ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-23502/17 от 24.10.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 октября 2017 года

Дело № А56-23502/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Сотова И.В.

судей  Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Панковой Н.А.

при участии: 

от истца: не явился, извещен

от ответчика: представитель ФИО1 по доверенности №10 от 06.03.2017г.

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-21492/2017 )  СОСО "Строительный ресурс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2017 по делу № А56-23502/2017(судья Лилль В.А.), принятое
по иску ООО "Энергия"

к СОСО "Строительный ресурс"
3-е лицо: Союз "Уральское объединение строителей"

об обязании перечислить денежные средства компенсационного фонда,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Энергия» (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Союзу организаций строительной отрасли «Строительный ресурс» (далее - Союз), об обязании Союза перечислить средства компенсационного фонда в размере 300 000 рублей в пользу Союза "Уральское объединение строителей".

Решением суда от 13.07.2017г. заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции,Союз организаций строительной отрасли «Строительный ресурс» обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы ответчик указал, что в Союз не были представлены документы, подтверждающие соблюдение истцом процедуры прекращения членства, установленной Положением, в частности истец не представил оригинал или нотариально заверенную копию решения учредителя (участников) Общества о намерении прекратить членство в Союзе к уведомлению о добровольном прекращении членства в целях последующего перехода в другую саморегулируемую организацию, что противоречит принятому Положению, утвержденному внеочередным Общим собранием членов Союза.При этом, ответчик полагает, что сведения, размещенные в ЕГРЮЛ, не являются безусловным доказательством подтверждения полномочий лица действовать от имени юридического лица и могут не соответствовать действительности, в связи с несвоевременностью их внесения. Вместе с тем, предоставление с уведомлением полного комплекта документов в соответствии с Положением не  лишает истца права в любой момент добровольно выйти из саморегулируемой организации при соблюдении правил процедуры прекращения членства в Союзе, утвержденных в Союзе и добровольно принятых на себя обязательств по их соблюдению при вступлении в члены Союза. Помимо указанного, истец вступил в члены Ассоциации до прекращения членства в Союзе, что, по мнению ответчика, нарушает порядок перехода в другую СРО и исключает возможность и законные основания для перечисления Союзом рассматриваемого взноса в новую СРО. Кроме того, ответчик указывает, что истец исключен из состава членов Союза  ввиду установления факта наличия у истца свидетельства о допуске к тому же виду работ, выданному другой СРО (Протокол №1446 от 03.02.2017г., который в судебном порядке не оспорен), в связи с чем утратил право на перечисление в новую СРО 300 000 руб. средств компенсационного фонда, доказательств внесения которых истцом не представлено.

Истец и третье лицо в заседание апелляционного суда не явились, однако о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, а равно как считаются они извещенными и в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в пункте 5 постановления от 17.02.2011 г. № 12, и при соблюдении требований абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ), в связи с чем и в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело (апелляционная жалоба) рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании ответчик доводы жалобы поддержал.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, установлено судом,с 16.02.2012г. истец являлся членом Союза.

28.11.2016г. истец направил в адрес Союза уведомление о добровольном прекращении с 30.11.2016г. членства с последующим переходом в другую саморегулируемую организациюпо месту своей регистрации.

В ответ на вышеуказанное уведомление ответчик в письме-ответе от 29.11.2016г.  №4094/СР указал, что Союз 28.10.2016г. на общем собрании членов принял Положение «О прекращении членства в Союзе организаций строительной отрасли «Строительный ресурс» (в рамках реализации ФЗ от 03.07.2016 №372-ФЗ), в соответствии с пунктом 4.3 которого к уведомлению о выходе из Союза с целью перехода в другую СРО по месту своей регистрации должны быть приложены следующие документы: оригинал документа, подтверждающего полномочия лица, его подписавшего (на дату подачи Уведомления); заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие достоверность представленных ранее членом союза документов для подтверждения соответствия требованиям к выдаче свидетельства о допуске к работам, и находящихся в деле такого члена Союза (на дату подачи Уведомления); оригинал или нотариально заверенная копия решения учредителей (участников) юридического лица - члена Союза о намерении прекратить членство в Союзе с целью перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации; заверенные надлежащим образом копии платежных документов члена Союза, подтверждающие оплату взноса в компенсационный фонд Союза, членских, вступительных и прочих взносов за весь период членства (на дату подачи Уведомления); заверенный надлежащим образом акт сверки взаиморасчетов между членом Союза и Союзом (на дату Уведомления).

Протоколом от 06.12.2016г. истец был принят в члены Союз "Уральское объединение строителей".

Ссылаясь на переход в другую СРО и указав, что средства компенсационного фонда ответчиком не были перечислены на счет третьего лица, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно части 5 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №191-ФЗ) в редакции Федерального закона №372-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации, в срок не позднее 1 декабря 2016 года обязаны письменно уведомить такую организацию (далее - Уведомление):

1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;

2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с частью 6 статьи 3.3 Федерального закона №191-ФЗ членство лиц, указанных в пункте 1, прекращается с даты, указанной в таком Уведомлении, но не позднее 1 июля 2017 года.

В части 2 статьи 3.3 Федерального закона указано, что под саморегулируемой организацией в настоящей статье понимается саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее в настоящей статье - саморегулируемая организация).

В части 3 статьи 3.3 Федерального закона №191-ФЗ указано, что с 01.10.2017г. орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в следующих случаях:

1) некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, не представила в орган надзора за саморегулируемыми организациями документы, подтверждающие соответствие такой некоммерческой организации требованиям, установленным частями 1-4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

2) членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением иностранных юридических лиц, а также случая, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует зарегистрированная в установленном законом порядке саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 3.3 Федерального закона №191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, не выразившие в установленный частью 5 настоящей статьи срок намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 1 июля 2017 года.

Таким образом, в случае если членом саморегулируемой организации не будет подано уведомление о намерении добровольно прекратить членство, срок подачи которого установлен до 01.12.2016г., саморегулируемая организация в силу вышеуказанных положений будет исключать с 01.07.2017г. своих членов, не зарегистрированных в том же субъекте, что и саморегулируемая организация.

При этом для лиц, направивших уведомление о добровольном прекращении членства в целях последующего перехода в саморегулируемую организацию по месту регистрации, частью 13 статьи 3.3 Федерального закона №191-ФЗ в редакции Федерального закона №372-ФЗ предусмотрено право подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено, на перечисление своего взноса в компенсационный фонд в ту саморегулируемую организацию, в которую они переходят.

В таком случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления указанного заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации по месту регистрации.

Как видно из материалов дела, в соответствии с указанными нормами закона истец направил в адрес ответчика уведомление о добровольном прекращении членства в Союзе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию.

Обосновывая возможность отказа в принятии такого уведомления, Союз сослался на принятое 28.10.2016г. на внеочередном общем собрании членов Союза Положение о прекращении членства в Союзе (протокол внеочередного общего собрания членов Союза от 28.10.2016г. №18), в пункте 4.3 которого предусмотрено приложение к Уведомлению следующих документов, которые не были представлены истцом, в частности: оригинал или нотариально удостоверенная копия решения учредителей (участников) юридического лица - члена Союза о намерении прекратить членство в Союзе с целью перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации.

Однако предоставление вместе с уведомлением вышеуказанных документов не предусмотрено нормами Федерального закона №191-ФЗ.

При этом, в силу положений статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - саморегулируемая организация), обязана разработать и утвердить:

1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.

Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить:

1) стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;

2) правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.

Документы саморегулируемой организации не должны:

1) противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов;

2) противоречить целям, указанным в части 1 статьи 55.1 настоящего Кодекса;

3) устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;

4) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.

Ни положениями статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ни какими-то иными нормами данного Кодекса на саморегулируемые организации не возложена обязанность по разработке указанного в Федеральном законе №191-ФЗ порядка уведомления саморегулируемой организации о намерении добровольно прекратить членство.

Данный порядок носит исключительно уведомительный характер, не предполагающий каких-либо дополнительных проверок. При необходимости и наличии сомнений в актуальности имеющейся у саморегулируемой организации сведений ею могут быть соответствующие сведения запрошены у члена СРО, представившего уведомление.

Учитывая, что в рассматриваемом случае воля истца о добровольном прекращении членства в Союзе, в связи с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию выражена надлежащим образом, правовых оснований для удержания ответчиком денежных средств, перечисленных Обществом в компенсационный фонд Союза, не имелось. При этом внесение истцом денежных средств в компенсационный фонд ответчик не опроверг.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для перечисления взноса, поскольку истец нарушил порядок перехода в другую СРО (вступил в члены Ассоциации до прекращения членства в Союзе) подлежат отклонению. Напротив, из материалов дела усматривается обратное - истец сначала уведомил ответчика о добровольном прекращении с 30.11.2016г. членства с последующим переходом в другую СРО заявлением от 28.11.2016г. и только после указанной даты был принят в члены Союза "Уральское объединение строителей", что подтверждается Протоколом от 06.12.2016г.

Также подлежат отклонению доводы ответчика об исключении истца из состава членов Союза в связи с установлением факта наличия у истца свидетельства о допуске к тому же виду работ, выданному другой СРО (Протокол №1446 от 03.02.2017г.), поскольку истец ранее добровольно вышел из состава участников ответчика (заявление истца от 28.11.2016г.) с последующим вступлением в члены третьего лица во исполнение регионального принципа членства, установленного градостроительным законодательством, уведомив о выходе из членов Союза.

Апелляционная жалоба не содержит доводов способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Аким образом, апелляционный суд признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела (при отсутствии помимо прочего и оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ), а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2017 г. по делу № А56-23502/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу СОСО «Строительный ресурс» - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.В. Сотов

Судьи

В.Б. Слобожанина

 В.В. Черемошкина