Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А58-3939/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2017 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Е.О. Никифорюк, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2017 года по делу № А58-3939/2017 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании незаконными действий по недопущению к отбору по программе «Поддержка начинающих фермеров» незаконными, признании заявки соответствующей требованиям, признании заявителя победителем конкурса и о предоставлении субсидии 1 250 000,00 руб.,
суд первой инстанции, судья Собардахова В.Э.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, индивидуальный предприниматель ФИО1, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) о признании незаконными действий по недопущению к отбору по программе «Поддержка начинающих фермеров» незаконными; признании заявки соответствующей требованиям; признании заявителя победителем конкурса и о предоставлении субсидию 1 250 000,00 руб.
Решением суда первой инстанции от 14.08.2017 требования заявителя удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал незаконными действия Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), выразившиеся в недопущении на конкурсный отбор по программе "Поддержка начинающих фермеров" индивидуального предпринимателя ФИО1 (письмо №И-ПН-1854/06/2 от 29.03.2017).
В остальной части требований производство прекратил.
Суд первой инстанции обязал Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Несоответствие требованиям, которым должны соответствовать получатели субсидии, не предусмотрено в качестве основания для отказа во включении заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии пункта 2.4.8. Порядка предоставления субсидий ни в федеральном, ни в республиканском нормативных правовых актах.
Суд отмечает содержащуюся в Порядке предоставления субсидий неопределенность в позиции Министерства при определении оснований для отказа во включении заявки в перечень. В том числе, в Порядке предоставления субсидий не предусмотрены последствия несоответствия участника конкурса требованиям, невозможно определить надлежащую дату справки об отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательным платежам и т.д. Подобная неясность в определении начинающим фермером подлежащего применению порядка подачи заявки, создает возможность для произвольного выбора основания для отказа в допуске к конкурсу. Что недопустимо при нормотворчестве.
В остальной части заявленных требований (признание заявки соответствующей требованиям, признание заявителя победителем конкурса, предоставление субсидии 1 250 000,00 руб.) производство по делу подлежит прекращению в связи с неподведомственностью арбитражному суду.
Предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части прекращения производства по признанию заявки соответствующей требованиям, признанию заявителя победителем конкурса и о предоставлении субсидии 1 250 000,00 руб.,
Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным ходатайством предприниматель просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из апелляционной жалобы следует, что в обжалованной части решение суда является незаконным, поскольку арбитражное процессуальное законодательство сконструировано и направлено на защиту нарушенных прав и оспариваемых прав и интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, в частности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 21.09.2017.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Приказом Министерства от 07.02.2017 №69 утвержден Порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение части затрат на поддержку начинающих фермеров и на развитие семейных животноводческих ферм (т. 1, л. 17).
Из материалов дела следует, что 03 марта 2017 года приказом Министерства №137 утверждено извещение о конкурсе по отбору начинающих фермеров на 2017 (т. 1, л. 29, 31).
20 марта 2017 года образована комиссия по рассмотрению заявок по отбору начинающих фермеров и на развитие семейных животноводческих ферм и утвержден состав комиссии
23 марта 2017 года Предприниматель подал заявку на участие в программе «Поддержка начинающих фермеров» и соответствующие документы (т. 1, л. 11) на участие в конкурсе. Заявка зарегистрирована за №168.
29 марта 2017 Министерство письмом №И-ПН-1854/06/2 направила предпринимателю мотивированный отказ к допуску его на конкурсный отбор по программе «Поддержка начинающих фермеров», указав на наличие у предпринимателя задолженности по налогам.
Решением суда от 14.08.2017 действия Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), выразившиеся в недопущении на конкурсный отбор по программе "Поддержка начинающих фермеров" индивидуального предпринимателя ФИО1 содержащиеся в письме №И-ПН-1854/06/2 от 29.03.2017 признаны незаконными.
Предприниматель, не оспаривая в данной части выводы суда первой инстанции, указывает на то, что у суда первой инстанции в части требований о признании заявки соответствующей требованиям, о признании заявителя победителем конкурса, о предоставление субсидии 1 250 000,00 руб. не было законных оснований для прекращения производства по делу в порядке ст. 150 АПК РФ.
Статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Статьей 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из указанного следует, что арбитражному суд подведомственны споры как таковые.
Дела не связанные со спорами отнесены к делам особого производства - об установлении фактов.
Порядком предоставления субсидий на финансовое обеспечение части затрат на поддержку начинающих фермеров и на развитие семейных животноводческих ферм утвержденного Приказом Министерства от 07.02.2017 №69 установлено, что:
2.5.4. Оценка заявок и документов (проектов) осуществляется путем голосования членов Конкурсной комиссии.
2.5.5. Проекты, набравшие наибольшее количество голосов признаются победителями конкурса.
2.5.7. Решение Конкурсной комиссии оформляется протоколом, который утверждается председателем Конкурсной комиссии или его заместителем и не позднее 3 рабочих дней с даты проведения конкурса направляется в Министерство. В протоколе Конкурсной комиссии, помимо информации о победителях, отражается информация о размерах предоставляемых им субсидий.
2.5.8. В течение 3 рабочих дней, с даты подписания протокола Конкурсной комиссией, Министерство утверждает ведомственным актом победителей конкурса для предоставления им субсидий.
2.5.9. В течение 3 рабочих дней со дня издания ведомственного акта, утверждающего победителей конкурса, Министерство размещает указанный список на официальном сайте Министерства.
2.5.10. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год и доведенных лимитов бюджетных обязательств на создание крестьянского (фермерского) хозяйства исходя из расчета на одного начинающего фермера для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений в размере, не превышающем 3,0 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, для ведения иных видов деятельности - в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, при этом срок использования средств государственной поддержки начинающим фермером составляет не более 18 месяцев с даты ее получения. Размер субсидии должен строго соответствовать плану расходов начинающего фермера, указанному в бизнес-плане. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленной субсидии, подлежит согласованию с Конкурсной комиссией.
2.6. В течение 5 рабочих дней со дня утверждения ведомственного акта, указанного в подпункте 2.5.8 настоящего Порядка, Министерство заключает с начинающим фермером соглашение о предоставлении субсидии по типовой форме Соглашения, утвержденной Министерством финансов Республики Саха (Якутия) от 30.12.2016г. № 2025-Н.
Из указанного следует, что признание заявки соответствующей требованиям, признание участника победителем конкурса, входит в исключительную компетенцию Конкурсной комиссии созданной Министерством сельского хозяйства.
Вопрос же о предоставлении субсидии определяется Министерством исключительно на основании соответствующего соглашения о предоставлении субсидии.
Учитывая, что в суде рассматриваются исключительно споры, то он не вправе принимать к рассмотрению вопросы отнесенные к компетенции иных органов при отсутствии спора.
Более того, суд апелляционной инстанции усматривает, что в силу ст. 201 АПК Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что рассмотрение заявки, ее оценка и решение о предоставлении субсидии в соответствии с Порядком предоставления субсидий на финансовое обеспечение части затрат на поддержку начинающих фермеров и на развитие семейных животноводческих ферм утвержденного Приказом Министерства от 07.02.2017 №69 является единой процедурой предоставления субсидии, указание суда первой инстанции на устранение Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) допущенных нарушений прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 направлено именно на исполнение Министерством указанной процедуры в отношении данного лица, как это установлено названным порядком.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о прекращении производства по требованиям в указанной части.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) излишне уплаченную госпошлину в размере 1 500 рублей уплаченную платежным поручением №1586 от 07.09.2017 (т. 3, л. 12).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от «14» августа 2017 года по делу №А58-3939/2017 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) излишне уплаченную госпошлину в размере 1 500 рублей
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья Е.В. Желтоухов
Судьи Д.В. Басаев
Е.О. Никифорюк