ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-10998/17 от 21.11.2017 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-10998/2017

27 ноября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2017 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,

судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Агафоновского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2017 года по делу №А57-10998/2017, (судья К.А. Елистратов),

по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и

сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» (г. Саратов)

к администрации Агафоновского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, Питерский район),

третьи лица:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (г. Саратов),

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (г. Москва),

Совет Агафоновского образования Питерского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, Питерский район),

об обязании принять в муниципальную собственность имущество,при участии в заседании:

от ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» представитель ФИО1 по доверенности,

иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

В арбитражный суд Саратовской области обратилось ФГБУ «Управление «САРАТОВМЕЛИОВОДХОЗ» с иском об обязании Администрации Агафоновского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по иску принять в муниципальную собственность объекты:

- магистральные водоводы в Питерском районе (ст. Питерка, пос. Нариманово, с. Агафоновка), кадастровый номер 64:26:000000:3297, назначение: магистральный водовод, в состав которого входит: 19 шт. колодцев, трубопровод из ПЭ Д=110 мм протяженностью 605 м; трубопровод из ПЭ Д=225 мм протяженностью 8903 м; трубопровод из ПЭ Д=160 мм протяженностью 645 м, расположенные по адресу: Саратовская обл., Питерский р-он; 2);

- разводящие сети в Питерском районе (ст. Питерка), кадастровый номер 64:26:000000:3305, в состав водопровода входит: 58 шт. колодцев, башня системы Рожновского объемом 50 куб. м, трубопровод из ПЭ Д=160 мм, протяженностью 6534 п. м, назначение: водопровод, протяженностью 6534 м, расположенные Саратовская обл., Питерский р-он; 3);

- разводящие сети в Питерском районе (пос. Нариманово), кадастровый номер 64:26:000000:3304, назначение: водопровод, протяженностью 2470 м, расположенный по адресу: Саратовская обл., Питерский р-он, п. Нариманово; 4)

- разводящие сети в Питерском районе (с. Агафоновка), кадастровый номер 64:26:000000:3306, в состав водопровода входит: 84 шт. распределительных колодцев, башня системы Рожновского объемом 50 куб. м, трубопровод из ПЭ Д=160мм, протяженностью 8650 п. м, назначение: водопровод, протяженностью 8650 м., расположенный по адресу: Саратовская обл., Питерский р-он, с. Агафоновка.

Решением от 14 сентября 2017 года Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-10998/2017 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация Агафоновского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что истцом нарушен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на балансе федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» (далее - Истец, Учреждение) находятся объекты:

магистральные водоводы в Питерском районе (ст. Питерка, пос. Нариманово, с. Агафоновка), кадастровый номер 64:26:000000:3297, назначение: магистральный водовод, в состав которого входит: 19 шт.колодцев, трубопровод из ПЭ Д=110мм протяженностью 605м.; трубопровод из ПЭ Д=225мм протяженностью 8903м; трубопровод из ПЭ Д=160мм протяженностью 645м, расположенные по адресу: Саратовская обл.. Питерский р-он;

разводящие сети в Питерском районе (ст. Питерка), кадастровый номер 64:26:000000:3305. в состав водопровода входит: 58 колодцев, башня системы Рожновского объемом 50 куб.м., трубопровод из ПЭ Д=160мм, протяженностью 6534 п.м., назначение: водопровод, протяженностью 6534м, расположенные Саратовская обл., Питерский р-он;

разводящие сети в Питерском районе (пос. Нариманово), кадастровый номер 64:26:000000:3304, назначение: водопровод. протяженностью 2470м, расположенный по адресу: Саратовская обл.. Питерский р-он, п.Нариманово;

разводящие сети в Питерском районе (с Агафоновка), кадастровый номер 64:26:000000:3306, в состав водопровода входит: 84шт. распределительных колодцев, башня системы Рожновского объемом 50 куб.м., трубопровод из ПЭ Д= 160мм, протяженностью 8650 п.м.. назначение: водопровод, протяженностью 8650м., расположенный по адресу: Саратовская обл., Питерский р-он, с.Агафоновка (далее - объекты).

Объекты находятся в федеральной собственности, переданы Истцу на праве оперативного управления.

Истец, ссылаясь на то, что спорные объекты находятся в границах Агафоновского муниципального образования Питерского муниципального района Саратовской области и используются исключительно для обеспечения населения данного муниципального образования питьевой водой, в связи с чем в силу закона подлежат передаче в муниципальную собственность.

Обосновывая свои требования положениями постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 и частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.

Между тем при принятии решение судом 1 инстанции не учтено следующее.

Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 названного Кодекса.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).

В данном споре ссылка суда 1 инстанции на постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 является необоснованной, поскольку государственная собственность на спорные объекты уже разграничена, их собственник определен, спорные объекты находятся в собственности Российской Федерации, в связи с чем и возник вопрос о передаче данных объектов из федеральной собственности в собственность муниципального образования.

Согласно абзацу шестому части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также если указанное имущество используется органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2013 № 131-ФЗ).

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (абзац 20).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

К вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ).

Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 04.12.2007 № 828-О-П и от 07.12.2012 № 234-О-Р разъяснил, что при передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность следует учитывать волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий.

Перечень необходимых документов для принятия решения о передаче имущества из федеральной в муниципальную собственность установлен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450, министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

Согласно пункту 5.4 Положения министерство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным министерству.

Из материалов дела следует, что необходимые документы для передачи объектов по спорным объектам отсутствуют.

Указанное постановление Правительства № 374 предусматривает форму Перечня имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.

Перечень имущества, подлежащего передаче из федеральной в муниципальную собственность, составляет и утверждает Правительство Российской Федерации, а не ФГБУ «Саратовмелиоводхоз».

Спорные объекты в Перечне имущества не числятся и соответственно, передаче в муниципальную собственность не подлежат.

Волеизъявление собственника в лице уполномоченного органа (ст. 125 ГК РФ) на передачу объектов отсутствует.

Более того, на федеральном уровне разработан специальный Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", который утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 13 июля 2009 г. N 270 и который по настоящему делу не соблюден.

В соответствии с п. 1.4 Административного регламента в Описании результатов исполнения государственной функции «Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной, собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность» указано, что результатом исполнения такой функции является

- распоряжение Росимущества о передаче имущества на иной уровень собственности;

- письменное поручение территориальному органу Росимущества о принятии решения о передаче имущества;

- внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества;

- отказ в передаче имущества.

В отношении спорного имущества данная государственная функция не выполнена, вопрос компетентными органами о передаче не разрешен, распоряжениеРосимущества о передаче имущества на иной уровень собственности отсутствует.

В связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2017 года по делу №А57-10998/2017 отменить.

В удовлетворении исковых требований отказать

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий А.Ю. Никитин

Судьи Т.В. Волкова

С.А. Жаткина