ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-5479/20 от 21.02.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

25 февраля 2022 года

Дело №А58-5479/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кушнаревой Н.П.,

судей: Качукова С.Б., Яцкевич Ю.С.,

при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Норбоевой Д.А.,

при участии посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) представителей: общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Голдлайн» – Егоровой А.М. (доверенность от 19.07.2021 № 02/21, диплом, паспорт), министерства финансов Республики Саха (Якутия) – Дранаевой Е.А. (доверенность от 25.06.2021, диплом, паспорт), департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия – Терентьева Г.М. (доверенность от 14.01.2022, диплом, паспорт),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Голдлайн»
на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2021 года по делу № А58-5479/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 12 октября 2021 года по тому же делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Голдлайн» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковым заявлением к департаменту Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия (далее – департамент) о взыскании убытков в размере
176 929 627,66 рублей, связанных с установлением зон с особыми условиями использования территорий.

Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика на Республику Саха (Якутия) в лице министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее – министерство), департамент привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2021 года, в иске отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое судебное рассмотрение в ином составе судей.

В кассационной жалобе приведены доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильном применении норм материального права. Судами неверно истолкованы положения пункта 11 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные в результате установления защитных зон объектов культурного наследия, должны быть возмещены не позднее чем через два года после установления таких защитных зон. Бездействие уполномоченных органов в установлении зон охраны объектов культурного наследия и внесении сведений об их границах в Единый государственный реестр недвижимости не должно препятствовать возмещению убытков. Судами не учтено постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.08.2018 № 241, которым установлены границы зон охраны объекта культурного значения и режимы использования земель в их пределах, что повлекло неверный вывод о том, что зоны охраны объекта культурного наследия не установлены. Данное постановление в установленном порядке не отменено и является действующим. Выводы судов о том, что отсутствие сведений о регистрации в ЕГРН охранной зоны объекта культурного наследия препятствует возмещению убытков, противоречат действующему законодательству, поскольку отсутствие указанных сведений не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия. При этом судами без внимания оставлены положения пунктов 8-10 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Наличие топологической ошибки при описании зоны охраны объекта культурного наследия не свидетельствует о том, что такая зона не установлена, поскольку в силу пункта 9 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данная зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.08.2018 № 241 содержит графическое изображение зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, из которого видно, что земельный участок истца входит в границы охранной зоны, где запрещено новое строительство. Данное обстоятельство также подтверждено заключением кадастрового инженера, которому судами не дана оценка.

В отзыве на кассационную жалобу министерство, не соглашаясь с приведенными в ней доводами, просит в ее удовлетворении отказать.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru».

Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2022 года рассмотрение кассационной жалобы на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось до 11 часов 00 минут
21 февраля 2022 года.

Присутствующие в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.

Как установлено судами, с 2015 года обществу, основным видом деятельности которого является строительство зданий, на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:105052:255, площадью 4 197 кв.м, расположенный по адресу: город Якутск, квартал 64.

На указанном земельном участке общество планировало строительство многоквартирного жилого дома с социальными помещениями и теплой автостоянкой в соответствии с проектом «Многоквартирный жилой дом с социальными помещениями по ул. Каландаришвили в квартале 64 г. Якутска».

Приказом Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 22.04.2015 № 170-ОКН утверждены границы территории объекта культурного наследия «Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный) 1708 года» включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии с постановлением Совета Министров Якутской АССР от 31.12.1976 № 484 как памятник местного значения.

Защитная зона данного объекта культурного наследия установлена 03.10.2016.

08.02.2017 обществу выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 14:36:105052:255, которым подтверждена возможность строительства многоквартирного жилого дома.

Граница территории объекта культурного наследия внесена 22.08.2017 в Единый государственный реестр недвижимости.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.08.2018 № 241 утверждены границы зон охраны названного объекта культурного наследия, особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия.

Земельный участок с кадастровым номером 14:36:105052:255, находящийся в собственности общества, полностью вошел в границы защитной зоны объекта культурного наследия.

07.09.2018 обществу выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 14:36:105052:255, в котором обозначено место допустимого размещения объекта капитального строительства с учетом защитной зоны объекта культурного наследия.

07.10.2020 в ЕГРН внесены сведения о границе защитной зоны объекта культурного наследия

Приказом Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска от 25.01.2021 № 2 названные градостроительные планы отменены.

Ссылаясь на установление зоны с особыми условиями использования территории (защитной зоны объекта культурного наследия изоны охраны объектов культурного наследия) и невозможность использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:105052:255 по целевому назначению, уменьшения его рыночной стоимости, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая возникший спор и отказывая в иске, суды руководствовались положениями статей 5, 34, 34.1, 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статей 57, 57.1, 105 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 26
Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и исходили из того, что убытки в связи с установлением защитной зоны объекта культурного наследия могут быть возмещены только после установления зон охраны объекта культурного наследия, которые в настоящее время не установлены.

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий (статья 104 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статья 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относит зоны охраны объектов культурного наследия, защитную зону объекта культурного наследия.

По общему правилу, предусмотренному статьей 107 Земельного кодекса Российской Федерации, со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям.

Правовые основы охраны объектов культурного наследия определены Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В силу статьи 5 данного Федерального закона земельные участки в границах территорий объектовкультурногонаследия, включенных в единый государственный реестр объектовкультурногонаследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектовкультурногонаследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 34.1 названного Федерального закона, вступившей в силу с 03.10.2016, защитными зонами объектовкультурногонаследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурногонаследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади). Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника. Защитная зона объектакультурногонаследия прекращает существование со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах охраны такого объектакультурногонаследия, установленных в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона.

Статьей 34 указанного Федерального закона определено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.Зоны охраны объекта культурного наследия должны быть установлены в срок не более чем два года со дня включения в реестр такого объекта культурного наследия, применительно к которому в соответствии со статьей 34.1 настоящего Федерального закона устанавливается защитная зона.

Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, в том числе путем ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Особенности возмещения убытков в связи с ограничением прав собственников земельных участков, в том числе в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий, определены статьями 57 и 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом в силу пункта 23 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения подпунктов 8, 9 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, касающиеся возмещения убытков причиненных ограничениями прав в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, не применяются в отношении зон с особыми условиями использования территорий, которые и границы которых установлены до 04.08.2018.

Защитная зона объектакультурногонаследия «Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный) 1708 года» в соответствии со статьей 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» считается установленной с момента вступления в силу названной статьи, то есть с 03.10.2016.

В этой связи выводы судов о невозможности применения к возникшим правоотношениям в связи с установлением защитной зоны объектакультурногонаследия положений подпунктов 8, 9 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации являются правильными.

Как установлено судами, принадлежащий обществу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 14:36:105052:255 и предназначенный для строительства многоквартирного жилого дома, полностью входит в границы защитной зоны объекта культурного наследия, где не допускается строительство объектов.

Отвергая доводы общества о необходимости возмещения убытков в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия, предусмотренной статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», суды с учетом положений части 11 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации посчитали, что они могут быть взысканы только после установления в надлежащем порядке зоны охраны объекта культурного наследия, указав со ссылкой на письмо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Саха (Якутия)» от 11.10.2018 № 13-04390, что при установлении данной зоны допущена топологическая ошибка.

Между тем судами не учтено следующее.

Частями 8-10 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судами) установлено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения. В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности. Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Из содержания данных правовых норм следует, что зоны с особыми условиями использования территорий (в том числе зоны охраны объектов культурного наследия) считаются установленными при отсутствии сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены на основании решения органа государственной властипри условии, что утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.08.2018 года
№ 241 утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Кафедральный Свято-Троицкий собор (каменный), 1708 г.», особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон.

В данном постановлении приведены границы зон охраны данного объекта (в том числе охранной зоны объекта культурного наследия, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности), их описание с указанием координатных точек, графическая схема его расположения.

Однако доводы истца о том, что данное постановление надлежащим образом в соответствии с частями 8-10 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
установило зону охраны объектов культурного наследия и внесения сведений о ней в ЕГРН не требовалось, судами оставлены без правовой оценки, мотивов, по которым не применены к возникшим правоотношениям положения постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.08.2018 № 241, обжалуемые судебные акты не содержат. При этом судами не учтено, что названное постановление не было отменено на момент рассмотрения спора и противоречащим закону не признано.

Выводы судов о том, что данная зона, определенная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.08.2018 № 241, не может считаться установленной ввиду допущенной топологической ошибки, являются необоснованными.

Судами не выяснено, в чем именно выразилась такая ошибка, влияет ли она на расположение земельного участка в границах зоны охраны объекта культурного наследия, почему данная ошибка не была устранена в течение длительного периода (до обращения истца в суд).

Кроме того, как отмечено выше, положения пункта 23 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктов 8, 9 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, касающиеся возмещения убытков причиненных ограничениями прав в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, не применяются в отношении зон с особыми условиями использования территорий, которые и границы которых установлены до 04.08.2018.

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) № 241 принято после 04.08.2018, следовательно, к спорным отношениям подлежит применению статья 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для взыскания убытков являются преждевременными, сделанными без учета всех обстоятельств спора при неправильном применении норм материального права.

С учетомизложенногопринятыеподелусудебныеактынемогутбытьпризнанызаконнымииобоснованными, кактоготребуетчасть 4 статьи 15 АрбитражногопроцессуальногокодексаРоссийскойФедерации, всвязисчемвсоответствииспунктом 3 части 1 статьи 287 ичастями 1 и 2 статьи 288 этогоКодексаподлежатотменеснаправлениемделанановоерассмотрениевсудпервойинстанции.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, в зависимости от этого установить возникли ли у истца убытки, разрешить спор по существу, распределив судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2021 года
по делу № А58-5479/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2021 года по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Н.П. Кушнарева

С.Б. Качуков

Ю.С. Яцкевич