ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-31575/2021 от 10.06.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 июня 2022 года

Дело №

А56-31575/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,

при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Ахремчика Д.А. (доверенность от 10.01.2022), от общества с ограниченной ответственностью «Луга-Лес» Демидова И.И. (доверенность от 06.12.2021),

рассмотрев 08.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Луга-Лес» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 по делу № А56-31575/2021,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Луга-Лес», адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Советская ул., д. 5, пом. 15, ОГРН 1154710000532, ИНН 4710012230 (далее - ООО «Луга-Лес», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет) от 14.01.2021 № 14 об отмене актов лесопатологического обследования.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное бюджетное учреждение «Российский центр защиты леса» в лице филиала «Центр защиты леса Ленинградской области», адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21, лит. М (далее - ФБУ); общество с ограниченной ответственностью «Экоэксперт», адрес: 394068, г. Воронеж, м-н жилой Массив Олимпийский, д. 12, кв. 134, ОГРН 1173668037883 (далее –ООО «Экоэксперт»); Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21, корп. Б, ОГРН 1077847120944 (далее - Департамент) и Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Управление лесами Ленинградской области», адрес: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское ш., д. 138, ОГРН 1084703000656 (далее – ЛОГКУ «Ленобллес»).

Решением суда от 24.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.02.2022, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы настаивает как на отсутствии правовых оснований для отмены Комитетом ранее утвержденного им же акта лесопатологического обследования (далее - акт ЛПО), включая процедуру отмены, так и ставит под сомнение достоверность информации, изложенной в письме ЛОГКУ «Ленобллес» от 14.01.2021 № 01-64/21, на основании которой акты ЛПО были отменены.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Комитета с жалобой не согласился.

Представители ФБУ, ООО «Экоэксперт», Департамента и Учреждения, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество 10.12.2020 с сопроводительным письмом исх. № 115-ЛУГАЛ-КПР/ЛПО представило в Комитет на утверждение акты лесонатологического обследования, в том числе акты ЛПО № 02-БР-19 и О3-БР-19.

Комитет 24.12.2020 утвердил указанные акты ЛПО и разместил их на своем официальном сайте в сети «Интернет» в соответствии с требованиями статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).

При мониторинге сведений, размещенных на официальном сайте Комитета, Общество 14.01.2021 обнаружило, что указанные выше акты ЛПО с сайта Комитета удалены (сняты с размещения).

Общество 11.02.2021 направило в Комитет соответствующий запрос о причинах снятия актов ЛПО № 02-БР-19, ОЗ-БР-19 с сайта Комитета.

В ответ на указанный запрос Комитет письмом от 16.02.2021 № 02-3003/2021 информировал, что «в связи с выявленными техническими ошибками (письмо ЛОГКУ «Ленобллес» исх. № 01-64/21 от 14.01.2021), Распоряжением Комитета от 14.01.2021 № 14 акты ЛПО № 02-БР-19, О3- БР-19 были отменены, сняты с сайта.

Общество, считая распоряжение Комитета незаконным и нарушающим его права в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления. Полагая, что представленных в материалы дела доказательств достаточно для разрешения спора суды пришли к выводу об отсутствии оснований для назначения судебной экспертизы по поставленным Обществом вопросам.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного производства.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).

Согласно части 1 статьи 60.6 Лесного кодекса лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.

По результатам лесопатологического обследования составляется акт ЛПО, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (часть 3 статьи 60.6 Лесного кодекса).

Приказом Минприроды России от 16.09.2016 № 480 утвержден Порядок проведения лесопатологических обследований и форма акта лесопатологического обследования (далее - Порядок).

Пунктом 54 названного Порядка проведения ЛПО предусмотрено, что в течение 10-ти рабочих дней со дня поступления акта с приложениями уполномоченные органы рассматривают акт и при отсутствии замечаний утверждают его.

Следовательно, законодательно установлено, что акт лесопатологического обследования может быть утвержден и размещен на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» исключительно при условии отсутствия замечаний к нему.

Как установлено судами, 24.12.2020 Комитетом утверждены и размещены на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» акты лесопатологического обследования, в том числе акты ЛПО № 02-БР-19 и О3-БР-19.

Отмена и аннулирование актов ЛПО № 02-БР-19 и О3-БР-19, явилась следствием, поступившей из подведомственного учреждения - ЛОГКУ «Ленобллес» информации о необходимости совершения действий по отмене утвержденных актов ЛПО в связи с выявленными техническими ошибками (письмо исх. № 01-64/21 от 14.01.2021).

Проверка в отношении актов ЛПО проведена ЛОГКУ «Ленобллес» на основании порядка рассмотрения актов лесопатологического обследования Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и Ленинградским областным государственным казенным учреждением «Управление лесами Ленинградской области», утвержденного распоряжением Комитета № 1507 от 30.10.2017 (в редакции распоряжения № 866 от 28.05.2018).

Согласно полученной информации, в Приложении 3 к акту ЛПО ОЗ-БР-19 в выделах 1, 8 квартала 64 Бородинского участкового лесничества Северо-Западного лесничества площадь назначенного лесопатологом санитарно-оздоровительного мероприятия 15,5 га, определенная при помощи навигационных приборов (географических координат), не соответствовала площади определенной с помощью геодезических инструментов (румбы, длина линий) и составляет 10,9 га. В Приложении 3 к акту ЛПО 02-БР-19 в выделе 1 квартала 64 Бородинского участкового лесничества Северо-Западного лесничества также площадь назначенного исполнителем работ санитарно-оздоровительного мероприятия 5,7 га не соответствовала площади определенной с помощью геодезических инструментов 4,83 га.

Поскольку площадь санитарно-оздоровительных мероприятий (т.е. возможности проведения сплошной санитарной рубки леса на спорной территории) определенной с помощью геодезических инструментов (а не как ранее географических координат) уменьшилась, Комитетом вынесено соответствующее Распоряжение от 14.01.2021 № 14 об отмене актов ЛПО № 02-БР-19 и О3-БР-19.

Таким образом, именно наличие в актах ЛПО технических ошибок, явилось основанием для их отменены и аннулирования с сайта Комитета, что полностью корреспондируется с положениями части 3 статьи 60.6 Лесного кодекса и пунктом 54 Порядка.

Поскольку Общество доказательства опровергающие информацию ЛОГКУ «Ленобллес» в суд не представило, а письмо от 14.01.2021 № 01-64/21 предметом обжалования не является, заявление Общества лишено должной правовой и фактической основы.

Кроме того, следует обратить внимание на следующее.

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным, в том числе, является нарушение таким актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В настоящем споре, для искомой правильности определения площади назначенного лесопатологом санитарно-оздоровительного мероприятия, Общество не лишено возможности обратиться к уполномоченному органу и провести комиссионное обследование спорных выделов 1, 8 квартала 64 Бородинского участкового лесничества Северо-Западного лесничества согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1158 «Об утверждении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических исследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений» (пункты 6,7).

С учетом вышеизложенного, окончательные выводы судов (условий вынесения оспариваемого Распоряжения Комитета, его целей и сути) соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 по делу № А56-31575/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Луга-Лес» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

О.А. Алешкевич

В.М. Толкунов