., лит. Р;

– «Сад перед восточным фасадом Главного корпуса», 1870-е гг., лит. З, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0111901:6;

– «Сад перед западным фасадом Главного корпуса», 1870-е гг., лит. З, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0111901:5;

– «Главный корпус», 1835-1840 гг., лит. З.

Указанные объекты и земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, объекты переданы Учреждению в оперативное управление, земельные участки закреплены за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Распоряжением Комитета от 04.12.2015 № 10-583 определен предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс зданий Петербургского Николаевского военного госпиталя» согласно приложению.

Распоряжениями от 28.02.2019 № 07-19-74/19, от 07.03.2019 № 07-19-88/19, 07-19-89/19, от 28.03.2019 № 07-19-122/19, от 27.03.2019 № 07-19-116/19, от 01.03.2019 № 07-19-76/19, 07-19-75/19, от 11.02.2019 № 07-19-50/19, от 11.02.2019 № 07-19-49/19 утверждены охранные обязательства собственника и (или) иного законного владельца в отношении перечисленных выше объектов соответственно, входящих в состав объекта культурного наследия «Комплекс зданий Петербургского Николаевского военного госпиталя». Подпунктом 1 пункта 1 части 25 раздела 6 охранных обязательств предусмотрена обязанность собственника или иного законного владельца объекта в установленном порядке обеспечить установку на объектах информационных надписей и обозначений в течение 36 месяцев с момента утверждения охранного обязательства.

По результатам проведенных в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) мероприятий по систематическому наблюдению за соблюдением обязательных требований в отношении объектов культурного наследия установлено, что предусмотренные охранными обязательствами требования в части установки информационных надписей и обозначений на объектах не исполнены (акты Комитета от 20.09.2022, от 12.10.2022, от 27.09.2022).

Комитет, ссылаясь на невыполнение Учреждением в нарушение охранных обязательств работ по установке информационных надписей и обозначений на объектах, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды, установив, что спорные объекты входят в состав объекта культурного наследия регионального значения и в отношении данных объектов уполномоченным органом утверждены охранные обязательства, однако требования охранного обязательства в части выполнения работ по установке информационных надписей и обозначений не выполнены, правомерно в соответствии со статьями 27, 33, 47.6 Закона № 73-ФЗ возложили на Учреждение, за которым соответствующие объекты закреплены на праве оперативного управления, а земельные участки – на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязанность обеспечить выполнение соответствующих работ.

Довод подателей жалоб об отсутствии у Учреждения исходя из его устава полномочий на осуществление соответствующих работ подлежит отклонению, поскольку в силу пункта 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением. Функциональное распределение обязанностей в отношении имущества, находящегося в ведении Министерства, между его различными структурными подразделениями и подведомственными ему учреждениями и предприятиями не влияет на определение надлежащего ответчика в данном случае.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит выводы судов по существу спора правильными.

Поскольку решение суда было изменено апелляционным судом в части судебных расходов, исходя из статей 180, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оставить в силе постановление апелляционного суда.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу № А56-130293/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий

И.В. Сергеева

Судьи

А.В. Кадулин

Т.И. Сапоткина