ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-21289/2021 от 13.07.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-21289/2021

18 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Пузиной Е.В.,

судей Землянниковой В.В., Колесовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 апреля 2022 по делу
№ А57-21289/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс»

заинтересованные лица: Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, Администрация Энгельсского муниципального района,

о признании недействительным и отмене распоряжения; обязании,

при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» - ФИО1 по доверенности от 10.01.2022, Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района –ФИО2 по доверенности от 07.07.2022,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Стройресурс» (далее - ООО «Стройресурс», заявитель, общество) с заявлением о признании недействительным и отмене распоряжения председателя Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (далее – Комитет) от 16.08.2021 № 986-р; обязании администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - администрация) предварительно согласовать предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 1140 кв.м. с целью использования: коммунальное обслуживание (строительство тепловой сети и блочно-модульной котельной мощностью 2,5 мВт) с местоположением <...> р-н участка 40 и утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Стройресурс» не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что к заявлению были приложены все документы согласно пункту 24 перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов». Общество обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка для строительства тепловой сети и блочно-модульной котельной, которая является объектом капитального строительства, для строительства которой необходимо получить разрешение на строительство. При подаче заявления о выдаче разрешения на строительство обязательным является предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок. Основным видом деятельности ООО «Стройресурс» является «производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха», в связи с чем, общество имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов под строительство котельной на основании пп. 4 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В судебное заседание явились представители общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» и Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района.

Администрация Энгельсского муниципального района явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 апреля 2022 по делу № А57-21289/2021 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 апреля 2022 по делу № А57-21289/2021 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверена арбитражным апелляционным судом.

Из материалов дела следует, что 23.07.2021 общество на основании пункта 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ обратилось к Главе Энгельсского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 1 140 кв.м с местоположением: <...> район дома 40 и утверждении схемы расположения земельного участка.

Целью использования земельного участка в заявлении указано - коммунальное обслуживание (строительство тепловой сети и блочно-модульной котельной мощностью 2,5 мВт).

К заявлению приложены, в том числе, схема расположения земельного участка площадью 1 140 кв.м., договор о подключении к сетям теплоснабжения с ФИО3, заявление ФИО3 о заключении договора технологического присоединения объекта теплоснабжения.

Распоряжением Комитета от 16.08.2021 № 986-р Обществу отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1 140 кв.м. и утверждении схемы расположения земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ (с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов).

Представитель Комитета указал, что заявителем не представлено каких-либо документов о наличии объектов на испрашиваемом земельном участке, для обеспечения которых необходимо размещение объекта строительства – котельной, не представлено доказательств, что земельный участок необходим для размещения объектов теплоснабжения, не представлено доказательств, что для строительства объекта необходим земельный участок испрашиваемой площади. Заявителем не указана фактическая цель использования земельного участка с приложением соответствующих документов.

Полагая, что указанное распоряжение Комитета является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, ООО «Стройресурс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что Общество при обращении в уполномоченный орган претендовало на получение земельного участка в целях размещения теплосетей, относящихся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1300 к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, что заявителем не опровергнуто, однако, в данном порядке не обращалось, а относимых, допустимых и достоверных доказательств, в частности, проектной документации, наличия действительных намерений возведения на испрашиваемом земельном участке котельной, не представлено.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В силу с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Частью 1 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при  разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статьи 11.3 ЗК РФ  образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся  в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно положениям части 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 2 части 2 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в силу положений статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации является предварительным этапом для последующего формирования земельного участка, индивидуализации его как объекта права и решения вопроса о его правовой судьбе.
При этом, подача заявления о предварительном согласовании предоставления участка преследует в конечном итоге цель получения права аренды земельного участка без проведения торгов.
Согласно части 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно  подпункту 1  статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Общество указывает, что имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов под строительство котельной на основании пп. 4 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку основным видом деятельности ООО «Стройресурс» является «производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха». 

Из материалов дела следует, что 23.07.2021 общество на основании пункта 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ обратилось к Главе Энгельсского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 1 140 кв.м с местоположением: <...> район дома 40.

Целью использования земельного участка в заявлении указано - коммунальное обслуживание (строительство тепловой сети и блочно-модульной котельной мощностью 2,5 мВт).

К заявлению приложены, в том числе, схема расположения земельного участка площадью 1 140 кв.м., договор о подключении к сетям теплоснабжения с ФИО3, заявление ФИО3 о заключении договора технологического присоединения объекта теплоснабжения.

Таким образом, предоставление земельного участка Обществу необходимо для строительства тепловой сети и блочно-модульной котельной мощностью 2,5 мВт.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ определены случаи, при которых договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

Из содержания данной нормы следует, что ее положения предусматривают по существу льготный порядок предоставления земельного участка (без торгов) в целях размещения указанных в ней объектов.

Таким образом, в п.4 ч.2 статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены различные цели (задачи), ради достижения которых земельный участок выделяется юридически лицам в аренду без проведения торгов:

- для выполнения международных обязательств Российской Федерации,

- юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов.

- юридическим лицам для размещения объектов федерального, регионального или местного значения.

Из содержания данной нормы следует, что речь идет о видах объектов, размещаемых на земельных участках:

- предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов;

- иных объектов федерального, регионального или местного значения.

Таким образом, допускается предоставление земельных участков для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, независимо от того, являются ли они объектами федерального, регионального или местного значения.

Используемое в Земельном Кодексе РФ понятие «размещение объекта» включает в себя «строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объекта».

Исходя из толкования данной нормы права, предоставление земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения теплоснабжения, не требует проведения торгов, поскольку в указанных целях они передаются без проведения публичных процедур.

Таким образом, земельные участки могут быть предоставлены без торгов на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ в случае предоставления земельного участка юридическому лицу для размещения объектов, предназначенных для обеспечения теплоснабжения.

Из буквального толкования данного пункта следует, что данная норма предусматривает размещение не объектов теплоснабжения, а объектов, предназначенных для обеспечения теплоснабжения.

Таким образом, согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ представление земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения теплоснабжения без проведения торгов, осуществляется в целях размещения объектов, имеющих вспомогательную функцию по отношению к другим основным объектам, и которые самостоятельного значения не имеют.

Согласно пункту 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность, которые предназначены для производства тепловой энергии (пункт 3 данной статьи).

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе, поддержание мощности.

Как следует из материалов дела, обращаясь в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения, Общество преследовало цель получения земельного участка для организации теплоснабжения объекта недвижимости - нежилого здания площадью 1058,9 кв.м. (здание телятника, корпус 5), расположенного по адресу: <...>, принадлежавшего на момент обращения заявителя ФИО3, в подтверждение чего, обществом в уполномоченный орган представлены договор о подключении к сетям теплоснабжения с

ФИО3 без даты заключения, заявление ФИО3 о заключении договора технологического присоединения объекта теплоснабжения без даты.

Однако каких-либо документов, относительно планируемых к размещению на испрашиваемом земельном участке объектов теплоснабжения, кроме технического задания и схемы проектируемой теплосети, в частности, обоснования площади испрашиваемого участка применительно к площади планируемого к размещению объекта теплоснабжения, обществом в уполномоченный орган не представлено.

Суд пришел к верному выводу о том, что из представленного в материалы дела технического задания на проектирование автономного теплоснабжения производственного здания в поселке Пробуждение Энгельсского района Саратовской области, учитывая отсутствие в данном документе каких-либо дат составления, не усматривается, что указанное техническое задание было составлено на момент обращения общества в уполномоченный орган, не усматривается, что указанное техническое задание подтверждает намерения Общества возвести на испрашиваемом земельном участке тепловые сети и блочно-модульную котельную мощностью 2,5 м ВТ.

Обществом в уполномоченный орган не представлены доказательства намерений размещения сетей теплоснабжения и котельной на испрашиваемом земельном участке для обеспечения объекта ФИО3 теплоснабжением, приложенный к заявлению договор о подключении к сетям теплоснабжения не содержит даты заключения указанного договора, заявление ФИО3 о заключении договора технологического присоединения также не содержит даты его составления.

Таким образом, Обществом на момент обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка надлежащих сведений о планируемом размещении на спорном земельном участке объектов теплоснабжения не представлено.

Доказательств, подтверждающих планирование строительства объектов местного значения на спорном земельном участке, отнесение этого земельного участка как участка, предназначенного для строительства объектов местного значения в соответствии с градостроительной документацией, Обществом также не представлено.

Доказательства того, что Общество является лицом, которое имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, отсутствуют.

Одним из основных принципов земельного законодательства является представление земельных участков на конкурентной основе – на торгах. Предоставление земельных участков без проведения торгов является исключением из данного общего принципа, обуславливаемым спецификой правоотношений. Отсутствие проведения торгов направлено на обход установленного Земельным Кодексом РФ общего принципа предоставления земельных участков на торгах.

Заявленная заявителем цель использования земельного участка – коммунальное обслуживание (строительство тепловой сети и блочно-модульной котельной мощностью 2,5 мВт) без предоставления подтверждающих и обосновывающих документов, не является размещением объекта, предназначенного для обеспечения теплоснабжения в смысле пп.4 ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Доказательств, в частности, проектной документации, наличия действительных намерений возведения на испрашиваемом земельном участке тепловых сетей и котельной, не представлено, в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у уполномоченного органа законных оснований для предварительного согласования предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения.

В случае же наличия намерений по возведению объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке Обществу необходимо предоставлять в уполномоченный орган соответствующие документы, свидетельствующие о наличии намерений по возведению конкретных объектов, что возлагает на заявителя, в том числе, обязанность по обоснованию площади испрашиваемого земельного участка, проектную документацию на планируемые объекты, разработанную с соблюдением норм действующего законодательства, надлежащие сведения об объекте для обеспечения теплоснабжением которого необходимо предоставление земельного участка без проведения торгов.

Из содержания пп.4 ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ следует, что его положения предусматривают льготный порядок предоставления земельного участка (без торгов) в целях размещения указанных в ней объектов, в связи с чем, Общество, рассчитывая на применение льготы, обязано представить в уполномоченный орган все обосновывающие документы.

Согласно письму Управления обеспечения градостроительной деятельности Администрации ЭМР одним из основных видов разрешенного использования указанной территориальной зоны является вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание (3.1) (допускается размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами).

На основании Правил землепользования и застройки Новопушкинского МО ЭМР карты границ зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия населенного пункта территория испрашиваемого земельного участка находится в зоне шумового воздействия воздушного транспорта. Согласно ресурсу публично кадастровой карты Росреестра часть территории испрашиваемого земельного участка находится в зоне с особыми условиями использования территории – охранная зона электросетевого комплекса ВЛ-6 кВ № 10 от ПС «Коминтерн».

Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пределах охранных зон электросетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной их работе, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту.

В пределах территории охранных зон без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, производить земляные работы и т.д.

С учетом изложенного, охранная зона устанавливается вне зависимости от желания владельца этого объекта оформить такую зону и необходима для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения таких объектов, а также исключения причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц.

В рассматриваемом случае испрашиваемый обществом земельный участок частично расположен в зоне с особыми условиями использования территории – охранная зона электросетевого комплекса ВЛ-6 кВ № 10 от ПС «Коминтерн».

Соответственно, строительство на спорном земельном участке объекта капитального строительства может нарушить безопасную работу инженерных сетей.

Кроме того, судом учтено следующее.

Главой V.6 ЗК РФ предусмотрены порядок и основания использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Пунктами 3 и 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ к таким случаям отнесены: строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36. ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Пунктами 1, 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 1300 предусмотрено, что подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а так же тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, отнесены к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены постановлением Правительства Саратовской области от 27.02.2015 N 79-П "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"; Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 31.12.2015 N 6387 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги" - "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута".

В силу пункта 1 статьи 39.23 ЗК РФ, размещение, в том числе, линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, является основанием для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей статьей публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков в целях размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

В пункте 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.

Данные нормы внесены в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов".

При этом не требуется образования земельного участка, а, следовательно, проведение кадастровых работ и регистрационных действий, изменения категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков, изъятия или предоставления земельных участков, что существенно сокращает срок и стоимость доступа к земельным участкам.

Целесообразность использования конструкции публичного сервитута применительно именно к линейным сооружениям обусловлена тем, что прохождение линейных сооружений по множеству земельных участков с различным режимом использования должно быть приведено к единому началу именно в силу властного решения, а не частно-правового соглашения.

Совокупность приведенных норм законодательства с учетом воли законодателя, заложенной в основу данных норм при внесении соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, свидетельствует о том, что земельными участками для размещения, в том числе, теплосетей собственники таких объектов пользуются без их предоставления либо на основании публичного сервитута либо на основании разрешения на право пользования земельным участком без его предоставления и установления сервитута, выданного уполномоченным государственным или муниципальным органом. При этом правовой режим пользования земельным участком не зависит от того, используется этот участок для возведения (строительства, реконструкции) объекта теплоснабжения или для оформления права пользования земельным участком под уже существующим объектом.

Как следует из материалов дела, Общество при обращении в уполномоченный орган в качестве цели использования земельного участка указывало строительство тепловой сети, относящейся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1300 к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, что заявителем не опровергнуто.

В данном порядке Общество в уполномоченный орган не обращалось.

При указанных обстоятельствах, распоряжение Комитета соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Общества, в связи с чем, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Доводы Общества не могут служить основаниями для отмены принятого решения суда.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 апреля 2022 года по делу
№ А57-21289/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.В. Пузина

Судьи В.В. Землянникова

Н.А. Колесова