ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
29 июня 2022 года
Дело №А56-23787/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Кротова С.М.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 22.06.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14008/2022) ООО "Оникс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2022 по делу № А56-23787/2021 (судья Целищева Н.Е.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Оникс" к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о взыскании 412 126,38 руб.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Оникс» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет) о взыскании 405 248,24 руб. неосновательного обогащения в виде излишне внесенной платы по договору на размещение НТО от 20.08.2020 №20/НТО-27359, 6878,14 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением от 13.07.2021 суд в порядке пункта 2 части 5 статьи 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением от 08.04.2021 в иске отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Общество и Комитет заключили договор на размещение НТО от 20.08.2020 №20/НТО-27359 (далее – договор), по условиям которого Комитет предоставляет Обществу за плату право на размещение НТО на земельном участке площадью 100 кв.м с кадастровым номером 78:31:0126501:1, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Итальянская ул., уч. 5 (севернее дома 29, лит. А по Итальянской улице), при условии соблюдения Обществом следующих требований: вид и цели использования НТО – для размещения летнего кафе, высота НТО не более 3,5 м, площадь НТО – не более 40 кв.м.
Договор действует с 27.02.2020 по 26.02.2025 и вступает в силу с момента его подписания (пункт 2.1 договора).
В пунктах 2.2-2.7 стороны согласовали размер и порядок внесения платы по договору. Плата по договору устанавливается в рублях и исчисляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08.04.2015 № 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов» (далее – Закон № 165-27) за периоды, указанные в пункте 2.1 договора.
Договор заключен без проведения аукциона на основании решения Комитета от 27.02.2020 № 189-НТО(Ц) в порядке переоформления договора аренды земельного участка, заключенного до 01.03.2015, в соответствии с подпунктом 5 пункта статьи 6 Закона № 165-27.
Как указало Общество в иске, плата по договору за размещение НТО должна быть рассчитана в соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2009 № 1379 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга» (далее – Положение), то есть исходя из фактического функционального использования территории, предоставленной для размещения НТО, в связи с чем плата за часть территории, занимаемой НТО, должна рассчитываться по основному коду функциональному использования (для размещения летнего кафе), тогда как плата за остальную часть земельного участка должна определяться с учетом кода функционального использования, предусмотренного для прилегающей территории, что в свою очередь не учтено сторонами при заключении договора и привело к возникновению на стороне Комитета неосновательного обогащения в виде переплаты за пользование земельным участком для размещения НТО по состоянию на 30.09.2020 в размере 405 248,24 руб.
Направленные Обществом в адрес Комитета претензии с требованием зачислить образовавшуюся переплату в счет оплаты будущих периодов использования земельного участка для размещения НТО оставлены Комитетом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (статья 1103 ГК РФ).
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (пункт 2 статьи 1107 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 (в редакции постановления от 25.01.2013 № 13), правила, установленные публично-правовым образованием, которыми оно руководствуется при предоставлении в пользование имущества, находящегося в публичной собственности, применяются к отношениям сторон, если это предусмотрено заключенным между ними договором.
Так, в пункте 2.2 договора стороны согласовали, что размер платы по договору исчисляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08.04.2015 № 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов» за периоды, указанные в пункте 2.1 договора.
Таким образом, в данном случае стороны в договоре предусмотрели, что плата за размещение НТО исчисляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга № 165-27, в соответствии со статьёй 4 которого размер платы по договору на размещение НТО, заключаемому без проведения аукциона, рассчитывается по формуле, одним из элементов которой является годовой размер арендной платы за земельный участок, на котором размещен НТО, определенный в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга от 21.11.2007 № 608-119 «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 608-119).
Законом Санкт-Петербурга № 608-119 установлена формула, по которой рассчитывается арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, и участки, расположенные в Санкт-Петербурге, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно данной формуле годовой размер арендной платы рассчитывается путем умножения значений базовой ставки арендной платы на коэффициенты, в том числе коэффициент функционального использования (далее - Кф) - коэффициент, применяемый в соответствии с видом функционального использования земельного участка (части земельного участка).
В свою очередь постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2009 № 1379 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга» (далее – Постановление № 1379), которым утверждено Положение о порядке определения базовых ставок и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга (далее – Положение).
Истец полагает, что плата должна быть рассчитана согласно п. 2.3. Положения.
Между тем истец не учел следующие обстоятельства.
Для размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) установлена возможность использования земельных участков без предоставления на основании Схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 39.36 ЗК РФ).
Пунктом 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 (ред. от 11.12.2020) «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Санкт-Петербурга» (далее - Постановление № 1045) утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена(далее - Порядок).
Как следует из п. 1.2. Порядка в схеме размещения содержится информация: О земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки):
адрес (местоположение), кадастровые номера (при наличии);
сведения о наличии или отсутствии размещенных на земельных участках нестационарных торговых объектов (временных сооружений или временных конструкций, не связанных прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижных сооружений), подлежащих включению в схему размещения (далее - торговые объекты);
сведения о наличии заключенных договоров аренды земельных участков с указанием сроков аренды земельных участков, сведения о наличии заключенных договоров на размещение нестационарных торговых объектов с указанием сроков действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов;
предельная площадь земельного участка, предназначенная для размещения торгового объекта, в соответствии с пунктом 1.5 настоящего Порядка;
дата принятия Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО) решения о согласовании включения торгового объекта в схему размещения.
В Схеме размещения НТО, опубликованной на официальном сайте Комитета по промышленной политике, инновациям и торговли Санкт-Петербурга», Участок расположен в разделе III «В сфере общественного питания. Павильоны» (Центральный район). Адрес земельного участка: г. Санкт-Петербург, Итальянская улица, участок 5, (севернее дома 29, литера А по Итальянской улице), кадастровый номер 78:31:0126501:1, площадь земельного участка 100 кв.м.
Таким образом, расчет арендной платы произведен ответчиком исходя из площади земельного участка, указанной в схеме размещения НТО.
Кроме того, предметом договора на размещение НТО является право на использование места размещения НТО под конкретную цель (размещение НТО определенной сферы деятельности: мелкорозничная торговля, общественное питание, сезонная торговля, сезонное общественное питание, бытовое и иное сервисное обслуживание и др.), определенную договором на размещение НТО и разделом Схемы размещения НТО. Использование территорий, прилегающих к временным объектам торговли и оказания услуг, под благоустройство, размещение автомобильных некоммерческих стоянок, складские цели - это иные цели использования земельного участка, не относящиеся к размещению НТО, предполагающие необходимость заключения договоров аренды земельных участков с учетом внесенных в ЗК РФ изменений, вступивших в силу с 01.03.2015.
Порядок расчета платы по договорам на размещение НТО определен статьей 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.04.2015 № 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов». Размер платы по договору на размещение НТО, заключаемому без проведения аукциона, в том числе в порядке переоформления ранее заключенного договора аренды земельного участка/договора на размещение НТО, рассчитывается путём деления годового размера арендной платы за земельный участок, на котором размещен НТО, определенного в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга от 21.11.2007 № 608-119 «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга», на 12 и умножения на срок размещения НТО (в месяцах).
В соответствии с пунктами 2.7 и 2.8 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2009 № 1379 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга» (далее -Постановление № 1379) предусмотрено несколько вариантов расчета арендной платы:
с применением кода функционального использования территории Кн-18,0, который предполагает использование земельного участка под любые разрешенные виды функционального использования в соответствии с договором аренды без изменения арендной платы;
с применением иных кодов функционального использования территории Кн, понижающих корректирующих коэффициентов, или базовой ставки для особых (льготных) видов деятельности при предоставлении арендатором ведомости инвентаризации земельного участка, выполненной ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (далее -Ведомость),
без указанной Ведомости при установлении в договоре аренды при его заключении одного вида функционального использования земельного участка. Таким образом, применение положений пункта 2.3 приложения к Постановлению № 1379, касающегося возможности расчета платы за использование прилегающей к торговым объектам территории по кодам 3.5, 3.6, 3.7, не представляется возможным с учетом изменившегося с 01.03.2015 года порядка использования земельных участков под цели, не связанные со строительством (для размещения НТО заключаются договоры на размещение НТО, под иные цели (благоустройство, складские цели, некоммерческие автостоянки и иные)-договоры аренды земельных участков).
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Исходя из положений статьи 307 ГК РФ, обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ. С 01.03.2015 в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельного участка.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381- ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 381-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности относятся, в том числе, полномочия по разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
Как следует из положений, содержащихся в частях 1 -3 статьи 10 Закона № 3 81-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга № 165
Пунктами 1, 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору. Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» нормы об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, могут быть применены к непоименованному договору по аналогии закона в случае сходства отношений и отсутствия их прямого урегулирования соглашением сторон (пункт 1 статьи 6 ГК РФ). В силу пункта 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Как следует из данного спора, между Комитетом и Обществом заключен договор на размещение НТО. В связи с изложенным доводы истца ошибочны, поскольку договор на право размещения нестационарного торгового объекта не является договором аренды, договором безвозмездного пользования, договором доверительного управления имуществом, либо договором, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Правовая природа договора на право размещения нестационарного объекта иная, нежели договора аренды или любого другого договора, предполагающего переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. Договор на право размещения нестационарного торгового объекта является подтверждением права на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, поскольку договор на размещение нестационарного торгового объекта не является договором аренды, положения пункта 2.3 Постановления № 1379, касающегося возможности расчета платы за использование прилегающей к торговым объектам территории по кодам 3.5, 3.6, 3.7, 3.7, на которые ссылается истец, в данном случае не применимы с учетом изменившегося с 01.03.2015 порядка использования земельных участков, предоставляемых для размещения нестационарных торговых объектов.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2021 по делу № А56-23787/2021
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С. Полубехина
Судьи
К.В. Галенкина
С.М. Кротов