ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-78206/14 от 12.10.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19  октября  2015  года                                                    Дело № А56-78206/2014

Резолютивная часть постановления объявлена          12  октября  2015  года.

Полный     текст     постановления    изготовлен          19  октября  2015  года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Кудина А.Г. и Мунтян Л.Б.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Зевс» Баева А.С. (доверенность от 27.01.2015), от  Комитета по градостроительству и архитектуре Яркиной В.В. (доверенность от 15.09.2015 № 207-11-75/15),

рассмотрев 12.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Зевс» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2015 (судья                   Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда                          от 01.07.2015 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу               № А56-78206/2014,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Зевс» (место нахождения: 197198, Санкт-Петербург, Съезжинская улица, дом 36, офис 6, ОГРН 1027809256991, ИНН 7825101980; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения и действий Комитета по градостроительству и архитектуре (место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, площадь Ломоносова, дом 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994; далее – Комитет), выразившихся в отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу:  Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, территория предприятия «Ленсоветовское», участок 184 (ЗУ4), кадастровый номер 78:37:17819Д:88, а также об обязании Комитета выдать Обществу градостроительный план названного земельного участка.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. По мнению подателя жалобы, для получения градостроительного плана земельного участка не требуется «для правообладателей земельных участков, не определившихся с необходимостью строительства конкретного объекта капитального строительства, предоставление технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», а также доверенность, подтверждающая полномочия представителя юридического лица, обратившегося в государственный орган.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы,                  а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.05.2012 серии 78-АЖ № 552123 Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 78:37:17819Д:88, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, территория предприятия «Ленсоветовское», участок 184 (ЗУ4).

29.08.2014 Общество обратилось в Комитет с заявлением № 006-316 о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка.

В ответ на обращение Комитет письмом  от 29.08.2014 № 1-4-45651/3 уведомил Общество об отказе в приеме заявления в связи с непредставлением документов, разъяснив, что основанием для отказа послужило отсутствие доверенности у лица, подавшего документы, а также информации о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Общество оспорило действия  Комитета в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод о соответствии оспариваемых действий положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Нормами статьи 46 ГрК РФ регулируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В соответствии с пунктом 17 названной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 статьи 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В силу статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 ГрК РФ).

При этом в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения (технологического присоединения)  объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 7 части 3 статьи 44 ГрК РФ).

Исходя из части 2 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Следовательно, вопросы, не урегулированные в Градостроительном кодексе Российской Федерации, могут быть решены в иных нормативных правовых актах, относящихся к законодательству о градостроительной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, из пункта 4 которых следует, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления, а после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 названных Правил.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ                 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации – в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг.

Во исполнение названной нормы Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.02.2012 № 93 утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг.

Согласно пункту 7 названного Перечня услугой, необходимой и обязательной при подготовке и выдаче градостроительного плана, является выдача технических условий организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Распоряжением Комитета от 30.06.2014 № 8-н утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков (далее – Административный регламент).

В пункте 1.3. Административного регламента указаны требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги. Перед предоставлением государственной услуги заявителям необходимо обратиться в организации, выдающие технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях получения документов, содержащих технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Для получения сведений об организациях, выдающих технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, заявитель вправе обратиться в КЭиИО в порядке, установленном Административным регламентом Комитета по энергетике и инженерному обеспечению по предоставлению государственной услуги по запросам правообладателей земельных участков сведений об организациях, выдающих технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 24.10.2013 № 181 (пункт 1.3.4).

В пункте 2.7. Административного регламента приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем: документы, содержащие информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выданные организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 2.7.2).

Согласно пункту 2.9 Административного регламента исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги: непредставление документов, перечисленных в пункте 1.2  Административного регламента, с учетом требований, установленных в пункте 2.8.2; отсутствие выданных организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, документов, содержащих информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения предполагаемых к строительству либо реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, за исключением случаев, когда земельный участок находится в государственной собственности.

Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанции установили, что Обществом при обращении в Комитет с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка не предоставлена информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 7 части 3 статьи 44 ГрК РФ), в связи с чем суды на основании приведенных норм права сделали правильный вывод об отсутствии у Комитета оснований для выдачи градостроительного плана.

Кроме того, исходя из части 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами, и пунктов 1.2 и 2.9 Административного регламента, судебные инстанции верно указали, что представитель Общества, имеющий намерение предоставить в орган государственной власти документы от имени юридического лица, в обязательном порядке должен быть уполномочен заявителем на такие действия, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа Комитета в приеме документов на выдачу градостроительного плана земельного участка.

Доводы подателя жалобы о том, что судами не принято во внимание апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2015 по делу № АПЛ15-68 суд кассационной инстанции считает несостоятельными, поскольку названным определением оставлено без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2014 об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Диалог» в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 4-9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83.

Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий,  установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу № А56-78206/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Зевс»  –  без удовлетворения.

Председательствующий                                                                    И.С. Любченко

Судьи                                                                                               А.Г. Кудин

                                                                                                         Л.Б. Мунтян