ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-6395/2023 от 08.02.2024 АС Восточно-Сибирского округа

1009/2024-726(4)




Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск  08 февраля 2024 года Дело № А58-6395/2023 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Рудых А.И.

рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения  Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» на решение Арбитражного суда  Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2023 года по делу № А58-6395/2023,  рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого  арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2023 года по тому же делу, 

установил:

государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Агентство  субсидий» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – учреждение, агентство)  обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной  ответственностью «Арктика» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – общество,  ООО «Арктика») о взыскании 262 260 рублей. 

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2023 года,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного  суда от 23 октября 2023 года, в удовлетворении требования отказано. 

Учреждение в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального  права (глава 25, статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, (далее –  ГК РФ)), несоблюдение норм процессуального права (статьи 65, 71, 227 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)), просит решение и  постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый  судебный акт об удовлетворении требования. 

По мнению заявителя кассационной жалобы: у общества остается непогашенной  задолженность перед бюджетом Республики Саха (Якутия) в размере 262 260 рублей,  которую учреждение в силу принципа неприменения двойной ответственности не имело 


права отразить в бухгалтерском учете по итогам проверки; представленное доказательство  уплаты суммы 214 850 рублей 42 копейки связано с иными требованиями. 

Учреждение считает судами необоснованно, в нарушение статьи 227 АПК РФ,  отказано ответчику в рассмотрении дела по общим правилам искового производства. 

Отзыв на кассационную жалобу в сроки, установленные определением суда округа  от 27 декабря 2023 года, в канцелярию суда не поступил. 

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой  35 АПК РФ, с учетом части 5.1 статьи 211 АПК РФ и статьи 288.2 АПК в редакции,  действующей с 13.12.2019, без вызова сторон и проведения судебного заседания с учетом  разъяснений, изложенных в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном  суде кассационной инстанции». 

Лица, участвующие в деле, извещены о принятии кассационной жалобы к  производству и о порядке её рассмотрения по правилам статей 121-123, 186 АПК РФ  (первичные извещения, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы  размещена в установленном порядке на сайте суда в сети «Интернет»). 

Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального  права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о  применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле  доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа приходит к  следующим выводам. 

ООО «Арктика» является получателем субсидий на возмещение недополученных  доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги для граждан  (в том числе водоотведение с промежуточным вывозом автотранспортом). 

В рамках соглашения от 15.02.2022 № 11-06-в/120 о предоставлении субсидии на  возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на  коммунальные услуги на основании предоставленных обществом сведений о начислении  платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные ресурсы (услуги)  Агентством произведено начисление и перечисление субсидии в 2022 году. 

В связи с уточнением объемов по фактически оказанным объемам агентством  установлена, переплата субсидий в суммах 262 260 рублей и 214 850 рублей 42 копейки. 

В связи с неисполнением обществом претензионных требований агентство  обратилось в суд с заявлением о взыскании 262 260 рублей, в обоснование сослалось на 


неоплаченное требование № 524/07-14/б/941, выставленное 29.09.2022, то есть ранее  составления акта проверки (19.10.2022). 

Отказывая во взыскании заявленной суммы, суды исходили из недоказанности  учреждением оснований для взыскания заявленной на основании акта проверки суммы, с  учетом представленного ответчиком платежного поручения об уплате. 

Данный вывод суд округа считает основанным на неправильном применении норм  материального права и неполном выяснении судами обстоятельств, необходимых для  правильного рассмотрения спорного вопроса, исходя из следующего. 

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам  предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов  территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке,  предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта  Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах  территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в  соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им  органов государственной власти субъекта Российской Федерации. 

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие  предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе должны определять: цели,  условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае  нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ). 

Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) № 25-V от 05.12.2013  «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность),  водоснабжение и водоотведение» (далее – Закон № 25-V) возмещение недополученных  доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям  коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим  организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с  установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного  бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом. 

Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом,  иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество  (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему  неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное 


обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего  Кодекса. 

Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных  доходов и финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на  коммунальные услуги утвержден приказом Министерства жилищно-коммунального  хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 года № 450-п  (далее – Порядок). 

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка лимит субсидий на расчетный финансовый  год формируется с учетом сумм субсидий фактических объемов поставки коммунальных  ресурсов (услуг) льготной категории потребителей, но не вошедших в соглашения за  прошедший отчетный период, подтвержденной проверкой сверхплановой субсидии, а  также прогноза за январь - ноябрь расчетного календарного года в разрезе получателей  субсидий по видам услуг с помесячным распределением в пределах доведенных лимитов  бюджетных обязательств. Лимит субсидий изменяется (корректируется) в случаях,  определенных в подпункте 3.7.3 Порядка. 

Согласно пункту 3.7.3 Порядка для начисления субсидии получатели субсидий,  заключившие соглашение не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем,  4 представляют в агентство сведения, подтверждающие факт поставки коммунальных  ресурсов (услуг) льготной категории потребителей. 

Согласно пункту 3.9.1 Порядка при установлении факта нарушения организацией  условий, установленных в настоящем Порядке, в случае недостижения результата,  показателя, указанных в разделе 4 настоящего Порядка, суммы излишне выплаченных  субсидий удерживаются агентством с текущего финансирования организации, кроме  случаев, указанных в пункте 3.9.4. 

Согласно пункту 3.9.2. Порядка в случае недостаточности средств финансирования  текущего финансового года либо отсутствия Соглашения о предоставлении субсидий на  текущий финансовый год - агентство направляет организации требование о добровольном  возврате излишне выплаченных субсидий, которые получатель обязан в течение 30  календарных дней после получения требования возвратить в доход государственного  бюджета Республики Саха (Якутия). 

В пункте 3.9.3 Порядка указано на то, что в случае неисполнения предъявленных  требований, сумма субсидий, подлежащая возврату, взыскивается агентством в судебном  порядке. 


В случае превышения суммы перечисленной субсидии над суммой начисленной  субсидии в отчетном периоде текущего финансового года в силу пункта 3.12.6 Порядка  сумма превышения снижает сумму текущего финансирования Получателя субсидии, и  используется агентством на цели, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка. 

В рамках осуществления полномочий, регламентированных разделом 3 Порядка,  агентством выявлено 262 260 рублей излишне выплаченной субсидии, указанная сумма  отражена в бухгалтерской отчетности агентства и 29.09.2022 последним выставлено  требование от № 524/07-14/6/941 о возврате излишне выплаченной субсидии (отклонение  между перечисленной и начисленной суммой субсидии). 

Согласно исковому заявлению агентство, в связи с неисполнением указанного  требования от 29.09.2022, просит взыскать с общества 262 260 рублей задолженности (акт  плановой проверки от 19.10.2022 № 524/12/38 как основание иска, агентство не  указывает). 

Доказательства перечисления агентству обществом или взыскания с последнего в  принудительном порядке 262 260 рублей излишне выплаченной субсидии в деле  отсутствуют. 

Акт плановой проверки от 19.10.2022 № 524/12/38 представлен обществом в  обоснование возражений на исковое заявление. 

При этом, общество в отзыве на иск приводит возражения против задолженности в  сумме 214 850 рублей 42 двух копеек, выявленной по результатам плановой проверки, а  возражений относительно задолженности в сумме 262 260 рублей, определенной ранее,  отраженной в бухгалтерской отчетности агентства и указанной в требовании от 29.09.2022  от № 524/07-14/6/941, общество не приводит. 

Указанный акт датирован 19.10.2022, тогда как приведенное в обоснование иска  требование имеет более раннюю дату – 29.09.2022. 

В пункте 4 заключения акта от 19.10.2022 № 524/12/38 указано на наличие у  общества 262 260 рублей дебиторской задолженности в связи с уточнением объемов  отпущенных коммунальных услуг за январь - май 2022 (приказы агентства   № 524/07-18/120-7, № 524/07-18/120-8, № 524/07-18/120-9, № 524/07-18/120-10,   № 524/07-18/120-12, № 524/07-18/120-11 от 27.09.2022) и необходимость возвратить  указанную на основании требования № 524/07- 14/б/941 от 29.09.2022. 

В пункте 5 заключения указанного акта проверки, также указано на выявление  214 850 рублей 42 копеек задолженности. 


При этом, требование о взыскании указанной в пункте 5 акта от 19.10.2022   № 524/12/38 задолженности общества в размере 214 850 рублей 42 копейки,  перечисленной обществом агентству по платежному поручению № 880 от 09.11.2022 в  деле отсутствует, а в исковом заявлении на взыскание данной суммы не указано. 

Согласно положениям статьи 71 АПК РФ необходимые для правильного  разрешения спора обстоятельства подлежат установлению арбитражными судами по  результатам совокупной оценки всех имеющихся в деле доказательств с учетом  положений подлежащих применению норм материального права, регулирующих спорные  отношения. 

В соответствии с положениями статьи 168 АПК РФ при принятии решения  арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами,  участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие  обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не  установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по  данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает,  подлежит ли иск удовлетворению. 

Исследование и оценка доводов сторон, представленных в их обоснование  доказательств, а также определение круга обстоятельств, подлежащих установлению для  правильного разрешения спора, осуществляется арбитражными судами по правилам главы  7, статей 162 и 168 АПК РФ

Результаты исследования и оценки доводов и доказательств, мотивы, по которым  суд отклонил те или иные доводы и доказательства и не применил законы и иные  нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле,  излагаются согласно положениям статей 170 и 271 АПК РФ в принятых судебных актах. 

Между тем, в нарушение указанных норм права вопросы выявления агентством  262 260 рублей задолженности по субсидии, периоде образования этой задолженности и  наличию у общества возражений относительно указанной суммы переплаты субсидии  судами в предмет исследования не включены, совокупная оценка имеющимся в деле  доказательствам не дана, необходимые для правильного разрешения спора  обстоятельства, не установлены, что могло привести к принятию неправильного по  существу судебного акта. 

Таким образом, выводы судов о недоказанности Агентством оснований для  взыскания 262 260 рублей задолженности по уплате излишне выплаченной субсидии с  учетом представленного обществом платежного поручения по перечислению 


Допущенные судам нарушения норм права могли повлечь принятие неправильного  по существу судебного акта и не могут быть восполнены на стадии кассационного  рассмотрения дела, поскольку требуют оценки доказательств и установления фактических  обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу  положений главы 35 АПК РФ

Довод о необоснованном отклонении судами ходатайства ответчика о  рассмотрении дела по общим правилам в нарушение требований статьи 227 АПК РФ  судами рассмотрен и обоснованно отклонен со ссылкой на то, что: обстоятельства,  препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощённого производства,  перечисленные в части 5 данной нормы, отсутствуют; требование о наличии согласия  сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства данная норма не  содержит; переход к рассмотрению дела, подлежащего рассмотрению в порядке  упрощенного производств, к рассмотрению по общим правилам, в настоящем случае  является правом суда с учетом достаточности (недостаточности) наличия представленных  доказательств для рассмотрения дела по существу. 

Неправильного толкования судами данной нормы с учетом того, что ходатайство о  рассмотрении дела заявлено не агентством, а другой стороной, суд округа не усматривает. 

По результатам рассмотрения кассационной жалобы, суд округа считает, что  судебные акты приняты с существенными нарушениями норм права, при неполном  выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего  спора, и не могут быть восполнены на стадии кассационного рассмотрения дела,  поскольку требуют оценки доводов и доказательств и установления фактических  обстоятельств, в связи с чем на основании части 3 статьи 288.2, частей 1 и 3 статьи 288  АПК РФ подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный  суд Республики Саха (Якутия). 

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное в  настоящем постановлении, доводам сторон и представленным в их обоснование  доказательствам дать оценку с учетом подлежащих применению норм материального  права, регулирующих спорные правоотношения, по результатам которой и с учетом  установленных обстоятельств, принять законный и обоснованный судебный акт. 

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем 


направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном  порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме  ограниченного доступа. 

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном  носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления  соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или  вручено им под расписку. 

Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2023 года  по делу № А58-6395/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,  постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2023 года по  тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд  Республики Саха (Якутия). 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей  291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Судья А.И. Рудых