ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
21 февраля 2022 года
Дело №А56-79653/2021
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41517/2021) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2021 по делу № А56-79653/2021 (судья Покровский С.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ракета» (далее - заявитель, Общество, ООО «УК Ракета») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 04.08.2021 по делу об административном правонарушении № 563/21, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции (в виде резолютивной части) от 26.10.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены, постановление от 04.08.2021 по делу об административном правонарушении № 563/21 признано незаконным и отменено; мотивированное решение изготовлено 16.11.2021.
Не согласившись с указанным решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 16.11.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы указывает на то, что материалами дела подтверждается нарушение Обществом требований пунктов 118, 119, 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), в связи с чем Общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В установленный в определении суда от 15.12.2021 срок Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Инспекции отклонены.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «УК Ракета» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 62, корп.3 (далее - МКД), на основании договора управления от 05.04.2017 и лицензии от 02.02.2017 № 78-000464 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании распоряжения от 29.06.2021 № 07/21/620-Р Инспекцией 01.07.2021 проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения собственника квартиры 405 указанного МКД (вх. № об-15633-1/21 от 21.06.2021) на предмет соблюдения ООО «УК Ракета» лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами по вопросу засора канализации.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт проверки от 01.07.2021 № 07/21/620-Р.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Обществом с 06.04.2021 по 01.07.2021 произведено приостановление подачи услуги водоотведения квартиры №405 в МКД в связи с неоплатой собственником указанной квартиры задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период более двух месяцев в общей сумме 193157,22 руб., в том числе за услуги водоотведения холодной воды – 4481,37 руб. и за услуги водоотведения горячей воды – 6385,63 руб.
Инспекция пришла к выводу о том, что Обществом допущено нарушение требований пункта 118 Правил № 354 (не рассчитана задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги, исходя из частично неоплаченной суммы), пункта 119 Правил № 354 (нарушен порядок уведомления потребителя об ограничении услуги по водоотведению), пункта 122 Правил № 354 (действия по ограничению и приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить, в числе прочего, к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции протокола от 09.07.2021 №07/21/620-Р об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 04.08.2021 по делу об административном правонарушении № 563/21 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества события вмененного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 04.08.2021 по делу об административном правонарушении № 563/21.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда первой инстанции от 16.11.2021 в связи со следующим.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионными требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Согласно пункту 118 Правил № 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
В соответствии с пунктом 119 Правил № 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
При этом в силу подпункта «в» пункта 122 Правил № 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием у собственника квартиры № 405 задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период более двух месяцев в общей сумме 193157,22 руб., в том числе за услуги водоотведения холодной воды – 4481,37 руб. и за услуги водоотведения горячей воды – 6385,63 руб. Обществом 06.04.2021 была установлена заглушка на систему водоотведения в соответствии с договором на выполнение работ по услуге ограничения водоотведения от 29.03.2021 № 3.20, заключенного между ООО «УК Ракета» и ООО «Спрут».
В качестве доказательств соблюдения требований пунктов 118 и 119 Правил № 354 Обществом представлены в Инспекцию, а также в суд первой инстанции уведомление от 16.01.2021 № 07/21 и доказательства его направления в адрес собственника квартиры № 405 почтовой связью 16.01.2021.
Согласно кассовому чеку от 16.01.2021, описи вложения в ценное письмо от 16.01.2021 и сведениям с сайта Почты России почтовое отправление с идентификатором 19527153007628 было возвращено отправителю.
Как разъяснено в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам.
Таким образом, именно собственник квартиры № 405 в МКД несет все риски неполучения корреспонденции по адресу своего места жительства.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что Обществом не допущено нарушения требований статьи 119 Правил № 354 к порядку уведомления о предстоящем ограничении предоставления коммунальной услуги водоотведения собственника квартиры № 405.
При этом в соответствии с пунктом 118 Правил № 354 в уведомлении от 16.01.2021 № 07/21 указана как общая сумма задолженности по коммунальным услугам (193157,22 руб.), так и отдельно выделена задолженность за услугу водоотведение по холодной и горячей воде (4481,37 руб. и 6385,63 руб.), в отношении которой введено ограничение. При этом, Инспекцией не опровергнуты указанные в уведомлении данные о задолженности за услугу водоотведение, не подтверждено частичное или полное погашение собственником данной задолженности, в том числе не истребованы у собственника квартиры № 405 доказательства оплаты (полной или частичной) задолженности по услуге водоотведение.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что Обществом не допущено нарушения требований статьи 118 Правил № 354
Суд апелляционной инстанции также полагает, что Инспекцией в ходе проверки не установлено и подтверждено необходимыми доказательствами нарушение Обществом подпункта «в» пункта 122 Правил № 354, а именно не доказано, что действия по ограничению или приостановлению предоставления собственнику квартиры № 405 коммунальной услуги по водоотведению привели к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Как указывало Общество в возражениях на протокол от 09.07.2021, а также следует из акта от 10.06.2021, составленного представителями ООО «УК Ракета» и ООО «Спрут» Общество в квартире № 405 была установлена заглушка, которая ограничивала пользование услугами водопотребления, при этом данная заглушка была деформирована собственником квартиры № 405 и извлечена. Указанные обстоятельства Инспекцией не опровергнуты.
Как следует из акта проверки от 01.07.2021, доступ в квартиру № 405 обеспечен не был, соответственно Инспекция в ходе проверки не установила фактическое приостановление (а не ограничение) коммунальной услуги водопотребления собственнику квартиры № 405; не установила и не зафиксировала должным образом факт наличия заглушки на системе водоотведения на момент проверки, равно как и не зафиксировала нарушение требований пригодности к проживанию в спорной квартире ввиду ограничения услуги по водоотведению. Инспекцией не опровергнуты доводы Общества о наличии в спорной квартире двух санузлов (что также следует из представленного Обществом в ходе проверки плана квартиры), а соответственно не доказано, что ограничение коммунальной услуги водоотведения (установка заглушки в одном из санузлов) каким-либо образом привело к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что административным органом не доказано нарушение Обществом требований пункта 122 Правил № 354.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о недоказанности нарушения Обществом вышеприведенных положений Правил № 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги водоотведения собственнику квартиры № 405, который уклоняется от обязанности по оплате коммунальных услуг, что свидетельствует о недоказанности в действиях Общества события вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В силу статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования, признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 04.08.2021 по делу об административном правонарушении № 563/21
Нарушения норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда первой инстанции от 16.11.2021 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 ноября 2021 года по делу № А56-79653/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
М.И. Денисюк