ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
29 февраля 2024 года
Дело №А56-53613/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бугорской Н.А.
судей Богдановской Г.Н., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии представителей сторон согласно протоколу судебного заседания от 21.02.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2722/2024) общества с ограниченной ответственностью "Наш Лужский Дом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2023 по делу № А56-53613/2020 (судья Орлова Е.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Наш Лужский Дом"
о взыскании,
установил:
Акционерное общество "Газпром теплоэнерго" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Наш Лужский Дом" (далее - ответчик) о взыскании 317 615,61 руб. долга по договору теплоснабжения и ГВС от 01.08.2018 №1491-211-2018э, за январь-февраль 2020 года, 11 038,45 руб. неустойки и 9 573 руб. возмещения расходов по оплате госпошлины.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.2021 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020 по настоящему делу были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Определением от 01.02.2023 судом было произведено процессуальное правопреемство: акционерное общество «Газпром теплоэнерго» было заменено на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго».
Определением от 05.07.2021 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу конечного судебного акта по делу № А56-121777/2019.
Определением от 22.08.2023 производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать.
В обосновании апелляционной жалобы апеллянт указал на то, что оплата за фактически оказанные услуги за спорный период произведена ответчиком в полном объеме; часть многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, оборудованы полотенцесушителями, являющимися элементами системы горячего водоснабжения, в связи с чем истец решил, что потребленное через полотенцесушители (и вообще в системе ГВС в целом) тепло, измеренное общедомовыми приборами учета (далее - ОПУ), необходимо предъявлять к оплате ответчику в качестве компонента на теплоэнергию в составе стоимости ГВС на содержание общего имущества многоквартирных домов. Данные действия, по мнению ответчика, не основаны на законе, поскольку Правила №354 не предусматривают использования при расчете стоимости ГВС показаний ОПУ, измеряющих объем потребления тепла в составе ГВС. Также указал на наличие в материалах дела доказательств того, что ИТП/ЦТП являются объектами незавершенного строительства и не приняты надзорными органами (Ростехнадзор) в эксплуатацию и находятся в казне Лужского городского поселения Ленинградской области (постановление №373 от 18.07.2011).
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца по доводам жалобы возражал.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившегося лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен Договор ресурсоснабжения № 1491-211-2018э для оказания услуг горячего водоснабжения на содержание общего имущества многоквартирных домов исполнителями коммунальных услуг, в соответствии с условиями которого истец (ресурсоснабжающая организация) обязался поставлять ответчику (исполнителю) горячую воду для содержания общего имущества многоквартирных домов (многоквартирного дома), находящихся в управлении ответчика, а ответчик - оплачивать принятую горячую воду, обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) и соответствующую требованиям действующего законодательства работоспособность общедомовых приборов учета горячей воды.
Перечень МКД (Приложение № 3) определен в Дополнительном соглашении № 4, 5 к Договору, дома по договору имеют различную инженерную инфраструктуру.
В многоквартирных домах в <...> (два корпуса), 4, 6, 6а, 7, 8, 8а, 9,9а, 11,12,13, Городок, д.5/310 отсутствуют общедомовые приборы учета.
В период с 01.01.2020 по 29.02.2020 Истцом поставлена, а Ответчиком принята тепловая энергия общей стоимостью 317 615,61 руб.
Поскольку ответчик досудебную претензию оставил без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Поскольку спорным договором предусмотрена поставка ресурсов для оказания Компанией коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, к отношениям сторон в приоритетном порядке подлежат применению нормы жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, ГВС) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом, общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения № 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс.
При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Из содержания раздела IV Приложения № 2 к Правилам № 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения № 2 к Правилам № 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения № 2 к Правилам № 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению (определение № 305-ЭС19-1381).
Как следует из материалов дела перечисленные в приложении №1 к Договору МКД имеют различную инженерную инфраструктуру.
МКД, расположенные по адресам: <...>, 46, 46/15, 48; пр. Кирова, дома 66 и 101; пр. Урицкого, дома 66, 92/9, 99; пр. Победы, дома 9, 10, 12; ул. Миккели, дома 5,11 не подключены к централизованной системе горячего водоснабжения, а в индивидуальный тепловой пункт лишь поступает ресурс – тепловая энергия, поставляемая истцом.
Используя эту тепловую энергию, Компания самостоятельно приготавливает горячую воду, подогревая закупленную холодную воду до необходимых температурных параметров, для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения.
МКД по остальным адресам имеет централизованное отопление, централизованную систему горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил.
При этом согласно пункту 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества, собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению. (Определение ВС РФ от 16.05.2019 по делу № 305-ЭС19-1381).
Согласно пункта 17 Приложения № 2 Правил № 354, приходящийся на нежилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Пунктом 44 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам № 354.
Таким образом, методологически Ответчик использует формулы взаимоисключающие друг друга, в части общедомового прибора учета, более того в качестве коммунального ресурса Истец поставляет не горячую воду (теплоноситель), а тепловую энергию на подогрев горячей воды, соответственно, методология расчета соответствующего вида коммунального ресурса (с учетом наличия в доме ИТП), должна быть определена в п. 54 Правил № 354.
В отопительный период подается коммунальный ресурс в виде тепловой энергии, которая используется на цели отопления и приготовления горячей воды на ИТП.
В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и/или ГВС (при отсутствии централизованных теплоснабжения и/или ГВС) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и/или ГВС, и тарифа (цены) на использованный при этом коммунальный ресурс (абз. 1 пункта 54 Правил N 354).
Для определения стоимости поставленной тепловой энергии надлежит учитывать количество (объем) поставленной тепловой энергии, измеряемое в гигакалориях (Гкал), зафиксированное общедомовым прибором учета тепловой энергии и тариф, установленный органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Пунктом 6 статьи 31 Закона о водоснабжении, при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил № 124, объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяется за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и/или горячего водоснабжения).
Поскольку МКД расположенные по адресам: <...>, 46, 46/15, 48; пр. Кирова, дома 66 и 101; пр. Урицкого, дома 66, 92/9, 99; пр. Победы, дома 9, 10, 12; ул. Миккели, дома 5,11 имеют централизованное отопление, тепловая энергия подается в дом по внешним сетям, между собственниками помещений в данных МКД имеется прямой договор на теплоснабжение (отопление), исполнителем коммунальной услуги по отоплению является Истец, то согласно пункту 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и при отсутствии централизованного отопления, объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
При этом, в МКД расположенных по указанным адресам имеется ОДПУ тепловой энергии фиксирующий объем тепловой энергии и тепловой энергии на ГВС.
Таким образом, Истец определил объем тепловой энергии, потребленной на СОИ, в отопительный период согласно пункту 42(1) и п. 54 Правил № 354, с использованием нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
С учетом данного обстоятельства начисление за коммунальную услугу по ГВС осуществлялось Истцом исходя из фактического объема потребляемых индивидуальными потребителями коммунальных услуг, определяемого по показаниям ИПУ и нормативу (при отсутствии показаний ИПУ).
Полученные объемы вычитались из общего количества потребленной тепловой энергии, определенной по показаниям ОДНУ, в результате чего получен объем тепловой энергии, потребленный на ГВС в целях содержания общего имущества в МКД.
Соответственно, полученная разница предъявлена к оплате управляющей организации, как остаток коммунального ресурса (тепловой энергии), который образовался в результате разницы между показаниями ОДПУ и ИПУ всех пользователей в МКД (рассчитанным, исходя из нормативов тепловой энергии на подогрев 1 м3).
Разница в начислениях у сторон возникла в результате использования разных значений общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, а также значений нормативов расхода тепловой энергии на подогрев теплоносителя.
Истец при расчете использовал данные площадей общего имущества и нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды, согласованные сторонами в приложении N 3 к Договору, тогда как ответчик не привел причин, по которым использовал в расчете иные сведения, не согласованные сторонами.
Довод ответчика о том, что ИТП/ЦТП являются объектами незавершенного строительства и находятся в казне Лужского городского поселения Ленинградской области также несостоятелен, поскольку независимо от наличия решения собственников об отказе во включении индивидуального теплового пункта в состав общего имущества, а также нахождение этого имущества на балансе иного лица, индивидуальный тепловой пункт в силу пп.5,6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 входит в состав общего имущества в силу закона.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судом правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2023 по делу № А56-53613/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А. Бугорская
Судьи
Г.Н. Богдановская
Я.Г. Смирнова