ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-33007/20 от 15.12.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-11635/2021

г. Казань Дело № А57-33007/2020

16 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена15 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,

судей Сабирова М.М., Мельниковой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кутузовой А.В.,

при участии в судебном заседании, присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:

истца – ФИО1 (по доверенности); ФИО2 (по доверенности),

ответчика – ФИО3 (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области (прежнее наименование Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021

по делу № А57-33007/2020

по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО4 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее – Налоговая служба, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО4 (далее – ИП ФИО4, Предприниматель, ответчик) о взыскании в доход федерального бюджета суммы неосновательного обогащения в размере 497 330 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.07.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021, исковые требования удовлетворены частично. С Предпринимателя в доход федерального бюджета РФ взыскано неосновательное обогащение в размере 84 910 руб.

Не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении требований в размере 412 420 руб., Налоговая служба обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить в полном объеме.

Заявитель в кассационной жалобе ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году и: федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее ? Постановление № 576) утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате, распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

Правилами установлено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020.

Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.

В соответствии с пунктом 4 Постановления № 576 размер субсидий определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 01.01.2020, составляющей 12 130 руб.: на количество работников в марте 2020 года ? в отношении организаций; на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на единицу, ? в отношении индивидуальных предпринимателей.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда.

Количество работников получателя субсидии определяется Налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федераций от 01.02.2016 № 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Ответственность за достоверность информации, указанной в пункте 4 Постановления № 576, несет получатель субсидии.

Для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в Налоговый орган не позднее 01.07.2020.

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство.

Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральном казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 8 Правил).

Из материалов дела следует, что Предпринимателем в Налоговую службу 08.05.2020 подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства № 576 субсидии за апрель 2020 года.

Налоговый орган на момент проверки соответствия критериям, установленным пунктом 3 Правил, располагал следующими сведениями о налогоплательщике:

Основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 (49.31.21) «Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении». Отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.

Получатель субсидии включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРИП.

По состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 руб.

Количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% от количества работников в марте 2020 года. Результат проверки – 41/71.

На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах Налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произволен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.

С учетом изложенного, субсидия в размере 497 330 руб. (12 130 МРОТ*41 количество человек) поступила на счет Предпринимателя, указанный в заявлении.

Впоследствии, в ходе мониторинга исполнения Налоговой службой Постановления № 576 истцом было установлено, что Предпринимателем не было соблюдено условие о том, что количество работников получателя субсидии в месяце, в котором выплачивается субсидия составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.

В УПФР Ленинского района г. Саратова был направлен запрос от 20.07.2020 № 13-19/012003 о количестве застрахованных лиц по форме СЗВ-М за март, апрель 2020 года, согласно ответу (от 30.07.2020 № 10-03/15427) количество застрахованных лиц по СЗВ-М в марте 2020 года – 40 чел., в апреле 2020года ? 35 чел.

В последующем, в УПФР Ленинского района г. Саратова был направлен дополнительный запрос от 17.08.2020 №13-19/013866 по ИП ФИО4 о предоставлении информации по сдаче уточненных (корректирующих) форм СЗВ-М за март, апрель, май 2020 года; о количестве застрахованных лиц и дате представления уточненных форм СЗВ-М.

УПФР Ленинского района г. Саратова представило следующую информацию: за март 2020 года сведения представлены на 39 чел. (исходная форма на 39 человек подана 15.04.2020, дополняющая форма на 1 человека была подана 29.04.2020 отменяющая форма на 1 человека – 14.08.2020); за апрель 2020 года на 35 чел. (исходная форма на 35 чел. 14.05.2020); за май 2020 года на 32 чел. (исходная форма на 32 чел. 14.05.2020).

Таким образом, субсидия за апрель 2020 года перечислена Предпринимателю без соответствующих на то оснований (количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% от количества работников в марте 2020 года. Результат проверки ? 89,6%.

В соответствии с пунктом 11 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в пункте 4 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20 июля 2020 года Предпринимателю направлено уведомление № 13-22/012004 о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.

Неисполнение ответчиком требования о возврате субсидии, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Возражая против удовлетворения иска, Предприниматель указал, что согласно математическому расчету, он обеспечил сохранение занятости в период введения ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года от марта 2020 года в размере 93,9%. В Пенсионный фонд по форме СЗВ-М за март и апрель 2020 года были поданы сведения о застрахованных лицах, с учетом принятых и уволенных сотрудников. На конец марта 2020 года у Предприрнимателя было организовано 33 рабочих места (работника), в апреле 2020 года сохранено 31 рабочее место и работника.

Разрешая спор, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.

Из материалов дела усматривается, что по запросу суда УПФР в Ленинском районе г. Саратова (межрайонного) в материалы дела представлены сведения и документы, из которых следует, что в апреле 2020 года ИП ФИО4 предоставил в Пенсионный фонд РФ сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении 35 работников. В свою очередь, в апреле 2020 года ИП ФИО4 было уволено 4 ранее работавших человека и было принято 2 человека (также в апреле), что подтверждается приказами о прекращении трудового договора и о приеме на работу, то есть фактически в апреле 2020 года ИП ФИО4 сохранил 31 рабочее место и работника (33 работника на начало отчетного периода 01.04.2020 ? 4 уволенных + 2 принятых).

Уменьшение работников в апреле 2020 года по отношению к количеству работников в марте 2020 года составляет в процентном соотношении 93,9%.

Исходя из буквального содержания подпункта «е» пункта 3 Правил, одним из условий для включения в реестр в целях предоставления субсидии является необходимость сохранения работников, а именно: количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Указанная норма направлена на сохранение занятости и оплаты труда работников, трудоустройство которых напрямую зависит от действий работодателя.

При таких обстоятельствах ИП ФИО4 обоснованно получил субсидию в размере 412 420 руб. (12 130 х 34).

Таким образом, придя к выводу о соблюдении Предпринимателем обязательных условий и требований для получения субсидии, признав обоснованным получение Предпринимателем субсидии в размере 412 420 руб. (12 130 х 34), суды, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», признали заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению в размере 84 910,00 руб., правомерно отказав в иске в оставшейся части.

Ссылка заявителей кассационной жалобы в судебном заседании на судебные акты по другому делу в подтверждение своих доводов подлежит отклонению, поскольку при рассмотрении спора суды учитывают обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и доказательственную базу, представленную сторонами, на основании которой и принимается судебный акт.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, не опровергают их выводы, а указывают на не согласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие подателя жалобы с оценкой судом фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалованных судебных актов.

Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 по делу № А57-33007/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Э.Г. Гильманова

Судьи М.М. Сабиров

Н.Ю. Мельникова