ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
21 января 2024 года
Дело №А56-19906/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: предсст. ФИО2 – доверенность от 17.02.2023 (до перерыва)
от заинтересованного лица: предст. ФИО3 – доверенность от 28.12.2022 (до и после перерыва)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29893/2023) товарищества собственников недвижимости «Культуры 29/1» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2023 по делу № А56-19906/2023 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению товарищества собственников недвижимости «Культуры 29/1»
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Петербургская эксплуатационная компания – 1»
об оспаривании
установил:
Товарищество собственников недвижимости «Культуры 29/1» (далее – заявитель, Товарищество, ТСН «Культуры 29/1») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – ГЖИ Санкт-Петербурга, Инспекция) при невнесении изменений в реестр информации о способах управления многоквартирными домами в отношении многоквартирного дома № 29 корпус 1 лит. А по проспекту Культуры в г.Санкт-Петербурге, об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения, исключив многоквартирный дом, расположенный по адресу: 195276, Санкт-Петербург, пр. Культуры, д.29, корп. К лит. А, как находящийся под управлением общества с ограниченной ответственностью «Петербургская эксплуатационная компания - 1», из реестра информации о способах управления многоквартирными домами в ГИС ЖКХ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Петербургская эксплуатационная компания - 1» (далее – ООО «ПЭК-1»).
Решением суда от 13.07.2023 в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Товарищество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 13.07.2023, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Товариществом были представлены в материалы дела доказательства представления в Инспекцию с заявлением (вх. № 08-11-3258/22-0-0 от 20.02.2023) всего комплекта документов, предусмотренного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр, в том числе в Инспекцию был представлен Устав ТСН «Культуры 29/1» и скриншот страницы сайта ГИС ЖКХ, подтверждающий размещение копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом.
В судебном заседании 05.12.2023 представитель Товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
ООО «ПЭК-1» извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании 05.12.2023 был объявлен перерыв до 16 час. 20 мин. 12.12.2023, после перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя Инспекции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, лит. А (далее – МКД) от 15.02.2023 №01/2023 общим собранием собственников принято решение о выборе (подтверждении выбора) в качестве способа управления ТСН «Культуры 29/1».
16.02.2023 Товарищество почтовым отправлением направило в Инспекцию заявление от 15.02.2023 об изменении способа управления МКД (вх. № 08-11-3258/22-0-0 от 20.02.2023), протокол общего собрания собственников помещений от 15.02.2023 № 01/2023, уведомление ООО «ПЭК-1» об изменении способа управления с доказательствами его направления, реестры собственников помещений МКД, в том числе принявших участие в голосовании, решения собственников помещений, скриншот размещения протокола общего собрания от 15.02.2023 № 01/23 в ГИС ЖКХ.
По результатам рассмотрения заявления и документов Товарищества Инспекцией составлено заключение от 07.03.2023, в котором указано, что представленные ТСН «Культуры 29/1» заявление и приложенные к нему документы не соответствуют условиям пункта 5 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр (далее - Порядок № 938/пр), а именно:
- в нарушение подпункта «д» пункта 3 Порядка № 938пр к заявлению не приложена копия устава ТСН «Культуры 29/1»; не приложены сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом в ГИС ЖКХ;
- в нарушение части 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в МКД зарегистрировано ТСН «Культуры 29/1» (ИНН <***>) и ТСЖ «Культуры 29/1» (ИНН <***>);
- в нарушение подпункта «в» пункта 5 Порядка № 938/пр сведения о МКД размещены в разделе Реестра, содержащем перечень адресов многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат ООО «ПЭК-1» (ИНН <***>); заявлений о внесении изменений в Реестр в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом от ООО «ПЭК-1» в Инспекцию не поступало.
Распоряжением ГЖИ Санкт-Петербурга от 07.03.2023 № 620-рд отказано во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербург в связи с несоответствием заявления и документов требованиям пункта 5 Порядка № 938/пр, а именно:
- подпункту «а» пункта 5 Порядка № 938/пр, к заявлению о внесении изменений в Реестр не приложена копия устава ТСН «Культуры 29/1»; прилагаемые к заявлению документы не содержат сведений о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом в ГИС ЖКХ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Товарищества в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества и отмены решения суда от 13.07.2023 в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в числе прочих в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В части 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр (далее - Порядок № 938/пр), определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка № 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в том числе,
- в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ на основании уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
Указанное уведомление должно содержать сведения, указанные в пункте 2 Порядка № 938/пр.
При этом в силу подпункта «д» пункта 3 Порядка № 938/пр в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с выбором способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом к заявлению (уведомлению) должны быть приложены следующие документы:
- сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора;
- сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о дате начала управления многоквартирным домом в системе;
- копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Порядка № 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 8 Порядка № 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Согласно пункту 9 Порядка № 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В рассматриваемом случае распоряжением ГЖИ Санкт-Петербурга от 07.03.2023 № 620-рд отказано во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербург по заявлению ТСН «Культуры 29/1» в связи с несоответствием заявления и документов требованиям пункта 5 Порядка №938/пр, а именно:
- подпункту «а» пункта 5 Порядка № 938/пр, к заявлению о внесении изменений в Реестр не приложена копия устава ТСН «Культуры 29/1»; прилагаемые к заявлению документы не содержат сведений о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом в ГИС ЖКХ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что вопреки доводам Инспекции Товариществом с заявлением от 15.02.2023 был представлен Устав ТСН «Культуры 29/1», что подтверждается описью почтового отправления с идентификатором 19000071125334 (л.д.14).
Вместе с тем, как обоснованно установлено Инспекцией, в нарушение подпункта «д» пункта 3 Порядка № 938/пр Товариществом не были представлены сведения о размещении в ГИС ЖКХ копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом.
Товариществом представлены в Инспекцию и в материалы дела сведения о размещении в ГИС ЖКХ протокола общего собрания собственников помещений МКД от 15.02.2023 № 01/2023 (л.д.31, 57-62). Однако протокол общего собрания собственников помещений МКД от 15.02.2023 № 01/2023 о выборе способа управления не является протоколом общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом, поименованным в абзаце третьем подпункте «д» пункта 3 Правил № 938/пр.
Таким образом, Инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что заявление Товарищества и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям подпункта «д» пункта 3 Правил № 938/пр, что в свою очередь свидетельствует о несоблюдении требований подпункта «а» пункта 5 Правил №938/пр.
При таких обстоятельствах, установив несоответствие заявления и документов, представленных ТСН «Культуры 29/1», требованиям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Порядка № 938/пр, Инспекция правомерно приняла решение, оформленное распоряжением от 07.03.2023 № 620-рл, об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербург.
Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Товариществом требований.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества и отмены решения суда от 13.07.2023 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат оставлению на подателе жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату Товариществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 июля 2023 года по делу № А56-19906/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости «Культуры 29/1» - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников недвижимости «Культуры 29/1» из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 31.07.2023 №148.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.И. Денисюк
Судьи
Л.В. Зотеева
Н.И. Протас