АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-18843/2022
г. Казань Дело № А57-10402/2021
29 июня 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гусмановой А.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
администрации Кировского района муниципального образования «город Саратов» ‑ ФИО1, доверенность от 01.04.2022 № 30, ФИО2, доверенность от 01.04.2022 № 32,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Кировского района муниципального образования «город Саратов», администрации муниципального образования «город Саратов»
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.01.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022
по делу № А57-10402/2021
по исковому заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «УК Фаворит-стандарт качества» (ИНН <***>, ОГРН <***>), обществу с ограниченной ответственностью «Трест» (ОГРН <***>, ИНН <***>), администрации муниципального образования «город Саратов», администрации Кировского района муниципального образования «город Саратов» об обязании освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа детской площадки, третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова, товарищество собственников жилья«Дачник-АС», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Виктория»,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация города Саратов, ответчик), администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация Кировского района города Саратов, ответчик), обществу с ограниченной ответственностью «УК Фаворит-стандарт качества» (далее – общество «УКФ», ответчик), обществу с ограниченной ответственностью «Трест» (далее – общество «Трест», ответчик), с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), об обязании освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа детской площадки, расположенной в охранной зоне ВКС ТМ № 5 от ТЭЦ-5 20219 мм между ТК-5905/1 и ТК-5905/3 и на ТК-5905/3 по адресу: <...>, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда; взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению имуществом города Саратова, ТСЖ «Дачник-АС», общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Виктория».
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.01.2022 оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022, исковые требования удовлетворены, на администрацию города Саратов и администрацию Кировского района города Саратов возложена обязанность в солидарном порядке освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа детской площадки, расположенной в охранной зоне ВКС ТМ № 5 от ТЭЦ-5 20219 мм между ТК-5905/1 и ТК-5905/3 и на ТК-5905/3 по адресу: <...>, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении исковых требований к обществу «УКФ», обществу «Трест» отказано.
Администрация города Саратов и администрация Кировского района города Саратов не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просили названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе ПАО «Т Плюс» в иске.
В обоснование жалобы считают недоказанным расположение детской площадки в границах принадлежащего ответчику участка с кадастровым номером 64:48:030324:52; считают, что спорные правоотношения не предусматривают солидарную ответственность; не представлены доказательства, свидетельствующие о создании ответчиком препятствий для доступа к занятой тепловыми сетями части земельного участка, а также установления охранных зон; истцом не представлены доказательства возможного использования альтернативного способа подачи горячей воды, что позволило бы провести реконструкцию участка тепловой сети с изменением трассировки при наличии технической возможности.
Подробно доводы заявителей изложены в кассационных жалобах и поддержаны представителями в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационные жалобы не согласилось с доводами заявителей, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Информация опринятии кассационных жалоб к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена наофициальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей121 АПК РФ.
В судебном заседании представители администрации Кировского района города Саратова поддержали доводы жалобы, просили отменить судебные акты, в иске отказать.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей, исследовав представленные доказательства, проверив законность обжалуемых судебных актов впорядке, предусмотренном главой35 АПКРФ подоводам, изложенным вкассационных жалобах, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в собственности Комитета по управлению имуществом города Саратова находится теплотрасса от ЦТП до жилого дома 17/29 по ул. Тракторная, переданная в эксплуатацию ПАО «Т Плюс» по концессионному соглашению от 06.11.2019 № 1.
30.10.2020 сотрудниками Территориального управления теплоснабжения г. Саратова ПАО «Т Плюс» была проведена проверка и составлен акт о нарушении охранной зоны тепловых сетей: наличие объекта «детская площадка» по адресу: <...>, в охранной зоне ВКС ТМ № 5 от ТЭЦ-5 20219 мм между ТК-5905/1 и ТК-5905/3 и на ТК-5905/3.
Указывая, что расположение детской площадки в охранной зоне тепловой сети недопустимо, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает требования Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197 (далее - Правила № 197), создает препятствия для исполнения ПАО «Т Плюс» возложенных на него обязанностей по содержанию и безопасной эксплуатации тепловых сетей, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, которое достигается, в том числе, возможностью своевременного принятия оперативных мер по устранению аварий на тепловых сетях, а досудебное требование истца об освобождении участка оставлено без внимания, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт обследования по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 304, 305, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пунктами 4, 5 Правил № 197, пунктом 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 21.04.2000 № 92, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 45 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22), статьей 65 АПК РФ, суд удовлетворил иск, признав, что, несмотря на обременение указанного земельного участка охранной зоной теплосети, без согласования с собственником тепловой магистрали (муниципальное образование) и в отсутствие разрешительной документации в данной охранной зоне возведена детская площадка, возложив солидарную ответственность на ответчиков.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в названной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
На основании статьи 208 ГК РФ истцу как собственнику тепловой магистрали принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 постановления № 10/22 разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В силу статей 304 и 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности или иного права, предусмотренного статьей 305 ГК РФ, наличие препятствий в осуществлении этого права, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в осуществлении истцом правомочий по пользованию и распоряжению имуществом. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 Постановления № 10/22).
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Одним из ограничений права на земельный участок пункт 2 статьи 56 ЗК РФ называет особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Статьей 105 ЗК РФ в качестве одного из видов зон с особыми условиями использования территорий предусмотрена охранная зона тепловых сетей (пункт 28).
Согласно пункту 28 статьи 105 ЗК РФ охранная зона тепловых сетей является видом зоны с особыми условиями использования территорий, которая в соответствии со статьей 104 ЗК РФ устанавливается в целях защиты жизни и здоровья граждан; безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечения сохранности объектов культурного наследия; охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в обязанность эксплуатирующей организации входит комплекс мероприятий по обеспечению безаварийной работы опасных производственных объектов.
Согласно пункту 33 организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 № 92, для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Ограничения использования земельных участков охранной зоной тепловых сетей установлены Приказом № 197.
В соответствии с пунктом 1 Приказа № 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Согласно пункту 4 Правил № 197, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее трех метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети».
Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
В силу пункта 5 Правил № 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Согласно части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации обязаны, в том числе организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Пунктом 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, также установлен запрет на возведение каких-либо строений, складирование, посадку деревьев и многолетних кустарников. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружений определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.
В частности, частью 3 статьи 23.2 Закона о теплоснабжении установлена обязанность потребителей тепловой энергии соблюдать запреты, ограничения и другие обязательные требования безопасности, содержащиеся в законе, технических регламентах и правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Пунктом 17 Правил установлено, что работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Судами установлено, что истцу переданы в эксплуатацию на основании концессионного соглашения от 06.11.2019 № 1, заключенного с муниципальным образованием «город Саратов» в лице Комитета по управлению имуществом города Саратова, объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования «город Саратов», в том числе теплотрасса от ЦТП до жилого дома 17/29 по ул. Тракторная.
При осмотре сотрудниками истца установлено, что в охранной зоне внутриквартальной тепловой сети, переданной в эксплуатацию филиалу Саратовский ПАО «Т Плюс» на основании концессионного соглашения от 06.11.2019 № 1, расположена детская площадка.
Действия по несогласованному размещению детской площадки в охранной зоне на участке и не предоставлению доступа истцу к тепловой сети несут для предприятия дополнительные правовые риски в виде нарушения теплоснабжения иных потребителей и увеличения (сверх допустимого) времени обнаружения и устранения технологических нарушений на тепловой сети.
Поэтому правомерен вывод судов, что размещение детской площадки на участке тепловой сети, находящейся в эксплуатации истца, нарушает права и законные интересы последнего, поскольку препятствует нормальной и безопасной эксплуатации указанных тепловых сетей, создает угрозу жизни окружающих, а также препятствует доступу истца к местам проведения ремонтных работ.
Доводы заявителя жалобы том, что место размещения детской площадки находится вне охранной зоны тепловых сетей, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно признаны им необоснованными с учетом установленных фактических обстоятельств и представленных доказательств, в том числе акта осмотра, фотографий, сведений Публичной кадастровой карты.
Основанием для привлечения Администрации города Саратов и Администрации Кировского района города Саратов к солидарной ответственности послужило то обстоятельство, что собственником земельного участка является муниципальное образование город Саратов, в то же время земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации Кировского района города Саратов; кроме того, Администрация города Саратов является стороной концессионного соглашения от 06.11.2016 № 1.
В силу статьи 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
На основании пункта 1 статьи 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в ЗК РФ.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (пункт 1 статьи 269 ГК РФ).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о наличии оснований для обязания Администрации города Саратов как уполномоченного органа собственника земельного участка и Администрации Кировского района города Саратов как лица, обладающего правом постоянного (бессрочного) пользования названным земельным участком, солидарно исполнить решение суда; суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что указание на солидарную ответственность названных лиц не влияет на правильность выводов об определении надлежащего ответчика.
Другие доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, повторяют позицию заявителей по делу, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 № 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.01.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 по делу № А57-10402/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина
Судьи С.Ю. Муравьев
Р.В. Ананьев