ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
19 февраля 2024 года
Дело №А56-81169/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Масенковой И.В., Пивцаева Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой А.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 01.12.2023;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43535/2023) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 по делу № А56-81169/2023 (судья Целищева Н.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Племенной завод Сосновское»
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
3-е лицо: ФИО2
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Племенной завод Сосновское» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление) от 16.08.2023 № КУВД-001/2023-17824142/11 об отказе в государственной регистрации прав, об обязании Управления осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:03:1208003:94 от Общества к ФИО2 на основании заключенного между сторонами договора купли-продажи недвижимого имущества от 29.08.2022
№ 20220829-26-В-94.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
Управление, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм права и неполное выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указало, что по смыслу норм Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимым основанием для наделения лица статусом застройщика является объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, в отношении которого необходимо осуществить работы, направленные на изменение основных характеристик путем строительства, реконструкции и капитального ремонта, оформляемых соответствующей разрешительной документацией; при этом в указанном случае объектом регистрации должны выступать земельный участок, а также объект капитального строительства, расположенный на нем.
Вместе с тем, как полагает Управление, у Общества отсутствует статус застройщика, поскольку согласно финансовым отчетам заявитель получал прибыль по основному виду экономической деятельности, обозначенному в Едином государственном реестре юридических лиц - «68.1 Покупка и продажа собственного недвижимого имущества», а представленные в материалах судебного дела договоры подряда и договоры на выполнение проектных работ не свидетельствуют об осуществлении деятельности в качестве застройщика. В этой связи для регистрации в Росреестре перехода права собственности на земельный участок от заявителя к покупателю (ФИО2) Общество должно, согласно Указу Президента от 01.03.2022 № 81, получить специальное разрешение на совершение сделки купли-продажи недвижимости, так как участником учредителя заявителя является юридическое лицо недружественного государства.
Также Управление указало, что поскольку заявитель не является застройщиком, то на заявителя не распространяются положения Выписки из протокола заседания Подкомиссии Правительственной комиссии от 26.05.2022 № 43, опубликованной в сообщении Министерства финансов Российской Федерации 26.05.2022 № 05-06-10/ВН-26829, согласно которой, подкомиссией было принято единогласное решение разрешить резидентам - юридическим лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновения права собственности на недвижимое имущество.
Кроме того, Управление указало, что суд первой инстанции, ссылаясь на письма Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2022 № 05-07-13/56478 и от 15.07.2022 № 05-04-20/68312, не учел, что только Центральный банк Российской Федерации является тем уполномоченным органом, которому в соответствии с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» предоставлено право давать официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81.
01.02.2024 в апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Общество просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также в отзыве на апелляционную жалобу Общество просило приобщить в материалы дела дополнительные документы: копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 27.10.2023 о регистрации права собственности заявителя на жилой дом и копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 10.01.2024 о регистрации права собственности заявителя на распределительный газопровод среднего давления.
В судебном заседании представитель Общества по доводам апелляционной жалобы возражал, поддержал позицию отзыва на апелляционную жалобу, просил приобщить в материалы дела дополнительные доказательства (приложения к отзыву на апелляционную жалобу № 2-5).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Рассмотрев ходатайство Общества о приобщении в материалы дела дополнительных доказательств (приложения к отзыву на апелляционную жалобу
№ 2-5), определением от 06.02.2024, вынесенным в порядке части 5 статьи 184 АПК РФ, апелляционный суд отказал в приобщении в материалы дела дополнительных доказательств, не представлявшихся в суд первой инстанции и, более того, часть из которых (приложение № 3) датировано после вынесения обжалуемого решения суда первой инстанции, что в силу статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляционного производства.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество (продавец) и гражданин Российской Федерации ФИО2 (покупатель) заключили договор купли -продажи недвижимого имущества от 29.08.2022 № 20220829-26-В-94 (далее - Договор), по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя земельный участок площадью 1228 кв.м, расположенный по адресу: 188730, Ленинградская область, Приозерский р-н, тер. массив Снегиревка, ДНП Сосново, уч. 26, кадастровый номер 47:03:1208003:94.
Покупатель надлежащим образом исполнил свое обязательство по оплате стоимости земельного участка, что подтверждается справкой Общества от 28.04.2023.
Согласно пункту 3.1.2 Договора продавец обязан предоставить в Управление документы в отношении сторон и земельного участка, необходимые для регистрации перехода права собственности на участок.
30.04.2023 стороны обратились с заявлениями в Управление о государственной регистрации права собственности с требованием зарегистрировать переход права собственности в отношении земельного участка к покупателю. Заявлению продавца присвоен номер КУВД/001/2023-17824142.
Уведомлением от 16.05.2023 № КУВД-001/2023-17824142/3 Управление уведомило продавца о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка. В качестве основания для приостановления регистрационных действий Управление указало на следующие обстоятельства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2022 N 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее - Указ N 81) с 02.03.2022 установлен особый порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц установлен распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ участником/учредителем юридического лица (Общества) является ООО «Свердловка 60» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) с долей 100%, участником/учредителем которого, в свою очередь, является ФИО3 Трейдинг Лимитед (страна происхождения Кипр, доля - 100%).
Как указало Управление в уведомлении от 16.05.2023, Обществу с целью проведения регистрационных действий необходимо представить в регистрирующий орган в пакете документов также документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Общество направило ряд писем и заявлений в Министерство финансов Российской Федерации с приложением документов, подтверждающих наличие у него статуса застройщика, с просьбой подтвердить, что в связи с наличием статуса застройщика Обществу не требуется получать разрешение на совершение сделок с недвижимым имуществом, либо выдать соответствующее разрешение.
В ответ на обращения заявителя Департамент финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации письмами от 15.06.2022 N 05-07¬13/556471, от 15.07.2022 N 05-04-20/68312 разъяснил, что лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и находящимся под контролем иностранных лиц, совершающих недружественные действия, выдано разрешение, действующее без ограничения срока на исполнение сделок, влекущих возникновение права собственности на недвижимое имущество.
Вместе с тем уведомлением от 16.08.2023 № КУВД-001/2023-17824142/11
Управление сообщило об отказе в государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления регистрационных действий и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Посчитав изложенный в указанном уведомлении отказ в государственной регистрации перехода права собственности незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, признал заявление Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ во взаимосвязи с частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки
(пункт 2).
Согласно оспариваемому уведомлению Управления собственником отчуждаемого объекта недвижимости является Общество, учредителем которого является ООО «Свердловка 60», а учредителем этого юридического лица выступает ФИО3 Трейдинг Лимитед, страна происхождения которого Кипр, включенный в перечень иностранных государств (член Европейского союза), утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р и подпадающий под Указ № 81, в связи с чем Обществу необходимо с целью проведения регистрационных действий представить в орган регистрации прав в пакете документов также документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также надлежащим образом оформленный Договор с учетом положений, установленных Указом № 81.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа № 81 в качестве дополнительной временной меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации с 02.03.2022 установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами следующих сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия): сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Согласно подпункту «б» того же пункта Указа № 81 сделки (операции), предусмотренные подпунктом «а» настоящего пункта и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).
Во исполнение Указа № 81 постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 295 утверждены Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях (далее - Правила). Так, указанными Правилами, в частности, утвержден порядок выдачи разрешений на осуществление (исполнение) сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество. Уполномоченным органом для приема заявлений о выдаче разрешения определено Министерство финансов Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Сообщением от 26.05.2022 № 05-06-10/ВН-26829 Министерство финансов Российской Федерации опубликовало выписку из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 26.05.2022 № 43, согласно которой Подкомиссией принято единогласное решение разрешить без ограничения срока резидентам - юридическим лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Как следует из материалов дела, заявитель, являясь собственником земельного массива, разделённого на отдельные земельные участки, осуществляет продажу этих участков и строительство инфраструктуры, соединяющей эти участки в единый коттеджный посёлок - Сосновские озёра, с дорогой, водопроводом, газопроводом, линиями электропередач.
Указанные объекты инженерной инфраструктуры заявитель строит за свой счёт на земельных участках, принадлежащих заявителю на праве собственности, на основании договоров подряда, по которым он выступает в качестве заказчика.
Договоры на выполнение работ по строительству линейных объектов: улично-дорожной сети, сети водопровода и электросети представлены заявителем в материалы дела.
Поскольку данные действия Общество осуществляет для инженерно-технического обеспечения земельных участков на указанной территории, в том числе, участка, являющегося предметом Договора, суд первой инстанции на основании установленных по делу обстоятельств, не опровергнутых Управлением, обоснованно посчитал, что Общество по смыслу пункта 16 статьи 1 ГрК РФ является застройщиком, и им при обращении в регистрирующий орган были представлены все документы, необходимые для осуществления регистрационных действий.
В связи с тем, что Общество, местом регистрации которого согласно сведениям ЕГРЮЛ является Российская Федерация, не относится к лицам, указанным в пункте 12 Указа № 95 и протоколах заседаний Подкомиссии от 15.06.2022 № 63, от 21.06.2022 № 64/1, у Управления отсутствовали правовые основания для требования от Общества в уведомлении от 16.05.2023 о приостановлении государственной регистрации прав документов, подтверждающих раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также надлежащим образом оформленного Договора с учетом положений, установленных Указом № 81.
Таким образом, принимая во внимание, что содержащееся в выписке из протокола заседания Подкомиссии от 26.05.2022 № 43 разрешение без ограничения срока действия юридическим лицам, являющимся застройщиками по законодательству Российской Федерации, осуществлять сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, и ответы Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации на поданное Обществом заявление на выдачу разрешения на осуществление (исполнение) сделки и на последующие его обращения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности условий для признания оспариваемого решения Управления незаконным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда и не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 по делу № А56-81169/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.Б. Слобожанина
Судьи
И.В. Масенкова
Е.И. Пивцаев