ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-83390/2022 от 21.08.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 августа 2023 года

Дело №

А56-83390/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А, Толкунова В.М.,

при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО1 (доверенность от 27.07.2023), от общества с ограниченной ответственностью «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» ФИО2 (доверенность от 26.12.2022),

рассмотрев 15.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 по делу
№ А56-83390/2022,

у с т а н о в и л:

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2, литера «А», (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», адрес: 188911, <...>, ОГРН <***>. ИНН <***> (далее - Общество), об обязании осуществить мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) на площади 222,9750 га в течение трех месяцев со дня вступления решения в силу.

Определением от 20.10.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Решением суда первой инстанции от 30.01.2023 иск удовлетворен, Общество обязано осуществить мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) на площади 222,9750 га в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Постановлением апелляционного суда от 12.05.2023 указанное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Комитета, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 15.02.2019 между сторонами заключен договор аренды лесного участка
№ 1180/ДС-2019-02 (далее - договор аренды), в соответствии с которым
Общество приняло в аренду земельный участок лесного фонда, площадью 266,9140 га, кадастровый номер 47:01:0000000:51249, находящийся по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, квартал № 149 для строительства и эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью линейного объекта в муниципальном образовании Выборгский район Ленинградской области. Вид разрешенного использования - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (далее - земельный участок).

В соответствии с положениями статьи 88 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) ответчиком был разработан Проект освоения лесов, в котором запроектировано компенсационное лесовосстановление в соответствии с требованиями статьи 63.1. ЛК РФ на площади 222,9750 га на лесном участке, предоставленном в установленном порядке.

Проект получил положительное заключение экспертной комиссии, которое было утверждено Распоряжением Комитета от 26.04.2019 № 1405 (далее - Распоряжение).

27.06.2019 в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка внесена запись об изменении категории земельного участка с категории лесного фонда на категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.

01.10.2019 между истцом, ответчиком и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ Росимущества) заключено дополнительное соглашение о замене стороны по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 15.02.2019
№ 1180/ДС-2019-02 (Приложение № 4) в соответствии с которым Комитет передал МТУ Росимущества все права и обязанности арендодателя по договору аренды.

Кроме того, этой же датой между ответчиком и МТУ Росимущества заключено дополнительное соглашение об изменении договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 15.02.2019 № 1180/ДС-2019-02, в соответствии с которым договор изложен в новой редакции.

Условия указанных дополнительных соглашений распространены на отношения сторон, возникшие с 27.06.2019.

Пунктом 1.1 дополнительного соглашения к договору аренды предусмотрено, что арендатор обязуется выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на площади равной площади земельного участка, переведенного из категории земель лесного фонда в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения по договору аренды от 15.04.2019 № 1216/ДС-2019-04.

В соответствии с пунктом 2. указанного дополнительного соглашения арендатор обязуется выполнить работы по лесовосстановлению или разведению не позднее 10.06.2020 в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения, разработанным в соответствии с приказом Минприроды России от 28.12.2018 № 700 «Об утверждении правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки», от 25.03.2019 № 188 «Об утверждении правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений».

Ссылаясь на непроведение Обществом мероприятий по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) в отношении лесного участка и оставление претензии № 2343 от 07.07.2022 без удовлетворения, Комитет обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Суды двух инстанций, придя к выводу о наличии правовых и фактических оснований требование Комитета удовлетворили.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 ЛК РФ. К числу таких принципов отнесены, в частности, принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.

В соответствии с абзацем восьмым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Статьей 12 ЛК РФ определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии со статьей 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Исходя из части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя, в том числе лесовосстановление.

В силу положений статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Федеральным законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» ЛК РФ дополнен статьей 63.1.

Частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям, предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон и особенностей условий использования территорий, предусмотренных статьей 21 ЛК РФ.

Нормы ЛК РФ, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер и подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.

Суды заключили, что приведенными нормами для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, установлена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению в установленный срок после рубки лесных насаждений.

Суд апелляционной инстанции, отклоняя довод Общества о том, что обязанность по компенсационному лесовосстановлению возникла в связи с тем, что лесной участок 29.06.2019 был переведен в иную категорию земель, исходил из того, что при изменении категории земельных участков и внесении изменений в договор путем замены арендодателя на МТУ Росимущества, назначение участка, а именно строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов согласно пункту 1.1 договора для стороны не изменилось.

Суд, ссылаясь на положения пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее – Закон № 341) указал, что одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 настоящей статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

Исходя из пояснительной записки к проекту указанного Федерального закона, суд апелляционной инстанции счел, что его основной целью является сокращение сроков и снижение стоимости услуг на оформление линейных объектов, а также исполнение 2-го этапа пункта 41 раздела 2 плана мероприятий «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства».

С учетом положений пункта 2 статьи 11 Закона № 341 суд апелляционной инстанции констатировал, что Общество должно было понимать, что в результате регистрации права аренды лесного участка, категория земельных участков, переданных по договорам, будет изменена, в связи с чем подавая заявление о регистрации права аренды, Общество фактически подавало и заявление об изменении категории земельного участка. При этом при переводе земельного участка в иную категорию земельный участок не утратил свои лесные характеристики и назначение, в соответствии с которым заключался договор и Общество продолжает использовать участок.

Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что само по себе изменение категории земельного участка не исключает лесных обязательств при том, что назначение земельного участка не было изменено и Общество продолжает выполнять работы, связанные с эксплуатацией лесов.

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений процессуального законодательства и законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 по делу № А56-83390/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

О.А. Алешкевич

В.М. Толкунов