ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
09 августа 2022 года
Дело №А56-30338/2022
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2022 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20072/2022)ООО "Комплекс Парадная" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2022 по делу № А56-30338/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Комплекс Парадная"
к Петростату
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Комплекс Парадная» (ОГРН: <***>, адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Б.Морская, д. 15, лит. А, часть пом. 1-Н (ч.п. 73-75,77-83,85-88,90-93,95-97; далее – ООО "Комплекс Парадная", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 39; далее – Петростат, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления № 1443/2021 от 29.12.2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.
Решением от 30.05.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на допущенные административным органом существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности, так как Общество не было уведомлено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определением апелляционного суда от 24.06.2022 апелляционная жалоба Общества принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Петростата по делу об административном правонарушении № 1443/2021 от 29.12.2021 ООО «Комплекс Парадная» привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19. КоАП РФ.
Согласно указанному Постановлению ООО «Комплекс Парадная» признано виновным в совершении правонарушения в части непредставления первичной статистической информации по форме статистического наблюдения № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» за октябрь 2021 года.
Полагая, что данное постановление является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о его отмене.
Суд первой инстанции, придя к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях (бездействии) Общества состава вмененного административного правонарушения, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон № 282-ФЗ) определено, что респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В силу части 2 статьи 6 Закона № 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (пункт 4 статьи 6 Закона № 282-ФЗ).
В соответствии с п. 5.5 Положения «О Федеральной службе государственной статистики», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 года № 420, Приказом Росстата от 21.07.2020 № 400 утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», в соответствии с которым респонденты предоставляют сведения территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному в форме адресу, ежемесячно не позднее 28 числа после отчетного периода, которую предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций, организаций, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышал 800 млн рублей; юридические лица, независимо от средней численности работников и объема оборота организации, зарегистрированные или прошедшие реорганизацию в текущем или предыдущем году; федеральные государственные унитарные предприятия и акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышает 800 млн рублей.
Нарушение порядка предоставления статистической информации, а равно предоставление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 КоАП РФ, а также ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».
При рассмотрении административного дела Петростат установил, что в нарушение статьи 8 Закона № 282-ФЗ юридическим лицом - ООО «Комплекс Парадная» к 29.11.2021 своевременно не предоставлена первичная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» за октябрь 2021 года, что образует, состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 13.19 КоАП РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено также лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела.
На основании пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, установлен в статье 25.15 КоАП РФ, согласно части 1 которой лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. На административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо располагает соответствующей информацией и не уклоняется от ее получения, а также выяснить причины его неявки.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из пункта 10 названного Постановления следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что определением от 22.12.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 29.12.2021.
В материалы дела Петростатом также представлено Уведомление от 22.12.2021 № 298/603/П о рассмотрении дела об административном правонарушении 29.12.2021.
Вместе с тем, доказательств направления определения от 22.12.2021 о рассмотрении дела об административном правонарушении, назначенного на 29.12.2021, а также Уведомления от 22.12.2021 № 298/603/П, материалы настоящего дела не содержат.
Кроме того, по утверждению Общества, такое уведомление получено заявителем лишь 10.01.2022, что подтверждается информацией с официального сайта Почты России (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80099367523815). При этом из указанного отчета не следует, что до 10.01.2022 организацией почтовой связи предпринимались попытки вручения указанного уведомления заявителю. Указанные обстоятельства административным органом не оспорены и не опровергнуты.
Таким образом, о рассмотрении дела об административном правонарушении Общество было уведомлено административным органом уже после рассмотрения административного дела и вынесения оспариваемого постановления.
В рассматриваемом случае Управление лишило Общество возможности воспользоваться предоставленными частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ гарантиями защиты прав, вследствие чего заявитель не смог воспользоваться своими процессуальными правами, в частности возможностью надлежащим образом ознакомиться с материалами дела, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения, а также воспользоваться помощью защитника.
Нарушение административным органом положений статьи 25.1 КоАП РФ носит существенный характер, привело к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, что является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Указанные доводы изложены Обществом в заявлении об оспаривании постановления Петростата, однако не получили оценку арбитражного суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции от 30.05.2022 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Управления № 1443/2021 от 29.12.2021.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 207, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 мая 2022 года по делу № А56-30338/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 29.12.2021 № 1443/2021.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
А.Б. Семенова