ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 января 2022 года
Дело №А56-78961/2020/истр.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будариной Е.В.
судей Герасимовой Е.А., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Смирновой В.С.
при участии:
от временного управляющего ФИО1: не явился, извещен,
ФИО2, по паспорту,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36302/2021) ФИО2 на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2021 по обособленному спору № А56-78961/2020/истр. (судья Голоузова О.В.), принятое
по заявлению временного управляющего ФИО1 к ФИО2
об истребовании документов у руководителя должника
по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО «Беличья пустошь» (ранее –
ООО «Невские машины»),
установил:
определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2021 в отношении ООО «Беличья пустошь» (далее – Должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО1.
Публикация сведений о введении в отношении Должника процедуры наблюдения размещена в газете «Коммерсантъ» от 30.01.2021.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО «Беличья пустошь» в арбитражный суд обратился временный управляющий Должника ФИО1 с заявлением об истребовании у бывшего руководителя ООО «Беличья пустошь» ФИО2 (далее – Ответчик) копий документов, указанных в просительной части заявления.
Определением от 10.08.2021 арбитражный суд ходатайство временного управляющего ООО «Беличья пустошь» ФИО1 удовлетворил.
Обязал руководителя ООО «Беличья пустошь» ФИО2 передать временному управляющему ООО «Беличья пустошь» ФИО1 копии следующих документов:
1. копию свидетельства о присвоении ИНН, КПП,
2. выписку из ЕГРЮЛ (с датой выдачи налоговым органом - после даты введения процедуры наблюдения),
3. копию учредительных документов,
4. копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе,
5. копии бухгалтерских балансов (в том числе квартальные) с отметкой налогового органа со следующими приложениями:
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет о движении капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
- пояснительная записка;
- отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6)
- декларация налога на прибыль;
- декларация налога на имущество;
- декларация по ЕСН;
- и иная налоговая отчетность;
- справки о среднесписочной численности работников по годам;
- справку о средней заработной плате по годам за подписью главного бухгалтера;
6. Список всех счетов в банках и иных кредитных организациях, имеющихся в настоящее время и имевшихся ранее. Список по каждому счету должен содержать:
- все реквизиты счета;
- вид счета (рублевый, валютный, расчетный, ссудный, бюджетный и т.д.);
- адреса банков и иных кредитных организаций (а также их филиалов, если счет открыт в филиале), фамилии, имена, отчества руководителей и главных бухгалтеров банков (и их филиалов), их контактные телефоны.
7. Информация о картотеках по всем счетам в банках и иных кредитных организациях с указанием реквизитов счета, суммы задолженности, с перечнем всех неоплаченных платежных документов, который должен содержать вид платежного документа, номер, дату, сумму, наименование кредитора.
8. Список штатных работников с указанием фамилии, имени, отчества, а также должности и размера заработной платы, при наличии задолженности - справку на текущую отчетную дату о размере задолженности по заработной плате и выплат социального характера с расшифровкой по работникам, при наличии задолженности - справку по задолженности перед внебюджетными фондами (с расшифровкой по фондам) на текущую отчетную дату;
9. Копии всех имеющихся актов и заключений налоговых, аудиторских и иных проверок.
10. Копии всех актов, ведомостей, описей инвентаризаций активов и обязательств, копии актов переоценки внеоборотных активов.
11. Перечень кредиторов по состоянию на день представления, который должен содержать по каждому кредитору:
- наименование (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество (для физических лиц);
- юридические и фактические адреса для юридических лиц, адреса места жительства для физических лиц;
- домашние и рабочие телефоны для физических лиц, контактные телефоны для юридических лиц;
- фамилии, имена, отчества руководителей и главных бухгалтеров юридических лиц-кредиторов, их контактные телефоны;
- сумма задолженности, с выделением суммы основной задолженности и суммы задолженности по штрафам и пеням, убыткам, с указанием даты возникновения и даты исполнения обязательств;
- основания, по которым кредиторы предъявляют требования, в том числе: копии договоров, актов сверки расчетов, писем о признании долга, платежных требований, актов и переписки о проведении взаиморасчетов для юридических лиц; бухгалтерские выписки по физическим лицам, работающим на предприятии; копии договоров с физическими лицами; расчет задолженности по налогам; иные документы.
12. Перечень дебиторов по состоянию на день представления, который должен содержать по каждому дебитору:
- наименование (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество (для физических лиц);
- юридические и фактические адреса для юридических лиц, адреса места жительства для физических лиц;
- домашние (и рабочие) телефоны для физических лиц, контактные телефоны для юридических лиц;
- фамилии, имена, отчества директоров (руководителей) и главных бухгалтеров, их контактные телефоны;
- сумма задолженности, с выделением суммы основной задолженности и суммы задолженности по штрафам и пеням, убыткам, с указанием даты возникновения задолженности;
- основания требования к дебиторам, в том числе: копии договоров, актов сверки расчетов, писем о признании долга, платежных требований, актов и переписки о проведении взаимозачетов для юридических лиц; копии документов, подтверждающих требования к физическим лицам; иные документы.
13. Копии всех действующих и завершенных договоров с приложением по каждому из них копий документов, подтверждающих исполнение или ход исполнения этих договоров:
- актов выполненных работ;
- актов приема-передачи имущества;
- платежных документов (на исполненных документах должна быть отметка об исполнении);
- актов сверки расчетов;
- другие документы.
14. Перечень основных средств и нематериальных активов с указанием по каждому объекту наименования, начальной и остаточной балансовой, процента износа, сгруппированных по видам, на настоящий момент, и годовые оборотно-сальдовые ведомости по основным средствам и нематериальным активам. По выбывшим объектам - копии документов на выбытие (договоров, актов и т.п.), а также копии документов, подтверждающих оплату реализованных объектов основных средств и нематериальных активов. При наличии объектов непроизводственной сферы, объектов, сданных в аренду - прошу представить соответствующую справку. При наличии не загруженных или частично загруженных объектов - прошу представить справку с указанием процента загрузки (полной или частичной), при наличии законсервированных объектов - копии приказов о консервации. Перечень объектов недвижимости, которыми организация владеет (или владела, но прекратила владеть) на праве собственности, хозяйственного ведения, по договору аренды (лизинга), пользования, копии свидетельств о регистрации права собственности и технических паспортов (планов) на них. Перечень арендованных основных средств (в том числе по лизингу) с приложением договоров и с состояния расчетов с арендодателем (лизингодателем) на текущую дату.
15. Перечень объектов незавершенного строительства. Степень готовности; размер средств необходимых для завершения строительства его целесообразность.
16. Перечень долгосрочных финансовых вложений, НИОКР и иных внеоборотных активов, не перечисленных выше, которыми организация владеет или владела раньше. По выбывшим объектам - копии документов на выбытие (договоров, актов и т.п.), а также копии документов, подтверждающих оплату реализованных объектов.
17. Справку по основному и вспомогательному производству, затратам на основное и вспомогательное производство, если делили в учете расписать, если не делили - справку, что не делили, за подписью главного бухгалтера;
18. Виды выпускаемой продукции, отпускные цены, покупатели и объемы реализации в шт., кг. и в рублях, по годам.
19. Справку о выручке и себестоимости, в которой выручку и себестоимость разделить по видам продукции, работ, услуг.
20. Справку - расшифровку по прочим доходам, расходам и финансовому результату от прочих доходов и расходов, в которой прочие доходы и расходы и финансовый результат разделить по видам.
21. Справку по основным поставщикам и потребителям, с ценами, по годам;
22. Справки, в которых сумму всех затрат себестоимости (с учетом управленческих и коммерческих расходов) из Ф№2 бухгалтерского баланса разложить на постоянные и переменные, за подписью главного бухгалтера, если Вы делили в бухучете затраты на постоянные и переменные, а если не делили - дать справку, что не делили.
23. Справку по кредитам и займам, долгосрочным и краткосрочным, выданным и полученным с указанием контрагентов, договоров, процентов, просрочки, с приложением копий соответствующих договоров.
24. Список всех поручительств, выданных и полученных, с приложением копий всех договоров поручительств и договоров займов по поручительствам;
25. Справку по лицензиям, если есть,
26. Справку по дочерним предприятиям, филиалам, представительствам, если, есть, реквизиты филиалов, Представительств Общества, на территории Российской Федерации, данные о руководителях филиалов. Справку по обособленным подразделениям, обособленным торговым точкам, если есть).
27. Справку с расшифровкой оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств -по годовым отчетам.
28. Главные книги, регистры бухгалтерского и налогового учета (оборотно-сальдовые ведомости) (можно в электронном виде), Положение об учетной политике, рабочий план счетов бухгалтерского учета, схем документооборота, организационной и производственных структур. Планы, схемы, калькуляции по продукции, оказываемым услугам, работам,
29. Штатное расписание, лицевые счета работников с идентификационными данными на текущую дату.
30. Расшифровка запасов (материалов и затрат незавершенного производства.), краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности и прочих оборотных (годовые оборотные ведомости, можно в электронном виде, по счетам, субсчетам и номенклатуре бухучета, а также иные расшифровки прочей кредиторской задолженности, остаткам доходов и расходов будущих периодов, иных и прочих резервов и обязательств;
31. Документы, свидетельствующие об исполнении ООО «Беличья пустошь» обязательств за третьих лиц.
32. Документы о передаче в архив документации, подлежащей обязательному архивному хранению.
33. Документы по кадрам, отражающие прием, увольнение, перемещение работников, информацию по воинскому учету и бронированию.
34. Сведения о дочерних и аффилированных лицах, данные о руководителях указанных лиц, месте их нахождения. Данные о том, является ли ООО «Беличья пустошь» учредителем.
ФИО2, не согласившись с определением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 10.08.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие у ООО «Беличья пустошь» промежуточной отчетности, неуказание периода по истребуемым договорам, а также на то, что виды деятельности, осуществляемые Должником, исключают наличие у него части истребуемых документов.
В судебном заседании ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу конкурсный кредитор ИП ФИО3 просит определение от 10.08.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены определения арбитражного суда первой инстанции.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным указанным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьями 64, 66 Закона о банкротстве руководитель должника обязан в 15-дневный срок предоставить временному управляющему перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.
Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца 4 пункта 1 ст. 94, абзаца 2 пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему. Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно положениям Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, не менее пяти лет после отчетного года. Согласно пункту 2 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности.
На основании статьи 9 Закона о банкротстве ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Согласно Закону о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, подлежат оформлению первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет без каких-либо пропусков или изъятий (статьи 9, 10 Закона). В силу пункта 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. В соответствии со статьей 29 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Как следует из заявления временного управляющего, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО «Беличья пустошь» является генеральный директор ФИО2
Временным управляющим неоднократно были направлены ФИО2 запросы с требованиями о предоставлении копий финансово-хозяйственной документации Должника, которые были оставлены без ответа.
Вместе с тем, ФИО2 соответствующей обязанности не исполнила, документы временному управляющему не передала.
При этом отсутствие таких документов у арбитражного управляющего влечет невозможность проведения объективного финансового анализа деятельности должника, формирования выводов о дальнейших процедурах банкротства должника, и, как следствие, нарушение прав и законных интересов должника и его кредиторов.
Поскольку ФИО2 не была исполнена обязанность по передаче временному управляющему документации, установленная Законом о банкротстве, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для исполнения обязанности, возложенной на нее Законом о банкротстве, по передаче временному управляющему документации Должника, ФИО2 в материалы дела не представлено.
Ссылаясь в суде апелляционной инстанции на невозможность передачи документации Должника временному управляющему по причине ее утраты в результате пожара, ФИО2, вместе с тем, доказательств в подтверждение данного обстоятельства в материалы дела в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представила.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО2 предпринимались действия по восстановлению документации Должника, утраченной в результате пожара, Ответчиком в материалы дела также не представлено.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2021 по делу № А56-78961/2020/истр. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В. Бударина
Судьи
Е.А. Герасимова
И.Ю. Тойвонен