ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-42311/2021 от 01.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 июня 2022 года

Дело №А56-42311/2021/тр.4

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Поповой Н.М.,

судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,

при участии:

от кредитора: Бударкин М.В. (доверенность от 01.07.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11049/2022) общества с ограниченной ответственностью «Транс-Груп Санкт-Петербург» на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2022 по делу № А56-42311/2021/тр.4, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транс-Груп Санкт-Петербург» о включении требования, частично обеспеченного залогом имущества должника, в реестр требований кредиторов в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Синергия»,

установил:

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2021 (резолютивная часть объявлена 07.09.2021) общество с ограниченной ответственностью «Синергия» (далее – должник, ООО «Синергия») признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыта процедура банкротства – конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утверждена Краюшина И.А. Публикация сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства осуществлена в газете «Коммерсантъ» № 174 от 25.09.2021.

В Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 28.09.2021 поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Транс-Груп Санкт-Петербург» (далее – кредитор, ООО «Транс-Груп СПб»), в котором кредитор просит суд включить в реестр требований кредиторов задолженность в размере основного долга за транспортировку груза в размере 4 380 625 руб. 45 коп., задолженность на оказание услуг по морской перевозке в размере 14 377 356 руб. 90 коп., убытки за недогруз судна в размере 6 382 000 руб., а также демередж за простой судна в размере 19 011 305 руб., 674 323 руб. задолженности по договору ответственного хранения. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кредитор просил выделить рассмотрение требования о присвоении статуса залогового кредитора в отдельное производство.

Определением от 18.03.2022 суд выделил рассмотрение требования о присвоении статуса залогового кредитора в отдельное производство, призанл обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника требование общества с ограниченной ответственностью «Транс-Груп Санкт-Петербург» в сумме 44 825 610 руб. 35 коп., из которых 4 380 625 руб. 45 коп. основной долг за транспортировку груза, 14 377 356 руб. 90 коп. основной долг за оказание услуг по морской перевозке, 6 382 000 руб. убытков в форме упущенной выгоды за недогруз судна, 19 011 305 руб. демередж за простой судна (реальный ущерб), 674 323 руб. основной долг по договору ответственного хранения; требование в части убытков в форме упущенной выгоды за недогруз судна в размере 6 382 000 руб. учитывается в составе требований третьей очереди отдельно, подлежит удовлетворению после погашения требований в части основного долга и причитающихся процентов.

Не согласившись с определением суда первой инстанции, кредитор обратился с апелляционной жалобой, просит определение изменить, учесть требование в размере 6 382 000 руб. в составе требований третьей очереди без отдельного учета, поскольку плата за недогруз суда входит в стоимость договора, формирует его цену, не является упущенной выгодой.

От конкурсного управляющего поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.

В судебном заседании представитель кредитора поддержал доводы апелляционной жалобы, просил определение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, апелляционную жалобу удовлетворить.

Конкурсный управляющий, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, направил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника арбитражного процесса.

На основании пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.

Из материалов дела следует, что между сторонами заключен договор морской перевозки груза №ТГ/2020-64 от 05.10.2020, по которому судовладелец обязуется оказать услуги по доставке (перевозке) навалочного груза (щебень) из морского порта Мурманск в акваторию порт/пункта Харасавей, а заказчик обязуется оплатить услуги.

По договору морской перевозки груза кредитор принял на себя обязательство по доставке навалочного груза (щебень) из морского порта Мурманск в акваторию порт/пункта Харасавей, а должник принял обязательство оплатить оказанные услуги, а также дополнительные расходы, которые могли возникнуть при исполнении договора.

Дополнительным соглашением от 21.10.2020 № 2 к договору морской перевозки определена стоимость перевозки груза, которая с учетом недогруза составила 62 250 000 руб.

По состоянию на 30.11.2020 должником принято оказанных услуг по договору морской перевозки на сумму 84 395 309 руб. 68 коп., что подтверждается актом сверки и актами оказанных услуг.

Дополнительно 14.01.2021 в адрес должника направлен акт оказанных услуг по ранее незаявленным периодам демерреджа с 5 по 19 ноября 2020г., что составляет 15,7501 суток, демередж при выгрузке с 19 по 23 ноября 2020 г. 4.261 суток, а также по возмещению портовых сборов при выгрузке щебня в порту Мурманска.

Пунктом 12.3. договора предусмотрено, что должник в течение 2 рабочих дней с даты направления актов обязан подписать данные акты либо направить мотивированные возражения. В случае не подписания данных актов и отсутствия мотивированных возражений услуги считаются оказанными в соответствии с направленным актом в полном объеме и надлежащего качества.

Ставка демерреджа судна установлена пунктом 11.1 договора и составляет 950 000 руб. в сутки.

Ответчик оплатил оказанные услуги частично, задолженность должника по договору морской перевозки составляет 44 520 661 руб. 98 коп.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2021по делу № А56-17137/2021 требования ООО «Транс-Груп СПб» удовлетворены с ООО «Синергия взыскана в том числе задолженность по договору морской перевозки груза от 05.10.2020 №ТГ/2020-64 в размер 39 770 661 руб. 98 коп.

Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 32 Закона о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве, в конкурсном производстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.

Определение обжалуется в части учета в реестре убытков за недогруз судна в размере 6 382 000 руб.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, считает доводы подателя жалобы обоснвоанными в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Согласно части 1 статьи 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Статьями 163 и 164 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем или фрахтователем.

Размер фрахта устанавливается соглашением сторон. При отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза.

В случае, если размер фрахта за перевозку действительно погруженного груза меньше, чем фрахт за перевозку груза, предусмотренный договором морской перевозки груза, уплачивается фрахт, предусмотренный договором морской перевозки груза (абзац второй пункта 3 статьи 164 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Дополнительным соглашением №25 от 21.10.2020 стороны согласовали порядок расчетов за услуги по доставке навалочного груза. В пункте 6 дополнительного соглашения указано, что стоимость возмещаемого убытка за недогруз судна по ставке, указанной в пункте 11.1 договора составляет 6 382 000 руб.

Сторонами согласована плата за услуги в связи с недогрузом.

В разделе 17 договора «Ответственность сторон» какие-либо изменения не вносились. Согласованная сторонами сумма 6 382 000 руб. является платой, а не убытками.

Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2022 следует изменить в обжалуемой части, требование подлежит включению в реестр с отнесением к третьей очереди.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2022 по делу № А56-42311/2021/тр.4 изменить, изложить резолютивную часть определения в следующей редакции.

Выделить рассмотрение требования о присвоении статуса залогового кредитора в отдельное производство.

Признать обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Синергия» требование общества с ограниченной ответственностью «Транс-Груп Санкт-Петербург» в сумме 44 825610 руб. 35 коп., из которых 4 380625 руб. 45 коп. основной долг за транспортировку груза, 14 377356 руб. 90 коп. основной долг за оказание услуг по морской перевозке, 6 382 000 руб. долг за недогруз судна, 19 011 305 руб. демередж за простой судна (реальный ущерб), 674 323 руб. основной долг по договору ответственного хранения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М. Попова

Судьи

Т.В. Жукова

Я.Г. Смирнова