АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 апреля 2022 года
Дело №
А56-28933/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Маслова И.И. (доверенность от 10.01.2022 № 01/1),
рассмотрев 30.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобупубличного акционерного общества «Россети Ленэнерго» на решение Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021 по делу № А56-28933/2021,
у с т а н о в и л:
публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго», адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее – ПАО «Россети Ленэнерго», Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее – Управление, УФАС) от 25.03.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 047/04/9.21-235/21, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде 300 000 руб. штрафа.
Решением суда от 16.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2021, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, не согласившись с судебной оценкой, предпринятых сетевой организацией действий для осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя, как недостаточных и не исключающих вину в совершении правонарушения, а также полагает, что Управлением при назначении административного наказания в оспариваемом постановлении не отражены обстоятельства, подтверждающие правомерность квалификации действий Общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (ссылки на конкретные дела, подтверждающие повторность совершения правонарушения отсутствуют); суды двух инстанций также устранились от проверки законности постановления в указанной части.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). От Общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Представитель УФАС в судебном заседании с доводами жалобы не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между гр. Оганесяном Г.Г. (далее - заявитель) и ПАО «Ленэнерго» заключен договор от 06.04.2020 № ОД-ВЭС-5764-20/4214-Э-20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор) и выданы Технические условия для присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив Екатериновка-1, кадастровый номер земельного участка 47:07:0120003:486 (далее - Объект).
Согласно пункту 1 Договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами.
В силу пункта 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта составляет 6 месяцев со дня заключения договора (т.е. до 06.10.2020).
В Управление 14.12.2020 поступило обращение гр. Оганесяна Г.Г. вх. № 15514, содержащее сведения о нарушении ПАО «Россети Ленэнерго» требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), в связи с чем антимонопольным органом определением от 20.02.2021 в отношении Общества возбуждено дело № 047/04/9.21-235/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
В ходе административного расследования Общество письмами от 18.01.2021 № ЛЭ/06-09/18 и 05.03.2021 № ЛЭ/06-09/148 представило в Управление пояснения о мероприятиях, проведенных сетевой организацией в рамках исполнения договора об осуществлении технологического присоединения, из которых следует:
- в соответствии с пунктом 10.1 Технических условий к Договору и пунктом 10.1.1 Технического задания сетевая организация обязуется выполнить строительство распределительной сети 10/6/0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-2017 до границы участка заявителя.
-указанная распределительная сеть, планируемая Обществом (ЛЭП-0,4 кВ), проходит по территории земельных участков с кадастровыми номерами: 47:07:0120003:928. 47:07:0120003:897, 47:07:6120003:840, 47:07:0120003:903, 47:07:0120003:902, 47:07:0120003:927, 47:07:0120003:929, 47:07:0120003:920, 47:07:0120003:908, 47:07:0120003:907, 47:07:0120003:924.
-23.04.2020 в адрес ТСН «Новая Екатериновка» направлено письмо исх. № ВЭС/031/2320 с просьбой согласования прохождения проектируемой ПАО «Ленэнерго» ЛЭП-0,4 кВ по территории земельных участков с кадастровыми номерами: 47:07:0120003:928. 47:07:0120003:897, 47:07:6120003:840, 47:07:0120003:903, 47:07:0120003:902, 47:07:0120003:927, 47:07:0120003:929, 47:07:0120003:920, 47:07:0120003:908, 47:07:0120003:907, 47:07:0120003:924;
- 21.05.2020 в адрес председателя ТСН «Новая Екатериновка» Обществом повторно направлено письмо исх. № ВЭС/031/2680 с просьбой согласовать прохождение проектируемой сетевой организацией ЛЭП-0,4 кВ по территории земельных участков с приложением схемы использования имущества ТСН «Новая Екатериновка»
Поскольку ответы на вышеназванные письма в адрес Общества не поступили, впоследствии 09.11.2020 Обществом разработано новое техническое задание (с учетом редакции от 23.11.2020) для присоединения к электрическим сетям по Договору, в соответствии с которым, в частности, планируется построить новую ВЛЗ-10 кВ, установить и оборудовать новую КТП-10/0,4 кВ, построить необходимое количество ЛЭП-0,4 кВ до границ участков заявителя и уже с учетом нового технического задания 12.01.2021 Обществом получено согласование от балансодержателя сетей ЛЭП Мельникова Н.В. на совместный подвес по существующим сетям массива Екатериновка-1.
Факт того, что 03.06.2020 в сетевую организацию поступило электронное уведомление от гр. Оганесяна Г.Г. о выполнении им технических условий и их надлежащее выполнение (подтверждено осмотром энергопринимающих устройств 12.06.2020), Общество подтвердило.
Уведомление № СЭС/046/2247 о выполнении со стороны Общества технических условий к Договору направлено гр. Оганесяну Г.Г. - 29.04.2021, акт о выполнении технических условий № 20-4214/АВ и акт об осуществлении технологического присоединения № 11200016900-ОД-ВЭС-5764-20/4214-Э-20-35861 составлены и подписаны сторонами Договора -30.06.2021.
Нарушение Обществом пункта 16 Правил № 861, выразившее в неосуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя в срок, установленный Договором (6 месяцев с даты его заключения – 06.10.2020) послужили основанием для составления 11.03.2021 Управлением протокола об административном правонарушении по делу № 047/04/9.21-235/2021.
Постановлением УФАС от 25.03.2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде наложения 300 000 руб. административного штрафа (с учетом части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных административным органом событии и составе вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка его привлечения к административной ответственности, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным, освобождения Общества от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении нормам материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами № 861.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил).
В пункте 16 Правил № 861 закреплены существенные условия упомянутого договора, в том числе определенный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
В данном случае ввиду пункта 16 Правил и пункта 5 Договора от 06.04.2020 № ОД-ВЭС-5764-20/4214-Э-20 такой срок равен шести месяцам со дня заключения Договора (т.е. до 06.10.2020).
ПАО «Россети Ленэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям.
По результатам административного расследования антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении Обществом пункта 16 Правил № 861, поскольку уведомление № СЭС/046/2247 о выполнении со стороны Общества технических условий к Договору направлено гр. Оганесяну Г.Г.только 29.04.2021.
Вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным у судов не имелось; нарушение Обществом пункта 16 Правил связано с непринятием им всех разумных и адекватных мер к своевременному технологическому присоединению заявителя. Не умаляя работу Общества, выполненную для обеспечения надлежащего технологического подключения Объекта, направление Обществом двух писем в ТСН «Новая Екатериновка» в течение срока предусмотренного пунктом 16 Правил и Договором и разработка за рамками такого срока (09.11.2020-23.11.2020) нового технического задания не свидетельствует о своевременности принятых им мер.
Выводы судов основаны на достаточно полном и объективном исследовании обстоятельств дела, сути вменения, его правовой определенности, квалификация УФАС и судами совершенного ПАО «Россети Ленэнерго» административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) является правильной.
Все установленные Управлением и судами обстоятельства (в том числе ссылка в оспариваемом постановлении УФАС на повторность - пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ), в совокупности с наличием вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных в отношении сетевой организации со значимыми в них для оценки правомерности квалификации ее действий по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ фактами, их очевидностью (№ А56-20955/2021, А56-5828/2021, А56-19641/2020), являются необходимой и достаточной фактической основой для признания совершенного Обществом в настоящем деле правонарушения как повторного, т.е. констатации соблюдения Управлением административной процедуры.
При этом кассационная инстанция считает необходимым подчеркнуть, что правильное по сути правоприменительное решение не может быть отменено по одним лишь формальным соображениям. Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе сомнений в правильности постановления УФАС не вызывают и его отмену не влекут.
Назначенное Управлением административное наказание на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ (ниже низшего предела) согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Довод общества о малозначительности правонарушения надлежащим образом оценен и отклонен судами, исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения суды не усмотрели. Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ, учтя, в том числе, значительное нарушение установленного пунктом 16 Правил срока по технологическому присоединению.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021 по делу № А56-28933/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б. Мунтян
Судьи
Е.А. Аникина
А.Г. Кудин