23/2018-40767(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года. Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Серовой В.К., Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Жилищное хозяйство» ФИО1 (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев 16.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2018 (судья Хорошева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018 (судьи
ФИО2, ФИО3, ФИО4) по делу № А56-47615/2017,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилищное хозяйство», место нахождения: 187403, <...>
д. 1А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 187403, <...>, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее - Администрация Волховского муниципального района), о взыскании 4 022 255 руб. 11 коп. задолженности по субсидии на компенсацию недополученных доходов от оказания предусмотренных договором от 01.01.2006 № 9 услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов по утвержденным льготным ценовым ставкам за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Решением суда первой инстанции от 12.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.04.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация Волховского муниципального района, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение судами обстоятельств дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Обществу в удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является муниципальное образование город Волхов, поскольку бюджетные обязательства должны исполняться за счет бюджета муниципального образования, орган которого принял решение о введении
льготных ставок, то есть за счет бюджета муниципального образования город Волхов, а не за счет бюджета Волховского муниципального района. Податель жалобы также указывает, что Администрация Волховского муниципального района не является стороной договора от 01.01.2006 № 9, поэтому на нее не могут возлагаться договорные обязательства, принятые на себя Администрацией муниципального образования город Волхов, ликвидированной 14.01.2016.
Общество в отзыве просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Представители Администрации Волховского муниципального района, надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалоб в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке по доводам, приведенным в кассационной жалобе Администрации Волховского муниципального района.
Как видно из материалов дела, между Обществом и Администрацией муниципального образования город Волхов заключен договор на управление жилыми зданиями от 01.01.2006 № 9.
Согласно пункту 4.1 договора Общество получает средства, необходимые для эксплуатации жилых зданий и предоставления жилищно-коммунальных услуг, из перечисленных в указанном пункте источников, в том числе за счет компенсации предоставленных гражданам льгот и субсидий.
Решением Совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 23.06.2014 № 27 «О плате населения муниципального образования город Волхов за жилое помещение» с 01.08.2014 для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда установлены льготные ценовые ставки по оплате за содержание и ремонт конструктивных элементов, содержание и ремонт внутридомового инженерного оборудования многоквартирного дома в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Данным решением поручено предусмотреть в бюджете муниципального образования город Волхов на текущий финансовый год (2014) и при формировании бюджета муниципального образования город Волхов на очередной финансовый год (2015) компенсацию управляющей организации выпадающих доходов, обусловленных предоставлением жилищных услуг по льготным ценовым ставкам.
Порядок предоставления субсидий утвержден решением Совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 18.12.2013 № 64 «О бюджете муниципального образования город Волхов на 2014 год», в редакции от 30.07.2014 № 39 (далее – Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления субсидий субсидии предоставляются в целях компенсации выпадающих доходов, обусловленных предоставлением жилищных услуг по льготным ценовым ставкам, установленным органами местного самоуправления для нанимателей жилых помещений муниципального образования город Волхов по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 5 Порядка предоставления субсидий претенденты на получение субсидии предоставляют в Администрацию Волховского муниципального района заявку на получение субсидии по форме, соответствующей приложению № 1, а также расчет выпадающих доходов за текущий финансовый год, соответствующий приложению № 2.
Общество направило в адрес Администрации Волховского муниципального района заявку от 12.08.2014 № 2766 на получение субсидий на компенсацию выпадающих доходов от предоставления населению жилищных услуг по льготным ценовым ставкам за 2015 год.
Неисполнение Администрацией Волховского муниципального района обязательств по перечислению субсидии за 2015 года и оставление без ответа претензии от 23.03.2017 послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили заявленные требования, обязав Администрацию Волховского муниципального района компенсировать Обществу выпадающие доходы, обусловленные предоставлением в 2015 году жилищных услуг по льготным тарифам.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее – постановление ВАС РФ № 87), возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично- правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в
соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из пункта 1 статьи 126, пункта 3 статьи 215 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
Частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 37 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что льготные ценовые ставки по оплате за содержание и ремонт конструктивных элементов, содержание и ремонт внутридомового инженерного оборудования многоквартирного дома в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения были установлены решением Совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 23.06.2014 № 27 «О плате населения муниципального образования город Волхов за жилое помещение».
В силу пункта 1.2 договора от 01.01.2006 № 9 и пункта 2 решения Совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 23.06.2014 № 27 Администрация муниципального образования город Волхов была обязана обеспечить финансирование на возмещение Обществу выпадающих доходов, обусловленных предоставлением жилищных услуг по льготным ценовым ставкам.
Однако Советом депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области было принято решение от 30.10.2014 № 9 о ликвидации Администрации муниципального образования город Волхов и о передаче имущества казны муниципального образования город Волхов Администрации Волховского муниципального района.
В соответствии со статьей 4 Порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 27.01.2015 № 3, полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом муниципального образования город Волхов осуществляет Совет депутатов муниципального образования город Волхов и Администрация Волховского муниципального района.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2017 по делу № А56-87588/2016 установлено, что объекты жилого фонда, в отношении которых истец во исполнение договора от 01.01.2006 № 9 оказывал жилищные услуги по льготным ценам, в 2015 году находились в ведении Администрации Волховского муниципального района; именно Администрация Волховского муниципального
района являлась получателем платы за наем по агентскому контракту от 28.01.2015 № 51/15.
Решением Совета депутатов муниципального образования город Волхов от 18.12.2013 № 64 (в редакции от 30.07.2014 № 39) регламентирован порядок расходования межбюджетных трансфертов, выделенных бюджету Волховского муниципального района из бюджета муниципального образования город Волхов на осуществление полномочий по предоставлению субсидий для компенсации выпадающих доходов, обусловленных предоставлением жилищных услуг по льготным ценовым ставкам для нанимателей жилых помещений муниципального образования город Волхов (пункт 1 Порядка предоставления субсидий).
Согласно пункту 5 Порядка предоставления субсидий претенденты на получение субсидии для компенсации выпадающих доходов, обусловленных предоставлением жилищных услуг по льготным ценовым ставкам для нанимателей жилых помещений муниципального образования город Волхов, должны представлять заявки и расчеты выпадающих доходов в Администрацию Волховского муниципального района.
Приняв во внимание перечисленные обстоятельства, признав документально подтвержденным факт оказания Обществом в спорный период жилищных услуг с применением льготных ценовых ставок, установленных решением Совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 23.06.2014
№ 27, и применив к спорным правоотношениям по аналогии правовой подход, сформированный в постановлении ВАС РФ № 87, суды сделали правильный вывод о том, что в соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидий Администрация Волховского муниципального района обязана компенсировать истцу убытки в виде выпадающих доходов, возникших из-за применения им льготных тарифов.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений судебными инстанциями не допущено. В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Администрации Волховского муниципального района.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018 по делу № А56-47615/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Боглачева
Судьи В.К. Серова
С.Ю. Щуринова